выступление на педагогическом чтении- 2018
материал на тему

Выступление на педагогическом чтении- 2018 на тему: "Поддерживаем и развиваем детей, имеющих трудности в обучении"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedchtenie_-2018.docx60.37 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ – Большенырсинская средняя общеобразовательная школа Тюлячинского муниципального района РТ

 

Выступление

учителя начальных классов первой квалификационной категории

 Сафиной Рамили Мансуровны

в конкурсе «Педчтение-2018»

Тема:

«Поддерживаем и развиваем детей, имеющих трудности в обучении»

 

2018 год

Поддерживаем и развиваем детей, имеющих трудности в обучении

  Вопросы предупреждения неуспеваемости издавна волнуют педагогов. Великий педагог- мыслитель  Я.А.Коменский утверждал, что  все дети от природы стремятся к знаниям, всех их можно учить и по верно расположенным, цепким, безопасным ступенькам вывести кого угодно на любую высоту. Ряду учащихся,  мы их называем слабоуспевающими, трудно достичь больших высот.  Поэтому мы – учителя для каждого из таких детей должны определить минимум знаний и навыков, которые они должны усвоить с нашей помощью. Этот минимум позволит им найти себя в жизни. А уж максимум каждый из них  обязан определить себе сам. Кто же они, слабоуспевающие ученики? Каковы их особенности?

-Это низкий уровень знаний как  следствие этого, низкий уровень интеллектуального развития;

-отсутствие познавательного интереса;

-не сформированы элементарные организационные навыки;

-учащиеся требуют индивидуального подхода  с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения;

-нет опоры на родителей как союзников учителя;

-отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся;

-частые пропуски уроков без уважительной причины.

Как предотвратить неуспеваемость учащихся?

-Своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях учеников и организовывать своевременную ликвидацию этих пробелов;

- выбирать разумные способы учебной работы;

- систематически обучать учащихся общеучебным умениям и навыкам;

- организовать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в  классе таким образом, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению.

Что в связи с этим должен делать учитель?

-Знать психическое развитие ребенка.

-Стремиться понять и принять каждого ребенка.

-Проявлять разумную требовательность,  веру в возможности ученика.

Что применяю я, учитель начальных классов, в работе со слабоуспевающими учениками?

1.Опережающее обучение.

       Например, одной из самых главных тем по математике является «Деление многозначного числа на однозначное». Знакомить с  приемами письменного деления начинаю задолго до изучения темы по календарному плану. И затем на каждом уроке математики решаем по одному - два примера.  В  результате, до непосредственного изучения темы почти у всех ребят класса уже сформирован алгоритм деления. В том числе и у слабоуспевающих  учащихся.

2. Работа с алгоритмами.  

     В наших детях живет постоянный страх: а вдруг я что-то забуду? Страх этот не лишен основания, если учесть, что в учебниках очень много правил, таблиц, которые необходимо запомнить. Вот и переживают дети, как бы не забыть. А слабоуспевающие ученики правил не учат вообще, так как не могут их запомнить. Здесь на помощь приходит алгоритм. Владение алгоритмами дает возможность забыть без страха: забыл, ну и что? Я в любой момент могу это вывести.

Например, алгоритм, применяемый для написания личных окончаний глаголов:

Мальчик пиш.т письмо.

Операция                                                         Результат

-Ставлю в 3 лицо мн. числа;                                          они пишут -  мальчик пишет

-Если –ут  , –ют , то е        

-Если –ат  , –ят , то и

      Алгоритм  этот прост и удобен. Любой слабоуспевающий ученик может им пользоваться.

       Алгоритмы разрабатываем по всем ключевым темам русского языка и математики: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных»,  «Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных»,  «Умножение двузначного числа  на однозначное», «Деление двузначного числа на однозначное» и так далее. Всегда прошу слабоуспевающих учеников на контрольных и самостоятельных работах  по математике использовать черновики. Если речь идет об устных вычислительных приемах, то  таким ученикам сложно воспроизводить операции в уме, они это делают на черновиках.

Например:     96             : 6= 16

         60+         36

3.Подача материала блоками.

Чтобы увеличить объем времени на изучение учебного материала, подаю его блоками. Например, одна за другой  изучаются по математике темы: «Умножение двузначного числа на однозначное», «Деление двузначного числа на однозначное»,  «Деление двузначного числа на двузначное».  Я даю эти темы почти одновременно. На одном уроке 23х4 , на другом- 72 : 3 , на третьем- 56:14. Тем самым я увеличиваю время для отработки этих вычислительных приемов  в три раза. Это время позволяет довести до автоматизма  владение алгоритмами не только у сильных учеников, но и у слабых.

4. Различные формы групповой работы.

Это и работа в парах, группах разноуровневых  и с одинаковым уровнем подготовленности. Работа в парах – технология, которую можно использовать для достижения любой дидактической цели: усвоения, закрепления , проверки знаний и т. д. В условиях парной работы все дети в классе получают возможность говорить , высказываться.  Работа в парах дает ученикам время сначала подумать, обменяться идеями с партнером и только потом озвучить свои мысли перед классом. Использование такого вида сотрудничества способствует тому, что никто из учеников, в том числе и слабоуспевающие, не могут уклониться от выполнения задания. Хочу остановиться на групповой работе.  На уроке – экскурсии по окружающему миру  наблюдали за изменениями в живой и неживой природе осенью. По уровню сложности содержательной стороны  делю класс на три группы.

Задание для учеников 1 группы : Наблюдайте за лиственными деревьями,  как они готовятся к приходу зимы. Сделайте выводы.

Задание для учеников 2 группы : Наблюдайте за лиственными деревьями : вербой , тополем , кленом .

Задание для учеников 3 группы: Понаблюдайте за лиственным деревом- тополем. Как он изменился с приходом осени?

Цель работы одна для всего класса. Только, чтобы выполнить задание, ученики 1-ой группы должны актуализировать понятие лиственное дерево, вспомнить, какие деревья относятся к лиственным, понаблюдать за изменениями в них. Для 2-ой группы задание проще: найти указанные деревья и понаблюдать за ними. Задание для 3-ей группы настраивает на наблюдение за конкретным, единичным объектом. Во время проверки заслушиваем сначала ответы слабых учеников, а выводы делают сильные учащиеся.

5. Дифференцированный подход.

В работе со слабоуспевающими учениками не обойтись без дифференцированного подхода. Дифференцированный подход использую во всем: при опросе, в процессе изучения нового материала, при организации домашней работы, в ходе самостоятельной работы и на контрольных работах.

-При опросе слабоуспевающим ученикам даю примерный план ответа либо разрешаю пользоваться планом, составленным дома.

- При организации домашней работы  провожу инструктаж о выполнении домашних заданий. Объем домашних заданий рассчитываю так, чтобы не допускать перегрузок.

-В процессе изучения нового материала привлекаю слабоуспевающих учеников в качестве помощников, например, при показе опытов.

- Самостоятельные работы стараюсь проводить на каждом уроке, чтобы выявить, кто не усвоил материал урока. При этом слабоуспевающим ученикам разрешаю пользоваться таблицами, плакатами, схемами, словарями.  Использую карточки- инструктажи, памятки, карточки, в которых показаны образцы  того, как следует вести решение.

-На контрольной работе даю, так называемые «Карточки помощи». Например, на контрольной работе по математике для того, чтобы решить простое уравнение с многозначными числами вида х-2346=698, даю слабоуспевающим ученикам «Карточку помощи», на которой написан пример   6-4=2. Этот пример помогает ученику найти неизвестное уменьшаемое своего уравнения. Ученик рассуждает так: чтобы найти 6 , нужно к 2+4. По аналогии решается и более трудное уравнение.

- Очень трудно даются сочинения. И здесь для самых слабых учащихся на помощь приходят «Карточки помощи» с пропущенными словами.  Например, сочинение во втором классе на тему «В осеннем лесу». «Карточка помощи» выглядит так:

          Осенним  солнечным  --------- я  ----------- в -------. В лесу -------- березы, -------, ---------.   Осень -------    --------- в праздничный -------.

Причем, опорные слова записаны на доске.

Для учащихся со средним уровнем знаний можно дать развернутый план в виде вопросов. Давайте сравним план для сильных и слабых учеников.

        План для сильных  учеников.

  1. Прогулка в осенний лес.
  2. Как много разных деревьев в лесу!
  3. Краски осени.
  4. Осенний букет.

        План для слабых учеников.

  1. Куда ты отправился осенним солнечным днем?
  2. Какие деревья растут в этом лесу?
  3. В какой наряд одела осень рябины?
  4. Какую краску выбрала осень для листьев березы?
  5. Как украсила осень осины?
  6. Что тебе будет напоминать о прогулке в лес?

Вопросительное предложение уже содержит в себе половину ответа. Да еще на доске записаны опорные слова, которые ученики будут использовать в своих сочинениях.

6. В работе со слабоуспевающими учениками стараюсь создать ситуацию успеха. Создавая ситуацию успеха, я помогаю детям побороть неуверенность в собственных силах. Как, например, создать ситуацию успеха на контрольном диктанте? Когда слабоуспевающие ученики пишут диктант, они допускают не только орфографические ошибки, но и всевозможные пропуски букв, слогов, целых слов. С самых первых уроков учу учащихся диктовать себе. Так вот, на диктанте прошу  слабого ученика пересесть на первую парту поближе к учителю. Для чего? Для того, чтобы он себе диктовал. Мое требование, диктовать себе, он хорошо помнит, но не выполняет. Стою рядом и слышу, как мой ученик старательно выговаривает слова. И ведь  получается избежать очень многих ошибок! Желанная «тройка» за диктант - это действительно успех.

7. И, наконец, последнее, на чем хочу остановиться. В работе со слабоуспевающими учениками  опираюсь на помощь родителей. Самое главное, чтобы у ребенка не было пропусков. Многие дети постоянно болеют. Из-за частых пропусков даже сильный ученик может стать слабоуспевающим. Прошу родителей заниматься с детьми дома, чтобы они не запустили    учебный материал. Объясняю, как это важно. Провожу, так называемые,  уроки по телефону. Объясняю тему детям и родителям. Дальше уже все зависит от желания родителей помочь своему ребенку. После того, как ученик выздоровел, проверяю степень усвоения пропущенных тем и на дополнительных занятиях закрепляем материал.

Можно еще остановиться на многих, на мой взгляд, очень важных моментах. Это и организация работы консультантов из числа хорошо успевающих учеников, и обучающие игры на уроках, и необходимость проведения зарядок и физминуток. Главное, чтобы вся эта работа сопровождалась верой в ребенка и исходила от сердца. Ибо, как говорил Песталоцци: «В сердце войдет только то, что идет от сердца».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогических чтениях "Формирование УУД на основе системно-деятельностного подхода Л.Г. Петерсон в контексте реализации ФГОС"

Выступление на педагогических чтениях "Формирование УУД на основе системно-деятельностного подхода Л.Г. Петерсон в контексте реализации ФГОС"...

Выступление на районных педагогических чтениях по теме «Инновации в обучении – инвестиции в будущее»

Районные педагогические чтения«Инновации в обучении – инвестиции в будущее»ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ:            «Активные методы обучения на уро...

Выступление на педагогических чтениях: "Технология проблемного обучения ".

Важнейшей целью современного образования является воспитание ученика, который может учиться самостоятельно. Это особенно важно в 21 веке, когда технологии быстро меняются, и постоянно приходится учить...

"Влияние личности педагога на формирование креативных качеств обучаемых" Выступление на педагогических чтениях.

Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития творческого мышления, способствующего формированию творческого потенци...

Выступление на педагогический чтениях на тему "Роль воспитательной компоненты в образовательном процессе ОО"

В целях укрепления и развития воспитательного потенциала в социокультурном пространстве Российской Федерации на основе взаимодействия систем общего и дополнительного образования Минобрнауки России раз...

Презентация к выступлению на педагогических чтениях

Презентация является электронным сопровождением к выступлению...