Здоровьесберегающая технология
статья
Тема: «Здоровье, как его беречь»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_zdorovesberegayushchaya_tehnologiya.docx | 860.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающая технология
(выступление на методическом объединении учителей начальных классов)
Учитель начальных классов
Болхоева А.К.
Тема: «Здоровье, как его беречь»
Сохранение здоровья подрастающего поколения задача государственной важности. Самочувствие ребёнка зависит от совокупности социальных, экономических, природных и генетических факторов. Именно в детстве закладывается фундамент физического и психического здоровья. Очень важно организовать правильно систему оздоровительной работы и правильно организовать физическое развитие детей.
Приоритетными направлениями учебно-воспитательной деятельности является применение здоровье сберегающих технологий, благодаря которому формируется здоровый образ жизни.
Принципы здоровьесберегающих технологий
1. Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессобразующих факторов учебно-воспитательного процесса.
2. Творческий характер образовательного процесса
3. Обеспечение мотивации образовательной деятельности.
4. Осознание ребенком успешности в любых видах деятельности
5. Обеспечение адекватного восстановления сил.
6. Обеспечение прочного запоминания. Научно обоснованная система повторения - необходимое условие здоровье сберегающих технологий
7. Комплексная система закаливания детей.
Проблема
Создание комфортных благоприятных условий и ухудшение состояния здоровья
Цель:
выявить и обосновать условия эффективного применения здоровье сберегающих технологий.
Задачи:
- Выявить причины ухудшения здоровья младших школьников.
- Изучить педагогическую, психологическую и методическую литературу по здоровье сберегающим технологиям.
- Создать творческую группу по разработке занятий по культуре здоровья
- Апробировать и внедрить занятия по культуре здоровья в образовательном процессе.
Реализация данных задач полным ходом идёт в нашей школе. Ещё до поступления в школу раннего развития введена психологическая диагностика, с целью выявления психологической готовности ребёнка к школе, некоторым рекомендуют повременить и более серьёзно подготовиться к школе.
В первом классе адаптационный период идёт практически две четверти. Количество обучающихся в классе не превышает вместимости общеобразовательного учреждения. Первые две недели в первом классе проводится по три урока, а на протяжении первой и второй четверти уроки проводятся по 35 минут. Проводится не более 4 уроков в день. Основные уроки проводятся на 2-3х уроках. В первом классе – безоценочная система, что способствует более спокойному усвоению знаний, не расстраиваясь из-за плохих отметок. Постоянно контролируется посадка детей, обращается внимание на положение ног и спины, относительно стула, головы и рук относительно парты.
Обязательно 2-3 раза за любой урок проводятся физкультминутки. Особое внимание уделяется физкультминуткам на уроках письма, делаются упражнения для отдыха рук, в которые входит массаж не только рук, но и каждого пальчика. Не меньшее значение имеет зарядка для глаз, которая проводится регулярно.
В школе работает психолог, который проводит диагностики учащихся.
Средства решения проблемы
Самостоятельные средства оздоровления:
- Фитотерапия
- Витаминотерапия и т.д.
Гигиенические средства достижения целей здоровьесберегающих технологий обучения:
- Выполнение санитарно-гигиенических требований СанПиНа
- Личная и общественная гигиена
- Проветривание и влажная уборка помещений
- Соблюдение режима дня
- Соблюдение режима двигательной активности
- Соблюдение режима питания и сна
- Обучение учащихся элементарным приёмам ЗОЖ
- Обучение учащихся простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи
- Организация прививок для предупреждения инфекций.
Контроль состояния здоровья учащихся и профилактика заболеваний
-Анализ медицинских карт учащихся
- Мониторинг физического развития
- Учёт посещаемости
- Медицинское обследование учащихся
- Контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы классов
- Предупреждение распространения инфекционных заболеваний среди учащихся
-Соблюдение гигиенических норм и правил учащихся
Для осуществления контроля за состоянием здоровья учащихся предлагаем такую форму.
Был сделан опрос среди учащихся класса.
Учащиеся должны ответить на вопрос:
«Физминутки на уроках помогают или мешают?»
- Помогают преодолевать сонливость и однообразие урока-35%
- Повышают работоспособность -30%
- Создать хорошее настроение -20%
- Способствуют общению-6%
- Мешают уроку -5%
- Ограничивают время урока-4%
Результаты заболеваемости детей
Исходя из данных диагностики можно проследить, что количество простудных заболеваний увеличивается.
В школе введены дополнительно 1 час физкультуры во внеурочное время. На занятиях учащиеся занимаются легкой атлетикой, теннисом, лыжной подготовкой. Постоянно проводятся классные часы и беседы о здоровом образе жизни, подвижные игры на переменах, прогулки на свежем воздухе, независимо от времени года.
Тематика занятий по культуре здоровья
- Гигиена школьника
- «Чтобы зубы не болели?»
- «Беречь глаз как алмаз»
- «Да здравствует мыло душистое»
- О хороших привычках
- Умеем отдыхать
- Загадка доктора Неболита
- Ты и телевизор
- Твой режим дня
- «Не видать грязнулям счастья»
- «Смейся на здоровье». Улыбка и хорошее настроение.
ЦЕЛЬ НА РАЗВИТИЕ:
СФОРМИРОВАТЬ У ДЕТЕЙ
СТРЕМЛЕНИЕ УКРЕПИТЬ СВОЕ
ЗДОРОВЬЕ И РАЗВИТЬ
ФИЗИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ
Здоровье сберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы, поэтому все, что относится к образовательному учреждению - характер обучения и воспитания, уровень педагогической культуры педагогов, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса и т.д. - имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья детей. Необходимо лишь увидеть эту связь.
Внедрение в учебный процесс здоровье сберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников.
Основной целью нашего образовательного учреждения, стремящегося работать в русле педагогики здоровья, стало формирование здоровье сберегающего образовательного пространства, отвечающего медицинскому и педагогическому принципу. Не навреди!
Позиции авторов некоторых учебных пособий по здоровьесберегающим технологиям в учебном процессе.
- Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе», М: АПК и ПРО,2002 г.
- Ковалько В.И «Здоровьесберегающие технологии» 1-4 кл. Москва, «Вако», 2004 г.
- Ковалько В.И «Здоровьесберегающие технологии:школьник и компьютер» 1-4 кл. Москва, «Вако», 2004 г.
- Тихомирова, Л. Ф. Здоровый учитель – здоровые дети [Текст] / Л. Ф. Тихомирова // Народное образование. – 2003. – № 5. – С. 71–75.
- Тихомирова, Л. Ф. Методические преобразования в школе в рамках осуществления идей здоровьесберегающей педагогики [Текст] / Л. Ф. Тихомирова // Наши дети: обучение, воспитание, развитие, здоровье. – 2003. – № 4. – С. 21–22
- Тихомирова, Л. Ф. Теоретико-методические основы здоровьесберегающей педагогики [Текст]: монография / Л. Ф. Тихомирова. – Ярославль, Изд-во ЯГПУ, 2004. – 240 с.
- Хрипкова, А. Г., Колесов, Д. В. Гигиена и здоровье школьников [Текст] / А. Г. Хрипкова, Д. В. Колесов. – М.: Просвещение, 1988. – 216 с.
- Шамова, Т. И., Давыденко, Т. М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе [Текст] / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. – 384 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.
Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...
Статья "Здоровьесберегающие технологии, как методологическая основа педагогики здоровья. Программа «Разговор о правильном питании» в системе здоровьесберегающих технологий".
Статья определяет понятие здоровьесберегающей педагогики и её отличие от валеологии. Даны классификации здоровьесберегающих технологий, определены условия, при которых технологии являются здоров...
Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальной школы при использовании современных образовательных технологий
МБУ МОШ №26 Доклад на тему:«Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальной школы при использовании современных образователь...
Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе »
Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа ...
Создание здоровьесберегающего образовательного пространства и внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс коррекционной школы
Сообщение на педсовете....
Динамическая пауза как элемент здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности. Стажировочная площадка по программе "Формирование здоровьесберегающего пространства в условиях современной школы".
Динамическая пауза как элемент здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности....
Здоровьесберегающие технологии. Голобородько Н. В. «Здоровьесберегающие технологии в образовании»
Стремительное ухудшение состояния здоровья детей стало общепризнанным фактом. Ни медицина, ни образование не успевают адекватно реагировать на эти изменения. Поэтому особую актуальность приобретают лю...