Кроссворд – игровая форма обучения .
статья на тему

ПОЛЯКОВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА

  Поиск новых форм и приемов обучения в наше время - явление закономерное  и необходимое. Теория и технология массового обучения направлена на формирование всесторонне развитой и сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, т.е. личности саморазвивающейся и самореализующейся.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кроссворд – игровая форма обучения .

  Поиск новых форм и приемов обучения в наше время - явление закономерное  и необходимое. Теория и технология массового обучения направлена на формирование всесторонне развитой и сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, т.е. личности саморазвивающейся и самореализующейся.

  В современной школе особое место занимают такие формы уроков, которые обеспечивают активное участие каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения.

  Игры, а особенно развивающие, обучающие игры, обладают большими возможностями, которые важно использовать в учебном процессе для того, чтобы помочь учащимся раскрыть свои способности, показать то, чему они научились, что могут и умеют в пределах изученной темы или курса. Ведь игра всегда предполагает решение - как поступить, что сказать, как выиграть. Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность учащихся.

  Игра имеет огромное значение в жизни ребенка, она так же важна как и для  взрослого значима деятельность, работа, служба. Игра только на первый взгляд  кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Многими современными педагогами доказано, что играя можно учиться.

  Проекты - особый вид организации игр. Кроссворд - проект является прекрасным средством активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках .

Цель технологии кроссворда

Развитие таких основных качеств как:

  • креативности;
  • беглость;
  • гибкость;
  • оригинальность мысли;
  •  разработанность идей;
  • активное творческое саморазвитие;
  • интеллектуальная самостоятельность учащихся.

Результат- активизация мыслительной деятельности учащихся.

Основные идеи технологии кроссворда.

 Технология кроссворда взаимосвязана с проектной и игровой технологиями.  И поэтому имеет сходные с ними идеи.

 Это – развивающий, деятельностный, личностно-ориентированный, исследовательский, коммуникативный, рефлексивный подходы.

Как и любой другой проект, кроссворд ориентирован на личность учащегося. А это одно из самых главных требований к проектным заданиям.

Структурные компоненты технологии кроссворда.

  • учебно-познавательный интерес (мотивация);
  • целеполагание;
  • учебные действия;
  • контрольно-оценочная деятельность;
  • рефлексия.

Мотивация

Факторы, которые стимулируют интерес учащихся к выполнению того или иного проектного задания, следующие:

  • эго-фактор, который предполагает возможность для учащихся говорить о своих планах, идеях, взглядах;
  • фактор удовольствия;
  • фактор вариативности и разнообразия;
  • фактор проблемности;
  • фактор новизны.

Целеполагание

Целеполагание – это знание и умение планировать свои действия, ставить промежуточные цели, выстраивать алгоритм своих будущих действий.

Составные части кроссворда.

1. Фигура кроссворда, сетка, рисунок кроссворда. Наличие рисунков, фотографий, орнамента, рекламного текста, украшающих внешний вид кроссворда, или выполняющие иные задачи.

2. Позиции слов в виде цифр. Этот номер может быть общим как для слова по горизонтали, так и для слова по вертикали, по дугам, по окружностям.

3. Затемненные клетки, предназначенные для разделения слов. Такие клетки дают понять: "Здесь буквы нет!"

4. Условия кроссворда состоят из номеров позиций кроссворда с их толкованием.

Существует несколько разновидностей кроссворда:

Сканворд (скандинавский кроссворд) — это один из самых популярных видов кроссворда. Определения слов даются в квадратиках прямо внутри сетки, а слова-ответы вписывают по направлениям, указанным стрелками.

В сетке идеального сканворда не должно быть пустых клеток. Чем плотнее сетка сканворда, тем сложнее его составлять и легче решать. Определения могут носить ассоциативный характер (например, верным ответом на определение «Царь» может быть горох, Салтан, государь и т.д.). При решении сканвордов важным качеством является интуиция. Главная изюминка сканвордов именно в том, что определения находятся в теле самого сканворда, а также разнонаправленность адресации к словам, возможность использовать в качестве загадок картинки и фото.

 Японский кроссворд —  особый вид головоломки, в котором нужно, базируясь на кодовых числах-подсказках, разгадать не слова, а зашифрованную картинку.

Существует два вида японских кроссвордов:

  • черно-белые ;
  • цветные.

Числа показывают, сколько слитных клеток данного цвета находятся в соответствующей колонке или строке. Группы клеток обязательно должны разделяться как минимум одной пустой (белой) клеткой. Задача разгадывающего сводится к тому, чтобы узнать, сколько именно пустых клеток разделяет группы. Хотя этот вид задачек по большому счету не является кроссвордом как таковым, словосочетание «японский кроссворд» прижилось.

Венгерский кроссворд, или филворд. При разгадывании венгерских кроссвордов нужно вписывать ответы в сетку с расставленными буквами. Точнее, не вписывать, а вычеркивать. Это очень похоже на английский кроссворд, но есть два принципиальных отличия — слова обычно изгибаются как змеи, а каждая буква не может принадлежать двум или большему количеству слов. В венгерском кроссворде нет заштрихованных клеток, а все буквы уже приведены. Необходимо отыскать слова, к которым даются определения; слова могут ломаться в любом направлении по вертикали или горизонтали, но не по диагонали. Каждая буква может быть использована только один раз. После вычеркивания всех слов пустых клеток остаться не должно.

Чайнворд — родитель линейного кроссворда; вид кроссвордов, удобных для составления, но неудобных для разгадывания. Сеткой в нем служат линейные клеточки (квадратики), вычерченные в любой геометрической форме.

Правила. Цепочка слов строится методом стыкования, где последняя буква первого слова является первой буквой второго и т.д. Этот стык и нумеруется. В чайнворд вводятся только имена существительные в единственном числе. То есть, слова в чайнворде не пересекаются, а только стыкуются друг с другом. Иногда цепочку слов изгибают для придания сетке причудливой формы.

В линейных кроссвордах слова могут перекрываться не только одной, но и двумя или тремя буквами, поэтому их длина указывается скобкой, в которой дается определение слова.

«Гибрид» чайнворда и кроссворда называется кроссчайнвордом. Основное его отличие от чайнворда в том, что допускается возможность самопересечения чайнвордной цепочки.

 

Кейворд (ключворд) — буквы в кейворде заменены числами; одинаковым буквам соотвествуют одинаковые числа, разным буквам — разные. Необходимо определить это соотвествие и получить сетку с согласовывающимися между собой словами. В качестве подсказки может быть открыто какое-то слово либо буквы.

Кейворд — популярная за рубежом разновидность кроссворда — лингвистической задачи. В каждую клетку кроссворда внесено число, заменяющее букву. Одним и тем же буквам соответствуют одни и те же числа. Иногда к кроссворду прилагается табличка с цифрами, для вписывания уже отгаданных букв. Буквы или слова-ключи даются в табличке либо в самом кроссворде.

Челнок — клеточное поле с вынесенными за его пределы указательными стрелками. Значения слов, как по горизонтали, так и по вертикали даются последовательно, а сетка заполняется в соответствии с направлениями стрелок. Разделительных перегородок или клеток в сетке нет, слова на следующую строку или столбец не переносятся. Для подсказок в скобках может даваться количество букв в слове-ответе. Также важным отличием является то, что последняя буква слова не является первой буквой следующего.

Диворд (дуаль) — поле диворда представляет собой обыкновенную кроссвордную сетку, каждая клетка которой уже содержит два варианта буквы, которые могут в ней стоять. Задача игрока — выбрать из двух предложенных вариантов буквы одну так, чтобы сетка оказалась заполнена значащими пересекающимися словами (как в кроссворде). Иногда в диворд изначально вписывается готовое слово-ключ.

Американский (крисс-кросс) — рядом с сеткой кроссворда находятся слова, которые нужно вписать в сетку, иногда дается подсказка — в сетку уже вписаны некоторые слова или буквы.

Эстонский кроссворд — слова в этом кроссворде разделены не блоками, а утолщенными сторонами клеток, в которых расположены буквы. Данные кроссворды выглядят очень плотными.

 Кроссворды, как и другие интеллектуальные головоломки, – это полезное увлечение. Они расширяют кругозор – конечно, в том случае, если для разгадывания ребёнок не только заполняете известные поля, но и ищет информацию, чтобы найти ответы на неизвестные вопросы. Они тренируют память и учат выуживать из нее необходимые сведения. Не зря  турниры по разгадыванию кроссвордов считаются одними из самых сложных интеллектуальных соревнований в мире.

 Регулярное разгадывание кроссвордов считается хорошей зарядкой для мозга.

 Для того чтобы повысить эрудицию учащихся в конкретных областях знаний, можно выбирать  или создавать тематические кроссворды. Подобные головоломки также используются в обучении, например, иностранным языкам – они помогают запоминать новые слова.

 Применение кроссвордов не может стать основной формой работы, но применение кроссвордов целиком или их фрагментов дает хорошие результаты, вызывает познавательную активность и интерес учащихся начальных классов к учебной деятельности.

 Ниже приведены сайты, на которых можно найти различные виды кроссвордов, материалы для составления и разгадывания кроссвордов, а также различные программы для составления кроссвордов: 

  • crosswordus.com — кроссворды и сканворды онлайн, редактор для составления кроссвордов и сканвордов;
  • bestcrosswords.ru — классические кроссворды, японские кроссворды, цветные японские кроссворды, сканворды и специальный словарь для разгадывания кроссвордов;
  • crossword.awardspace.info — составление кроссвордов онлайн (классических, эстонских, сканвордов) с подбором слов, разгадывание;
  • absite.ru — кроссворды, сканворды, судоку, японские кроссворды;
  • krossvord.ru — классические, японские кроссворды, головоломки, логические задачи;
  • scanword.info — представлены все основные виды кроссвордов: кроссворды, сканворды, филворды, чайнворды, кейворды, цифровые и др.;
  • topglory.biz — кроссворды, сканворды, числовые кроссворды, линейные кроссворды, японские кроссворды, итальянские, ключворды, головоломки, судоку;
  • absite.ru — кроссворды, сканворды, японские кроссворды, судоку;
  • japan.gcmsite.ru — коллекция черно-белых и цветных японских кроссвордов;
  • puzzle-master.ru — японские кроссворды;
  • jscan.ru — японские кроссворды, судоку;
  • berland.ru — японские кроссворды, головоломки судоку;
  • puzzlehome.ru — здесь можно скачать японские кроссворды и программу для их создания;
  • bestsudoku.ru — онлайн-игра судоку;
  • vologda.ru — примеры английского, венгерского, итальянского, эстонского кроссвордов;
  • kroka.ru — база данных для разгадывания кроссвордов и сканвордов, поиск по маске, по определению;
  • krossw.ru — в помощь кроссвордисту: программа для отгадывания кроссвордов, словари;
  • Скачать программу для составления кроссвордов можно здесь или здесь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта. Использование игровых форм обучения на уроках русского языка и литературы в начальной школе.

В статье рассматриваются различные виды игровых форм обучения, которые учитель может использовать в своей практике на уроках русского языка и литературы в начальной школе....

Статья "Приёмы внедрения в урок игровых форм обучения для формирования познавательного интереса учащихся 2 класса".

Надеюсь, что эта статья поможет учителям в организации познавательной деятельности учащихся с помощью игровых форм для формирования познавательного интереса....

Доклад по теме: «Современные образовательные технологии. Их роль в повышении качества образования» Игровые формы обучения в начальной школе.

  В течение последних лет казахстанская школа готовится к переходу на 12-летнее обучение, и этот шаг является важным для вхождения в мировое образовательное пространство. Согласно Концепци...

Теоретические аспекты игровых форм обучения учащихся Сущность понятий «игра» и «игровые технологии»

Игра - понятие многогранное. Существуют различные игры: одни - развивают кругозор и мышление детей, другие - ловкость; ; третьи - конструкторские навыки и т. д. Игры - отличное дополнение к учебному п...

Игровые формы обучения естествознанию

Материал предназначен для обучающихся 1-4 классов....

Использование технологии игровых форм обучения как средство мотивации умственной активности и познавательной деятельности младших школьников

Тема самообразования "Использование технологии  игровых форм  обучения  как средство мотивации умственной активности и познавательной деятельности младших школьников"...