Оценивание - это одно из наиболее действенных средств, повышающих эффективность обучения
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Выступление с презентацией на педагогическом совете на тему:"Оценивание - это одно из наиболее действенных средств, повышающих эффективность обучения". Материал может быть интересен учителям, работающим на разных ступенях обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete.docx | 19.2 КБ |
otsenivanie.pptx | 1.35 МБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете
Добрый день, уважаемые коллеги!
Слайд 1
Оценивание - это одно из наиболее действенных средств, повышающих эффективность обучения
- Оценивание
Слайд 2
- - обеспечивает эффективную обратную связь учителя и ученика;
- активно включает учеников в процесс собственного учения;
- направлено на достижение результатов, полученных при оценивании;
- позволяет осознать то, насколько сильно от оценивания зависит мотивация и самооценка учеников, которые существенным образом влияют на обучение;
- развивает способности учеников оценивать свои результаты.
2. И моя задача, как учителя,
•установить фактический уровень знаний, умений, навыков по предметам
русский язык, математика, литературное чтение; соотнести этот уровень с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, образовательной программы;
•формировать мотивацию и самооценку ученика
К оценке выдвигаются определенные требования. Она должна позволять фиксировать индивидуальный прогресс в образовательных достижениях ребенка и получить объективные и надежные данные о достижениях каждого ребенка и всех учащихся.
Все мы знаем и придерживаемся традиционных норм оценок но, надо помнить и о том, как важно для ребенка, особенно в начальных классах, не только увидеть отметку, но и услышать оценочное суждение учителя и своих одноклассников.
Слайд 3
Поэтому, я считаю, что оценка и отметка должна нести в себе
- воспитательную функцию, которая выражается в формировании положительных мотивов учения и готовности к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки учащихся и тревожности.
Правильно организованный контроль и оценка снимают у школьников страх перед контрольными работами, снижают уровень тревожности, формируют правильные целевые установки, ориентируют на самостоятельность, активность и самоконтроль. Поэтому ученикам заранее говорю когда, что и как буду проверять.
• Эмоциональная функция проявляется в том, что любой вид оценки (включая и отметки) создает определенный эмоциональный фон и вызывает соответствующую эмоциональную реакцию ученика. Действительно, оценка может вдохновить, направить на преодоление трудностей, оказать поддержку, но может и огорчить, записать в разряд «отстающих», усугубить низкую самооценку, нарушить контакт со взрослыми и сверстниками.
Эмоциональная реакция учителя должна соответствовать эмоциональной реакции школьника (радоваться вместе с ним, огорчаться вместе с ним) и ориентировать его на успех, выражать уверенность в том, что данные результата могут быть изменены к лучшему.
Младший школьник должен учиться на успехе.
• Информационная функция является основой планирования и прогнозирования. Главная её особенность - возможность проанализировать причины неудачных результатов и наметить конкретные пути улучшения учебного процесса.
• Функция управления очень важна для развития самоконтроля школьника, его умения анализировать и правильно оценивать свою деятельность, адекватно принимать оценку педагога. Мне функция управления помогает выявить пробелы и недостатки в организации педагогического процесса, ошибки в своей деятельности («что я делаю не так...», «что нужно сделать, чтобы...») и осуществить корректировку учебно-воспитательного процесса. Таким образом, устанавливается обратная связь между педагогом и обучающимися.
Учителю следует помнить, что одним из основных требований к оценочной деятельности является формирование у школьников умений оценивать свои результаты, видеть ошибки, знать требования к работам разного вида.
Здесь помогает работа в парах или в группах по 4 человека (не надо пересаживаться и двигать парты)
Слайд 4
- Ученики вместе с учителем выделяют критерии оценивания качества освоения способа действия;
- учатся оценивать свою работу в соответствии с этими критериями
Слайд 5
- Учитель целенаправленно передаёт ученикам функции контроля и оценки;
- Ученики осваивают позиции «учителя» и «ученика».
Слайд 6
Требования к заданиям
- Задания на известный ученикам способ действия. Действие по плану!
- Наличие заданий с ошибками, связанными с изученным способом действия.
- Ученик обнаруживает, исправляет ошибки, анализирует причины их совершения.
- Не видит ошибки – не владеет способом!
- На уроке ученики работают в соответствии с открытым ими ранее планом действия
Слайд 7
Чему учатся дети
- Разграничивать собственное знание и незнание.
- Задавать «умные вопросы».
- Осознанно отказываться от выполнения некоторых заданий
Задания такого рода можно найти в печатных дидактических пособиях или составить самим.
Вот пример теста из Проверочных работ по русскому языку для работы в паре
Слайды 8 - 12
В 4 классе нам с ребятами предстоят диагностические работы МЦКО.
Без диагностики невозможно эффективное управление дидактическим процессом, достижение оптимальных результатов, определенных целями обучения.
В диагностику вкладывается более широкий и более глубокий смысл, чем в традиционную проверку знаний и умений обучаемых.
Для подготовки я использую материал печатных тетрадей разных авторов, в которых собраны тесты по разным предметам, работа с текстами разного вида, комплексные работы. Каждый тест имеет 3 части А, В и С, разные по уровню сложности. Учимся работать с бланками ответов, которые есть к каждому тесту. Оценивание этих работ отличается от традиционных норм оценок. Каждое задание оценивается определенным количеством баллов, как в старших классах, ребята к такому оцениванию привыкают, что способствует их дальнейшей адаптации в старшей школе.
Тесты проверяю сама, или для тренировки в группах сами ребята.
Слайд 13
Оценка должна:
• Стимулировать ответственность учащихся за результаты.
• Помогать учиться на своих ошибках.
• Помочь понять, что не получается и почему.
• Фиксировать неудачи, ноне наказывать за них.
• Помочь понять, что надо освоить.
• Оценивать динамику достижений.
• Мотивировать на успех.
Оценка должна отражать качественный результат процесса обучения!!!
Слайд 14
При оценивании необходимо учитывать психологические особенности ребенка младшего школьного возраста: неумение объективно оценить результат своей деятельности, слабый контроль и самоконтроль, неадекватность принятия оценки учителя и др. Любая проверка знаний должна определяться характером и объемом ранее изученного материала, и уровнем общего развития учащихся.
.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Оценивание – действенное средство, повышающее эффективность обучения обеспечивает эффективную обратную связь учителя и ученика; активно включает учеников в процесс собственного учения; направлено в обучении (учении) на достижение результатов, полученных при оценивании; позволяет осознать то, насколько сильно от оценивания зависит мотивация и самооценка учеников, которые существенным образом влияют на обучение; развивает способности учеников оценивать свои результаты.
Оценка и отметка должны нести в себе Воспитательную функцию Эмоциональную функцию Информационную функцию Функцию управления
Ученики вместе с учителем выделяют критерии оценивания качества освоения способа действия ; учатся оценивать свою работу в соответствии с этими критериями
Успешность и самостоятельность Учитель целенаправленно передаёт ученикам функции контроля и оценки; Ученики осваивают позиции «учителя» и «ученика».
Требования к заданиям Задания на известный ученикам способ действия. Действие по плану! Наличие заданий с ошибками, связанными с изученным способом действия. Ученик обнаруживает, исправляет ошибки, анализирует причины их совершения. Не видит ошибки – не владеет способом! На уроке ученики работают в соответствии с открытым ими ранее планом действия
Чему учатся дети? Разграничивать собственное знание и незнание. Задавать «умные вопросы». Осознанно отказываться от выполнения некоторых заданий
Пример теста для работы в паре
Материалы для групповой работы и работе в парах
Оценка должна: • Стимулировать ответственность учащихся за результаты. • Помогать учиться на своих ошибках. • Помочь понять, что не получается и почему. • Фиксировать неудачи, но не наказывать за них. • Помочь понять, что надо освоить. • Оценивать динамику достижений. • Мотивировать на успех.
При оценивании необходимо учитывать психологические особенности ребенка младшего школьного возраста: неумение объективно оценить результат своей деятельности, слабый контроль и самоконтроль, неадекватность принятия оценки учителя и др. Любая проверка знаний должна определяться характером и объемом ранее изученного материала и уровнем общего развития учащихся. Важно!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ «ПАРНЫЕ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ.
Обучение правописанию парных звонких и глухих согласных представляет определенные трудности в начальной школе. Особенно эти трудности проявляются у детей с недоразвитием речи, в связи с тем, что для н...
«Формирование и развитие у учащихся навыка самоуправления своей деятельностью как средство повышения эффективности обучения в начальной школе»
Авторская работа...
Компьютерные технологии как средство повышения эффективности обучения в начальной школе (из опыта работы)
Компьютерные технологии как средство повышения эффективности обучения в начальной школе (из опыта работы)...
ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ «ПАРНЫЕ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ.
Обучение правописанию парных звонких и глухих согласных представляет определенные трудности в начальной школе. Особенно эти трудности проявляются у детей с недоразвитием речи, в связи с тем, что...
Изучение темы "Парные звонкие и глухие согласные" с пользованием компьютерных технологий. как средства повышения эффективности обучения
Доклад на МО учителей начальных классов...
Баскетбол давно считается одним из наиболее действенных средств физического воспитания.
С 2007 г. с целью приобщения учащихся к здоровому образу жизни и популяризации спортивных игр провожу секцию по баскетбол...
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Школа существует для детей. А так ли это? И да, и нет. Если ребенка рассматривать как объект обучения, то нет. А если ученик - творец, т.е. субъект, в процессе обучения активен, то тогда - да! И я при...