Здоровьесберегающие технологии
методическая разработка

Александрова Татьяна Васильевна

Рекомендации для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zozhword_3.docx24.12 КБ

Предварительный просмотр:

«Здоровьесберегающие технологии

Для обучающихся начальной школы

Информацию для педагогов подготовила:

 Александрова Т.В.

 Утренняя зарядка. В начале каждого учебного дня, перед занятиями необходимо выполнять комплекс утренней гимнастики. Он проводится с музыкальным оформлением, что способствует созданию хорошего настроения, выработке желания с удовольствием выполнять упражнения.

Игровые перемены. Замечено, что если после урока ученики младшего звена гурьбой выбегают из класса, то это значит, что они сильно утомлены. Переутомление у школьников младших классов проявляется в двигательной активности. Снять утомление за несколько минут между уроками помогают динамические перемены. Подвижные игры с малой и средней подвижностью проводим прямо в коридоре перед кабинетами начальных классов. В таких играх большую роль играет эмоциональная окраска игры. Дети отдыхают не только физически, а получают ещё и заряд положительных эмоций.

«Зеленый, красный, желтый»

Дети становятся в круг, учитель с тремя кружками (зеленый, красный, желтый) – посредине. Учитель дает команды: «Остановились! Приготовились! Пошли!», - одновременно поднимая соответствующий кружок. Обучающиеся, которые ошиблись, выходят из игры.

«Съедобное – несъедобное»

Для игры необходимы: группа игроков, сидящих (стоящих) рядком, ведущий и мячик. Ведущий кидает мячик каждому игроку по очереди и при этом произносит какое-нибудь слово. Если слово «съедобное», то есть обозначает какую-нибудь еду(мороженое, хлеб, конфеты и т.д.), то игрок должен поймать мяч. Если «не съедобное» (стол, машина, шапка и т.д.)- оттолкнуть. Тот кто ошибается (ловит мяч)- меняется местами с ведущим или выходит из игры.

«Испорченный телефон»

Обычно играют две команды. Ведущий загадывает слово и шепотом говорит его на ухо первому члену команды. Тот передает слово (также тихо, чтоб никто не услышал) следующему игроку и так по цепочке. Последний игрок произносит слово вслух. Можно усложнить игру загадать не слово, а словосочетание.

«Кот и воробьи»

На полу мелом или веревкой обозначается круг. В кругу будет стоять «кот», а за чертой «воробышки». По сигналу учителя «воробышки» начинают запрыгивать в круг, задача «кота» быстренько поймать одного из них. Тогда пойманный «воробей» сам  становится «котом».

«Море волнуется»

Ведущий вместе  с детьми произносит вслух слова: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура замри». Все участники замирают, а ведущий смотрит, если кто-то шелохнулся, выбывает из игры и так до последнего игрока.

Настольные игры

В зоне отдыха детей  установлены теннисные и шахматные столы, столы для настольных игр, в которые играют дети, предпочитающие спокойные игры.

Оздоровительные минутки на уроках в начальной школе.

         Учебный день школьника насыщен значительными умственными и эмоциональными нагрузками. Школьная перегрузка и долгое нахождение в статическом положении приводит к переутомлению обучающихся. Ученые утверждают, что полностью избежать переутомления от учебных нагрузок не удается, да и не нужно. Это противоречит не только педагогическим, но и гигиеническим принципам, так как только интенсивная деятельность служит залогом полноценного функционирования и развития растущего организма. Гигиенисты считают, что необходимо такое дозирование деятельности, при котором возникающее утомление полностью исчезает в последующий за работой период отдыха. Если этого не происходит, утомление накапливается и переходит в переутомление или хроническое утомление.

Устранить  утомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность. Для этого следует активно отдохнуть, переключиться на другие виды деятельности, использовать всевозможные средства восстановления работоспособности.

              Одним из важнейших условий рациональной организации обучения является обеспечение оптимального двигательного режима, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего учебного дня, недели и года.

               К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач здоровьесберегающих  образовательных технологий обучения. Это – движение; физические упражнения; физкультминутки; эмоциональные разрядки и «минутки покоя»; пальчиковая гимнастика; корригирующая дыхательная гимнастика; психогимнастика; гимнастика для глаз; подвижные дидактические игры; динамические паузы (адаптационный период 1 класс).

Физкультурные минутки – кратковременные перерывы на занятиях(1-3 минуты) для проведения физических упражнений, связанных с длительной статической позой обучающихся. Значение физкультминуток в том, чтобы снять утомление, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность.

Физкультминутки проводятся на начальном этапе утомления (на 8-20 минуте занятия). Упражнения должны быть занимательны, знакомы и интересны обучающимся, доступны для выполнения на ограниченной площади. В состав физкультминуток можно включать комплексы, состоящие из 4-6 упражнений, 2-3 из них должны целенаправленно формировать осанку, 2-3 – для плечевого пояса, рук и туловища, упражнения для ног. Во время проведения физкультминуток обучающиеся могут сидеть за партой или стоять около нее, находиться у классной доски или в проходах между партами, стоять в кругу, врассыпную, в парах, в тройках, в группах, взявшись за руки, в колоннах, в шеренгах.

Динамические паузы (адаптационный период в первом классе) – организационная форма активного отдыха на открытом воздухе. Их обычно проводят после второго урока. Длительность динамической паузы – 35 минут. 1. Подготовка организма к длительной деятельности. Построение, ходьба, бег, общеразвивающие упражнения в игровой форме. Длительность 6-8 минут. 2. Подвижные игры, спортивные игры и упражнения, самостоятельная игровая деятельность. Длительность – 22-25 минут. 3. Построение, спокойная ходьба, упражнения на внимание, подведение итогов. Длительность – 4-6 минут.

 Дыхательная гимнастика. Чаще всего не задумываются над тем, как они дышат, и какое огромное значение для их здоровья имеет правильное дыхание. От дыхания зависит нормальное снабжение крови кислородом, а также ритм работы сердца и циркуляция крови в организме. Даже незначительный недостаток кислорода снижает работоспособность мозга, нередко вызывает головную боль. На своих уроках можно использовать дыхательную гимнастику по методике Л. Н. Стрельниковой. Эта гимнастика основана на получении массажного эффекта при помощи струи воздуха, получаемой при применении короткого и активного вдоха.

«Ладошки»

Данное  упражнение является разминочным. Выполняется по следующему алгоритму: стоя, нужно согнуть руки в локтях и развернуть ладони от себя. На вдохе ладони нужно крепко сжимать, во время выдоха расслаблять. Работать нужно только пальцами.

«Погончики»

Нужно встать ровно, выпрямить руки параллельно телу. Затем согнуть руки в локтях так, чтобы кулаки были прижаты к животу. Руки и плечи напрячь, на вдохе руки резко опустить вниз, разжать кулаки, пальцы растопырить.

«Насос»

Чтобы выполнить данное упражнение, нужно встать ровно, руки выпрямить параллельно туловищу. Затем опустив голову и округлив спину, медленно склониться к полу под углом  не более 90 градусов. В конечной точке наклона нужно сделать быстрый вдох воздуха и вернуться в исходное положение, до конца не выпрямляясь.

Гимнастика для глаз

Есть виды работы, при которых глаза особенно напряжены. В этом случае надо давать им отдых. Самый лучший и самый эффективный отдых для них— сон. Но и во время работы нужно давать глазам небольшую передышку. Рекомендуем три простейших упражнения:

1) Закрыть глаза и крепко нажать на них пальцами до появления перед глазами цветных пятен. Через несколько секунд открыть глаза.

2) Не поворачивая головы, смотреть вправо, обвести глазами круг, затем круг слева направо. Упражнение повторить несколько раз.

3) В течение 30 секунд «нарочно» моргать веками. Упражнение повторяют три раза с двухминутными перерывами.

Кинезиологическая гимнастика – рекомендуется во время проведения логопедических занятий и в процессе непосредственно-образовательной деятельности. Она активирует межполушарное взаимодействие, различные отделы коры головного мозга. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные  структурные изменения. Эти упражнения  можно выполнять и взрослым и детям, они бодрят, тонизируют, снимают усталость, тяжесть в голове, помогают справиться с нежелательной в данный момент сонливостью, обостряют внимание и память, а также значительно повышают способность концентрироваться на выполняемой работе. Суть метода в следующем: детям предлагают для подражания различные виды движений и их комбинации. Движения сочетаются с произнесением звуков, звукосочетаний, слогов, слов с проговариванием фраз и коротких текстов. Обязательное условие занятий – эмоционально-положительный фон, активное использование жестов, мимики, интонационного языка.

«Ухо – нос»

Левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой — за левое ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, затем поменять положение рук «с точностью до наоборот».

«Кулак-ребро-ладонь»

Ведущий показывает ребенку три положения ладони на столе, последовательно сменяющих друг друга: раскрытая ладонь на столе, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на столе. Сначала упражнение выполняется вместе с ведущим:

А) ладонь правой руки;

Б) ладонью левой руки;

В) обеими ладонями одновременно.

«Колечко»

Поднимаем вверх ладошки обеих рук и начинаем перебирать пальцы на обеих руках, соединяя в кольцо с большим пальцем поочередно указательный, средний, безымянный и др. Выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем обеими.

«Фонарики»

Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно и разнонаправлено менять положение рук.

                                           Литература

1.   Абрамова И. В., Бочкарева Т. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе (Методическое пособие) издание 3, дополненное. Самара, 2004

2. Феоктистова В.Ф.Образовательные здоровьесберегающие технологии.-Волгоград.-2009.

3. Ермакова И.Н. Реализация здоровьесберегающей технологии в начальной школе.// Начальная школа плюс до и после.-2006.-№12.

4. Ковалева Е.Л. Учиться легко и весело.- Волгоград.-1996.

5. Методические рекомендации по разделу "Воспитание. Здоровый образ жизни" курса "Педагогика" /Сост. В.П. Щербинина. - Гродно: ГрГУ, 2001. - 59 с.

6. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе.-М., 2007.

7. Вишневский В.А. Здоровьесбережение в школе (педагогические стратегии и технологии).-М.,2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Статья "Здоровьесберегающие технологии, как методологическая основа педагогики здоровья. Программа «Разговор о правильном питании» в системе здоровьесберегающих технологий".

Статья определяет понятие здоровьесберегающей педагогики и её отличие от валеологии. Даны классификации здоровьесберегающих технологий,  определены условия, при которых технологии являются здоров...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальной школы при использовании современных образовательных технологий

МБУ МОШ №26          Доклад на тему:«Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальной школы при использовании современных образователь...

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе »

Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа ...

Здоровьесберегающие технологии. Голобородько Н. В. «Здоровьесберегающие технологии в образовании»

Стремительное ухудшение состояния здоровья детей стало общепризнанным фактом. Ни медицина, ни образование не успевают адекватно реагировать на эти изменения. Поэтому особую актуальность приобретают лю...