Личностно-ориентированное обучение как ресурс здоровьесбережения
статья на тему
В целях созранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса возникает необходимость усиления гуманитарных начал в образовании, реализации личностно-ориентированного образования. Данная статья помогает разобраться, в чём заключаются здоровьесберегающие ресурсы личностно-ориентированного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lichnostno-orientirovannoe_obuchenie_kak_resurs_zdorovesberezheniya.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Личностно-ориентированное обучение как ресурс здоровьесбережения
Одним из требований ФГОС является требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Главная задача: создание комфортной развивающей образовательной среды, обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей и всего общества, духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся; гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся;
комфортной по отношению к обучающимся и педагогическим работникам.
В целях сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса возникает необходимость усиления духовно-гуманитарных начал в образовании, реализации личностно-ориентированного образования.
В чём заключаются здоровьесберегающие ресурсы личностно-ориентированного образования?
В современных условиях цели образования дополняются необходимостью целенаправленного влияния на развитие потребности и способности личности к саморазвитию (главный здоровьесберегающий ресурс). Такое развитие предполагает:
-развитие интереса к своему «Я», к своим возможностям
-развитие потребности и способности к самоопределению, к здоровому образу жизни
-влияние на развитие потребности и способности к самореализации как реализации в деятельности и общении своего творческого и личностного потенциала
-влияние на развитие потребности и способности к регуляции своего физического состояния, разумного поведения, самооценки
Следовательно, личностно-ориентированный подход позволяет создавать максимально полные возможности для жизненного самоопределения учащихся, в рамках которого вопросы здоровья (физического, психо-эмоционального, нравственного, духовного) и проблемы осознанного принятия здорового образа жизни занимают определяющее место.
Личностно-ориентированное образование не ставит перед собой задачу формирования личности с заданными свойствами, а создаёт условия для развития и проявления личности обучаемых. Целью личностно-ориентированного образования следует считать создание условий для полноценного развития следующих функций:
-избирательности (способность к выбору)
-рефлексии (умение оценивать свою жизнь)
-бытийности (поиск смысла жизни и творчество)
-формирующая функция (формирование образа «Я»)
-ответственности («Я» отвечаю за всё)
-автономности личности (Освобождение от влияния многих факторов)
Итак, целевой ресурс личностно-ориентированного образования в контексте здоровьесбережения состоит в том, чтобы «заложить в ребёнке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие необходимые для становления самобытного личностного образа».
Комлексное, целостное здоровье личности определяется осознанной включённостью самого человека в реализацию основных функций:
-гуманитарная (физическое и нравственное здоровье, активная жизненная позиция, свобода личности). Средствами реализации являются понимание, взаимопонимание, общение и сотрудничество.
-культуросозидательная (сохранение, передача, воспроизводство и развитие культуры учащихся средствами образования). Реализация этой функции позволяет приобщить школьников к миру культуры, дать ему почувствовать общность с другими людьми посредством единой культуры. Механизмом реализации является установление духовной взаимосвязи между человеком и его народом, переживание чувства принадлежности к национальной культуре.
-функция социализации (определяет отношение человека к миру, социальная позиция, самосознание). Социализация происходит в процессе совместной деятельности и общения в определённой культурной среде. Механизмами реализации являются сохранение индивидуальности, творчество как личностная позиция в любой деятельности (в том числе и учебной)
Значит, в личностно-ориентированной системе основными образовательными процессами становятся: формирование личностных смыслов учения и жизни, развивающее обучение, педагогическая поддержка становления детской индивидуальности, воспитание как забота о духовно-нравственном развитии ребёнка. Эти процессы характеризуют ценностное отношение к ученику как субъекту жизни и требуют соответствующего здоровьесберегающего и здоровье ориентированного наполнения содержания образования и педагогической деятельности.
О каких условиях здоровьесбережения в школе идёт речь? В первую очередь о тех, которые влияют на ученика. А именно:
1. Межличностные отношения (общение с педагогами, одноклассниками, другими учащимися; микроклимат в классе; уровень авторитетности учителя в глазах детей; степень взаимопонимания и поддержки; уровень сплочённости класса).
2. Направленность и особенности организации учебного процесса (приоритетные методы преподавания; ориентация на различные способы обучения; степень учёта интересов и способностей учащихся; способы и стиль взаимодействия учителя с коллегами и учениками; реальная возможность выбора учеником содержания обучения, уровня и методов его усвоения).
3. Степень профессиональной компетентности педагога (уровень профессиональных знаний, умений, навыков; доброжелательность).
4. Материальные условия реализации образовательного процесса (степень комфортности учебных помещений; обеспеченность учебной литературой, наглядными пособиями; соблюдение санитарно-гигиенических требований).
Однако, сохранение и укрепление здоровья учащегося, также как и развитие его личности, возможно рассматривать только в контексте формирования личной ответственности ребёнка за свой успех, его готовности прилагать личные усилия для достижения определённых результатов. Ответственность ребёнка за своё здоровье, за свой успех вырабатывается через самостоятельную оценку ситуации и собственный выбор линии поведения.
Значительный ресурс школьного здоровьесбережения содержится в технологиях, используемых в личностно-ориентированном обучении (технология дифференцированного/индивидуального обучения; технология проблемного обучения; ненасильственное обучение; технология диалогового обучения; технология рефлексивного обучения)
Урок на диалоговой основе даёт возможность педагогу превратить урок в пространство эффективного общения: информационный обмен, эмоциональный контакт, обратная связь, обмен идеями. Это означает, что на уроке приоритетными становятся взаимоуважение, взаимопонимание, взаимообогащение, взаимоподдержка. Следовательно, создаются условия для самовыражения учащихся.
Эффективное применение технологий личностно-ориентированного обучения способствует созданию здоровьесберегающей образовательной среды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание социально активной личности в условиях личностно- ориентированной системы обучения.
Концепция и программа воспитательной работы классного руководителя начальных классов....
Психолого-педагогические условия самоактуализации личности в процессе личностно-ориентированного процесса обучения и воспитания
В последнее время личностно ориентированное обучение и воспитание стремительно завоевывает образовательное пространство России. Большинство педагогических коллективов настойчиво осваивают теоретически...
Личностно-ориентированный характер обучения в условиях ФГОС. Организация современного урока.
В современной школе идёт поиск новых подходов к содержанию, организационным формам, методам и средствам учебной работы. Важнейшей идеей современного образования становится его деятельностное сод...
Технологии личностного ориентирования в обучении младших школьников
Транслирование собственного педагогического опыта...
Технологии личностного ориентирования в обучении младших школьников
Транслирование собственного педагогического опыта...
Технологии личностного ориентирования в обучении младших школьников
Транслирование собственного педагогического опыта...
Личностно – ориентированные технологии обучения. Организация обучения в малых группах по технологии сотрудничества.
В условиях реформирования экономики и образования в нашем обществе меняется вся система общественных отношений, многие дидактические положения подвергаются глубокому анализу со стороны социологических...