Самореализация младших школьников в проектной деятельности
статья
В статье раскрывается важная роль проектной деятельности в саморазвитии и самореализации младших школьников на примере учебных проектов из опыта работы педагога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Самореализация младших школьников в проектной деятельности | 854.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Самореализация младших школьников
в проектной деятельности
Self-realization of younger students in project activities
Колпакова Алина Витальевна,
учитель начальных классов
МБОУ «Гимназии №5»
г. Дзержинский, Московская область
Kolpakova Alina Vitalievna,
primary school teacher
MBOU "Gymnasium №5"
Dzerzhinsky, Moscow oblast
Аннотация. В статье раскрывается важная роль проектной деятельности в саморазвитии и самореализации младших школьников на примере учебных проектов из опыта работы педагога.
Abstract. The article reveals the important role of project activities in self-development and self-realization of younger schoolchildren on the example of educational projects from the experience of the teacher.
Ключевые слова: самореализация, учебный проект, проектно-исследовательская деятельность.
Key words: self-actualization, educational project, project and research activities.
Если хочешь научить меня чему-то,
Позволь мне идти медленно…
Дай мне приглядеться…
Потрогать и подержать в руках
Послушать…
Понюхать…
И может быть попробовать на вкус…
О, сколько всего я смогу
Найти самостоятельно!
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые «формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать новую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения»[1]. Научить мыслить, находить рациональные пути решения проблем, воспитать потребность в саморазвитии — основные ориентиры современного школьного обучения. Учитывая всё это, нужно отметить, что процесс обучения необходимо модернизировать, вводя новые формы и методы, используя инновационные педагогические технологии. Эффективность образования в значительной мере зависит от заинтересованности учащихся в творческом саморазвитии, в их потребности в самореализации. Обобщая различные точки зрения, будем трактовать самореализацию «как форму целенаправленной активности человека в реализации собственных возможностей и способностей в личностно значимой творческой деятельности, при которой происходит раскрытие потенциала личности и переход ее потенциальных способностей в актуальные»[2].
Творческая самореализация младшего школьника, исходя из особенностей данного возрастного периода, наиболее успешно осуществляется в учебной деятельности через проектно-исследовательскую деятельность. Поэтому одна из задач начальной школы – создать условия для формирования у детей первоначальных навыков проектно-исследовательской деятельности.
Методика проведения учебных исследований, учебных проектов позволяет включить ребенка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях в ходе основного обучения. Ее широко можно использовать на уроках и во внеурочной работе. Я, как и многие педагоги, хочу видеть своих учеников адаптированными к жизни, вовлечёнными в активную учебно-воспитательную деятельность. Поэтому сосредотачиваю своё внимание на индивидуальных особенностях каждого ребёнка. Стараюсь строить свою деятельность так, чтобы она способствовала формированию конкурентоспособной личности, навыков поискового мышления, способностей к творческому труду, чтобы у детей были возможности реализовать себя. А проектно-исследовательская деятельность – это та среда, где каждый сможет себя проявить, самореализовать.
Что такое проект с точки зрения ученика? Это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести некую пользу и показать публично достигнутый результат.
А вот учитель считает, что это все-таки «интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у учащихся»[3]. А именно, научить проблематизации, целеполаганию, планированию своей деятельности, самоанализу, рефлексии, представление результатов своей деятельности и хода работы.
В целом, метод проекта является целенаправленной, полностью самостоятельной деятельностью учащихся, но руководимой учителем, направленной на решение какой- либо исследовательской или значимой проблемы, а также на достижение конкретного результата.
Проектная деятельность соединяет в себе применение новых знаний и житейского опыта ребенка, тем самым формирует более широкие познавательные возможности младшего школьника. С одной стороны она является методом обучения, а с другой - средством практического применения усвоенных знаний и умений, позволяющим сформировать у детей учебную активность и творческое мышление, а главное - направить их по пути самореализации. В качестве средства обучения оказывает значительное развивающее влияние на ученика как субъекта учебной деятельности.
Особенность проектной деятельности учащихся младших классов состоит в том, что проекты носят наглядный, практический характер, объединяют знакомые, легко повторяющиеся в опыте ребенка действия, ставят значимые для ребенка цели. Организация проектной деятельности позволяет, таким образом, создать ситуацию, в которой дети учатся делать выбор и нести за него ответственность (в частности, доводить до конца – до получения продукта – начатое дело), а также демонстрировать результаты своей деятельности. На данном этапе происходит существенный рост самостоятельности учащихся.
Главной целью учебного проекта младшего школьника является развитие личности.
С первого класса я практикую коллективные, групповые, индивидуальные проекты на уроках и во внеурочной деятельности. В 1-2 классе в основном работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу. Это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих.
В 1 классе работу начали с индивидуальных мини-проектов «Моя буква», которые потом составили праздник «Азбука нашего класса». Дети приготовили очень разные проекты и с удовольствием их защищали, рассказывая стихи, пословицы, загадки на свою букву, показывая рисунки с предметами на заданную букву и составленные ими кроссворды.
Другой пример творческого проекта: проект «Мой друг пластилин», представленный ученицей 1 «Г» класса Борисовой Кирой на региональной научно- исследовательской конференции ассоциированных школ ЮНЕСКО и занявший 1 место, предполагал коллективное создание панно из пластилина «Подводный мир».
Проектная и исследовательская деятельности дают возможность формировать на их основе учебно-познавательную деятельность учащихся, так как структурно эти виды деятельности сходны. Целями проектного обучения являются:
1. Повышение личной уверенности у каждого участника проекта:
2. Воспитание коммуникабельности и сотрудничества.
3. Развитие критического мышления, поисковой деятельности в решении проблемы.
4. Развитие проектного умения (выявление проблем, сбор информации), наблюдения, обобщения, творческого мышления.
Я хочу отметить, что обучение с помощью проектов активно воздействует на повышение мотивации ученика, что на сегодняшний день актуально.
Выполняя различные проекты, учащиеся научились работать индивидуально, в команде, договариваясь между собой, проявляют инициативу, начинают мыслить творчески. Так, например, используя элемент театрализации, успешно прошло представление ребятами своих мини-проектов «Моё любимое место в г. Дзержинский». Ученики 1-го класса рассказали Буратино о достопримечательностях родного города, касаясь истории тех мест, где они любят гулять с родителями и куда готовы его пригласить.
Так мы на уроках и занятиях во внеурочное время не только приобретаем знания, но и развиваем умения и навыки исследовательского поиска.
Известное выражение «Я не волшебник, я только учусь» очень хорошо подходит к проектной деятельности. Но главное для меня – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Детям младшего школьного возраста необходима помощь взрослого на всех этапах работы над проектом. Эта работа сближает родителей с детьми. Она стала для некоторых из них интересным и захватывающим делом. Родители, вместе с детьми делают фотографии, ходят на экскурсии, выполняют несложные исследования, помогают подбирать нужную информацию, готовить защиту работы своего сына или дочери. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.
Так, работая над проектом «Как рождается книга» Катушкина Светлана (2 кл.) побывала вместе с мамой в настоящей типографии, изучила этапы создания книги и познакомилась с людьми, работающими над выходом книги в свет. А результатом её работы стала «Моя первая книга», которую она наполнила своими стихами, сказками и рисунками.
Проект представляет собой реальносуществующую проблемную ситуацию, выбранную самими учащимися потому, что им интересно найти пути ее решения (полного или частичного). Тематика проектов определяется практической значимостью, а также доступностью их выполнения. Поставленная проблема должна быть привлекательна по формулировке и стимулировать повышение мотивации к проектной деятельности. В 3 - 4 классах многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель же может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору. Как правило, темы проектов младших школьников оказываются достаточно тесно связаны с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем.
Так, любовь и интерес к животным подтолкнули Федосееву Василину (3 кл.) к созданию проекта «Драконы вокруг нас». Цель проекта – найти настоящих драконов, живущих вокруг нас сегодня. В ходе работы Василина показала, что драконы из сказок и древних легенд не исчезли совсем с лица Земли, а существуют и сегодня вокруг нас – это драконы-цветы, деревья-драконы, насекомые–драконы, животные – родственники драконов. По ходу представления проекта Василина создавала интерактивное панно «Драконы вокруг нас». Вывод: они вокруг нас, надо быть просто любознательным!
А в исследовательской работе Маркова Алексея «Почему камни такие разные?» раскрывались вопросы «Что такое камни? Откуда они берутся и из чего состоят?
Важно отметить, что каждый исследовательский проект должен быть защищен.
Защита – венец исследования и самореализации. Каждый выступающий понимает, что о выполненной работе надо не просто рассказать; её, как настоящее исследование надо защитить. В ходе защиты ребёнок осваивает важные элементы самопрезентации: учится излагать добытую информацию, выступая перед публикой, учится убеждать других, доказывая свою точку зрения. Это помогает ученику самореализовать свои возможности.
Защита проектных работ проходит не только на уровне школьной и городской конференции, но и представляется на родительских собраниях, на заключительном мероприятии класса в конце года в присутствии родителей. Все участники проектных работ получают свою «минуту славы». Ребятам за успешное завершение проектов вручаются награды.
Итак, проектно-исследовательская деятельность охватывают значительное количество задач, решение которых существенным образом способствует самореализации личности, работающей над проектами. В результате чего школьники приобретают ценные навыки. Она помогает ребенку в саморазвитии и самореализации.
К важным результатам проектной деятельности мы относим:
– рост познавательной, творческой активности учащихся;
– раскрытие их творческого потенциала;
– активизацию субъектной позиции;
– формирование самостоятельности и ответственности;
– стимулирование самореализации;
– повышение мотивации учащихся при решении задач;
– создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимися.
В заключение отметим, что самореализация учащихся в проектно-исследовательской деятельности должна быть организационно оформленной. Необходимо создавать благоприятные условия для самостоятельной творческой деятельности школьников, но также необходимо умело направлять эту деятельность. Только при взаимном понимании и доверии, взаимном интересе и обмене мыслями между учителями, учениками и их родителями можно уверенно достигать заметных результатов в развитии творческого потенциала детей и успешно содействовать их самореализации.
Использованная литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт (второго поколения). – М., 2010. - С.3
2. Маслов П. А. Творческая самореализация младших школьников в проектной деятельности : диссертация; - Волгоград, 2008. - 218 с.
3. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников:
Книга для учителя нач. классов. – М.,2004.