Самообразование: формы, виды, результативность.
статья на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Воспитатель ГПД
Башмакова А.Я.
Самообразование: формы, виды, результативность.
Содержание:
1. Введение
2. Направления самообразования
3. Источники
4. Формы
5. Результаты и продуктивность
6. Личный план самообразования
7. Заключение.
«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и
волей самого себя образовывать в течение дальнейшей
жизни и знает способ и средства, как он это может
осуществить в качестве воздействующего на мир».
А. Дистервег
1. Введение.
Совершенствование качества обучения и воспитания в ОУ напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования педагога. Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия педагога.
Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности. Если процесс образования осуществляется добровольно и сознательно, планируется, управляется и контролируется самим человеком, необходимо для совершенствования каких-либо качеств или навыков, то речь идет о самообразовании.
Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь:
«САМООБРАЗОВАНИЕ - целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники,
культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося в
органичном сочетании с самостоятельным изучением материала» (сайт dictionary.fio.ru)
Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования. Для того чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен учиться всему постоянно. Определим составляющие потребности, мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:
Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, выступлению, родительскому собранию, воспитательному мероприятию, соревнованию и др. у педагога возникает необходимость поиска и анализа новой информации.
Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна доставлять удовольствие.
Стремительный рост современной науки.
Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ.
Конкуренция.
Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим педагогом быть обидно.
Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства педагога.
Интерес. Учиться просто интересно.
2. Направления самообразования педагога.
Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности педагог должен владеть знаниями, методиками воспитания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией. Этот перечень далеко не полон. Но без этих навыков педагог не может эффективно учить и воспитывать. Попробуем перечислить основные направления, в которых учитель должен совершенствоваться и заниматься самообразованием.
Профессиональное. (Предмет преподавания).
Психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей).
Психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.).
Методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения).
Правовое.
Эстетическое (гуманитарное).
Историческое.
Иностранные языки.
Политическое.
Информационно-компьютерные технологии.
Охрана здоровья.
Интересы и хобби.
Иное.
3. Источники самообразования.
Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.).
Интернет.
Видео, аудио информация на различных носителях.
Семинары и конференции, мастер-классы.
Мероприятия по обмену опытом.
Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты.
Курсы повышения квалификации.
Путешествия.
4. Формы самообразования.
Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам учитель, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации, творческих групп обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем.
Индивидуальная работа по самообразованию может включать в себя:
--научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;
--посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы;
--участие в педагогических советах, научно-методических объединениях;
--посещение мероприятий коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов воспитания;
--теоретическую разработку и практическую апробацию разных внеклассных мероприятий и учебных материалов;
--Проведение самоанализа своей профессиональной деятельности.
5. Результаты самообразования.
Повышение качества воспитания.
Публикации методических пособий, статей, учебников, программ, сценариев, исследований.
Разработка новых форм, методов и приемов обучения.
Доклады, выступления.
Разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей.
Выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии.
Разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям.
Создание комплектов педагогических разработок
Проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).
Продуктивность процесса самообразования.
Реализация потребности педагога к собственному развитию и саморазвитию.
Овладение способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Развитие способности к рефлексии. Стимулирование исследовательской, поисковой деятельности.
Формирование готовности к педагогическому творчеству.
Осуществление взаимосвязи личностного и профессионального развития.
6. Личный план самообразования.
В плане указываются:
название темы;
цели;
задачи;
предполагаемый результат;
этапы работы;
сроки выполнения каждого этапа;
действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой;
способ демонстрации результата проделанной работы;
форма отчета по проделанной работе.
По окончании работы над темой составляется отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей.
7. Заключение.
Невозможно достичь хороших результатов в работе, не проявляя себя как личность, не развиваясь и не стремясь к постижению нового. Самое главное – это желание учителя работать над собой и способность учителя творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карта педагогического мониторинга как форма оценки результативности воспинанников ОДОД
Выступление на VII Научной -методической педагогической Ассамблеи "аучно-методическое сопровождение опытно-экспериментальной деятельности образовательных организаций Санкт-петербурга, экспериментальны...
Форма 2«Результативность профессиональной деятельности по выявлению и развитию у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности»
1.Участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях (п.п. 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5) 2. Результаты участия обучающихся в проектной (социально значимой) деятельности (п. 2.6)...
Форма 4«Результативность деятельности педагогического работника в профессиональном сообществе»
Результаты участия педагогического работника в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса (п. 4.1)Результаты повышения квалификации по профилю (направлению) деятельнос...
Форма №2 "Результативность профессиональной деятельности по выявлению и развитию у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной),творческой, физкультурно - спортивной деятельности"
1 .Участие обучающихся в олимпиадах,конкурсах, соревнованиях(п.п.2.1,2.2, 2.3, 2.4, 2.5)2.Результаты участия обучающихся в проектной (социально значимой) деятельности (п.2.6)...
Форма 4 "Результативность деятельности педагогического работника в профессиональном сообществе"
1.Результаты участия педагогического работника в разработке программно- методического сопровождения образовательного процесса(п.4.1)...
Форма 4 "Результативность деятельности педагогического работника в профессиональном сообществе"
2 Публикация педагогических разработок и методических материалов в СМИ, размещение материалов в сети Интернет...