Формирование УУД через использование смарт-технологий
учебно-методический материал (1 класс) на тему

Наставшева Елена Ивановна

Формирование УУД через использование смарт-технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_uud_cherez_ispolzovanie_smart-tehnologiy.docx34.03 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ УУД

ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СМАРТ-ТЕХНОЛОГИЙ.

    В настоящее время в начальной школе большое внимание уделяется развивающим методикам в образовательном процессе. Особенности развития личности младшего школьника во многом определяют успешность его обучения, специфику овладения им компонентами учебной деятельности, интенсивностью формирования у него общеучебных умений и навыков. Без достаточно высокого уровня сформированности этих навыков  невозможно дальнейшее качественное образование.

Но в образовании со всей очевидностью проявляется противоречие между творчеством в обучении и технологичностью. С одной стороны, требования современной ситуации таковы, что простого преобладания некоторой суммой знаний недостаточно, необходима постоянная готовность к изменению, готовность к творчеству. Воспитание творческости должно стоять во главе современного образования. С другой стороны, образование – это всегда определённая технология. Но в жизни становится всё меньше и меньше сфер деятельности, где превалирует репродуктивное начало. Готовя детей к будущему, мы должны готовить их к творческой деятельности. Творчество предполагает новое видение, новое решение, новый подход. Творчество – это привнесение в решение повседневной задачи чего-то нового.

   Изменения в образовательных технологиях связаны с целями и задачами современного начального образования и формированием у младших школьников универсальных учебных действий, определенных в Федеральном государственном образовательном стандарте. Одним из условий развития младших школьников, является деятельностный подход к формированию  универсальных учебных действий.

  Актуальность данной проблемы с одной стороны обусловлена необходимостью формирования УУД, с другой – поиском адекватных средств реализации основных требований стандартов второго поколения в сочетании со здоровьесбережением учащихся.

  Решение этих задач может быть возможным лишь при личностно-ориентированном подходе к образованию и воспитанию. Деятельность учителя определяется при этом как сотрудничество с учениками, создание благоприятной для школьника обучающей, развивающей и воспитывающей среды. Перед учителем встаёт задача - найти эффективные средства для становления творческой личности.     

  Использование ИД позволяет разработать авторскую систему заданий и упражнений, направленых на:

  • создание инновационной модели учебного процесса через внедрение современных технологий с целью управления качеством образования
  • выявление и создание оптимальных условий для формирования УУД в процессе использования смарт-технологий
  • разработку эффективных методов и приёмов, а также форм работы, способствующих развитию креативного мышления у младших школьников
  • освоение разных способов учебно-познавательной деятельности с разными источниками информации
  • оптимизацию учебного процесса, расширение информационной среды
  • создание условий для здоровьесбережения учащихся на уроках в процессе использования интерактивной технологии.

   Моделирование урока на основе использования смарт-технологий  позволяет проектировать уроки креативного и когнитивного типов.

    Однако для внедрения и распространения данного опыта необходим достаточный уровень владения информационными технологиями, психолого-педагогической  компетенцией педагога начального образования.

      Применение ИД позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения на разных этапах урока. 

   Мотивационный.   Младшим школьникам часто приходится выполнять задания типа: «разгадай ребус», переставь буквы (слова), гораздо удобнее это делать действительно «переставляя» - реально двигая объекты. Тогда даже самый слабый или рассеянный ученик оказывается вовлечённым в этот процесс.

     Проверка домашнего задания. Проходит быстро и эффективно, если заранее вынести на доску необходимый материал. Он воспринимается учащимися не только на слух, что, как известно, для младших школьников неэффективно, но и зрительно.  

     Ознакомление. Включение учащихся в непосредственную работу с предлагаемым материалом: установление соответствия, надписывание, перемещение информационных объектов, моделирование и создание объектов и другие действия позволяет намного быстрее и легче усвоить любую тему учебного предмета, т.к. легче всего запоминается яркий материал и тот, что постоянно входит в поле деятельности. Ведь  то,  что неверно или неполно воспринято, столь же неполноценно будет осмыслено, а значит, и запомнено.

      Закрепление изученного. Значительно упрощается работа с чертежами, таблицами, графиками, алгоритмами. Воспроизвести их на меловой доске достаточно сложно и занимает много времени, а на экране через проектор невозможно сделать необходимые отметки. ИД упрощает этот трудоёмкий процесс (с помощью сканера или фотокамеры картинка переводится на слайд) и, если ребёнок что-то не успел отметить в своей тетради, у него есть возможность посмотреть, т.к. это никуда не делось, а осталось перед глазами. При этом выделено цветом, т.е. акцентирует на себе внимание.

    Процесс создания интерактивного сопровождения урока увлекает меня, мне нравится работать с доской, атмосфера урока становится более непринуждённой, а общение с учениками свободным и лёгким. Однако использованием ИД нельзя увлекаться, чтобы не перегрузить урок визуальными эффектами и не отвлечь детей от непосредственно учебного материала, а также соблюсти гигиенические требования к охране зрения учащихся. Работа с доской на уроке должна занимать не более 15 минут.

   

ЛИТЕРАТУРА

Ермолаева-Томина Л.Б. Рабочая программа развивающего обучения.М., 1994

 

 Захарова В.А. Роль информационно-коммуникационных технологий в реализации системно-деятельностного подхода к обучению. // Начальная школа, 2011 №8

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование личностных УУД через использование современных образовательных технологий

В статье описано формирование личностных УУД в ОС "Школа 2100" и изучены следующие образовательые технологии:- технология проблемного диалога;- технология продуктивного чтения;- технология оценивания ...

Обобщение моего педагогического опыта "Формирование общеинтеллектуальных умений через использование активных и интерактивных форм и методов обучения"

Обобщение моего передового педагогического опыта «Формирование общеинтеллектуальных умений через использование активных и интерактивных форм и методов обучения»...

Исследовательская работа Формирование познавательных процессов на уроках математики через использование дидактических игр и упражнений

Основная проблема работы над данной методической темой состоит в выявлении возможностей дидактической игры на уроках математики.Цель работы – формирование по...

Мастер - класс «Формирование познавательного интереса младших школьников через использование ИКТ»

Актуальность данного опыта обусловлена возникшим противоречием между возрастающим потоком необходимой информации, направленной на младшего школьника, требованиями, предъявляемыми к результатам начальн...

Статья формирования здорового и безопасного образа жизни учащихся через использование здоровьесберегающих технологий и проектной деятельности

Статья формирования здорового и безопасного образа жизни учащихся через использование здоровьесберегающих технологий и проектной деятельности...

« Повышение качества образования путём формирования УУД через использование системно - деятельностного подхода в процессе внеурочной деятельности.»

Трансляция опыта педагогической деятельности учителя начальных классов по развитию универсальных учебных действий посредством организации внеурочной и исследовательской деятельности....

Формирование УУД через использование элементов технологии РКМЧП на примере урока русского языка в 3 классе"Корень слова. Однокоренные слова.

Функции начальной школы не только в том, чтобы научить читать, писать, считать, но и в том, чтобы  развивать способности самостоятельно ставить учебные цели, находить пути их реализации, оцениват...