Технология развития критического мышления
методическая разработка на тему

Маринина Елена Владимировна

Технология развития критического мышления» (ТРКМ) - это целостная система, которая развивает продуктивное творческое мышление, формирует интеллектуальные умения, навыки работы с информацией, учит учиться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_razvitiya_kriticheskogo_myshleniya.docx140.09 КБ

Предварительный просмотр:

Технология развития критического мышления учащихся.

                                                                                               Маринина Елена Владимировна,

                                                                                        учитель начальных классов,

                                                                                            ЧОУ «Школа Интеллект-Сервис».

Скажи мне – и я забуду,

Покажи мне – и я запомню,

Дай мне сделать – и я пойму.

Конфуций.

    Человек усваивает: 10% того, что слышит, 50% того, что видит, 70 % того что сам пережил, 90 % того, что сам делает…

     Технология развития критического мышления» (ТРКМ) - это целостная система, которая развивает продуктивное творческое мышление, формирует интеллектуальные умения, навыки работы с информацией, учит учиться.

     Это интерактивная технология, то есть учебный процесс организован на основе взаимодействия учащихся друг с другом, с педагогом.

     Цель технологии развития критического мышления состоит в развитии мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений).

     Актуальностью  данной  технология является то, что она позволяет проводить уроки в оптимальном режиме, у детей повышается уровень работоспособности, усвоение знаний на уроке происходит в процессе постоянного поиска.

     Данная технология направлена на развитие ученика, основными показателями которого являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений.

Преимущества ТРКМ

Технология критического мышления дает ученику:

- учащиеся становятся субъектами при определении целей учебной работы, критериев оценки ее результатов;

- повышение эффективности восприятия информации;
- повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
- умение критически мыслить;
- умение работать в сотрудничестве с другими;
- повышение качества образования учеников.

Технология критического мышления дает учителю:

- умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
-создать благоприятные условия для развития метакогнитивных компетенций учащихся.

     Для создания благоприятных условий развития метакогнитивных компетенций необходимо внести коррективы в цели, содержание и методику обучения.
По сути, происходит переход:

  • от обучения как преподавания системы знаний к работе (активной деятельности) над заданиями (проблемами) с целью выработки определённых решений;
  • от освоения отдельных предметов к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных жизненных ситуаций ( на уроке прослеживается связь с литературой и математикой );
  • к сотрудничеству учителя и учащихся в ходе овладения знаниями

   Только овладев системой учебных действий с изучаемым материалом, ученики смогут решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.

    В своей работе я использую  трёхфазную структуру урока.

  1. Этап «Вызов».

    Во  время этой стадии у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.

    Некоторые приёмы этапа «Вызова»: «Змейка», «Корзина идей», «Тонкие и толстые вопросы», «Верные и неверные утверждения», «Ключевые слова» и другие.

  1. Этап «Осмысление».

    Это содержательная стадия, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц и диаграмм), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.

     Некоторые приёмы этапа «Осмысления»: «Инсёрт», «Чтение с остановками», схема «Фишбоун»-«Рыбий скелет», «Кластер», таблица «Плюс – минус - интересно»  и другие приёмы.

  1. Этап «Рефлексия».

Это стадия размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.

Рассмотрим приёмы, которые можно использовать на стадии «Вызов».

     Открытый урок в 4 классе по окружающему миру «Поверхность нашего края». Предлагаю с помощью ключевых слов составить вопросы, ответы на которые ученики будут искать  на уроке.

А) происхождение, рельеф, формы.

Б) использование, охрана, поверхность, город

У детей должны получиться такие вопросы: 

А) Какие формы рельефа можно встретить в нашей местности? Каково  их происхождение?

Б)  Как используется поверхность в городе и надо ли её охранять?

Проверка домашнего задания: «Змейка». 

Тест из вопросов, требующих либо положительного, либо отрицательного ответа («Горка» - да, «черта» - нет).

Таблица «тонких» и «толстых» вопросов.

Таблица «тонких» и «толстых» вопросов выглядит так: в левой части - простые «тонкие» вопросы, в правой части – вопросы, требующие более сложного развёрнутого ответа.

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

1.        кто...          2.        что...

3.        когда...      4.        может...

5.        будет...      6.        мог ли...

7.        как звали... 8.        было ли...

9.        согласны ли вы...

10.        верно...

11.        дайте объяснение, почему...

12.        почему вы думаете...

13.        почему вы считаете...

14.        в чем разница...

15.        предположите, что будет, если...

16.        что, если...

Рассмотрим приёмы, которые можно использовать на стадии «Осмысление».

     «Кластер» – графический приём, систематизирующий материал. Показывает типы связей между объектами и явлениями.

      Приём кластер-фишбоун (рыбья кость). Голова – вопрос темы, косточки- основные понятия темы, хвост – ответ на вопрос.

       Работая в группе, дети заполнили схему в виде рыбьего скелета. В верхнем треугольнике (голова)  вопрос: «Нужно ли охранять поверхность земли?  »  На левых косточках ученики записали, как человек использует поверхность земли. А на правых,  к чему это приводит. В нижнем треугольнике (хвост) сделали вывод: используя поверхность земли, люди наносят урон природе. Нужно охранять поверхность Земли!

      Метод предъявления информации в виде диаграмм и таблиц.

Цель: научить сравнивать, обобщать, распознавать одну и ту же информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм, интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).

Результаты данной инновации: формирование у обучающихся информационно-коммуникационных компетенций и создание нового приёма диагностики знаний с помощью диаграмм и таблиц.

Примеры:

  1. Определите, пользуясь диаграммой, где расположена наивысшая точка области?

 2. Вопросы по круговой  диаграмме:

- На сколько наивысшая точка Смоленско-Московской возвышенности выше наивысшей точки Мещёрского хребта?

- На сколько наивысшая точка Мещёрского хребта ниже наивысшей точки Клинско-Дмитровской гряды ?

     Инсёрт — один из приемов технологии эффективного чтения.

Как использовать прием "Инсёрт" на уроках:

1. Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками:

V(галочка) — я это знаю;

+ — это новая информация для меня;

- — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;

? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.

Совет: маркировки в тексте удобнее делать на полях карандашом. Или можно подложить полоску бумаги, чтобы не пачкать учебники.

     Прием требует от ученика не пассивного чтения, а внимательного. Если раньше он просто пропускал непонятные моменты в тексте, то прием «Инсёрт» заставляет обратить на них внимание, сконцентрироваться на каждой строке текста. «Инсёрт» довольно эффективен, когда нужно проработать большой пласт теоретического материала.

     В практике своей работы я использую групповую работу.

     На уроке дети участвуют в работе группы, договариваются друг с другом, отстаивают свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета и дискуссионной культуры.      

    Учатся читать про себя тексты учебников, другие источники, понимать прочитанное; извлекать информацию, представленную в тексте, фотографиях, карте, для решения поставленных задач; представлять информацию в виде таблицы, схемы.

    Коммуникативные действия обеспечивают учёт позиции других людей; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в обсуждении проблемы в паре (в группе).

Преимущества групповой работы в технологии развития критического мышления:

1.        работа в паре и в малой группе удваивает, утраивает интеллектуальный потенциал участников, значительно расширяется их словарный запас;

2.        совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста;

3.        дети становятся более восприимчивы к опыту других детей: совместная работа выковывает единство, ученики учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;

4.        в ходе обсуждения обнаруживается несколько трактовок одного и того же содержания, а это еще раз работает на понимание;

5.        развивается активное слушание;

Рассмотрим приём, который можно использовать на стадии «Рефлексия».

    Синквейн – короткое нерифмованное стихотворение из пяти строк. Синквейн был придуман в начале XX века Аделаидой Крэпси – американской поэтессой. Крэпси придумала форму пятистрочного стихотворения, основанного на подсчете слогов в каждой строке. Придуманный ей традиционный синквейн имел слоговую структуру 2-4-6-8-2 (два слога в первой строке, четыре – во второй и так далее). Таким образом, всего в стихотворении должно было быть 22 слога.

    Отличие дидактического синквейна от всех других видов синквейна – в том, что он основан не на подсчете слогов, а смысловой заданности каждой строчки.

Для того, чтобы написать синквейн, надо обладать знаниями и пониманием предмета – и это, плюс ко всему, делает сочинение стихотворений эффективной формой проверки знаний практически по любому предмету школьной программы.

Правила написания синквейна:

1 строка – одно слово – название стихотворения, тема (обычно существительное);

2 строка – два слова (прилагательные или причастия) -  описание темы (слова можно соединять союзами и предлогами);

3 строка – три слова (глаголы):  действия, относящиеся к теме;

4 строка –  фраза, которая показывает отношение автора к теме;

 5 строка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строке, обычно существительное.

ОВРАГ.

1 строка. Углубление.

2 строка.  Крутой  и  длинный.

3 строка. Осыпается, увеличивается, размывается.

4 строка. Овраг губит участки плодородной почвы.

5 строка. БОЛЬ ЗЕМЛИ.

    Из приведённых приёмов  становится видно, что курс  учебного предмета, в зависимости от своего содержания и способов организации учебной деятельности учащихся, раскрывает определенные возможности для формирования метакогнитивных компетенций.

Затруднения, которые испытывает педагог,  работая в данной технологии.

  1. Реализовать полностью урок в данной технологии  в рамках классно - урочной системы очень сложно (как и другой любой). В технологии огромное количество приёмов – затруднение в выборе.
  2.  Не все дети способны работать с большим объёмом информации. Техника чтения не у всех одинакова, не все синхронно могут работать.
  3.  Непринятие некоторых приёмов детьми  или нежелание работать в группе или паре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного педагогического опыта «Формирование мыслительной деятельности младших школьников средствами технологии развития критического мышления» (на примере метода ролевой игры «Шесть шляп мышления»).

Новые образовательные стандарты нам говорят о том, что ученик, выходя из стен начальной школы должен овладеть умением учиться. Только используя в педагогической деятельности новые приёмы и современные...

« Технология развития критического мышления как средство развития мыслительной деятельности обучающихся»

Государственное бюджетное общеобразовательное  школа №54     Доклад по теме:« Технология развития критического мышления как средство развития мыслительной деятельно...

«Применение технологии развития критического мышления для развития универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе".

  Достоинства технологии развития критического мышления по отношению к другим педагогическим подходам и технологиям: ориентирование на развитие ученика; использование современных методичес...

«Применение технологии развития критического мышления для развития универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе» 2 класс УМК «Школа России»

«Применение технологии развития критического мышления для развития универсальных учебных действий на уроках литературного чтенияв начальной школе»2 классУМК «Школа России» Технологическая карта урока....

Развитие логического мышления у учащихся начальных классов с использованием технологии развития критического мышления

Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ  «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»...

Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления "Размножение и развитие животных" 3 класс Тема урока: «Размножение и развитие животных»

Методическая разработка урока по окружающему миру по теме "Размножение и развитие животных" 3 класс с использованием технологии развития критического мышления. УМК "Школа России"...