Личностно-ориентированное обучение как ресурс здоровьесбережения
статья на тему

Митропольская Марина Владимировна

В целях созранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса возникает необходимость усиления гуманитарных начал в образовании, реализации личностно-ориентированного образования. Данная статья помогает разобраться, в чём заключаются здоровьесберегающие ресурсы личностно-ориентированного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Личностно-ориентированное обучение как ресурс здоровьесбережения

        Одним из требований ФГОС является требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.

        Главная задача: создание комфортной развивающей образовательной среды, обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей и всего общества, духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся; гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся;

комфортной по отношению к обучающимся и педагогическим работникам.

В целях сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса возникает необходимость усиления духовно-гуманитарных начал в образовании, реализации личностно-ориентированного образования.

В чём заключаются здоровьесберегающие ресурсы личностно-ориентированного образования?

         В современных условиях цели образования дополняются необходимостью целенаправленного влияния на развитие потребности и способности личности к саморазвитию (главный здоровьесберегающий ресурс). Такое развитие предполагает:

-развитие интереса к своему «Я», к своим возможностям

-развитие потребности и способности к самоопределению, к здоровому образу жизни

-влияние на развитие потребности и способности к самореализации как реализации в деятельности и общении своего творческого и личностного потенциала

-влияние на развитие потребности и способности к регуляции своего физического состояния, разумного поведения, самооценки

Следовательно, личностно-ориентированный подход позволяет создавать максимально полные возможности для жизненного самоопределения учащихся, в рамках которого вопросы здоровья (физического, психо-эмоционального, нравственного, духовного) и проблемы осознанного принятия здорового образа жизни занимают определяющее место.

        Личностно-ориентированное образование не ставит перед собой задачу формирования личности с заданными свойствами, а создаёт условия для развития и проявления личности обучаемых. Целью личностно-ориентированного образования следует считать создание условий для полноценного развития следующих функций:

-избирательности (способность к выбору)

-рефлексии (умение оценивать свою жизнь)

-бытийности (поиск смысла жизни и творчество)

-формирующая функция (формирование образа «Я»)

-ответственности («Я» отвечаю за всё)

-автономности личности (Освобождение от влияния многих факторов)

        Итак, целевой ресурс личностно-ориентированного образования в контексте здоровьесбережения состоит в том, чтобы «заложить в ребёнке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие необходимые для становления самобытного личностного образа».

Комлексное, целостное здоровье личности определяется осознанной включённостью самого человека в реализацию основных функций:

-гуманитарная (физическое и нравственное здоровье, активная жизненная позиция, свобода личности). Средствами реализации являются понимание, взаимопонимание, общение и сотрудничество.

-культуросозидательная (сохранение, передача, воспроизводство и развитие культуры учащихся средствами образования). Реализация этой функции позволяет приобщить школьников к миру культуры, дать ему почувствовать общность с другими людьми посредством единой культуры. Механизмом реализации является установление духовной взаимосвязи между человеком и его народом, переживание чувства принадлежности к национальной культуре.

-функция социализации (определяет отношение человека к миру, социальная позиция, самосознание). Социализация происходит в процессе совместной деятельности и общения в определённой культурной среде. Механизмами реализации являются сохранение индивидуальности, творчество как личностная позиция в любой деятельности (в том числе и учебной)

        Значит, в личностно-ориентированной системе основными образовательными процессами становятся: формирование личностных смыслов учения и жизни, развивающее обучение, педагогическая поддержка становления детской индивидуальности, воспитание как забота о духовно-нравственном развитии ребёнка. Эти процессы характеризуют ценностное отношение к ученику как субъекту жизни и требуют соответствующего здоровьесберегающего и здоровье ориентированного наполнения содержания образования и педагогической деятельности.

        

О каких условиях здоровьесбережения в школе идёт речь? В первую очередь о тех, которые влияют на ученика. А именно:

1. Межличностные отношения (общение с педагогами, одноклассниками, другими учащимися; микроклимат в классе; уровень авторитетности учителя в глазах детей; степень взаимопонимания и поддержки; уровень сплочённости класса).

2. Направленность и особенности организации учебного процесса (приоритетные методы преподавания; ориентация на различные способы обучения; степень учёта интересов и способностей учащихся; способы и стиль взаимодействия учителя с коллегами и учениками; реальная возможность выбора учеником содержания обучения, уровня и методов его усвоения).

3. Степень профессиональной компетентности педагога (уровень профессиональных знаний, умений, навыков; доброжелательность).

4. Материальные условия реализации образовательного процесса (степень комфортности учебных помещений; обеспеченность учебной литературой, наглядными пособиями; соблюдение санитарно-гигиенических требований).

Однако, сохранение и укрепление здоровья учащегося, также как и развитие его личности, возможно рассматривать только в контексте формирования личной ответственности ребёнка за свой успех, его готовности прилагать личные усилия для достижения определённых результатов. Ответственность ребёнка за своё здоровье, за свой успех вырабатывается через самостоятельную оценку ситуации и собственный выбор линии поведения.

Значительный ресурс школьного здоровьесбережения содержится в технологиях, используемых в личностно-ориентированном обучении (технология дифференцированного/индивидуального обучения; технология проблемного обучения; ненасильственное обучение; технология диалогового обучения; технология рефлексивного обучения)

Урок на диалоговой основе даёт возможность педагогу превратить урок в пространство эффективного общения: информационный обмен, эмоциональный контакт, обратная связь, обмен идеями. Это означает, что на уроке приоритетными становятся взаимоуважение, взаимопонимание, взаимообогащение, взаимоподдержка. Следовательно, создаются условия для самовыражения учащихся.

Эффективное применение технологий личностно-ориентированного обучения способствует созданию здоровьесберегающей образовательной среды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание социально активной личности в условиях личностно- ориентированной системы обучения.

Концепция и программа воспитательной работы классного руководителя начальных классов....

Психолого-педагогические условия самоактуализации личности в процессе личностно-ориентированного процесса обучения и воспитания

В последнее время личностно ориентированное обучение и воспитание стремительно завоевывает образовательное пространство России. Большинство педагогических коллективов настойчиво осваивают теоретически...

Личностно-ориентированный характер обучения в условиях ФГОС. Организация современного урока.

В современной школе идёт поиск новых подходов к содержанию, организационным формам, методам и средствам  учебной работы. Важнейшей идеей современного образования становится его деятельностное сод...

Технологии личностного ориентирования в обучении младших школьников

Транслирование собственного педагогического опыта...

Технологии личностного ориентирования в обучении младших школьников

Транслирование собственного педагогического опыта...

Технологии личностного ориентирования в обучении младших школьников

Транслирование собственного педагогического опыта...

Личностно – ориентированные технологии обучения. Организация обучения в малых группах по технологии сотрудничества.

В условиях реформирования экономики и образования в нашем обществе меняется вся система общественных отношений, многие дидактические положения подвергаются глубокому анализу со стороны социологических...