Технология развития критического мышления
методическая разработка на тему
Технология развития критического мышления» (ТРКМ) - это целостная система, которая развивает продуктивное творческое мышление, формирует интеллектуальные умения, навыки работы с информацией, учит учиться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_razvitiya_kriticheskogo_myshleniya.docx | 140.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология развития критического мышления учащихся.
Маринина Елена Владимировна,
учитель начальных классов,
ЧОУ «Школа Интеллект-Сервис».
Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Дай мне сделать – и я пойму.
Конфуций.
Человек усваивает: 10% того, что слышит, 50% того, что видит, 70 % того что сам пережил, 90 % того, что сам делает…
Технология развития критического мышления» (ТРКМ) - это целостная система, которая развивает продуктивное творческое мышление, формирует интеллектуальные умения, навыки работы с информацией, учит учиться.
Это интерактивная технология, то есть учебный процесс организован на основе взаимодействия учащихся друг с другом, с педагогом.
Цель технологии развития критического мышления состоит в развитии мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений).
Актуальностью данной технология является то, что она позволяет проводить уроки в оптимальном режиме, у детей повышается уровень работоспособности, усвоение знаний на уроке происходит в процессе постоянного поиска.
Данная технология направлена на развитие ученика, основными показателями которого являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений.
Преимущества ТРКМ
Технология критического мышления дает ученику:
- учащиеся становятся субъектами при определении целей учебной работы, критериев оценки ее результатов;
- повышение эффективности восприятия информации;
- повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
- умение критически мыслить;
- умение работать в сотрудничестве с другими;
- повышение качества образования учеников.
Технология критического мышления дает учителю:
- умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
-создать благоприятные условия для развития метакогнитивных компетенций учащихся.
Для создания благоприятных условий развития метакогнитивных компетенций необходимо внести коррективы в цели, содержание и методику обучения.
По сути, происходит переход:
- от обучения как преподавания системы знаний к работе (активной деятельности) над заданиями (проблемами) с целью выработки определённых решений;
- от освоения отдельных предметов к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных жизненных ситуаций ( на уроке прослеживается связь с литературой и математикой );
- к сотрудничеству учителя и учащихся в ходе овладения знаниями
Только овладев системой учебных действий с изучаемым материалом, ученики смогут решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.
В своей работе я использую трёхфазную структуру урока.
- Этап «Вызов».
Во время этой стадии у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.
Некоторые приёмы этапа «Вызова»: «Змейка», «Корзина идей», «Тонкие и толстые вопросы», «Верные и неверные утверждения», «Ключевые слова» и другие.
- Этап «Осмысление».
Это содержательная стадия, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц и диаграмм), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.
Некоторые приёмы этапа «Осмысления»: «Инсёрт», «Чтение с остановками», схема «Фишбоун»-«Рыбий скелет», «Кластер», таблица «Плюс – минус - интересно» и другие приёмы.
- Этап «Рефлексия».
Это стадия размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.
Рассмотрим приёмы, которые можно использовать на стадии «Вызов».
Открытый урок в 4 классе по окружающему миру «Поверхность нашего края». Предлагаю с помощью ключевых слов составить вопросы, ответы на которые ученики будут искать на уроке.
А) происхождение, рельеф, формы.
Б) использование, охрана, поверхность, город
У детей должны получиться такие вопросы:
А) Какие формы рельефа можно встретить в нашей местности? Каково их происхождение?
Б) Как используется поверхность в городе и надо ли её охранять?
Проверка домашнего задания: «Змейка».
Тест из вопросов, требующих либо положительного, либо отрицательного ответа («Горка» - да, «черта» - нет).
Таблица «тонких» и «толстых» вопросов.
Таблица «тонких» и «толстых» вопросов выглядит так: в левой части - простые «тонкие» вопросы, в правой части – вопросы, требующие более сложного развёрнутого ответа.
Рассмотрим приёмы, которые можно использовать на стадии «Осмысление».
«Кластер» – графический приём, систематизирующий материал. Показывает типы связей между объектами и явлениями.
Приём кластер-фишбоун (рыбья кость). Голова – вопрос темы, косточки- основные понятия темы, хвост – ответ на вопрос.
Работая в группе, дети заполнили схему в виде рыбьего скелета. В верхнем треугольнике (голова) вопрос: «Нужно ли охранять поверхность земли? » На левых косточках ученики записали, как человек использует поверхность земли. А на правых, к чему это приводит. В нижнем треугольнике (хвост) сделали вывод: используя поверхность земли, люди наносят урон природе. Нужно охранять поверхность Земли!
Метод предъявления информации в виде диаграмм и таблиц.
Цель: научить сравнивать, обобщать, распознавать одну и ту же информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм, интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
Результаты данной инновации: формирование у обучающихся информационно-коммуникационных компетенций и создание нового приёма диагностики знаний с помощью диаграмм и таблиц.
Примеры:
- Определите, пользуясь диаграммой, где расположена наивысшая точка области?
2. Вопросы по круговой диаграмме:
- На сколько наивысшая точка Смоленско-Московской возвышенности выше наивысшей точки Мещёрского хребта?
- На сколько наивысшая точка Мещёрского хребта ниже наивысшей точки Клинско-Дмитровской гряды ?
Инсёрт — один из приемов технологии эффективного чтения.
Как использовать прием "Инсёрт" на уроках:
1. Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками:
V(галочка) — я это знаю;
+ — это новая информация для меня;
- — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;
? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.
Совет: маркировки в тексте удобнее делать на полях карандашом. Или можно подложить полоску бумаги, чтобы не пачкать учебники.
Прием требует от ученика не пассивного чтения, а внимательного. Если раньше он просто пропускал непонятные моменты в тексте, то прием «Инсёрт» заставляет обратить на них внимание, сконцентрироваться на каждой строке текста. «Инсёрт» довольно эффективен, когда нужно проработать большой пласт теоретического материала.
В практике своей работы я использую групповую работу.
На уроке дети участвуют в работе группы, договариваются друг с другом, отстаивают свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета и дискуссионной культуры.
Учатся читать про себя тексты учебников, другие источники, понимать прочитанное; извлекать информацию, представленную в тексте, фотографиях, карте, для решения поставленных задач; представлять информацию в виде таблицы, схемы.
Коммуникативные действия обеспечивают учёт позиции других людей; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в обсуждении проблемы в паре (в группе).
Преимущества групповой работы в технологии развития критического мышления:
1. работа в паре и в малой группе удваивает, утраивает интеллектуальный потенциал участников, значительно расширяется их словарный запас;
2. совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста;
3. дети становятся более восприимчивы к опыту других детей: совместная работа выковывает единство, ученики учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;
4. в ходе обсуждения обнаруживается несколько трактовок одного и того же содержания, а это еще раз работает на понимание;
5. развивается активное слушание;
Рассмотрим приём, который можно использовать на стадии «Рефлексия».
Синквейн – короткое нерифмованное стихотворение из пяти строк. Синквейн был придуман в начале XX века Аделаидой Крэпси – американской поэтессой. Крэпси придумала форму пятистрочного стихотворения, основанного на подсчете слогов в каждой строке. Придуманный ей традиционный синквейн имел слоговую структуру 2-4-6-8-2 (два слога в первой строке, четыре – во второй и так далее). Таким образом, всего в стихотворении должно было быть 22 слога.
Отличие дидактического синквейна от всех других видов синквейна – в том, что он основан не на подсчете слогов, а смысловой заданности каждой строчки.
Для того, чтобы написать синквейн, надо обладать знаниями и пониманием предмета – и это, плюс ко всему, делает сочинение стихотворений эффективной формой проверки знаний практически по любому предмету школьной программы.
Правила написания синквейна:
1 строка – одно слово – название стихотворения, тема (обычно существительное);
2 строка – два слова (прилагательные или причастия) - описание темы (слова можно соединять союзами и предлогами);
3 строка – три слова (глаголы): действия, относящиеся к теме;
4 строка – фраза, которая показывает отношение автора к теме;
5 строка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строке, обычно существительное.
ОВРАГ.
1 строка. Углубление.
2 строка. Крутой и длинный.
3 строка. Осыпается, увеличивается, размывается.
4 строка. Овраг губит участки плодородной почвы.
5 строка. БОЛЬ ЗЕМЛИ.
Из приведённых приёмов становится видно, что курс учебного предмета, в зависимости от своего содержания и способов организации учебной деятельности учащихся, раскрывает определенные возможности для формирования метакогнитивных компетенций.
Затруднения, которые испытывает педагог, работая в данной технологии.
- Реализовать полностью урок в данной технологии в рамках классно - урочной системы очень сложно (как и другой любой). В технологии огромное количество приёмов – затруднение в выборе.
- Не все дети способны работать с большим объёмом информации. Техника чтения не у всех одинакова, не все синхронно могут работать.
- Непринятие некоторых приёмов детьми или нежелание работать в группе или паре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное представление собственного педагогического опыта «Формирование мыслительной деятельности младших школьников средствами технологии развития критического мышления» (на примере метода ролевой игры «Шесть шляп мышления»).
Новые образовательные стандарты нам говорят о том, что ученик, выходя из стен начальной школы должен овладеть умением учиться. Только используя в педагогической деятельности новые приёмы и современные...
« Технология развития критического мышления как средство развития мыслительной деятельности обучающихся»
Государственное бюджетное общеобразовательное школа №54 Доклад по теме:« Технология развития критического мышления как средство развития мыслительной деятельно...
«Применение технологии развития критического мышления для развития универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе".
Достоинства технологии развития критического мышления по отношению к другим педагогическим подходам и технологиям: ориентирование на развитие ученика; использование современных методичес...
«Применение технологии развития критического мышления для развития универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе» 2 класс УМК «Школа России»
«Применение технологии развития критического мышления для развития универсальных учебных действий на уроках литературного чтенияв начальной школе»2 классУМК «Школа России» Технологическая карта урока....
Развитие логического мышления у учащихся начальных классов с использованием технологии развития критического мышления
Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»...
Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления "Размножение и развитие животных" 3 класс Тема урока: «Размножение и развитие животных»
Методическая разработка урока по окружающему миру по теме "Размножение и развитие животных" 3 класс с использованием технологии развития критического мышления. УМК "Школа России"...