ФОРМИРОВАНИЕ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РЕБЕНКА С ОВЗ
презентация к уроку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РЕБЕНКА С ОВЗ | 71.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Адаптированная образовательная программа Понятие адаптированной образовательной программы появилось впервые в ФЗ «Об образовании в РФ» 2012 года, - это обусловлено тем, что так же впервые в отечественной истории законодательно предусматривается введение специальных федеральных государственных образовательных стандартов образования (СФГОС) для детей с ОВЗ. ФЗ «Об образовании в РФ»: «В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования» (ст. 11, п. 6). Программно-методическое обеспечение образовательного процесса должно быть ориентировано на полноценное и эффективное получение образования всеми учащимися образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику.
Адаптированная образовательная программа Программно-методическое обеспечение инклюзивного образовательного процесса отражается в трех документах программе коррекционной работы, являющейся составной частью основной образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией на основе рекомендуемого перечня общеобразовательных программ, адаптированной основной общеобразовательной программе, адаптированной образовательной программе, разрабатываемой с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Адаптированная образовательная программа В соответствии с п. 19.8. ФГОС начального образования Программа коррекционной работы в образовательном учреждении должна быть направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и/или с инвалидностью и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования и должна обеспечить: выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии; осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
Адаптированная образовательная программа возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении. Коррекционная программа предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации образовательного процесса.
Адаптированная образовательная программа В письме Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. N 03-255 "О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования" дано разъяснение, что стандарт учитывает образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья. В основной образовательной программе начального и основного общего образования, которая должна быть разработана в образовательном учреждении на основе ФГОС, можно заложить все специфические особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья: увеличение сроков обучения; программу коррекционной работы; специальные пропедевтические разделы, направленные на подготовку обучающихся к освоению основной образовательной программы; особые материально-технические условия реализации основной образовательной программы и др.
Адаптированная образовательная программа Адаптированная основная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения определенных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью, т.е. образовательная программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов (ФЗ, ст.2, п.п. 28). Адаптированная образовательная программа – это образовательная программа, адаптированная для обучения ребенка с ОВЗ (в том числе с инвалидностью), разрабатывается на базе основной общеобразовательной программы, с учетом адаптированной основной образовательной программы и в соответствии с психофизическими особенностями и особыми образовательными потребностями категории лиц с ОВЗ.
Адаптированная образовательная программа При определении адаптированной образовательной программы ключевым моментом является понятие «образовательная программа» - это комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
Структура и содержание адаптированной образовательной программы ребенка с нарушением зрения Индивидуальный учебный план, включающий объем и формы организации обучения. Адаптированные программы изучаемых предметов. Программы психолого-педагогической поддержки (программа логопедической работы, программа работы психолога, программа работы дефектолога (тифлопедагога) - индивидуальные и групповые занятия коррекционно-педагогической и психологической направленности в соответствии со специфическими психофизическими особенностями и образовательными потребностями той или иной группы обучающихся; включение специфических учебных предметов, необходимых для компенсации нарушений – например, таких как: «Социально-бытовая ориентировка», «Фонетическая ритмика» и др.).
Структура и содержание адаптированной образовательной программы ребенка с нарушением слуха В адаптированной образовательной программе должны быть представлены следующие структурные элементы: учебный план (его инвариантная и вариативная части); рабочие программы; расписание занятий; коррекционно-развивающие программы, разработанные исходя из индивидуальных особенностей, специфики уровня слухового восприятия и речевого развития ребенка с разной степенью потери слуха; система отслеживания динамики развития ребенка по каждому выбранному направлению коррекционно-развивающей работы; мероприятия по социализации. Данные разделы, в совокупности, позволяют обеспечить психолого-педагогическое сопровождение с ребенком с нарушением слуха по различным направлениям.
Структура и содержание адаптированной образовательной программы ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата Устанавливаются следующие обязательные направления коррекционной работы, составляющие структуру Программы коррекционной работы в первом варианте ФГОС для обучающихся с НОДА: поддержка в освоении основной образовательной Программы; развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми и учащимися по вопросам создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения; овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
Структура и содержание адаптированной образовательной программы ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата овладение навыками коммуникации; дифференциация и осмысление картины мира и её временно-пространственной организации; осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей. При составлении программы коррекционной работы, направленной на развитие жизненной компетенции ребенка и поддержку в освоении основной образовательной Программы, необходимо руководствоваться рекомендациями, зафиксированными в Индивидуальной Программе Реабилитации ребенка-инвалида (ИПР) в разделе: «Мероприятия психолого-педагогической реабилитации», выдаваемой федеральными государственными учреждениями Медико-Социальной Экспертизы.
Структура и содержание адаптированной образовательной программы ребенка с нарушением интеллектуального развития Цель адаптированной программы для детей с задержкой психического развития: изменение образовательной программы в зависимости от актуального состояния здоровья, индивидуальных психофизических возможностей и особенностей ребенка с ЗПР, создание условий для коррекции нарушений и социальной адаптации. Задачи программы: своевременное выявление детей с трудностями в адаптации, обусловленными задержкой психического развития; определение особых образовательных потребностей детей с ЗПР; определение особенностей организации образовательного процесса для детей с ЗПР в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности создание условий, способствующих освоению детьми с ЗПР основной образовательной программы НОО и их интеграции в образовательном учреждении;
Структура и содержание адаптированной образовательной программы ребенка с нарушением интеллектуального развития осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико - педагогической помощи детям с задержкой психического развития с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии); разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с ЗПР; обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг; реализация системы мероприятий и социальной адаптации детей с ЗПР; оказание консультативной и методической помощи родителям детей с ЗПР по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Структура и содержание адаптированной образовательной программы ребенка с нарушением интеллектуального развития Адаптированная образовательная программа для умственно отсталых школьников При составлении программы целесообразно снизить объем и глубину изучаемого материала, важно пересмотреть учебные достижения по каждому предмету (кроме тех, которые не вызывают затруднений у ученика – физкультура, ручной труд, музыка, рисование, окружающий мир). Усвоение учебного материала учащимися с нарушением интеллекта происходит медленнее, чем у детей с сохранным развитием, поэтому необходимо определить время, необходимое для изучения каждой темы. Учитель имеет право на внесение изменений и поправок в календарный план, если такая необходимость возникнет. Важное условие, обеспечивающее эффективность инклюзии − образовательная программа. Умственно отсталый школьник не способен усвоить ту же учебную программу по математике, родному языку и ряду других предметов, что и его нормально развивающиеся сверстники, необходимо снижение объема и глубины изучаемого материала
Структура и содержание адаптированной образовательной программы ребенка с тяжелыми нарушениями речи Структура адаптированной образовательной программы может содержать следующие модули: индивидуальный учебный план ребенка с речевыми нарушениями, включающий специальные методы, приемы и средства обучения; обязательную часть адаптированной образовательной программы, которая представляет собой содержание начального общего образования и составляет 80 %;
Структура и содержание адаптированной образовательной программы ребенка с тяжелыми нарушениями речи часть, формируемую участниками образовательного процесса (20 %), которая включает специальные предметы коррекционно-лингвистического курса, представленные в составе «Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений V-го вида» /сост. Чиркина Г.В., Алтухова Т.А., Вятлева Ю.Е., Российская Е.Н., Черкасова Е.Л. и др.: «Русский язык», «Произношение», «Обучение грамоте», «Развитие речи», «Литературное чтение»; дополнительные специальные предметы направлены на преодоление недостатков устной и письменной речи обучающихся с тяжелыми речевыми нарушениями (занятия по которым организуются и проводятся учителем-логопедом в процессе внеурочной деятельности, и ориентированы на подготовку детей с ТНР к усвоению общеобразовательной программы); программы психолого-педагогической поддержки (программа работы педагога-психолога, программа работы учителя-логопеда - индивидуальные и групповые занятия коррекционно-педагогической направленности в соответствии со специфическими особенностями и образовательными потребностями обучающихся с речевой патологией).
Структура и содержание адаптированной образовательной программы ребенка с расстройствами аутистического спектра Основные задачи адаптированной образовательной программы: 1) определение особых образовательных потребностей детей с РАС; 2) определение специфики организации образовательного процесса для детей с РАС в соответствии возрастными, типичными (свойственными в целом детям этой категории) и индивидуальными особенностями психофизического развития; 3) определение критериев оценки динамики освоения адаптированной образовательной программы для детей с РАС; 4) создание специальных условий, способствующих освоению детьми с РАС основной образовательной программы НОО и их социальной адаптации в образовательном учреждении;
Структура и содержание адаптированной образовательной программы ребенка с расстройствами аутистического спектра 5 ) индивидуализация учебно-воспитательного процесса, в том числе посредством использования дополнительных образовательных программ и обеспечения школьнику с РАС дополнительных образовательных коррекционных услуг, участия команды специалистов психолого-педагогического сопровождения; 6) разработка и реализация индивидуальных учебных планов; 7) поддержка развития коммуникативных навыков и создание условий для включения ребенка с РАС в социум (в том числе посредством внеклассной работы) 8) мониторинг достижений планируемых результатов; 9) оказание консультативной и методической помощи семьям по вопросам обучения, воспитания, социализации детей с РАС.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
курсова работа «Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы».
Инклюзивное образование, особенно инклюзия вдошкольном образовании являясь достаточно новой формой получения образования, поэтомуимеет ещёмало опыта, недостаточно подготовленную нормативную базу.Счита...
Часть адаптированной образовательной программы «Технология» для ребенка с ОВЗ.
Часть адаптированной образовательной программы «Технология» для ребенка с ОВЗ....
Часть адаптированной образовательной программы начального образования для ребенка-аутиста.
Аутизм. Общие положения. Основные трудности людей с аутизмом.Особенности обучения аутичных детей.Индивидуальная программа...
Часть адаптированной образовательной программы по «Окружающему миру» для ребенка с ЗПР (для обучающегося с задержкой психического развития)
Целью данной работы является исследование основных направлений при разработке Адаптированной образовательной программы для детей с ЗПР по учебному предмету «Окружающий мир» в начальной школе....
Часть адаптированной образовательной программы по математике для ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата и ДЦП
Часть адаптированной программы для обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и ДЦП....
Адаптированная образовательная программа по физкультуре для ребенка с ДЦП
Адаптированная образовательная программа по физкультуре для 1 класса для ребенка с ДЦП...
Рабочая программа по математике для учащихся 3 класса, обучающихся по адаптированной образовательной программе НОО для детей с ЗПР, с учетом особенностей ребенка с нарушением зрения
Рабочая программа по математике для учащихся 3 класса, обучающихся по адаптированной образовательной программе НОО для детей с ЗПР...