Эссе на тему: "Я - учитель"
статья на тему
Эссе на тему : "Я - учитель". Задание заочного тура профессионального конкурса "Учитель года Кубани" в 2019г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.03 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭССЕ «Я – УЧИТЕЛЬ»
В детстве я любила слушать сказку В.Катаева «Цветик - семицветик», с тех пор пролетели года, но чудесное пожелание из этой сказки с каждым оторванным лепестком: «Лишь коснёшься ты земли — быть по-моему вели» - осталось в моей памяти. Думаю, такой «цветик» держит в руках каждый из нас, определяя свою судьбу и строя взаимоотношения с миром.
Мой первый лепесток долго кружил, не решаясь приземлиться, касаясь земли и тут же взмывая вверх. После окончания неполной средней школы я встала перед выбором: продолжить обучение в школе или поступать в юридический техникум. Вспоминаю разговор с отцом, который убеждал поступать именно в юридический техникум, приводя убедительные доводы престижности данной профессии. По совету родителей я поступила в юридический техникум. Тем не менее, почему-то (или это судьба?) после первой сессии я решила переводиться в педагогическое училище, чтобы посвятить себя работе с детьми. Две недели родители игнорировали моё решение, ещё месяц убеждали меня одуматься, и только после окончания 1 курса ослабили свой натиск.
До сих пор непросто даже самой себе ответить на вопрос: почему я остановила свой выбор на профессии учителя, ведь как сейчас, так и 29 лет назад, в школе работали в основном энтузиасты. И вот учёба позади! Я - учитель! Так приземлился мой первый волшебный лепесток!
Отчётливо помню свой первый урок 2 сентября 1989г. Мне, молоденькой девчонке, дали сразу 3 класс, в котором до меня уже работало 2 учителя. Поэтому, ребята не были в восторге от того, что их будет учить другой педагог. Захожу в класс и читаю в их глазах вопрос: «Почему ты пришла учить нас? Откуда у тебя это право?» Я задумалась, что я могу дать ребятам на своих уроках, кроме знаний?
И вот второй волшебный лепесток летит: что главное в труде учителя, воспитывающего детей? Следом третий, который почему-то не хочет отрываться от второго: «Каким должен быть мой воспитанник?» Один из ответов нахожу у мыслителя, реформатора и педагога Махатмы Ганди, который в письме «Кошка – учитель» приходит к выводу, что кошка – идеальный учитель: свои уроки она проводит спокойно, без суеты. На собственном примере показывает она то, чему хотела бы обучить котят, и они усваивают её уроки быстро и надолго – до конца своей кошачьей жизни. Вот и нам об этом помнить нужно. Хочешь, чтоб твои ученики были правдивыми – будь правдив сам даже в мелочах! Желаешь сформировать в них чувство собственного достоинства – взрасти это чувство в себе. Мечтаешь видеть их творческими личностями – будь таковой личностью сам. Вся твоя жизнь, каждый твой поступок, каждое твоё слово, жест, внешний облик – всё обучает, поэтому одно из первых положений моей педагогической философии звучит почти как у Козьмы Пруткова: «Хочешь изменить учеников - изменись сам!»
Великий педагог В.А.Сухомлинский утверждает: «Каждый из нас должен быть не абстрактным воплощением педагогической мудрости, а живой личностью, которая помогает ребёнку познать не только мир, но и самого себя». Вот он, своеобразный рецепт, как стать интересным педагогом, и в то же время цель, ради которой я живу в школе, в педагогике.
Путь, предлагаемый В.А.Сухомлинским, — воспитание нравственного начала, основной и в моей педагогической деятельности. Действительно, «без освоения общечеловеческих норм нравственности… таких, как любовь и сердечность, доброта и отзывчивость, щедрость души и бескорыстие», «невозможно формирование способности к сочувствию и сопереживанию». А я осмелюсь добавить к этим известным словам ещё одно - сотворчество. А разве процесс воспитания и самовоспитания не идут в неразрывном единстве и при этом мы не творим каждый раз новую реальность?
Кстати, о сотворчестве и творчестве вообще… Мой четвёртый лепесток вырывается из рук, уносясь в тревожную даль, так как думаю я о судьбе урока, моего ли, другого ли учителя. Я люблю урок, люблю «купаться» в материале его, люблю пробуждение интереса в глазах своих учеников. В то же время понимаю, что урочная система несколько тесновата, что ли. Но когда я прочитала лекцию академика РАО, директора Федерального института развития образования Александра Асмолова, который назвал наше образование уникальной социальной фабрикой — фабрикой передачи знаний, а урок — неотъемлемой частью системы религиозной дидактики Яна Амоса Коменского, то испытала некоторое смущение.
Я считаю, что дело не в форме урока, а в том, кто ведёт его и как? Вступает ли в диалог с каждым учеником или же с классом, замечает успехи отдельного ребёнка или довольствуется общим невнятным одобрительным гулом, намечает ли ориентиры для развития личности на каждом этапе урока или чисто формально разнообразит приёмы и методы работы. В конечном итоге именно творческая личность педагога создаёт условия креативного подхода к воспитанию и обучению.
А вот и пятый мой волшебный лепесток, я отрываю его и всматриваюсь как в зеркало. Насколько я соответствую творческому началу? Если достаточно честно и правдиво ответить на этот вопрос (по В.А.Сухомлинскому, это главное условие взаимоотношений учителя и ученика), то, может быть, чуть больше, чем наполовину. Я с удовольствием окунаюсь в мир проектно-исследовательской деятельности, стараюсь следить за инновациями в образовании и тем не менее чувствую, как мир меняется стремительнее, чем я и мои коллеги.
Наши ученики — информационные акселераты — реагируют быстрее на эти изменения. Любопытное выражение я почерпнула у А.Асмолова для своих учеников — реальные «смыслочерпалки»: сначала оно меня покоробило, потом уже пришло согласие: они действительно «вычерпывают смыслы», затем «черпают знания», многое знают и умеют, но при этом не хотят. Вовлечение в процесс познания, мотивация, целиком остаётся за учителем. Что делать? Извечный русский вопрос… Искать ответ!
«Зачем же далеко ходить, если и близко можно?» — говорил один умный человек. И я выпускаю из рук шестой волшебный лепесток, который стремительно уносится и тут же возвращается, мягко падая на мою папку, привезённую с авторских курсов доцента АПК и ППРО (Москва), кандидата педагогических наук Мельниковой Елены Леонидовны по проблеме «Современные технологии творческого развития личности: технологии проблемного диалога». Уже тогда, в 2008 г., я открыла для себя урок по-новому и получила ответы на многие интересующие меня вопросы. Окрылённая полученными знаниями и представленными возможностями, я с нетерпением начала внедрять данные технологии на своих уроках, работая поэтапно, последовательно. Проводя в начале урока повторение открытой ранее темы, включала в работу ещё неизвестный материал, что создавало затруднения в его выполнении. А далее, используя подводящий диалог, помогала осознать проблему. Вместе мы старались сформулировать тему, цель и задачи урока.
Первое занятие, которое я провела с использованием данной технологии, помню до сих пор. Тема: «Буквы А-О в корнях с чередованием -ЛАГ-/-ЛОЖ» в 4 классе по программе ПНШ. Ребята выделили корни в словах, анализируя лексическое значение слов, осознали, что это варианты одного и того же корня, а затем, получив карточки с заданием, стали исследовать материал в группах, выдвигать гипотезы и проверять их. Они сумели найти разные решения задачи, обнаружив влияние конечного согласного корня, а также закономерность суффикса А в одном случае и его отсутствие в другом. Результаты работы поразили и порадовали ребят, ведь они САМИ сумели справиться с затруднением, притом как открытие даже малой крупицы знаний позволяет ученику ощутить свои возможности, возвышает его в собственных глазах.
Не всегда в рамках урока удаётся удовлетворить познавательную активность учащихся, особенно это касается одарённых детей. Актуальной становится проектно-исследовательская деятельность. Сильные ученики с удовольствием выбирают проект по русскому языку или литературному чтению. Они ещё не очень понимают, что им предстоит, но уже готовы работать. Одни исследуют фразеологизмы и составляют их словарик как приложение к школьному учебнику, другие проводят полный лингвистический анализ слова «счастье» и выясняют его понимание учениками, третьи работают над пословицами и поговорками школьного учебника и пишут сказку по одной из пословиц и т.д. Работа кипит, а я понимаю, как необходима детям. Как много открытий нам предстоит сделать вместе, а в дальнейшем и им самим, ведь цель моей работы - формирование личности учащихся, помощь в овладении ими универсальными, метапредметными способами деятельности, обеспечивающими успешность ученика на разных этапах его образования, а также способность функционировать в современном обществе.
Я отпускаю свой последний, седьмой лепесток. А он не улетает никуда, касается моей руки, плавно поднимается и опускается в руки каждого ученика, объединяя меня и их, таких разных и таких одинаковых в своём желании быть понятыми, принятыми со всеми достоинствами и недостатками во взрослый мир. И особенно ласково лепесток прикасается к моим маленьким второклашкам из МБОУ СОШ №39 х.Трудобеликовского: тонким бледным пальцам голубоглазого Яновского Дениса ( опекаемый ребёнок), неловкого, угловатого Матвея Чумака ( ребёнок – инвалид), которые верят мне – своему УЧИТЕЛЮ!
Нет в моих руках больше «цветика-самоцветика», остался только стебелёк, но я, учитель начальных классов, знаю: каждая весна пробудит к жизни новые «цветики» и я подарю их ученикам, постараюсь научить управлять своими желаниями, правильно относиться к понятиям «можно», «надо», «нельзя», прорываться сквозь стереотипы и утверждаться в нашем мире.
Я — за миссию, определённую В.А.Сухомлинским: «Проблема возвышения человека — это…ключ к той нравственной сердцевине, которую нам надо создавать».
Я — за звание Справедливого учителя, чуткого к индивидуальному духовному миру каждого ребенка.
Волженина Светлана Анатольевна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №39
х.Трудобеликовский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе на тему "Я - учитель"
Эссе на тему "Я - учитель" на конкурс "Молодой учитель"....

Конкурсная работа. Эссе на тему "Миссия учителя"
Пусть заслуженно гордятся своими открытиями ученые, пусть гордятся своими патентами изобретатели, пусть не без основания считают свою миссию особенно весомой медики, священники, государственные...

Эссе на тему "Я - учитель"
Раскрытие мотивов выбора учительской профессии, отражающие собственные педагогические принципы и подходы к образованию...

ЭССЕ на тему: "Я - учитель"
Эссе на тему : «Я – учитель». Сидя над чистым листом бумаги, я задумалась над вопросом: «Почему я стала учителем?»... Ведь в наш век очень много ра...

Эссе на тему "Я-учитель"
Учитель! Как бесценно имя этоСреди богатой россыпи сердец!Учитель! Это имя чище света.Он – мой отец, духовный мой отец.Склонял он надо мной виски седыеИ мир, учил, как надо понимать,И под его диктовку...
Эссе на тему "Я - учитель"
Эссе на тему "Я - учитель"...