Статья "Эффективные здоровьесберегающие технологии в начальной школе"
статья (1 класс)

Опалева Светлана Семёновна

Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов - медиков, 75 % всех болезней человека заложено в детские годы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opaleva_s.s.docx31.73 КБ

Предварительный просмотр:

«Эффективные здоровьесберегающие технологии в начальной школе»

Опалева Светлана Семеновна,

учитель начальных классов

МБОУ  Гнездовская СШ

«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым»

Ж.-Ж. Руссо

 

         Однажды Сократа спросили: «Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни – богатство или слава?» Великий мудрец ответил: «Ни богатство, ни слава не делают еще человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля!»

    Здоровье – одна из самых больших жизненных ценностей. Задача каждого человека – научиться его сохранять, разумно и бережно расходовать.

  Многие плохо представляют, что полезно и что вредно для организма, как предупредить те или другие заболевания. Охрану своего здоровья большинство возлагает на медицину. Но никакие достижения медицинских наук не дадут здоровья, если люди сами не научатся его сохранять.

         Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов - медиков, 75 % всех болезней человека заложено в детские годы.

Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30 % детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается.

Почему так происходит? Видимо, дело в том, что мы, взрослые, ошибочно считаем: для детей самое важное – это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если организм ослаблен, если он не умеет бороться с недугом?

По результатам исследований российских психологов в среднем дети начальной школы, которые стабильно учатся на 4 и 5, проводят за письменным столом дома не менее 2,5-3 часов. А ведь к этому нужно еще добавить и уроки в школе. Неоправданные ожидания педагогов, родителей и самих детей приводят к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, стрессам. А это, в свою очередь, приводит к тому, что у детей пропадает всякое желание учиться и просто активно, интересно жить.  Как помочь детям, как сделать так, чтобы они начали жить активной, полноценной и интересной жизнью?  

Проблема здоровья детей сегодня как никогда важна. В настоящее время можно утверждать, что именно учитель может сделать для здоровья современного ученика многое.  Учитель может работать так, чтобы обучение детей не наносило вреда здоровью школьников. Здоровьесберегающие образовательные технологии включают формирование, укрепление здоровья, воспитание у детей культуры здоровья.

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать главным направлением в деятельности учителя, работающего с детьми начальной школы. Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода, относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе.

Сохранение   здоровья детей - главное, на что я обращаю особое внимание при проведении мероприятий по сохранению здоровья, где закладываются навыки правильного режима дня, гигиенические навыки, профилактика заболеваний, негативного отношения к вредным привычкам, изучение особенностей своего организма, а также проведение оздоровительных минут во время урока, повышение интереса к предметам.

Моя задача, как педагога: сделать урок таким, чтобы кроме приобретения знаний ученик приобрёл здоровье или хотя бы не потерял его.

В структуре урока применяю следующие элементы здоровьесберегающих технологий:

  • Положительный эмоциональный настрой на уроке.

                Чтобы у детей в начале урока установился положительный эмоциональный настрой на успешное обучение, я использую различные психологические установки, в виде стихотворений, т. е. я готовлю детей эмоционально и физически.

С добрым утром.

Начат день,

Первым делом гоним лень,

На уроке не зевай,

А работать начинай.

Всем, всем добрый день!

Прочь с дороги наша лень!

Не мешай трудиться,

Не мешай учиться!

На этом этапе урока я провожу пальчиковый или точечный массаж (на уроках русского языка), для подготовки пальцев рук к письму.   С целью быстрого включения в работу детей и их заинтересованности на перемене перед 1-м уроком провожу первый компонент «Утреннего сбора» – Приветствие, который зачастую проводим сидя за партой. Дети, передавая мяч или сердечко, приветствуют друг друга и говорят комплементы. Положительный настрой – снимает страх, создаёт ситуацию успеха. На этом этапе урока использую такие игры- упражнения:

        «Всё будет хорошо!» Учащиеся с закрытыми глазами настраивают себя на то, что они справятся с предстоящей контрольной работой.

        «Выливание из кувшинчика» дети, сидя медленно наклоняют головы к полу и «выливают» из головы то, чего там сейчас не должно быть.

        «Ледокол» Цель: «разбить» плохое настроение, «расчистить» путь доброй мысли, хорошему расположению духа.

  • Оптимальный темп проведения урока, демократичный стиль общения позволяют учащимся сосредоточиться на работе, лучше усвоить материал.
  •  Подача материала доступным рациональным способом.

Подача материала должна быть в доступной форме, понятной младшему школьнику, с учётом его возрастных особенностей.

  • Наглядность является неотъемлемой частью урока – способствует конкретизации изучаемого материала, повышает интерес учащихся.  
  • Следующий элемент здоровьесбережения это смена видов деятельности.  Нормой считается 4-7 видов за урок. Смена видов деятельности (работа у доски, с учебником, устно, в тетрадях и т. д.), разнообразие заданий, направлены на поддержание интереса и снятие повышенной утомляемости.
  • Физкультминутки, динамические паузы.

Физкультминутки я провожу, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, физкультминутки в стихах, игровые паузы, зрительная гимнастика, эмоциональная разгрузка, чередование позы с учетом видов деятельности.  Упражнения можно разнообразить, изменить темп выполнения упражнений. Физкультминутки дают детям огромную радость, возможность отдохнуть, переключить внимание с одного вида деятельности на другой. Дети после физкультминутки становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний.   Значение физкультминуток в том, чтобы снять утомление, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность.

  В состав упражнений для физминуток я включаю:

•        упражнения по формированию правильной осанки,

•        укреплению зрения,

•        укрепления мышц рук,

•        отдых позвоночника,

•        упражнения для ног,

•        релаксационные упражнения для мимики лица,

•        потягивание,

•        массаж области груди, лица, рук, ног,

•        упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.

 Большое оздоровительное значение в режиме дня учащихся имеет перемена и в 1 классе динамическая пауза.  Игры – хороший отдых между уроками; они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность.

  • Дифференцированный подход в обучении.

 Дифференцированное обучение позволяет снять трудности у слабых учащихся и создать благоприятные условия для развития сильных учащихся. Для медлительных детей снижаю темп опроса, не тороплю ученика, даю время на обдумывание, подготовку, чтобы его деятельность соответствовала его индивидуальному темпу. При дифференцированном обучении каждый ребёнок   получает от урока только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищённость и испытывает интерес к учёбе.  

Часто на уроках организую групповую работу, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе. Организую такую работа по-разному: места размещаю так, чтобы ученики могли видеть лица друг друга, или, ученики работают стоя. Групповая работа в какой-то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой.

  • Игра, игровые моменты – очень хорошо вписываются в структуру урока и позволяют решать много задач одновременно.

Игры, используемые на уроках обучения грамоте.

Кто в домике живёт?

Оборудование: набор предметных картинок, домик с окошками и кармашком для их вкладывания.

Я  предлагаю детям рассмотреть предметные картинки и назвать изображённых на них животных. Далее он рассказывает, что в домике могут жить только те животные, в названии которых есть звук [с] (как вариант –Л, Н, Р и т. д.). Детям необходимо найти таких животных на картинках и поселить их в домик.

Каждый правильный ответ поощряется фишкой.

Ловля магнитных букв.

Оборудование: набор пластмассовых магнитных букв, карточки с буквами, удочка.

Предлагаю детям по очереди забрасывать удочки, пытаясь «поймать» буквы, которые они затем совмещают с буквами, написанными на карточках. Если магнитная буква совпадает с написанной, её оставляют на карточке, если же нет – снимают. Выигрывает тот игрок, который первым заполняет свою карточку магнитными буквами.

Эта игра в буквы поможет ребёнку узнать и запомнить написание букв алфавита.

Пора идти за покупками.

Оборудование: комплект пластмассовых букв, игрушки.

Правила игры: положите буквы в пакет, игроки по очереди вытаскивают буквы и называют их. Затем нужно подумать, что можно «купить на эту букву», выбрав предметы, названия которых начинаются с неё.

Твёрдый – мягкий

Дети делятся на две команды. Каждая из них придумывает себе название: у одной команды оно начинается на мягкий согласный звук, у другой – на твёрдый.

Первая команда называет слова, начинающиеся на мягкий согласный, вторая команда – на твёрдый. За каждое правильное названное слово команда получает фишку.

Выигрывает команда, набравшая большее количество фишек.

Сложи буквы.

Оборудование: у каждого ученика конверт с несколькими (три-пять) элементами букв, вырезанными из картона.

Я  предлагаю ученикам достать из конверта элементы букв. Из них нужно сложить две буквы так, чтобы не осталось лишних элементов. Выигрывает тот, кто первым справится с заданием.

Живые буквы

Оборудование: набор букв.

1-й вариант. Каждому ряду учеников даётся набор букв – на каждого ребёнка по одной букве. Учитель называет слово. Дети строятся в шеренгу так, чтобы получилось слово из букв, которое они держат в руках.

2-й вариант. Учитель даёт карточки с буквами каждому ряду, не называя слова. Дети каждого ряда должны самостоятельно определить, что это за слово и выстроить соответствующую шеренгу.

Теремок.

Оборудование: набор букв, теремок

Правила игры: у каждого игрока согласный звук. Дети по очереди подходят к теремку, в нём живут гласные звуки и инсценируя сказку «Теремок» прочитывают слоги.

Эта игра поможет освоить слоговой тип чтения.

Первая буква.

В этой игре нужно назвать больше слов, начинающих с заглавной буквы (звука). Участники делятся на две команды. Ведущий (учитель или ученик) объясняет правила игры и называет какую-нибудь букву (звук), а команды по очереди перечисляют предметы, находящиеся в классной комнате, названия которых начинаются с этой буквы (звука). Выигрывает та команда, игроки которой назвали больше слов.

"Секретное письмо".

Начертите в воздухе контуры буквы или даже слова. Пусть ребёнок попытается угадать, что написали вы "прозрачными красками на прозрачной бумаге". Следующее секретное послание дети пишут по очереди.

Игры, используемые на уроках математики.

«Что на свете одно»

Попросите детей перечислить, что в мире есть только одно, например, солнце, луна, небо, Родина, Земля, Марс и т.д. Все перечисленное учитель записывает на доске. Дети по очереди выбирают одно слово из записанных на доске и говорят о нем два – три коротких предложения, не называя его. Например: Оно круглое. Оно дает нам жизнь. Оно горячее. (Солнце). Остальные угадывают, о чем идет речь. Это задание можно провести с разными понятиями, например: что у человека только одно, что в вашем доме только одно и т. д.

«Разложи по размерам»

На столе лежат карточки с рисунками разных животных (рыб, птиц, насекомых, зверей). Каждый по очереди подходит к столу, выбирает три карточки и раскладывает их так, чтобы на первом месте был кто – то самый крупный, на втором – средних размеров, на третьем – самый маленький. Побеждает тот, кто правильно и быстрее всех разложит карточки.

«Четыре строчки»

Поделите детей на четверки и попросите их придумать стишок. Первая строчка: «Раз, два, три, четыре» - задана, нужно придумать остальные три, например,

Раз, два, три, четыре

Мы опять в своей квартире,

Собираемся играть,

Но пора ложиться спать.

В своей практике  широко использую нестандартные уроки: уроки-игры, уроки-соревнования, уроки-конкурсы, уроки-экскурсии и другие. В игровой форме проходит словарная работа: дети поочерёдно выбегают к доске и на скорость записывают слова.

Приёмы с элементами   соревнования, благотворно влияющие на здоровье, используются и на других уроках.  Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приёмами и методами организации учебных занятий укрепляют мотивацию   на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.

  • Гимнастика.

Не могу не сказать о пальчиковой гимнастике, её дети тоже очень любят.  Нам полюбились такие упражнения, как: гребешок, бабочка, птица, гонки слонов, кошка выпускает коготки. Пальчиковая гимнастика - снимает нервно – психическое напряжение, напряжение в руке и скованность, развивает мелкую моторику, что способствует развитию речи.

Огромную роль на уроке играет гимнастика для глаз. Она полезна в целях профилактики нарушения зрения, снятия напряжения. Использую электронные физкультминутки для глаз

 Воспитательные моменты  на уроке (беседы) и во внеурочной деятельности.

В работе по сохранению и укреплению здоровья младших школьников важное место занимает систематическая внеклассная работа с учащимися. Проблема обеспечения здоровья должна решаться не только медициной, но и педагогикой через внедрение системы знаний о человеке, его здоровье, способах его формирования и сохранения.

 Для эффективности внеклассной работы в этом направлении использую следующие формы и методы работы: тематические и информационные классные часы, праздники, экскурсии, конкурсы, соревнования, беседы, дискуссии, походы, работа с семьей, диагностика изучения личности, тесное взаимодействие с социально-культурной сферой.

   Тесная связь с родителями дает возможность своевременно информировать их о здоровье детей, консультировать по вопросам профилактики эмоциональных перегрузок и срывов, совместно анализировать следствия и причины неудовлетворительного состояния учащихся. Все учащиеся моего класса вовлечены во внеурочную деятельность. Дети посещаю различные кружки, секции, клубы, мастерские.

  • Санитарно – гигиенические условия.

      В нашей школе созданы  необходимые условия для осуществления здоровьесберегающей деятельности. Воздушно-тепловой режим, освещенность мест занятий, соблюдение размеров мебели соответствуют определенным требованиям. Для проведения спортивных занятий имеется: спортивный зал. Также организовано горячее питание. Уделяется большое внимание организации физкультурно-оздоровительной работы. Это проведение уроков физкультуры, проведение зарядки и физкультминуток на уроках, проведение Дней здоровья.  Проводимые занятия по обучению детей бережному отношению к собственному здоровью, приносят детям чувство удовлетворения, радость. После занятий учащиеся наиболее ответственно относятся к своему здоровью и здоровью окружающих, становятся  более требовательными и заботливыми друг к другу.

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Методические рекомендации для учителя...

"Здоровьесберегающие технологии в начальной школе"

В работе описываются теоретические основы здоровьесберегающих технологий обучения , раскрываются цели и задачи,а также принципы, средства и методы здоровьесберегающих технологий, даны рекомендации по ...

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Выступление на ММО.

Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее....

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Одним из приоритетных направлений национальной образовательной  президентской инициативы «Наша новая школа» является сохранение и укрепление здоровья шк...

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Рассматриваются способы использования здоровьесберегающих технологий и методик В.Ф. Базарного в начальной школе. Организация урока, физкультминутки, формирование психомоторной сферы ребенка....