Внеурочная деятельность
материал на тему
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ельнинская средняя школа №1 имени М.И. Глинки
«Внеурочная деятельность –важный компонент современного образовательного процесса в школе в условиях ФГОС»
(выступление на педагогическом совете)
Подготовила учитель начальных классов Габелева Светлана Викторовна
2017 г
«Внеурочная деятельность –важный компонент современного образовательного процесса в школе в условиях ФГОС»
Только та школа становится очагом духовной жизни,
где помимо интересных уроков имеются и успешно применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков.
В.А. Сухомлинский
Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего Я. Важно заинтересовать ребёнка занятием интересным ему, где он проявляет свою волю, раскрывается как личность. В этом и помогает нам ВД.
В связи 2011 году с введением ФГОС начального образования впервые заговорили о внеурочной деятельности , однако введена ВД только в январе 2014 года.
Важно помнить ,что «основная образовательная программа начального общего и основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность» с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
В структуре Базисного образовательного плана выделяются три части: инвариантная часть; вариативная часть; внеурочная деятельность. При этом в новом ФГОС внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе.
А также иметь в виду, что внеурочная деятельность - это отнюдь не механическая добавка к общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми.
Внеурочная деятельность - это неотъемлемая часть образовательного процесса и одна из форм организации свободного времени учащихся.
Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. А воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе
Чем же определяется такая актуальность внеурочной деятельности?
В России в настоящее время происходят серьезные изменения условий формирования личности школьника.
Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ.
На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря интернету, телевидению, компьютерным играм, кино.
Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе воспитания и социализации.
Сегодня существует и усиливается конфликт между характером приобретенных ребенком знаний и ценностей в школе и вне школы:
• в школе - системность, последовательность, традиционность, культуросообразность и т. д.;
• вне школы - клиповость, хаотичность, смешение высокой культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой и т.д.
Этот конфликт меняет структуру мышления детей, их самосознание и миропонимание, ведет к формированию эклектичного мировоззрения, т.е.смешение, соединение разнородных стилей, идей, взглядов и т. п., основанное на их искусственном соединении), потребительского отношения к жизни, морального релятивизма, т.е.принципа, согласно которому не существует абсолютного добра и зла, идет отрицание обязательных нравственных норм и объективного критерия нравственности.
Все это определяет необходимость постановки новых стратегических задач в организации воспитательной работы.
Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности. Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения.
Внеурочная деятельность учащихся
Что же такое внеурочная деятельность?
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО следует понимать образовательную деятельность ,осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и основного общего образования.
Конкретизируем задачи, стоящие перед внеурочной деятельностью.
Задачи внеурочной деятельности.
- Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно с общественными организациями, библиотеками, семьями учащихся.
- Реализация их творческого потенциала через включение в разнообразные виды общественно-полезной и досуговой деятельности.
- Удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей детей и родителей.
- Формирование у обучающихся положительной «Я-концепции», универсальной духовно-нравственной компетенции «становиться лучше», формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
- Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими и младшими детьми в решении общих проблем.
- Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
- Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)- для формирования здорового образа жизни.
- Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время.
- Совершенствование системы мониторинга эффективности воспитательной работы в школе.
- Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.
11.Организация информационной поддержки учащихся.
12.Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся.
Принципы и направления внеурочной деятельности
Рассмотрим принципы внеурочной деятельности:
- Включение учащихся в активную деятельность.
- Доступность и наглядность.
- Связь теории с практикой.
- Учёт возрастных особенностей.
- Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
- Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к
сложному).
Давайте посмотрим, какие требования выдвигает стандарт к организации внеурочной деятельности школьников:
Требования стандарта к организации внеурочной деятельности школьников:
- Неотъемлемая часть образовательного процесса
- Способствует в полной мере реализовать требования ФГОС
- Наполнение конкретным содержанием в/д находится в компетенции образовательного учреждения
- Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся
- Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты
В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность в школе организована по направлениям:
- спортивно-оздоровительное
- духовно-нравственное
- социальное
- общеинтеллектуальное
- общекультурное.
Формы организации внеурочной деятельности:
- экскурсии;
- этические беседы;
- игры с ролевым акцентом;
- познавательные беседы;
- детские исследовательские проекты;
- культпоходы в театры, музеи, выставки;
- занятия объединений художественного творчества;
- выставки в школе;
- спектакли в классе, в школе;
- культпоходы в театры, музеи, выставки;
- занятия объединений художественного творчества;
- выставки в школе;
- спектакли в классе, в школе;
- кружки различной направленности;
- факультативы;
- секции, в том числе спортивные;
- акции в окружающем социуме;
- олимпиады;
- конкурсы;
- соревнования;
- поисковые исследования.
Уильям Уорд сказал:
Посредственный - учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет.
ВД это не урок, она дает в работе такой полет для творчества учителя, который сможет вдохновить будущего человека на всю жизнь.
Внеурочная деятельность-это образовательный процесс, и, как в любом образовательном процессе, во внеурочной деятельности должен быть результат. Как измерить этот результат?
Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения значительное внимание уделяют метапредметным (которые включают освоение обучающимися УУД(познавательные, регулятивные и коммуникативные) и личностным образовательным результатам.
Внеурочная деятельность ориентирована на помощь в достижении этих результатов
(работу с интересами учащихся, развитием их личностных компетенций, профориентацию (ребенок должен попробовать себя в разных направлениях ВД, в разных предметных областях, чтобы мог определиться что ему нравится, чтобы мог определиться ,чем он хочет заниматься.)
ВД мы должны реализовывать для того ,что усовершенствовать УУД у учащихся. В данной таблице мы видим разные УУД(познавательные, регулятивные, личностные и коммуникативные).,все эти УУД мы должны реализовать в урочной деятельности, но к сожалению это получается не всегда.
Общение со сверстниками ,выражение своей точки зрения ,какое то свое ценностное, нравственное отношение и взаимооценка и самооценка-это все то на что не хватает времени на уроке по ФГОС.
Во внеурочной деятельности это сделать значительно проще , т.к. легче построить занятие, где учащиеся будут развивать свои коммуникативные навыки. Легче построить занятие где дети будут более четко выражать свои мысли,свои предпочтения ,выстраивать свою оценку (что у них получается, что не получается не на уровне критериальной оценки )
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями.
Например, в беседе о здоровом образе жизни ребёнок не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает её с образом самого педагога. Информации будет больше доверия, если сам педагог культивирует здоровый образ жизни.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, за пределами дружественной среды школы, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
«Воспитание ребенка — это не милая забава, а задание, требующее капиталовложений — тяжких переживаний, усилий бессонных ночей и много, много мыслей.»
Януш Корчак (1878 — 1942, польский педагог и писатель)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/10/picture-175230-1357829765.jpg)
« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».
проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...
Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс
Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/04/picture-375974-1388844568.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/04/picture-375974-1388844568.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/11/picture-394823-1392123469.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/06/picture-559515-1420508928.jpg)
Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.
Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/18/picture-102860-1355776842.jpg)
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....