МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ФГОС.
статья (1, 2, 3, 4 класс)
В данной статье описаны вопросы методики организации проектно – исследовательской деятельности в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Данная статья опубликована также на сайте конкурса"Мой лучший урок" | 63.77 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ФГОС.
Диденко Ольга Наилевна
МБОУ СОШ №18, Краснодарский край, г. Тимашевск
В данной статье описаны вопросы методики организации проектно – исследовательской деятельности в начальной школе.
В основе концепции современного образования в соответствии с ФГОС НОО лежат инновационные педагогические методы, влияющие на познавательную активность школьников, особое место среди которых занимает исследовательская деятельность.
Многие годы традиционная школа передавала детям знания, идущие вразрез с их собственным жизненным опытом. Такой продуктивный способ передачи знаний приводил к тому, что после окончания школы ребенок не умел использовать их в жизни или в своей работе. Даже самые лучшие ученики становились ходячей «копилкой» знаний, а благоприятный период для развития творческих способностей был упущен. Именно поэтому уже в начальной школе многие учащиеся уже утрачивают желание учиться. Психологами давно доказано, что дети младшего школьного возраста уже по природе своей любознательны и любят исследовать предметы и явления. Особенно характерно это для одарённых детей. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы жизнедеятельности. Но учебно-исследовательская деятельность младших школьников требует хорошо разработанной системы. Главной целью исследовательского обучения является формирование у ребёнка способности творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Не каждый учитель решается взять на вооружение этот метод, так как он требует необходимость поиска форм и методов развития познавательного интереса младших школьников. Особенность организации такой деятельности в том, что в ней могут участвовать не только сильные учащиеся, но и отстающие. Только уровень исследования будет иным. Анализ литературы по изучаемому вопросу показал, что методологическая база описана Выготским Л.С. в учебнике «Педагогическая психология». Теоретические подходы к использованию исследовательского метода, как основы развивающего обучения в начальной школе, представлены в трудах А.И. Савенкова, А.В.Леонтович, В.С.Кукушкина.
Изучая педагогический опыт по внедрению и использованию проектно-исследовательской технологии в нашей школе, обнажились следующие противоречия:
-между возрастающим объемом информации, который предлагается освоить обучающимся, и недостаточным включением личности самих обучающихся в познавательный процесс;
-между современными требованиями к подготовке выпускников начальной школы, отвечающей компетентностной модели образования и сложившейся системой обучения младших школьников;
Ключ к разрешению этих противоречий становится особенно актуальным в условиях введения ФГОС НОО. Исследовательская деятельность является наиболее эффективным средством, обеспечивающим развитие мотивации учащихся и формирование познавательной активности.
Метод проектов зародился во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях «прагматической педагогики», основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи (1859-1952). Согласно его воззрениям, опыт и знания ребенок должен приобретать путем «деятельности», в ходе исследования проблемной обучающей среды, изготовления различных макетов, схем, производства опытов, нахождения ответов на спорные «проблемные» вопросы и в целом — восхождения от частного к общему, т.е. использования индуктивного метода познания.
Обучение должно проходить как преимущественно трудовая и игровая деятельность, в которой развивается вкус ребенка к самообучению и самосовершенствованию. Ребенку в процессе самостоятельного исследования необходимо открыть для себя свойства и закономерности предметов и явлений, а педагог обязан только создать условия для возникновения проблемной ситуации и помочь ответить на его вопросы, если таковые будут. Учитель должен помогать в познании только того, что спонтанно заинтересовало ребенка, а не предлагать для изучения что-либо сверх того.
Итак, рассмотрим следующие понятия: познавательная активность, исследовательская деятельность, учебное исследование, проект, исследовательский проект.
Познавательная активность – это прежде всего убежденность ученика в необходимости познания и его творческого преображения.
Исследование – это процесс, подразумевающий создание новых знаний. Теоретические основы формирования исследовательских навыков описаны в трудах А.И. Савенкова, А.В.Леонтовича, В.С.Кукушкина.
Учебное исследование – это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления.
Исследовательский проект – проект, содержащий в основе своей исследование для получения и подтверждения новых знаний. Важно отметить, что младшие школьники еще не ученые и поэтому открытие ими новых знаний может являться открытием только для них, соответственно их возрасту. Другими словами, создать исследовательский проект означает обернуть исследование в оболочку проекта. Проект - это в данном случае лишь форма представления исследования.
С первого класса согласно ФГОС НОО я работаю над формированием исследовательских навыков учащихся, обучаю технологии исследовательского метода и оформлению проекта. На начальном этапе обучения многие учащиеся имели затруднения, так как отсутствовала понятийная база и слишком маленький опыт в овладении теорией и практикой. Тем не менее, у большинства ребят любознательность и неподдельный интерес к проведению практических исследований дали возможность для постепенного и систематизированного обучения проектно-исследовательской деятельности. Очень большим подспорьем в 1 и 2 классе явился комплект лабораторного оборудования «Воздух и атмосферное давление». Помимо самого оборудования существует папка, состоящая из двух частей: конспекты занятий для учителя и раздаточный (печатный) материал для детей. Каждое занятие соответствует возрасту детей и предполагает обучение в группах. Ребята с удовольствием работают на занятиях, ведь им дана возможность провести опыты с воздухом самостоятельно, увидеть своими глазами, сделать своими руками на доступном для них уровне.
К концу третьего класса все учащиеся 3 «А» класса владеют понятийной базой и способны самостоятельно, в группе или паре выполнить несложное исследование, зафиксировать результаты и защитить свою работу. Такие учащиеся, как Максименко Ксения, Чернышова Екатерина, Костырева Дарья уже третий год принимают участие в научно – исследовательской конференции НОУ, где успешно защищают свои исследования. Проекты этих ребят становились призерами и победителями конкурсов проектов учащихся начальной школы на муниципальном и Всероссийском уровнях.
Мой педагогический опыт опирается на деятельностный метод обучения, связанный с активной работой мышления и находит свое отражение в идеях А.И. Савенкова. В процессе исследовательской деятельности формируются следующие универсальные учебные действия:
поисковые (исследовательские) - умение самостоятельно изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; - умение самостоятельно найти недостающую информацию ; - умение находить несколько вариантов решения проблемы; - умение выдвигать гипотезы; -умение устанавливать причинно-следственные связи; рефлексивные - умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний; коммуникативные - умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.; - умение вести дискуссию; - умение отстаивать свою точку зрения; умение находить компромисс; - навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.; - умение коллективного планирования; - умение взаимодействовать с любым партнером; - умение взаимопомощи в группе в решении общих задач; - навыки делового партнерского общения; - умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы; презентационные умения - навыки монологической речи; - умение уверенно держать себя во время выступления; - артистические умения; -умение использовать различные средства наглядности при выступлении; - умение отвечать на незапланированные вопросы.
Таким образом, обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске - одна из основных практических задач современного образования.
Дети с большим интересом они участвуют в самых разных исследовательских делах. Особенно характерно это для одаренных детей. Желание получить новые впечатления, любознательность, желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы жизнедеятельности. Но утвердившееся в отечественном образовании представление об обучении, как преимущественно процессе трансляции информации явно с этим не согласуется.
Очень трудно учителю начинать с детьми проводить учебные исследования, не имея теоретических и практических навыков этой работы. Поэтому важно рассмотреть технологию проведения учебных исследований младших школьников.
Практика показывает, что проведение учебных исследований с младшими школьниками может быть особым направлением внеклассной и внешкольной работы, тесно связанным с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков. А может носить локальный и фронтальный характер, ее можно проводить индивидуально и с небольшой группой детей, в процессе основных учебных занятий.
Экспресс - исследования. Суть сводится к тому, что дети оперативно проводят кратковременные исследования по предложенной педагогом тематике. Например, третьеклассники, отправляясь на прогулку после учебного дня, получали индивидуальные задания для проведения эмпирических исследований по окружающему миру: исследовать какие птицы живут в окрестностях школы, какие растут деревья, выявить основные признаки зимы, наблюдаемые в природе, как зимуют травы, как ложится снег, какие насекомые живут на территории школы, как и почему люди прокладывают тропинки по территории и т.п. Интересно, что в ходе таких наблюдений зачастую рождается проблема или какие-либо противоречия, которые становятся мотивом к созданию исследовательского проекта.
Возможны не только эмпирические (построенные на наблюдениях и экспериментах), но и теоретические и, конечно же, фантастические экспресс - исследования. Очень удобно использовать их на уроках литературного чтения и окружающего мира.
Долговременные исследования. Эта работа возможна в рамках внеурочной деятельности или участия ребенка в работе НОУ школы. Ее методическая сторона может быть условно поделена на шесть относительно самостоятельных этапов:
• ребенок выделяет и ставит проблему (выбор темы исследования);
• предлагает возможные варианты решения;
• собирает материал;
• делает обобщения;
• готовит проект (доклад, макет или любой другой результат.);
• защищает проект.
Методика осуществления учебного проекта.
Этапы работы методом проектов:
• погружение в проект.
• обеспечение осуществления учебного проекта.
• формы презентаций и их учебно-воспитательный эффект.
Этапы работы над проектом.
1 — погружение в проект;
2 — организация деятельности;
3 — осуществление деятельности;
4 — презентация результатов.
Для того чтобы познакомить детей с методикой, потребуется 1-2 фронтальных тренировочных занятия. Для проведения фронтальных, тренировочных занятий класс лучше всего разделить на подгруппы (по 10-13 человек).
На первых занятиях с первоклассниками необходимо познакомить их с условными обозначениями в тетради Сизовой Р.И., Селимовой Р.Ф. «Учусь создавать проект», обсудить цель проводимых занятий и инструментарий, который готовится для каждого занятия. Для занятий с целым классом на внеурочной деятельности очень удобно использовать данную тетрадь один раз в неделю. Выбор тетради обоснован тем, что все занятия предлагаются в игровой форме, построены от простого к сложному , и представляют собой целостную систему, в результате освоения которой, все дети класса овладевают понятийной базой и умеют самостоятельно создать проект. Помощь учителя и родителей в начальной школе очень велика. Поэтому от учителя требуется умение четко разделить границу самостоятельного участия младших школьников в создании проекта и помощь взрослых.
Главным в своей педагогической идее я считаю повышение уровня сформированности исследовательских навыков младших школьников с помощью комплексного использования методики Сизовой Р.И., Селимовой Р.Ф. и собственной методике работы с одаренными детьми.
Основная цель моей педагогической деятельности (сущность опыта)- создание условий для комплексного использования методики Сизовой Р.И., Селимовой Р.Ф. и собственной методике работы с одаренными детьми.
Обобщая свой опыт, я учитывала теоретические методические сведения о формировании исследовательских навыков учащихся начальной школы.
Важно четко следовать методике организации и проведения исследования, оформлению защите исследовательского проекта, используя в работе следующие принципы:
- создание условий для возникновения проблемных ситуаций;
- отбор материала соответственно возрасту ребенка;
- поэтапное обучение понятийной базе исследовательского проекта;
- обучения алгоритму проведения исследования;
- обучение оформлению и защите проекта.
Важное место в реализации опыта занимает приобщение учащихся к посильной исследовательской деятельности, в том числе через факультативные занятия, кружки по интересам, внеурочную деятельность. Привлечение к подобным занятиям научных работников и специалистов повышает их научно - практическую значимость исследования.
Методика работы над исследовательским проектом с одаренными или отдельными учащимися.
Уже к середине первого класса на тренировочных занятиях по проведению исследований даже неопытному учителю не сложно выделить в классе особо любознательных ребят, чьи способности выходят за рамки средних. С такими учениками я работаю в дни индивидуальных консультаций в рамках работы НОУ. Начинать работу необходимо с просвещения родителей, так как их помощь на данном этапе очень важна и поможет поддерживать интерес ребенка на уровне семьи.
Выбор темы для исследования.
Очень часто, особенно это актуально для первоклассников, выбор темы обоснован жизненной ситуацией. Так, например, в первом классе Чернышовой Екатерине подарили воздушные шары. Один из них неожиданно улетел. Катя пришла с вопросом: «Почему воздушный шарик летает?».
Родители Максименко Ксении работают в промышленной зоне. Чтобы добраться туда необходимо проехать городскую свалку. Ужасное зрелище заставило ребенка сделать фото на телефон, а ужасный запах горелых отходов сформулировал в голове Ксении вопрос: « Почему это место так близко к городу, ведь мы дышим этим воздухом?»
Если ребенок сам затрудняется выбрать тему исследования, учителю необходимо направить и создать некоторые проблемные ситуации прямо во время уроков или внеурочной деятельности. Например, на уроке кубановедения ребята готовили сообщения о переселении казаков на Кубань. Рыков Михаил в своем выступлении сообщил, что не все казаки после переселения имели свое жилище. Довжич Юлия тотчас подметила и сформулировала проблему: « А где жили казаки, у которых не было собственного жилья?» На такой вопрос сразу дать ответ невозможно и учитель предлагает провести исследование по данной проблеме.
Составление плана исследования.
Ребята должны четко понимать, что исследование имеет определенную структуру.
Объясним исследователям, что их задача - получить как можно больше новых сведений о том, что (кто) является предметом их исследования, и подготовить о нем сообщение - небольшой доклад. Для того чтобы выполнить эту работу, надо исследовать все, что можно, собрать всю доступную информацию и обработать ее. Как это можно сделать?
Для детей это сложное, новое дело. Надо рассказать им о том, что существует много способов добычи информации - «методов исследования». Естественно, что мы будем использовать только те методы, которые доступны и известны детям. Поэтому на этом этапе очень важно, чтобы педагог подвел детей к тому, чтобы они начали назвать их сами.
Начнем с обычных проблемных вопросов, например: «Что мы должны сделать вначале?», «Как вы думаете, с чего начинает исследование ученый?».
В ходе коллективного обсуждения дети обычно называют основные методы: «Прочитать в книге», «Понаблюдать», «Спросить у специалиста», «Посетить архив или музей» и другие.
Выбор методов исследования зависит от гипотезы, которую необходимо в ходе исследования доказать или опровергнуть. В начальной школе гипотеза может быть сформулирована в виде вопроса, например «Для чего нужны очки?». После формулирования гипотезы, выбора объекта и предмета исследования, а также отбора методов и способов, необходимо составить программу исследования. Она может выглядеть в виде последовательного плана.
Сбор материала.
Материал, собранный в ходе проведения исследования, надо зафиксировать.
Но прежде чем приступить к этой работе, надо договориться с детьми о способах фиксации получаемых сведений. Собираемые сведения можно просто запоминать, но это трудно, поэтому лучше сразу пытаться их фиксировать. Учащимся начальной школы совсем несложно сделать фото - наблюдений или с помощью диктофона, встроенного в сотовый телефон провести интервьюирование.
На тренировочных занятиях ребята легко обучаются навыкам интервьюирования даже без помощи диктофона. Они способны сами очертить круг исследуемых вопросов и кратко зафиксировать ответы интервьюируемого в таблицах или коротких предложениях.
Очень полезно использовать анкетирование. С помощью учителя вопросы фиксируются в анкете и распечатывается нужное количество экземпляров. К третьему классу каждый учащийся самостоятельно может составить свою анкету. Важно научить анализировать полученные данные. Для этого достаточно внести их в таблицу и отследить изменения.
Много информации по исследуемой проблеме можно найти в библиотеке или сети Интернет. Важно научить ребят работать с текстом. Найти и подчеркнуть основные моменты или утверждения по исследуемой проблеме. Необходимо обратить внимание ребят, что все люди разные и мнения по проблеме могут быть различными. Важно их учитывать обосновать свою точку зрения.
Особенно ценны в любой исследовательской работе живые наблюдения и реальные действия с изучаемым предметом - эксперименты. Возможность их использования может дать и рассматриваемая нами тема. Необходимо помнить, что все результаты должны быть зафиксированы самим ребенком либо при помощи взрослых в таблицах, фото и видеоматериалах.
Если какой-то из методов на начальных этапах работы не идет, не страшно - можно не акцентировать на этом внимание. Помогите детям сгруппировать то, что они уже имеют. Очень важно поддерживать темп, чтобы работа шла энергично - на «одном дыхании».
Обобщение и систематизация полученных данных.
Это важный этап исследования. Во-первых, выделим главные идеи, отметим второстепенные, а затем и третьестепенные. Важно научить ребенка не перегружать работу обилием терминов и определений, а сделать работу на научном уровне, согласно своему возрасту. Неумение ребенком делать конкретные выводы еще не означает, что его не надо этому учить. Научить ребенка смело высказывать свои определения - очень важная задача школьного обучения. Без этого всякая дальнейшая работа в этом направлении будет существенно осложнена.
Необходимо также научить разделять информацию, добытую в ходе исследования на теоретическую часть и практическую. В практической части все проведенные эксперименты и добытые сведения должны быть сформулированы в выводе. Все таблицы, фото и видеофрагменты помещаются в приложение к проекту. Выводы отдельных частей исследования формулируются в общий вывод или заключение.
Доклад или защитное слово.
На начальном этапе обучения доклад для защиты своей работы составляется с помощью учителя. Ученик должен понимать, что временные рамки доклада строго ограничены и составляют 7 минут (10 минут, если есть наглядная демонстрация опыта), поэтому для доклада оставляем самое главное или суть работы в таком порядке – гипотеза, тема, актуальность, цель, объект и предмет исследования, методы и способы для проведения данного исследования, кратко описание данной проблемы в литературе и сети Интернет, собственные проведенные исследования и выводы по ним в виде таблиц, диаграмм, фото и видеоматериалов, результат проекта и его практическое применение в реальной жизненной ситуации. Начинать доклад нужно с приветствия жюри и гостей, представления себя, своей школы. А закончить словами: «Спасибо за внимание!»
К защитному слову необходимо подготовить презентацию, в которой отражено содержание защитного слова (не более 12 слайдов). Речь необходимо выучить и научить ребенка говорить соответственно слайдам. Зачастую на конкурсах я вижу очень сильные работы, но чтение доклада, дублирование информации на слайдах текстом, несвязная речь выступающего делает работу слабее других. Умение без боязни выступать на сцене, отвечать на вопросы , связная и грамотная речь – это умение, которое пригодится ребенку всю жизнь Если необходима практическая демонстрация какого-либо опыта, то допускается помощь учителя или родителей.
Необходимо также подготовить ребенка к тому, что жюри или оппоненты по секции имеют право задать тебе вопросы по проведенному исследованию. Не нужно этого бояться, ведь исследование проводил ты сам! Важно внимательно выслушать вопрос и честно на него ответить. То есть, если чего-то не делал, то не следует об этом говорить.
Стендовая защита и стендовый материал.
Зачастую на конкурсах и научно-исследовательских конференциях первым этапом считается стендовая защита. Другими словами – это допуск к публичной защите. Необходимо разместить презентацию своего исследования (его основные положения) на стенде, а также буклеты и раздаточный материал. Жюри внимательно изучает стенд ребенка и задает ему вопросы по проведенному исследованию. По результатам стендовой защиты вывешивается список учащихся, допущенных к публичной защите проекта.
Рефлексия исследования.
Каждый исследовательский проект – это не только моменты, прожитые ребенком, но и прежде всего его шаги в самостоятельную жизнь. Поэтому по итогам каждой научно-исследовательской конференции необходимо с ребенком проанализировать положительные и отрицательные моменты. Начинать нужно с положительного. Данные впечатления необходимо зафиксировать в тетради «Учусь создавать проект». Отрицательные моменты тоже нельзя игнорировать, ведь они помогают в будущем не допускать таких ошибок.
4.Выводы.
Проектно – исследовательская деятельность в начальной школе позволяет раскрыть индивидуальные способности детей младшего школьного возраста и дает им возможность приложить свои знания, принести пользу, публично показать достигнутый результат. Правильно организованная деятельность учащихся с соблюдением всех принципов методики организации очень скоро обнаруживает высокую активность ребят к познавательной деятельности. Навыки, сформированные в начальной школе, являются прочным фундаментом для последующего обучения детей.
Литература
- Выготский Л.С. «Педагогическая психология» - Москва – 1999 – 536 с. Педагогика Пресс.
- Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.
- Рождественская И.В. Межпредметный элективный курс "Школа исследователя: основы учебно-исследовательской деятельности" // Исследовательская работа школьников.-2005.-№4. – с.102-106.
- Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: «Сентябрь», 2003. – 204 с.
- Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: Аркти, 2007.
- Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2003.
- Сергеева М.Г. Об экспертизе исследовательских работ учащихся // Исследовательская работа школьников. – 2003. № 3. – С. 136-138.
- Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. - Учусь создавать проект. Методическое пособие для 1-4 классов- 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация эффективной контрольно-оценочной деятельности в начальной школе в условиях ФГОС
Файлы содержат доклад и презентацию на тему " Организация эффективной контрольно-оценочной деятельности в начальной школе в условиях ФГОС"...
«Организация эффективной контрольно-оценочной деятельности в начальной школе в условиях ФГОС».
Приемы обучения детей самооцениванию и взаимооцениванию....
Организация контрольно-оценочной деятельности в начальной школе в условиях ФГОС НОО
Данная презентация подробно раскрывает опыт работы по организации контрольно -оценочной деятельности в начальной школе в условиях ФГОС НОО....
Организация эффективной контрольно-оценочной деятельности в начальной школе в условиях ФГОС.
Оценка- это правильное кровообращение, без неё неизбежны застой и болезненное явление....
Организация эффективной контрольно -оценочной деятельности в начальной школе в условиях ФГОС
Статья для выступления на МО...
"Организация эффективной контрольно-оценочной деятельности в начальной школе в условиях ФГОС"
Выступление на ШМО по теме: "Оценивание"...
Тема : «Организация эффективной контрольно-оценочной деятельности в начальной школе в условиях ФГОС».
Последнее время мы часто говорим, что нашему российскому обществу нужны образованные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможны...