Оценивание - это одно из наиболее действенных средств, повышающих эффективность обучения
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Наталья Николаевна Попова.

Выступление с презентацией на педагогическом совете на тему:"Оценивание - это одно из наиболее действенных средств, повышающих эффективность обучения". Материал может быть интересен учителям, работающим на разных ступенях обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete.docx19.2 КБ
Файл otsenivanie.pptx1.35 МБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете

Добрый день, уважаемые коллеги!

Слайд 1

Оценивание - это одно из наиболее действенных средств, повышающих эффективность обучения

  1. Оценивание
    Слайд 2
  • - обеспечивает эффективную обратную связь учителя и ученика;
  • активно включает учеников в процесс собственного учения;
  • направлено  на достижение результатов, полученных при оценивании;
  • позволяет осознать то, насколько сильно от оценивания зависит мотивация и самооценка учеников, которые существенным образом влияют на обучение;
  • развивает способности учеников  оценивать свои результаты.

2. И моя задача, как учителя,

•установить фактический уровень знаний, умений, навыков по предметам

русский язык, математика, литературное чтение; соотнести этот уровень с

требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, образовательной программы;

•формировать мотивацию и  самооценку ученика

К  оценке выдвигаются определенные требования. Она должна позволять фиксировать индивидуальный прогресс в образовательных достижениях ребенка и получить объективные и надежные данные о достижениях каждого ребенка и всех учащихся.

Все мы знаем и придерживаемся традиционных норм оценок но, надо помнить и о том, как важно для ребенка, особенно в начальных классах, не только увидеть отметку, но и услышать оценочное суждение учителя и своих одноклассников.

Слайд 3

Поэтому, я считаю, что оценка и отметка должна нести в себе

  • воспитательную функцию, которая  выражается в формировании положительных мотивов учения и готовности к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки учащихся и тревожности.

Правильно организованный контроль и оценка снимают у школьников страх перед контрольными работами, снижают уровень тревожности, формируют правильные целевые установки, ориентируют на самостоятельность, активность и самоконтроль. Поэтому ученикам заранее говорю  когда, что и как буду проверять.

•        Эмоциональная функция проявляется в том, что любой вид оценки (включая и отметки) создает определенный эмоциональный фон и вызывает соответствующую эмоциональную реакцию ученика. Действительно, оценка может вдохновить, направить на преодоление трудностей, оказать поддержку, но может и огорчить, записать в разряд «отстающих», усугубить низкую самооценку, нарушить контакт со взрослыми и сверстниками.

Эмоциональная реакция учителя должна соответствовать эмоциональной реакции школьника (радоваться вместе с ним, огорчаться вместе с ним) и ориентировать его на успех, выражать уверенность в том, что данные результата могут быть изменены к лучшему.

 Младший школьник должен учиться на успехе.

•        Информационная функция является основой  планирования и прогнозирования. Главная её особенность - возможность проанализировать причины неудачных результатов и наметить конкретные пути улучшения учебного процесса.

•        Функция управления очень важна для развития самоконтроля школьника, его умения анализировать и правильно оценивать свою деятельность, адекватно принимать оценку педагога. Мне  функция управления помогает выявить пробелы и недостатки в организации педагогического процесса, ошибки в своей деятельности («что я делаю не так...», «что нужно сделать, чтобы...») и осуществить корректировку учебно-воспитательного процесса. Таким образом, устанавливается обратная связь между педагогом и обучающимися.

Учителю следует помнить, что одним из основных требований к оценочной деятельности является формирование у школьников умений оценивать свои результаты, видеть ошибки, знать требования к работам разного вида.

Здесь помогает работа в парах или в группах по 4 человека (не надо пересаживаться и двигать парты)

Слайд 4

  • Ученики вместе с учителем выделяют критерии оценивания  качества освоения способа действия;
  • учатся оценивать свою работу в соответствии с этими критериями

Слайд 5

  • Учитель целенаправленно передаёт ученикам функции контроля и оценки;

  • Ученики осваивают позиции «учителя» и «ученика».

Слайд 6

Требования к заданиям

  • Задания на известный ученикам способ действия. Действие по плану!
  • Наличие заданий с ошибками, связанными с изученным способом действия.
  • Ученик обнаруживает, исправляет ошибки, анализирует причины их совершения.
  • Не видит ошибки – не владеет способом!
  • На уроке ученики работают в соответствии с открытым ими ранее планом действия

Слайд 7

Чему учатся дети

  • Разграничивать собственное знание и незнание.
  • Задавать «умные вопросы».
  • Осознанно отказываться от выполнения некоторых заданий

Задания такого рода можно найти в печатных дидактических пособиях или составить самим.

Вот пример теста из Проверочных работ по русскому языку для работы в паре

Слайды 8 - 12

В 4 классе  нам с ребятами предстоят диагностические работы МЦКО.

Без диагностики невозможно эффективное управление дидактическим процессом, достижение оптимальных результатов, определенных целями обучения. 

 В диагностику вкладывается более широкий и более глубокий смысл, чем в традиционную проверку знаний и умений обучаемых.

Для подготовки  я использую материал печатных тетрадей разных авторов, в которых собраны тесты по разным предметам, работа с текстами разного вида, комплексные работы. Каждый тест имеет 3 части А, В и С, разные по уровню сложности.  Учимся работать с бланками ответов, которые есть к каждому тесту. Оценивание этих работ отличается от традиционных норм оценок. Каждое задание оценивается определенным количеством баллов, как в старших классах, ребята к такому оцениванию привыкают, что способствует их дальнейшей  адаптации в старшей школе.

Тесты проверяю сама, или для тренировки в группах сами ребята.

Слайд 13

Оценка должна:

•        Стимулировать ответственность учащихся за результаты.

•        Помогать учиться на своих ошибках.

•        Помочь понять, что не получается и почему.

•        Фиксировать неудачи, ноне наказывать за них.

•        Помочь понять, что надо освоить.

•        Оценивать динамику достижений.

•        Мотивировать на успех.

 Оценка должна отражать качественный результат процесса обучения!!!

Слайд 14

При оценивании необходимо учитывать психологические особенности ребенка младшего школьного возраста: неумение объективно оценить результат своей деятельности, слабый контроль и самоконтроль, неадекватность принятия оценки учителя и др. Любая проверка знаний должна определяться характером и объемом ранее изученного материала, и уровнем общего развития учащихся.

.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Оценивание это одно из наиболее действенных средств, повышающих эффективность обучения

Слайд 2

Оценивание – действенное средство, повышающее эффективность обучения обеспечивает эффективную обратную связь учителя и ученика; активно включает учеников в процесс собственного учения; направлено в обучении (учении) на достижение результатов, полученных при оценивании; позволяет осознать то, насколько сильно от оценивания зависит мотивация и самооценка учеников, которые существенным образом влияют на обучение; развивает способности учеников оценивать свои результаты.

Слайд 3

Оценка и отметка должны нести в себе Воспитательную функцию Эмоциональную функцию Информационную функцию Функцию управления

Слайд 4

Ученики вместе с учителем выделяют критерии оценивания качества освоения способа действия ; учатся оценивать свою работу в соответствии с этими критериями

Слайд 5

Успешность и самостоятельность Учитель целенаправленно передаёт ученикам функции контроля и оценки; Ученики осваивают позиции «учителя» и «ученика».

Слайд 6

Требования к заданиям Задания на известный ученикам способ действия. Действие по плану! Наличие заданий с ошибками, связанными с изученным способом действия. Ученик обнаруживает, исправляет ошибки, анализирует причины их совершения. Не видит ошибки – не владеет способом! На уроке ученики работают в соответствии с открытым ими ранее планом действия

Слайд 7

Чему учатся дети? Разграничивать собственное знание и незнание. Задавать «умные вопросы». Осознанно отказываться от выполнения некоторых заданий

Слайд 8

Пример теста для работы в паре

Слайд 9

Материалы для групповой работы и работе в парах

Слайд 13

Оценка должна: • Стимулировать ответственность учащихся за результаты. • Помогать учиться на своих ошибках. • Помочь понять, что не получается и почему. • Фиксировать неудачи, но не наказывать за них. • Помочь понять, что надо освоить. • Оценивать динамику достижений. • Мотивировать на успех.

Слайд 14

При оценивании необходимо учитывать психологические особенности ребенка младшего школьного возраста: неумение объективно оценить результат своей деятельности, слабый контроль и самоконтроль, неадекватность принятия оценки учителя и др. Любая проверка знаний должна определяться характером и объемом ранее изученного материала и уровнем общего развития учащихся. Важно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ «ПАРНЫЕ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ.

Обучение правописанию парных звонких и глухих согласных представляет определенные трудности в начальной школе. Особенно эти трудности проявляются у детей с недоразвитием речи, в связи с тем, что для н...

Компьютерные технологии как средство повышения эффективности обучения в начальной школе (из опыта работы)

 Компьютерные технологии как средство повышения эффективности обучения в начальной школе (из опыта работы)...

ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ «ПАРНЫЕ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ.

Обучение правописанию парных звонких и глухих согласных представляет определенные трудности в начальной школе. Особенно эти трудности проявляются у детей с недоразвитием речи, в связи с тем, что...

Баскетбол давно считается одним из наиболее действенных средств физического воспитания.

   С 2007 г.  с  целью  приобщения учащихся к  здоровому образу жизни и популяризации спортивных игр провожу   секцию по баскетбол...

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Школа существует для детей. А так ли это? И да, и нет. Если ребенка рассматривать как объект обучения, то нет. А если ученик - творец, т.е. субъект, в процессе обучения активен, то тогда - да! И я при...