Особенности структуры урока в начальной школе в соответствии ФГОС.
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Современный урок,инновация,технологии,проблемные ситуации,методы,формы,приемы.Что в современном уроке мы применяем?
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лазаревская средняя школа № 26»
Тульской области
Щекинского района
Доклад
на тему:
«Особенности структуры урока
в начальной школе в соответствии ФГОС».
Подготовила:
Сергеева Р.М.,
учитель начальных классов
п. Лазарево, 2017-2018 уч.год
« Урок – это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора, эрудиции»
В.А. Сухомлинский
Урок — это гарант стабильности образовательного учреждения, его структурно-организационный стержень, можно сказать, скелет всего учебно-воспитательного процесса. Не зря он оказался принятым школами практически всего мира. В связи с изменениями, которые происходят в образовании, вопрос, о том, какой должен быть урок, очень актуален сегодня.
Современный урок, инновация,
Технологии, проблемные ситуации,
Методы, формы, приёмы,
Что в современном уроке применить мы готовы?
Приоритетной целью современного российского образования становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм её решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат – научить учиться.
Каковы же особенности современного урока? Современный урок – урок актуальный для настоящего времени. Современный урок – урок действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам личности ребёнка, его родителей, общества, государства.
Ресурсы современного урока - это человеческие, методические и технологические ресурсы. Человеческие ресурсы включают в себя три взаимосвязанные между собой составляющие, работающие в тесном сотрудничестве: учитель, ученик, родители… Методические ресурсы включают в себя формы, технологии, содержание, приёмы, методы обучения.
Технологические ресурсы – это технологии обучения, которые всем нам хорошо известны. Вот некоторые из них: проектная деятельность, ИКТ, развивающее обучение, модульное обучение, КСО, интерактивная доска, здоровьесберегающие технологии.
Модели современного урока: традиционная и инновационная. Традиционная включает в себя следующие компоненты: триединая цель урока, план-конспект, преобладающая фронтальная форма обучения, методы и приёмы обучения, типы уроков. Инновационная модель в свою очередь делится на деятельностную и развивающую. Включает в себя ключевые и базовые компетентности, обязательное проектирование урока учителем, разнообразные формы обучения, технологическую карту урока, практический опыт деятельности.
Характеристика современного урока включает в себя компоненты содержания: знания, умения, навыки, творческая деятельность, эмоционально- ценностный опыт; личностно-ориентированный, индивидуальный характер; создание условий для формирования компетенций ребенка; самостоятельная работа ученика, а не учителя; практический, деятельностный подход; использование образовательных технологий.
Урок – это работа души и тем усерднее эта работа, чем уважительнее отношение ребёнка к самому себе, а также учителя к своей собственной личности. Поэтому современный урок ставит целью формирование следующих универсальных учебных действий: развитие личности ребёнка, т.е. личностные результаты, метапредметные умения, которые формируют у учащихся подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире и, наконец, непосредственно предметные результаты, т.е. результат изучения данной темы урока.
Виды универсальных учебных действий формируемых на уроке в начальной школе таковы:
-личностные
-познавательные
-регулятивные
-коммуникативные
Личностные:
обеспечивают ценностную ориентацию детей: знание моральных норм и умение им следовать (взаимопомощь, правдивость, ответственность); умение соотносить свои поступки с этическими чувствами (вина, совесть, стыд); желание и умение видеть нравственный аспект своих поступков; желание и умение ответить на вопрос, какое значение и какой смысл имеют для него те или иные знания.
Регулятивные:
обеспечивают младшему школьнику организацию учебной деятельности.
- целеполагание как способность принять учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно;
-планирование как способность самостоятельно определять последовательность выполнения действий;
- контроль как способность сличения способа действия и его результата с заданными эталонами;
- саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент;
- коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;
- самооценка как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.
Коммуникативные
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (например, распределение ролей при парной, групповой или коллективной работе);
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.
Познавательные: включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.
Структура урока в начальных классах.
I этап. Организация класса (орг.момент)
II этап. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение)
III этап. Формирование новых знаний и умений (изучение нового материала)
IV этап. Открытие нового знания.
V этап. Первичное закрепление.
VIэтап.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль .
VIIэтап. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
VIIIэтап. Рефлексия деятельности ( итог урока).
Итак, подведём итог, что же характерно для современного урока? Цель - готовность к саморазвитию. Она включает в себя:
-умение самостоятельно делать выбор, адекватный своим способностям;
-умение ставить перед собой цель, принимать решения;
-умение самостоятельно находить выход из нестандартной ситуации;
-умение проконтролировать себя, свои собственные действия;
-умение адекватно оценить свои действия, выявить недочёты и скорректировать дальнейшую работу;
-умение согласовывать свою позицию с другими людьми, общаться.
Другими словами, если раньше ребёнок выступал в роли пассивного слушателя, то в соответствии с новыми веяниями, он должен стать исследователем, который умеет сам добывать знания, работая в группе с другими детьми или самостоятельно.
Я смогла реализовать новый стандарт без проблем, в основном за счёт своего умения быстро перестраиваться и изменяться.
По моему мнению, становление познавательных интересов обучающихся, прежде всего, происходит на уроке. Активизирую познавательную деятельность обучающихся и повышаю интерес к учению на каждом этапе урока, употребляя для этого различные методы, формы и виды работы.
Как оживить урок? Как поддержать интерес к предмету и желание изучать то, что кажется хорошо знакомым или наоборот бесполезным в реальной жизни?
Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников формирую через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.
Математика. Тема: «Число 100. Образование числа 100». Дети работали в группах - играли в игру «Будь внимателен!», соревновались – отгадывали ребусы по цепочке.
На своих уроках часто использую интерактивную доску, которая стационарно установлена в классном кабинете в комплекте с компьютером и проектором. Интерактивная доска позволяет разнообразить фронтальную форму работы, помогает излагать новый материал живо и увлекательно. Она помогает донести информацию до каждого ученика в классе.
Как писал К.Д. Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…»
На уроке литературного чтения по теме: «Люблю природу русскую. Осень.» Ребята не только читают прозаический текст и текст стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта и писателя, но и различают стихотворный и прозаический текст, наблюдают за жизнью слов в художественном тексте, объясняют интересные выражения в лирическом тексте, представляют картины осенней природы и рисуют её.
Обучающиеся начальной школы могут учиться достаточно успешно, ориентируясь на оценку учителя или мнение родителей.
К любимым предметам они чаще относят те, которые содержат элементы игры, развлечения. На уроке окружающего мира по теме: «Красная книга» дети играли в игру «Узнай животное!», подготовили с помощью дополнительной литературы, Интернета сообщения о животных из «Красной книги России» (по своему выбору). Нужно помнить, что смысл слова "учиться" в понимании второклассника может, помимо приобретения знаний, включать желание общаться и играть с одноклассниками.
Школьники младшего возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. Таким образом, постепенно, формируется мотивация.
Учебный процесс организую с учётом потребностей, физиологических и возрастных особенностей детей:
- материал урока подбираю такой, который будет интересен детям;
- согласование темпа урока со скоростью работы всех детей.
Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай сделать - и я пойму. - Эта китайская пословица должна стать девизом для учителя на каждом проводимом им уроке.
На своих уроках я организую обучение, при котором ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний; провожу работу в группах и парах; применяю ИКТ; стараюсь, чтобы каждый ребёнок понимал нужность, важность, целесообразность изучения предмета в целом и отдельных его разделов и т.д.
А, чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, необходимо подчёркивать даже самый небольшой успех, продвижение вперёд. На уроке технологии ребята провели исследовательскую работу по выращиванию лука – результат отличный.
Благодаря введению игры любой урок становится интересным, живым и увлекательным учебным предметом для всех детей, в том числе и для тех, кто не отличается большими способностями в учении.
Дидактические игры и занимательные упражнения повышают мотивацию учащихся.
Сюда относятся:
- задачи в стихах,
- задачи-смекалки,
- задачи-шутки,
- драматизированные игры,
- интересные факты,
- ребусы, головоломки,
- кроссворды и многие др.
На уроках применяю творческие задания: составление загадок, ребусов, кроссвордов, сочинение сказок, мини-сочинений, издание книжек.
В своей работе я использую различные типы и виды уроков по ФГОС в начальной школе
№ | Тип урока | Виды уроков |
1 | Урок изучения нового материала | Лекция, рассказ, беседа, просмотр кинофильма, самостоятельная работа с книгой, лабораторная работа, конференция, урок-эврика, межпредметный интегрированный урок |
2 | Урок закрепления знаний и способов действий | Тренинг, практикум, лабораторная работа, практическая работа; экскурсия, семинар, урок решения ключевых задач, урок – консультация, урок – ролевая игра, урок – деловая игра, урок фантазирования, урок путешествия, урок открытых мыслей, мозговая атака, урок – спектакль или концерт, урок – дидактическая игра (хоккей, морской бой, волшебный конверт, соревнование, КВН и т.д.), урок – аукцион знаний, урок – творческий отчет, круглый стол, урок провокаций, урок-суд, урок – круговая тренировка |
3 | Урок систематизации и обобщения знаний | Тренинг, практикум, лабораторная работа, практическая работа; экскурсия, семинар, урок решения ключевых задач, урок – консультация, урок – ролевая игра, урок – деловая игра, урок фантазирования, урок путешествия, урок открытых мыслей, мозговая атака, урок – спектакль или концерт, урок – дидактическая игра (хоккей, морской бой, волшебный конверт, соревнование, КВН и т.д.), урок – аукцион знаний, урок – творческий отчет, круглый стол, урок провокаций, урок-суд, урок – круговая тренировка |
4 | Урок повторения | Тренинг, практикум, лабораторная работа, практическая работа; экскурсия, семинар, урок решения ключевых задач, урок – консультация, урок – ролевая игра, урок – деловая игра, урок фантазирования, урок путешествия, урок открытых мыслей, мозговая атака, урок – спектакль или концерт, урок – дидактическая игра (хоккей, морской бой, волшебный конверт, соревнование, КВН и т.д.), урок – аукцион знаний, урок – творческий отчет, круглый стол, урок провокаций, урок-суд, урок – круговая тренировка |
5 | Урок контроля знаний | Общественный смотр знаний, урок-зачет, практическая работа, устная контрольная работа, письменная контрольная работа, устный опрос, урок – «ищи ошибку» |
Я считаю, что основная цель начального обучения – помочь ребёнку пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности, понять самого себя, найти самого себя, чтобы в конечном итоге – стать Человеком, хотя бы захотеть победить в себе негативное и развить позитивное. Решающая роль в этом принадлежит учителю. Каждый учитель должен понимать, к чему он стремится в воспитании и обучении детей.
«Дети очень часто умнее взрослых и всегда искреннее» - Максим Горький.
Предлагаю правила на каждый день, которые помогут учителю:
- Я не источник знаний на уроке – я организатор урока и помощник ребят;
- Ребёнок должен знать ;зачем ему это?, т.е. цели занятия обязательно формулируем на уроке вместе с ребятами и эти цели находятся в сфере интересов ребёнка;
- Исключила из своего лексикона слова ;ошибочный ответ;, ;неправильно; и т.д. Вместо этого, постоянно обращаясь ко всем, предлагаю обсудить;А как вы думаете;Я думаю, что, но может, я ошибаюсь;.
- Никаких монологов на уроке! Только диалог, живой, в котором участвуют все.
- На каждом уроке – работа в группах: парах. Учимся общаться, спорить, отстаивать своё мнение, просить помощи или предлагать её.
- Самое главное – мой эмоциональный настрой. Я умею управлять своими эмоциями и учу этому детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на методическом объединении «Особенности структуры урока в начальной школе в соответствии ФГОС».
Тема. «Особенности структуры урока в начальной школе в соответствии ФГОС»....
Доклад на тему: «Особенности структуры урока в начальной школе в соответствии ФГОС».
структура современного урока...
"Особенности структуры урока в начальной школе в соответствии ФГОС".
Выступление на ШМО....
Доклад на тему: «Особенности структуры урока в начальной школе в соответствии ФГОС».
Доклад на тему: «Особенности структуры урока в начальной школе в соответствии ФГОС». ...
Доклад на МО по теме "Особенности структуры урока в начальной школе в соответствии ФГОС"
Доклад рассказывает о структуре урока в начальных классах на современном этапе...
"Особенности структуры урока в начальной школе в соответствии ФГОС".
Как построить урок, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения....
«Особенности структуры урока в начальной школе в соответствии ФГОС»
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую и...