Приёмы обучения смысловому чтению
статья (3 класс)
"Читать - это ещё ничего не значит. Что читать и как понимать читаемое - вот в чём главное дело" - писал К.Д. Ушинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Приёмы обучения смысловому чтению
«Читать – это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело» - писал К. Д. Ушинский.
Смысловое чтение как общеучебное метапредметное умение формируется сначала на уроках литературного чтения, а затем работа продолжается на всех других уроках. Некоторые школьники испытывают серьезные трудности при чтении. Они, безусловно, умеют быстро и четко перевести письменные знаки в звуковую форму, но вот понять смысл текста, извлечь из него необходимую информацию, сделать ее своим достоянием могут, к сожалению, далеко не всегда. Задача учителя – формирование вдумчивого читателя. Думающий ученик может «выйти за пределы текста» и понять, что имел в виду автор, почему он написал именно так, какие следствия вытекают из прочитанного, какие выводы можно сделать на основе полученной информации, поэтому при систематическом использовании учебника в учебно-воспитательном процессе увеличивается доля самостоятельности учащихся в приобретении знаний, становится возможным приобщение школьников к самообразованию.
Я хочу рассказать о некоторых приемах по формированию смыслового чтения.
●Чтение с остановками
Дети читают текст с остановками, во время которых я задаю вопросы на проверку понимания содержания или на прогноз содержания следующего отрывка.
- А как вы думаете, что было дальше?
- А чем закончилась эта история?
Я использую такой приём при чтении незнакомых детям текстов (на внеклассном чтении) Рассказ Цыферова «Жёлтый цыплёнок»
- Чему мог удивиться только что вылупившийся из гнезда цыплёнок?
- Что он мог спросить про солнышко?
●Чтение в парах – обобщение в парах
Ученики про себя читают выбранный учителем текст или часть текста.
Я объединяю учащихся в пары и даю четкий инструктаж. Каждый ученик поочередно выполняет две роли: докладчик – читает и обобщает содержание в виде одного тезиса; респондент – слушает докладчика и задает ему два вопроса по содержанию. Далее происходит смена ролей.
● Читаем и спрашиваем
Ученики про себя читают часть текста, выбранную учителем.
После этого объединяются в пары и обсуждают, какие ключевые слова следует выделить в прочитанном отрывке.
Один из учеников формулирует вопрос, используя ключевые слова,
●Чтение с пометками
Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:
|
|
|
|
|
|
●Чтение с составлением таблицы, кластера
Цель: сформировать умения целенаправленно читать текст, сравнивать заключённую в тексте информацию.
Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать смысл текста, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность. Значит, при работе с текстом, учителю необходимо уделять внимание формированию у учащихся читательских умений.
1.Ученики читают текст, внимательно анализируя его.
Учитель ставит задачу – сравнить два или более объекта, данные сравнения записать в таблицу или составить кластер.
Например, после чтения познавательного текста о слонах я даю задание составить кластер (указать интересные факты) о слонах или занести данные в таблицу.
- сравнить их рост, вес, места обитания
●Синквейн
Учитель предлагает написать синквейн по ключевому слову проанализированного текста.
Синквейн – «белый стих», слоган из пяти строк (от фр. Cing – пять), в котором синтезирована основная информация.
Структура синквейна.
1. Существительное (тема).
2. Два прилагательных (описание).
3. Три глагола (действие).
4. Фраза из четырех слов (описание).
5. Существительное (перефразировка темы).
Синквейн по стихотворению Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»
1) дедушка
2) добрый, смелый
3) спасает, собирает, любит
4) бережно относится к природе
5) Мазай
●Составление картинного плана текста, как один из способов формирования навыков осмысленного чтения, возможен при работе с произведениями, где чётко прослеживается структура текста и возможно выделение этапов развития сюжета. Например, при работе над литературным произведением Н. Носова «Заплатка» детям после первичного ознакомления предлагается составить картинный план («мультфильм») к произведению.
Указывается количество рисунков-картин к произведению(5),
В паре или группе дети схематично изображают последовательность событий, а затем представляют свою работу классу.
●Развитию умений читать текст с пониманием помогает работа по вопросам к тексту. Я заранее готовлю детям вопросы, записываю их на карточке и предлагаю детям в качестве взаимотренажёра. Дети работают в паре.
●Прием «Задай вопрос»
Цель: сформировать умение самостоятельно работать с текстом, понимать информацию, содержащуюся в тексте, овладение приёмом постановки вопросов к тексту.
Учитель создаёт ситуацию, когда ученик самостоятельно формулирует вопросы к новому учебному материалу. Удачно составленный вопрос – это уже наполовину полученный ответ. К примеру, задать вопросы, которые начинались бы со слов «Что…?», «Какой…?», «Где…?», «Почему…?» и т.д. Целесообразно ограничить число вопросов и время на их составление. Ребятам не ставится задача прочесть текст, а затем задать вопросы. Это очень важно. Так или иначе, чтобы грамотно и лаконично сформулировать вопрос, ученик должен хотя бы бегло ознакомиться с текстом. Но он делает это гораздо быстрее, чем в режиме «Прочти…». Подводя итоги, отмечаем лучшие вопросы, тут же предлагая ученикам ответить на них. Этим самым мы закрепляем только что изученный материал.
●Прием «Задай вопрос» (2вариант)
Ученик самостоятельно читает текст, фиксируя по ходу чтения вопросы, которые он задал бы автору, ведет своеобразный «диалог с автором». Этот приём я часто использую при работе над биографией писателя.
Николай Иванович Сладков (1920—1996) — писатель, автор более 60 книг о природе, родился в Москве, но всю свою жизнь прожил в Ленинграде, в Царском селе. Здесь, неподалеку от его дома, было много старых лесопарков, где будущий писатель любил бродить среди деревьев. Он с детства научился узнавать по голосам самых разных птиц. В молодости увлекался охотой, однако впоследствии отказался от этого занятия, считая охоту варварством. Вместо неё стал заниматься фотоохотой, выдвинул призыв «Не бери в лес ружье, возьми в лес фоторужье».
Николай Сладков читал с упоением самые разные книги о природе, а свои собственные наблюдения записывал в свой дневник, в «Тетрадь наблюдений», который начал вести во втором классе.
После того как учащиеся прочитали отрывок из биографии, они записывают вопросы в тетрадь. Далее читают их, и совместно с учителем их обсуждают.
●Прием «Составь задание».
Цель: сформировать умение вдумчиво читать, преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования.
В последнее время большое значение уделяется методу проектов, который способствует развитию творчества учащихся. Это может быть тест, учебная задача по предмету или составление ребуса, кроссворда, головоломок. К отдельным заданиям следует относиться осторожно. В течение урока ученик не обладает достаточным временем, чтобы составить хороший кроссворд или остроумную головоломку. Такие задания можно задать на дом. Можно предложить ученикам самостоятельно придумать оригинальное задание. Это уже не просто беглое прочтение учебного текста. Это его осмысление, анализ, связь с предыдущим пройденным материалом. Ученики могут на уроке поменяться заданиями, что позволит им лишний раз повторить учебный материал. Ребята могут сравнить качество выполнения подготовленных учебных заданий.
●3. Прием «толстых» и «тонких» вопросов.
Цель: сформировать умение самостоятельно работать с текстом, понимать информацию, содержащуюся в тексте, овладение приёмом постановки вопросов к тексту и составления плана.
Этот прием может быть использован на любой из трех стадий урока. Если мы пользуемся этим приемом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые наши учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного.
«Тонкие” вопросы Вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана.
| «Толстые” вопросы Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать. |
Что? | Дайте три объяснения, почему...? |
Кто? | Объясните, почему...? |
Когда? | Почему, вы думаете ...? |
Как звать ...? | Почему вы считаете ...? |
Было ли ...? | В чём различие ...? |
| Что, если ...? |
| Согласны ли вы ...? |
| Предположите, что будет, если ...? |
●Прием «Верные и неверные утверждения».
Цель: понимать информацию, содержащуюся в тексте, сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера, критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации.
В начале урока по какой-либо теме могут быть предложены высказывания. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и я прошу учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.
●Приём «Лови ошибку»
Цель: сформировать умение читать вдумчиво, связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, на основе имеющихся знаний подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации.
Я заранее готовлю текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагаю учащимся выявить допущенные ошибки.
Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы.
Я предлагаю изучить новый материал, после чего вернуться к тексту задания и исправить те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока
Такой материал можно предложить и для анализа, и для творческой переработки текста, и для синтеза собственного мнения.
● Приём «Восстанови текст».
Цель: сформировать умения целенаправленно читать текст, сравнивать заключённую в тексте информацию.
Каждый учащийся получает предложения, которые надо расположить в правильном порядке. Затем все участники занятия общаются, рассказывая содержание своего отрывка, и восстанавливают логическую последовательность всего текста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приёмы обучения смысловому чтению
Выступление прозвучало на педагогическом совете МБОУ Прогимназия №2 в связи с проблемой, которую разрабатывает учитель на протяжении нескольких лет. Эта работа связана с возможностями, которые раскрыв...
ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. (методическое пособие)
Цель данного пособия - помочь учителям начальных классов организовать осмысленное чтение на уроках литературного чтения, русского языка, окружающего мира, математики и др. В пособии приводятся п...
Презентация. ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с по...
Приёмы обучения смысловому чтению
В данной статье приведены приёмы обучения смысловому чтению. Даны упражнения из опыта моей работы....
Приёмы обучения смысловому чтению
Приёмы обучения смысловому чтению. Технология продуктивного чтения....
Приёмы обучения смысловому чтению
acute;Новый Федеральный государственный стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального образования. В частности в разделе метапре...
Приёмы обучения смысловому чтению в начальных классах
Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. Уметь учиться – это уметь, пользуясь учебниками, пользоваться дополнительной ...