Формы оценивания при безотметочном обучении.
статья (1 класс) на тему
Совершенствование системы начального образования направлено на решение ряда важнейших задач, среди которых следует особо выделить создание прочного фундамента для последующего обучения. Успешность решения данных задач во многом зависит от того, как устроена система оценки образовательных достижений: насколько она стимулирует учащихся; включает их в самостоятельную оценочную деятельность. В 1 классе я использую такую систему оценивания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_otsenivaniya_pri_bezotmetochnom_obuchenii.doc | 825 КБ |
Предварительный просмотр:
Безотметочное оценивание в 1 классе по ФГОС.
Первые шаги.
Совершенствование системы начального образования направлено на решение ряда важнейших задач, среди которых следует особо выделить создание прочного фундамента для последующего обучения. Успешность решения данных задач во многом зависит от того, как устроена система оценки образовательных достижений: насколько она стимулирует учащихся; включает их в самостоятельную оценочную деятельность. В 1 классе я использую такую систему оценивания.
Cистема оценивания занимает особое место в педагогических технологиях достижения требований федерального государственного образовательного стандарта и планируемых результатов освоения программ начального образования. Оценивание рассматривается как одна из важных целей обучения, призванных помочь учителю выбрать наиболее эффективные приемы и средства обучения, которые бы поощряли учащихся к развитию и дальнейшему продвижению в познании. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов.
В 1 классе использую такую систему оценивания.
Я работаю по программе « Школа России» в 1 классе. Как известно, у первоклассников безотметочное оценивание, которое я изучала по новым ФГОС и хочу поделиться своими наработками. С первых уроков я давала возможность детям оценивать прошедший урок. На уроках письма и математики они на полях ставили себе кружочки, соответствующие их результатам работы: красные - замечательно, синие - хорошо, зелёные - не очень хорошо. Затем своё оценивание показывали мне. Для этого были сделаны каждому ребёнку шкала оценивания: картонные цветные кружочки: красного, синего и зелёного цвета, выбирая цвет, соответствующий их результату работы на уроке. Эта рефлексия, стала после двух месяцев обучения, основой для адекватной самооценки своих учебных действий. Оценивается каждая учебная задача, каждый шаг ребёнка. За урок они могут получить несколько кружочков и могут несколько раз 1 действия. Я учу сравнивать цель и результат. Даю детям возможность оценить содержание своей письменной работы. Раздав тетради с проверенными работами, веду диалог с учениками, в котором главным являются такие вопросы: – Какое у вас было задание? Кто заработал слово « Молодец», «Хорошо», «Отлично»? – Посмотрите каждый на свою работу – согласны, что задание выполнено? Что бы вы сделали по-другому?
Затем перехожу к следующему этапу: учу видеть ошибки, сравнивать свою работу с эталоном. Дети пишут на доске буквы, цифры, а я спрашиваю: «Дети, кто заметил неправильное написание или соединение и может его исправить?» Ученики с удовольствием выходят к доске и выполняют сравнение. Обязательно найдутся дети, кто увидит неправильно написанный элемент или недовведенный элемент. При этом оцениваются только успешные решения. В качестве «награды» за решение задачи я даю ученику кружок или разрешаю нарисовать его себе в тетради красного цвета.
Ещё я готовлю детей признавать свои ошибки, не расстраиваться. Многие, к концу второго месяца обучения, перестали огорчаться, а просто работают и просят разрешения на исправление ошибки. (По математике и письму). В случае признания ошибки, кружок в тетради закрашивают не полностью, при этом доля закрашенного значения не имеет. Конечно, были случаи, когда ребёнок совсем не справился с учебной задачей, в таком случае он себе рисует пустой кружочек. Но таких уже нет. Когда я научила детей самооценке, я перестала проговаривать все вопросы алгоритма самооценки и предложила ученикам самим задавать себе эти вопросы и отвечать на них. Систему оценивания выстраиваю таким образом, чтобы ученики включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычки самооценки, самоконтроля и взаимопомощи. Оцениваю только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные его качества. Оцениваю только то, чему учу.
При введении курса русского языка, я научила детей на уроке прогнозировать успешность выполнения задания. До выполнения задания дети ставят на полях знаки: зеленый - Я доволен своей работой!
Желтый - В работе допускал ошибки, но я исправлюсь.
Красный - Недоволен своей работой. Мне нужна помощь. (Приложение)
Затем провожу проверку по эталону, самооценку. - Посмотрите, какой значок вы поставили на полях пред выполнением задания. Подтвердились ли ваши ожидания? Поставьте рядом новый знак. - У кого знаки до начала работы и после окончания совпали? У кого не совпали? Как вы думаете, почему? Опрашиваю учащихся: - Какое задание выбрал? Подтвердились ли твои ожидания? Какую цель поставишь перед собой? Теперь на уроках мы с детьми ставим уже не разноцветные кружочки, а плюсы и минусы. Нет ошибок – делай отметку на самом верху, все ошибки – в самом низу, Если я согласна, то обвожу достижения ученика. (Отличие плюсов и минусов от стандартных оценок в том, что их нельзя накопить, сделав предметом сравнения). Самооценка ученика всегда предшествует оценке учителя. Несовпадение оценок является предметом здорового обсуждения – самооценка ученика дифференцируется. Ребенок учится видеть свою работу как сумму многих умений. В процессе самооценки ребенок учится себя контролировать. Ввожу задания, обучающие ребенка сличать свои действия с образцом. Ребенок имеет право на сомнения и незнание. Это право оформляется не только устно, но и вводятся знаки «сомнения», которые очень высоко оцениваются. Необходимо учить ребенка отделять известное от неизвестного, иногда возможно давать оценку высших достижений: «самый быстрый», «самый грамотный», но с этой системой нужно быть очень осторожным, так как атмосфера соревновательности иногда выходит во вред.
Пользуюсь советами Г.А.Цукермана:
1. не скуплюсь на похвалу;
2. хвалю исполнителя, критикую только исполнение (давай в этом примере найдем две ошибки);
3. ставлю перед детьми только конкретные цели и не более одной задачи; Стараюсь не употреблять выражения: «не думал», «не старался», лучше обходится репликами «ты так думаешь», «это твое мнение», «давай послушаем других». Соблюдение таких принципов способствует воспитанию таких качеств личности ребенка, как уверенность в своих силах, правильная оценка возможностей, развивается подлинный познавательный интерес к учению. По литературному чтению я разработала график «Я расту», в котором с сентября по май месяц будет отражена техника осмысления прочитанного. Технику чтения, вместе с родителями, мы отметили на графике. Эта работа продолжится в течение года. Постепенно ввожу средства, позволяющие самому ребенку и его родителям видеть динамику учебной успешности.
На основе обобщения результатов строю аналитическую работу, определяю направление корректировки в дальнейшей работе, планирую изучение следующей темы содержательного блока.
Результативность безотметочного обучения.
1. Дети отличаются заметным уровнем креативности;
2. более низкий уровень фоновой тревожности, как у детей, так и у родителей;
3. обращает на себя внимание психологический климат в классе, где установка на взаимопомощь, сотрудничество;
4. отмечается более сплоченный и активный состав родителей;
5. необходимость сопоставления внутренней самооценки с внешней;
6. индивидуализация обучения (фиксация положительных реальных достижений в сравнении с предыдущими результатами);
7. повышение мотивации обучения.
Правильно организованную оценочную деятельность следует рассматривать как основу для формирования ученической самооценки и саморегуляции. Учителю начальных классов необходимо иметь чёткое представление о системе оценивания, чтобы сформулировать свои вопросы к ней, которые необходимо разрешить в процессе внедрения системы. Школа и раньше решала такие задачи, но в основе были все же знания. И обучение оценивалось на основе того, овладел ли ученик этими знаниями. Теперь же разработаны механизмы, позволяющие оценивать эффективность обучения на основании личностных результатов. И поэтому логичным становится переход на безотметочное обучение – иначе сложно оценить результаты по сформированности универсальных учебных действий. Безотметочная система позволяет ребенку видеть собственное продвижение. Если он «вырос» на три балла, то оценка еще не поменялась, но рост-то заметнее!
Приложение.
Литература: 1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования . 2.Примерная программа начального общего образования Система Л.В.Занкова 3.Положение о системе оценивания по ФГОС. 4.Г.С. Ковалёва,О.Б.Логинова , Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе, М.,Просвещение, 2011, часть 1, 2, 3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система оценивания достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения.
Система оценивания достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения. Выступление на МО....
Система оценивания предметных достижений первоклассников в условиях безотметочного обучения
В работе представлен материал по оцениванию первоклассников в условиях безотметочного обучения. Даны практические материалы, приёмы работы....
«Оценивание учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения» Доклад
Существует мнение, что пятибалльная система оценивания является травмирующей для ребёнка. Безотметочноеобучение – новый подход к оцениванию достижений обучающихся. Предлагаемый способ ...
Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ СОШ №394 Титовой Е.В. "Организация системы оценивания младших школьников в условиях безотметочного обучения".
Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие, - перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеуче...
Система оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения
В статье рассматривается проблема безотметочного обучения в начальной школе, понятия "оценка" и "контроль". Автор отмечает, что "Дневник моего роста" является эффективным средством оценивания достижен...
Технология критического оценивания и безотметочное обучение в начальной школе
Технология критичекого оценивания и безотметочное обучение в начальной школе позволяет повысить мотивацию ребенка к учебной деятельности...
Первоклассник: роль оценивания при безотметочном обучении.
Отметки – это костыли хромой педагогики или же жезл, олицетворяющий власть педагога. И входить в класс на костылях, класть на виду у детей жезл и так приступать к обучению, кажется педагогической аном...