выступление на педагогическом чтении- 2018
материал на тему
Выступление на педагогическом чтении- 2018 на тему: "Поддерживаем и развиваем детей, имеющих трудности в обучении"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedchtenie_-2018.docx | 60.37 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ – Большенырсинская средняя общеобразовательная школа Тюлячинского муниципального района РТ
Выступление
учителя начальных классов первой квалификационной категории
Сафиной Рамили Мансуровны
в конкурсе «Педчтение-2018»
Тема:
«Поддерживаем и развиваем детей, имеющих трудности в обучении»
2018 год
Поддерживаем и развиваем детей, имеющих трудности в обучении
Вопросы предупреждения неуспеваемости издавна волнуют педагогов. Великий педагог- мыслитель Я.А.Коменский утверждал, что все дети от природы стремятся к знаниям, всех их можно учить и по верно расположенным, цепким, безопасным ступенькам вывести кого угодно на любую высоту. Ряду учащихся, мы их называем слабоуспевающими, трудно достичь больших высот. Поэтому мы – учителя для каждого из таких детей должны определить минимум знаний и навыков, которые они должны усвоить с нашей помощью. Этот минимум позволит им найти себя в жизни. А уж максимум каждый из них обязан определить себе сам. Кто же они, слабоуспевающие ученики? Каковы их особенности?
-Это низкий уровень знаний как следствие этого, низкий уровень интеллектуального развития;
-отсутствие познавательного интереса;
-не сформированы элементарные организационные навыки;
-учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения;
-нет опоры на родителей как союзников учителя;
-отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся;
-частые пропуски уроков без уважительной причины.
Как предотвратить неуспеваемость учащихся?
-Своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях учеников и организовывать своевременную ликвидацию этих пробелов;
- выбирать разумные способы учебной работы;
- систематически обучать учащихся общеучебным умениям и навыкам;
- организовать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе таким образом, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению.
Что в связи с этим должен делать учитель?
-Знать психическое развитие ребенка.
-Стремиться понять и принять каждого ребенка.
-Проявлять разумную требовательность, веру в возможности ученика.
Что применяю я, учитель начальных классов, в работе со слабоуспевающими учениками?
1.Опережающее обучение.
Например, одной из самых главных тем по математике является «Деление многозначного числа на однозначное». Знакомить с приемами письменного деления начинаю задолго до изучения темы по календарному плану. И затем на каждом уроке математики решаем по одному - два примера. В результате, до непосредственного изучения темы почти у всех ребят класса уже сформирован алгоритм деления. В том числе и у слабоуспевающих учащихся.
2. Работа с алгоритмами.
В наших детях живет постоянный страх: а вдруг я что-то забуду? Страх этот не лишен основания, если учесть, что в учебниках очень много правил, таблиц, которые необходимо запомнить. Вот и переживают дети, как бы не забыть. А слабоуспевающие ученики правил не учат вообще, так как не могут их запомнить. Здесь на помощь приходит алгоритм. Владение алгоритмами дает возможность забыть без страха: забыл, ну и что? Я в любой момент могу это вывести.
Например, алгоритм, применяемый для написания личных окончаний глаголов:
Мальчик пиш.т письмо.
Операция Результат
-Ставлю в 3 лицо мн. числа; они пишут - мальчик пишет
-Если –ут , –ют , то е
-Если –ат , –ят , то и
Алгоритм этот прост и удобен. Любой слабоуспевающий ученик может им пользоваться.
Алгоритмы разрабатываем по всем ключевым темам русского языка и математики: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных», «Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных», «Умножение двузначного числа на однозначное», «Деление двузначного числа на однозначное» и так далее. Всегда прошу слабоуспевающих учеников на контрольных и самостоятельных работах по математике использовать черновики. Если речь идет об устных вычислительных приемах, то таким ученикам сложно воспроизводить операции в уме, они это делают на черновиках.
Например: 96 : 6= 16
60+ 36
3.Подача материала блоками.
Чтобы увеличить объем времени на изучение учебного материала, подаю его блоками. Например, одна за другой изучаются по математике темы: «Умножение двузначного числа на однозначное», «Деление двузначного числа на однозначное», «Деление двузначного числа на двузначное». Я даю эти темы почти одновременно. На одном уроке 23х4 , на другом- 72 : 3 , на третьем- 56:14. Тем самым я увеличиваю время для отработки этих вычислительных приемов в три раза. Это время позволяет довести до автоматизма владение алгоритмами не только у сильных учеников, но и у слабых.
4. Различные формы групповой работы.
Это и работа в парах, группах разноуровневых и с одинаковым уровнем подготовленности. Работа в парах – технология, которую можно использовать для достижения любой дидактической цели: усвоения, закрепления , проверки знаний и т. д. В условиях парной работы все дети в классе получают возможность говорить , высказываться. Работа в парах дает ученикам время сначала подумать, обменяться идеями с партнером и только потом озвучить свои мысли перед классом. Использование такого вида сотрудничества способствует тому, что никто из учеников, в том числе и слабоуспевающие, не могут уклониться от выполнения задания. Хочу остановиться на групповой работе. На уроке – экскурсии по окружающему миру наблюдали за изменениями в живой и неживой природе осенью. По уровню сложности содержательной стороны делю класс на три группы.
Задание для учеников 1 группы : Наблюдайте за лиственными деревьями, как они готовятся к приходу зимы. Сделайте выводы.
Задание для учеников 2 группы : Наблюдайте за лиственными деревьями : вербой , тополем , кленом .
Задание для учеников 3 группы: Понаблюдайте за лиственным деревом- тополем. Как он изменился с приходом осени?
Цель работы одна для всего класса. Только, чтобы выполнить задание, ученики 1-ой группы должны актуализировать понятие лиственное дерево, вспомнить, какие деревья относятся к лиственным, понаблюдать за изменениями в них. Для 2-ой группы задание проще: найти указанные деревья и понаблюдать за ними. Задание для 3-ей группы настраивает на наблюдение за конкретным, единичным объектом. Во время проверки заслушиваем сначала ответы слабых учеников, а выводы делают сильные учащиеся.
5. Дифференцированный подход.
В работе со слабоуспевающими учениками не обойтись без дифференцированного подхода. Дифференцированный подход использую во всем: при опросе, в процессе изучения нового материала, при организации домашней работы, в ходе самостоятельной работы и на контрольных работах.
-При опросе слабоуспевающим ученикам даю примерный план ответа либо разрешаю пользоваться планом, составленным дома.
- При организации домашней работы провожу инструктаж о выполнении домашних заданий. Объем домашних заданий рассчитываю так, чтобы не допускать перегрузок.
-В процессе изучения нового материала привлекаю слабоуспевающих учеников в качестве помощников, например, при показе опытов.
- Самостоятельные работы стараюсь проводить на каждом уроке, чтобы выявить, кто не усвоил материал урока. При этом слабоуспевающим ученикам разрешаю пользоваться таблицами, плакатами, схемами, словарями. Использую карточки- инструктажи, памятки, карточки, в которых показаны образцы того, как следует вести решение.
-На контрольной работе даю, так называемые «Карточки помощи». Например, на контрольной работе по математике для того, чтобы решить простое уравнение с многозначными числами вида х-2346=698, даю слабоуспевающим ученикам «Карточку помощи», на которой написан пример 6-4=2. Этот пример помогает ученику найти неизвестное уменьшаемое своего уравнения. Ученик рассуждает так: чтобы найти 6 , нужно к 2+4. По аналогии решается и более трудное уравнение.
- Очень трудно даются сочинения. И здесь для самых слабых учащихся на помощь приходят «Карточки помощи» с пропущенными словами. Например, сочинение во втором классе на тему «В осеннем лесу». «Карточка помощи» выглядит так:
Осенним солнечным --------- я ----------- в -------. В лесу -------- березы, -------, ---------. Осень ------- --------- в праздничный -------.
Причем, опорные слова записаны на доске.
Для учащихся со средним уровнем знаний можно дать развернутый план в виде вопросов. Давайте сравним план для сильных и слабых учеников.
План для сильных учеников.
- Прогулка в осенний лес.
- Как много разных деревьев в лесу!
- Краски осени.
- Осенний букет.
План для слабых учеников.
- Куда ты отправился осенним солнечным днем?
- Какие деревья растут в этом лесу?
- В какой наряд одела осень рябины?
- Какую краску выбрала осень для листьев березы?
- Как украсила осень осины?
- Что тебе будет напоминать о прогулке в лес?
Вопросительное предложение уже содержит в себе половину ответа. Да еще на доске записаны опорные слова, которые ученики будут использовать в своих сочинениях.
6. В работе со слабоуспевающими учениками стараюсь создать ситуацию успеха. Создавая ситуацию успеха, я помогаю детям побороть неуверенность в собственных силах. Как, например, создать ситуацию успеха на контрольном диктанте? Когда слабоуспевающие ученики пишут диктант, они допускают не только орфографические ошибки, но и всевозможные пропуски букв, слогов, целых слов. С самых первых уроков учу учащихся диктовать себе. Так вот, на диктанте прошу слабого ученика пересесть на первую парту поближе к учителю. Для чего? Для того, чтобы он себе диктовал. Мое требование, диктовать себе, он хорошо помнит, но не выполняет. Стою рядом и слышу, как мой ученик старательно выговаривает слова. И ведь получается избежать очень многих ошибок! Желанная «тройка» за диктант - это действительно успех.
7. И, наконец, последнее, на чем хочу остановиться. В работе со слабоуспевающими учениками опираюсь на помощь родителей. Самое главное, чтобы у ребенка не было пропусков. Многие дети постоянно болеют. Из-за частых пропусков даже сильный ученик может стать слабоуспевающим. Прошу родителей заниматься с детьми дома, чтобы они не запустили учебный материал. Объясняю, как это важно. Провожу, так называемые, уроки по телефону. Объясняю тему детям и родителям. Дальше уже все зависит от желания родителей помочь своему ребенку. После того, как ученик выздоровел, проверяю степень усвоения пропущенных тем и на дополнительных занятиях закрепляем материал.
Можно еще остановиться на многих, на мой взгляд, очень важных моментах. Это и организация работы консультантов из числа хорошо успевающих учеников, и обучающие игры на уроках, и необходимость проведения зарядок и физминуток. Главное, чтобы вся эта работа сопровождалась верой в ребенка и исходила от сердца. Ибо, как говорил Песталоцци: «В сердце войдет только то, что идет от сердца».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогических чтениях "Формирование УУД на основе системно-деятельностного подхода Л.Г. Петерсон в контексте реализации ФГОС"
Выступление на педагогических чтениях "Формирование УУД на основе системно-деятельностного подхода Л.Г. Петерсон в контексте реализации ФГОС"...
Выступление на педагогических чтениях по теме"Усвоение грамматических понятий младшими школьниками в прцессе игровой деятельности на уроках русского языка"
Игровая деятельность на уроках русского языка....
Выступление на районных педагогических чтениях по теме «Инновации в обучении – инвестиции в будущее»
Районные педагогические чтения«Инновации в обучении – инвестиции в будущее»ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ: «Активные методы обучения на уро...
Выступление на педагогических чтениях: "Технология проблемного обучения ".
Важнейшей целью современного образования является воспитание ученика, который может учиться самостоятельно. Это особенно важно в 21 веке, когда технологии быстро меняются, и постоянно приходится учить...
"Влияние личности педагога на формирование креативных качеств обучаемых" Выступление на педагогических чтениях.
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития творческого мышления, способствующего формированию творческого потенци...
Выступление на педагогический чтениях на тему "Роль воспитательной компоненты в образовательном процессе ОО"
В целях укрепления и развития воспитательного потенциала в социокультурном пространстве Российской Федерации на основе взаимодействия систем общего и дополнительного образования Минобрнауки России раз...
Презентация к выступлению на педагогических чтениях
Презентация является электронным сопровождением к выступлению...