Проект "Открой свой мир" (сетевые инициативы), 2013г
проект на тему
Данный материал можно использовать как начинающему так и педагогу, желающему включить детскую и родительскую общественность в сетевые инициативы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Открой свой мир" (включенность учащихся и родителей в сетевые инициативы) | 527 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 8
имени Сибирцева А.Н.
Практико-ориентированный
педагогический проект
«Открой свой мир!»
Автор: Зайцева Светлана Валентиновна, учитель начальных классов
г. Сургут, 2013г.
Основания для разработки Проекта
Проект разработан в соответствии с Законом РФ «Об образовании», стратегией развития образования ХМАО-Югры до 2020г., стратегией развития муниципальной системы образования в городе Сургуте до 2020г., Федеральными государственными образовательными стандартами (приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 №373), Федеральной целевой программой развития образования на 2011 - 2015 годы, национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», государственной программой Российской Федерации «Информационное общество» (2011-2020г.), Программой развития МБОУ СОШ №8 имени Сибирцева на 2008-2013гг. «Школа реализованных возможностей».
Обоснование актуальности Проекта
Принятие нового стандарта в школе, изменило парадигму образования, отношение к личности обучаемого, обновление форм и методов обучения и воспитания. Мир, вступив в новую стадию развития, качественно изменился: стремительно обновляющийся поток информации, новые технологии приводят к быстрому устареванию знаний и делают процесс обучения постоянным и непрерывным, “образованием длительностью в жизнь”. В этом контексте проблема формирования высокой информационной культуры личности и освоения Интернет-технологий приобретает особое значение, а поиск способов ее формирования становятся приоритетным направлением модернизации сферы образования. Согласно п. 26 ФГОС информационная образовательная среда образовательного учреждения должна включать в себя культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность всех участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением ИКТ. Большим потенциалом в контексте развития ИКТ-компетентности младших школьников обладают дистанционные инициативы. Они повышают активность всех участников образовательного процесса, создают условия для непрерывного обучения, открывают доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, дают совершенно новые возможности для творчества, позволяют раскрыть индивидуальные возможности обучающегося, способствуют росту учебной мотивации школьников, инициативности.
В условиях интенсификации процессов информатизации общества и образования при формировании у обучающихся универсальных учебных действий наряду с традиционными методиками целесообразно широкое использование цифровых инструментов и возможностей современной информационной образовательной среды.
Необходимость создания среды для развития способностей ребенка средствами Интернет и организация участия в дистанционных инициативах всех участников образовательного процесса (учитель-ученик-родитель) делает данный Проект особенно актуальным.
Образовательная политика в Российской Федерации, и в г. Сургуте в частности, направлена на то, чтобы создать условия для выстраивание таких эффективных моделей организации учебной и внеучебной деятельности, которые позволили бы обучающемуся не только формировать и совершенствовать информационные компетентности, но и развиваться в ходе индивидуальной или коллективной творческой деятельности. Опыт такой деятельности в городе имеется. Так, в МБОУ НШ-ДС №43 в ходе реализации инновационного проекта «Талантам нужно помогать!» (авт. А.А.Бирюкова, Е.Л.Запольская, Т.И.Токарева) было создано и функционирует детское общественное объединение младших школьников интеллектуальной направленности. По мнению авторов, дистанционные инициативы являются одной из форм интеллектуального развития школьников. Но наряду с этим в педагогическом сообществе страны диссеминация опыта по формированию ИКТ-компетенций у обучающихся младших классов посредством дистанционных инициатив освещается редко.
В нашем образовательном учреждении это направление тоже является новым. Выявив для себя педагогические эффекты дистанционных инициатив, собрав информацию о готовности педагогического и родительского коллективов к вовлечению младших школьников в дистанционное движение, проведя самоанализ уровня сформированности ИКТ-компетенций удалось обозначить круг возникших противоречий и проблем.
№ п/п | Противоречия | Проблема |
1. | На начало 2010 года уровень моей компьютерной грамотности был низкий, в то время как, «Единый квалификационный справочник должностей работников образования» (26.08.2010. № 761), ФГОС нового поколения требовали от педагога высокого уровня ИКТ- компетентности. | Низкий уровень моей ИКТ–компетентности. |
2. | На начало 2010 -2011 учебного года доля вовлеченности учеников в различные дистанционные олимпиады и конкурсы составляла 10% от общего числа обучающихся, что не отвечало требованиям современности. (Приложение 1) | Низкий уровень участия детей в дистанционном олимпиадном и конкурсном движении. |
3. | Желание родителей видеть своего ребенка успешным, но недостаточная информиро-ванность, незнание путей и возможностей для реализации творческого потенциала своего ребенка | Недостаточное знание родителями путей и возможностей реализа-ции творческого потен- циала своих детей (в том числе через дистан- ционные инициативы) |
4. | Стремление обучающихся к участию в конкурсах и часто невозможность личного участия в силу природно-климатических условий нашего региона (актированные дни составляют более 20% учебного времени) | Вовлечение детей в дистанционное движение во время актированных дней. |
5. | Современное образование предполагает участие педагога как самого, так и совместно со своими учениками в дистанционном движении, однако, в нашей школе доля педагогов, вовлеченных в дистанционное движение сравнительно невелика | Диссеминировать опыт участия в дистанцион-ных инициативах с обучающимися и их родителями для школьного педагогичес- кого сообщества (для муниципального) |
Необходимость разрешения обозначенных проблем побудила к созданию педагогического проекта «Открой свой мир!». Предпосылкой к разработке проекта «Открой свой мир!» стало также активное привлечение обучающихся класса к участию в дистанционных инициативах различных видов.
Актуальность педагогического проекта объясняется потенциалом дистанционных инициатив не только для развития интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей младших школьников, но и для повышения ИКТ-компетентностей педагогов и родителей.
Новизна Проекта «Открой свой мир!» заключается в выстраивании модели организации внеурочной интеллектуальной деятельности младших школьников посредством вовлечения их в дистанционные инициативы, организации ориентированного образовательного пространства.
Наряду с этим в ходе реализации Проекта «Открой свой мир!» представляется возможным создание единого образовательного пространства, выходящего за рамки урочной деятельности, для выполнения новых требований ФГОС, формирования у учащихся УУД, вовлечения обучающихся в дистанционные инициативы.
Школьник в игровой форме раскрывает свои интеллектуальные и творческие способности, расширяются возможности самореализации каждого обучающегося. Вместе с тем широкое применение игровых элементов в дистанционных инициативах не будет снижать обучающей, развивающей и воспитывающей роли, а напротив, является стимулом для участника к самообразованию.
Методологическую основу Проекта составляют положения:
- возрастные особенности младшего школьного возраста (Л.С. Выготского);
- дидактическое значение игры (К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Д.Б. Эльконина);
- «Золотое правило дидактики – наглядность» (Я.А. Коменского);
- обучение с участием компьютеров (В.П. Беспалько);
- технология дистанционного конкурса (А.В. Хуторской);
- психология творчества (Д.Б.Эльконин, Б.М.Кедров и др.);
- концепция формирования целостного социально-образовательного пространства (М.М.Поташник, А.П.Тряпицына и др.).
Ценностная направленность Проекта заключается
для обучающихся:
- в формировании умений выстраивать эффективные коммуникации в ходе сетевого общения (во время участия в дистанционных инициативах) со сверстниками, взрослыми людьми;
- в осуществлении аналитико-оценочной деятельности собственного процесса познания;
- в пополнении Портфеля достижений.
для педагогов:
- в повышении своего уровня ИКТ-компетентности;
- в создании непрерывного образовательного процесса посредством дистанционных инициатив;
- в создании уровневого и дифференцированного подхода в работе с младшим школьником;
- в раскрытии интеллектуального и творческого потенциала каждого обучающегося;
- в выстраивании партнерских отношений учитель-учитель (предметник), учитель-ученик, учитель-родитель посредством сетевого общения.
для родителей:
- в создании партнерских отношений со всеми участниками образовательного процесса;
- в содействии раскрыть возможности своего ребенка;
- в повышении своего уровня ИКТ-компетентности.
Концепция Проекта
Главная идея Проекта - создание условий для оптимального развития способностей каждого ребенка в рамках внеурочной деятельности, посредством использования Интернет-технологий.
Цель Проекта: создание модели организации внеурочной деятельности интеллектуальной и творческой направленности младших школьников посредством их включенности в дистанционные инициативы.
Задачи:
- создать условия для максимальной включенности всех участников образовательного процесса в дистанционные инициативы;
- способствовать повышению учебной мотивации обучающихся, инициативности;
- содействовать раскрытию творческого потенциала и уникальных способностей каждого ребенка;
- способствовать формированию эффективных коммуникаций в ходе участия в дистанционных инициативах;
- повысить качественный показатель результативности участия в дистанционных инициативах;
- развивать самостоятельность обучающихся;
- создать условия для развития ИКТ-компетентностей педагогов, обучающихся, родителей.
Описание содержания Проекта
Образовательная инициатива «Наша новая школа» определив приоритетным направление развития системы поддержки талантливых детей нацелила педагогическое сообщество на выстраивание системы их поиска, поддержки и сопровождения. Наряду с этим, не должны остаться без внимания и дети, которые, возможно пока, не проявили ярко свои способности. Создание атмосферы взращивания зерен таланта в ребенке, проявления индивидуальных способностей в ходе общения со сверстниками, в специально организованной продуктивной деятельности – задача современного педагога. Современные педагогические технологии позволяют эффективно решить эту задачу. Специально организованные дистанционные инициативы предоставляют младшему школьнику возможность формироваться как информационно грамотной и коммуникабельной личности. Огромное их разнообразие позволяет учесть индивидуальные особенности ребенка, найти именно ту, участвуя в которой школьник проявит себя. Проанализировав собственный опыт работы, педагогическую литературу, мне удалось классифицировать дистанционные инициативы по различным содержательным и организационно-технические критериям. (Приложение 6, 7).
Предложенная классификация определила принцип построения модели организации внеурочной деятельности интеллектуальной и творческой направленности младших школьников посредством их включенности в дистанционные инициативы.
Главными субъектами интеллектуального и творческого взаимодействия, с моей точки зрения, должны стать младшие школьники 1-4-х классов, их родители, педагоги, осуществляющие учебно-воспитательную деятельность на ступени начального общего образования. Только их тесное сотрудничество при подготовке и участии в дистанционной инициативе, реализуемой во внеурочное время, позволит получить от педагогически организованной деятельности положительные эффекты.
За основу построения модели были взяты виды дистанционного взаимодействия: двустороннее, трехстороннее взаимодействия, взаимодействие в группе.
Двухстороннее взаимодействие предполагает участие двух субъектов деятельности - ученика и педагога, главным из которых является ученик. Предложенная таблица регламентирует взаимодействие ученика и педагога.
Таблица
Регламент двухстороннего взаимодействия
ученика и педагога в ходе дистанционной инициативы
Субъект дистанционной инициативы | Виды взаимодействия | Ролевая функция субъекта | Возможные виды дистанционных инициатив |
Двустороннее взаимодействие | |||
Ученик | ученик - классный руководитель; ученик - учитель-предметник; ученик-родитель; ученик – педагог-организатор | - принимает условия участия в дистанционной инициативе; - анализирует возможность участия с точки зрения личного интереса; - знакомиться с материалами дистанционной инициативы; -оценивает собственное знание и незнание; - подбирает необходимый материал; - осуществляет его оценку на предмет соответствия заданным критериям; - создает творческий продукт; - осуществляет учебную комму-никацию с другими субъектами; - при необходимости отстаивает свою точку зрения; - оформляет работу в соот-ветствии с техническими требованиями; - осуществляет отправку конкурсных материалов. | дистанционная олимпиада; дистанционный конкурс; дистанционный конкурс-игра; дистанционная викторина; on-lain конкурс; интернет-выставка. |
Педагог | - инициирует обучающихся и родителей на участие в той или иной дистанционной инициативе; - оформляет заявки на участие; - знакомит с условиями участия; - организует консультации как для участников, так и для родителей; -ориентирует участников дистанционной инициативы в поиске необходимой инфор-мации; -оказывает содействие в оформлении работ; - организует школьный досуг | ||
Родитель | - создает условия для правильного мотивационного выбора ребенка; -является партнером и спонсором участников; - объединяет всю семью во время участия в дистанционной инициативе (обсуждение материалов, поиск и отбор нужной информации, создание творческого продукта (консультационная помощь)); - содействует в раскрытии индивидуальных возможностей своего ребенка. |
К моменту создания проекта имелся положительный результативный опыт двустороннего взаимодействия ученика и педагога:
1 место во Всероссийском открытом заочном конкурсе «Интеллект-экспресс» в номинации «Мир русского языка», 250 баллов - Туник Д., Артюхова А.
2 место во Всероссийском заочном конкурсе «Познание и творчество» в номинации «Я знаю русский язык», 102 балла – Артюхова А.
3 место во Всероссийском открытом заочном конкурсе «Интеллект-экспресс» в номинации «Мир математики», 200 баллов – Терновая Д.
Апробация и положительные результаты участия в дистанционных инициативах подтвердили возможность организации учебного и коммуникативного сотрудничества младших школьников по типу двустороннего взаимодействия.
Трехстороннее взаимодействие допускает объединение трех субъектов деятельности с различной ролевой функцией при различных комбинациях.
Таблица
Регламент трехстороннего взаимодействия
ученика и педагога в ходе дистанционной инициативы
Субъект дистанционной инициативы | Виды взаимодействия | Ролевая функция субъекта | Возможные виды дистанционных инициатив |
Трехстороннее взаимодействие | |||
Ученик | ученик - классный руководитель- учитель-предметник; ученик – ученик – классный руководитель; ученик – ученик – учитель-предметник; ученик – классный руководитель – педагог-организатор; ученик-классный руководитель-родитель; ученик-ученик – родитель; ученик-ученик-педагог-организатор; ученик – педагог-организатор – учитель-предметник | - принимает условия участия в дистанционной инициативе; - анализирует возможность участия при совпадении интересов всех участников с его личными; - знакомиться с материалами дистанционной инициативы; - создает в соавторстве творческий продукт; - осуществляет учебную комму-никацию с другими субъектами; - оформляет работу в соот-ветствии с техническими требованиями | дистанционный конкурс; дистанционный проект; интернет-выставки; дистанционный конкурс-игра; чемпионат |
Педагог | - организует объединение учащихся в творческие группы; - оформляет заявку на участие; - знакомит всех участников с условиями участия; - координирует работу всех участников дистанционных инициатив; - ориентирует участников дистанционных инициатив в поиске необходимой информации; - осуществляет отправку конкурсных материалов. | ||
Родитель | - является партнером и спонсором участников; - организует семейный досуг; - содействует в раскрытии индивидуальных возможностей своего ребенка; - осуществляет коммуникацию с другими субъектами. |
К моменту создания проекта имелся положительный результативный опыт трехстороннего взаимодействия ученика, классного руководителя и учителя-предметника:
Лауреат Всероссийского детско-юношеского литературно-художественного конкурса творческих работ «Я помню! Я горжусь!» (Министерство обороны РФ) Эгнатосян К. (творческая работа – викторина, сочинение и рисунок)
Данный тип взаимодействия хотя и был опробован при организации внеурочной деятельности младших школьников посредством участия в дистанционных инициативах, но не получил массового внедрения в практику работы. Исходя из этого, при реализации проекта предусмотрены различные виды взаимодействия с субъектами (комбинации объединения), что позволяет младшему школьнику в лице педагогов находить соратников и помощников, педагогам – создавать условия для вовлечения более широкого круга лиц, имеющих свой жизненный (знаниевый) и коммуникационный опыт, использования его для организации внеурочной деятельности школьников, родителям – повысить у собственного ребенка мотивацию учения, содействовать развитию способностей, приобретать опыт коммуникации.
Взаимодействие в группе предполагает участие нескольких (более трех) субъектов интеллектуальной или творческой деятельности.
При любом типе взаимодействия главным остается ученик.
Таблица
Регламент группового взаимодействия
ученика и педагога в ходе дистанционной инициативы
Субъект дистанционной инициативы | Виды взаимодействия | Ролевая функция субъекта | Возможные виды дистанционных инициатив |
Групповое взаимодействие | |||
Ученик | Ученики - классный руководитель-родитель - педагог-предметник и др. | - принимает условия участия в дистанционной инициативе; - анализирует возможность участия при совпадении интересов всех участников с его личными; - знакомиться с материалами дистанционной инициативы; - создает в соавторстве творческий продукт; - осуществляет учебную комму-никацию с другими субъектами; - оформляет работу в соот-ветствии с техническими требованиями | дистанционный проект; очно-заочный турнир; он-лайн форум; интернет-выставки; командно-ролевая мета-игра-турнир; фестиваль; Web-квест |
Педагог | - инициирует всех субъектов на участие в дистанционных инициативах; - оформляет заявки на участие; - знакомит с условиями участия; - организует консультации как для участников, так и для родителей; -координирует деятельность всех участников дистанционной инициативы; - оказывает содействие в оформлении работ; - организует школьный досуг; - содействует сплоченности детского и родительского коллектива. - осуществляет отправку конкурсных материалов. | ||
Родитель | - является партнером и спонсором участников; - организует семейный досуг; -принимает участие в групповом взаимодействии; - содействует в раскрытии индивидуальных возможностей своего ребенка; - осуществляет коммуникацию с другими субъектами. |
Данное направление в момент написания проекта развито не было. Имели место лишь классные сетевые инициативы (групповой проект «Зимние слова» (презентация слов на зимнюю тематику); акция «Дети Сургута – за здоровый образ жизни», конкурс презентаций http://nsportal.ru/node/453392. В ходе реализации проекта предполагается объединение младших школьников как одного, так и различных классов, педагогов, родителей для участия в сетевых инициативах.
Представленная модель организации внеурочной деятельности интеллектуальной и творческой направленности младших школьников посредством их включенности в сетевые инициативы реализуется на ступени начального общего образования. Возрастные особенности младших школьников не всегда позволяют ему самостоятельно справиться с материалами дистанционных инициатив таким образом, чтобы достигнуть положительных результатов, способствующих повышению мотивации и самооценки ребенка. В таком случае важна роль педагогов и родителей. Только специально организованная деятельность с педагогическим коллективом и родительской общественностью, направленная на реализацию проекта, принесет ожидаемые результаты. В рамках проекта предполагается проведение с педагогами индивидуальных и групповых консультаций, семинаров, курсов, педагогических гостиных, деловых игр, тренинговых занятий, круглых столов, встреч-анонсов дистанционных инициатив (как для обучающихся и их родителей, так и для самих педагогов). Такая деятельность позволит не только эффективно организовать участие обучающихся класса в дистанционных инициативах, но самим стать их активными участниками, тем самым повышать уровень своей ИКТ-компетенции.
Для знакомства с сетевыми инициативами используются информационные собрания, педагогические гостиные, беседы, круглые столы и дискуссии. Использование таких форм помогает обмениваться мнениями по намеченным вопросам, узнать какое направление является приоритетным для каждого участника проекта. В рамках таких встреч проводятся опросы и анкетирования.
Применение таких современных форм работы как практикум, тренинг, деловая игра, мастер-класс позволяет не только рассказывать, но и, опираясь на деятельностный метод, показывать, как применять на практике полученные теоретические знания. На занятиях-тренингах участники отрабатывают навыки работы с сайтами, предлагающими те или иные дистанционные конкурсы. Для эффективной работы и участия в он-лайн викторинах предлагается применять мобильный компьютерный класс. Совместная работа учителя и ученика укрепляет партнерские отношения и позволяет добиваться более высоких качественных результатов.
Примеры результативного участия младших школьников в дистанционных инициативах при разных видах интеллектуального и творческого взаимодействия подтверждают эффективность такого подхода к созданию модели организации внеурочной деятельности интеллектуальной и творческой направленности младших школьников посредством их включенности в дистанционные инициативы. Стоит особо отметить, что все участники Проекта имеют право выбора, учета собственных интересов при участии в дистанционной инициативе. При организации участия младших школьников в какой-либо дистанционной инициативе деятельность педагога должна базироваться на следующих принципах педагогической деятельности:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии педагога;
- принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Направления реализации Проекта:
1. Создание информационной базы для разработки модели организации внеурочной деятельности интеллектуальной и творческой направленности младших школьников посредством их включенности в дистанционные инициативы, методического сопровождения деятельности педагогов данному направлению.
2. Повышение ИКТ-компетентности педагогической и родительской общественности.
3. Внедрение модели организации внеурочной деятельности интеллектуальной и творческой направленности младших школьников посредством их включенности в дистанционные инициативы; совершенствование форм организации.
Этапы реализации Проекта:
Этапы | Сроки | Цель |
I этап – подготовительный | 2 полугодие 2010г. | проанализировать и определить стратегию работы с детским и родительским коллективом по вовлечению в дистанционные инициативы |
II этап – формирующий | 2011-2013 уч.г. | апробировать модель организации внеурочной деятельности, представленную в проекте «Открой свой мир!» |
III этап – заключительный | 2013-2014 уч.г. | -провести аналитико-диагностические процедуры с участниками учебно-воспитательного процесса для выявления результатов реализации проекта; -рекомендовать использование программы в массовую практику. |
Механизм реализации Проекта
Достижение цели и решение задач Проекта обеспечиваются путем реализации системы мероприятий, сгруппированных по основным направлениям деятельности, которые становятся основой для внедрения модели организации внеурочной деятельности интеллектуальной и творческой направленности младших школьников посредством их включенности в дистанционные инициативы. Основными исполнителями мероприятий Проекта являются: педагоги (классный руководитель, педагог-организатор, педагог-предметник), родители. Они обеспечивают реализацию запланированных мероприятий, предусмотренных в Проекте.
План мероприятий
по реализации проекта
№п/п | Мероприятия | Сроки | Результат |
I этап – подготовительный (2 полугодие 2010г.) | |||
1. | Изучение научно-методической литературы, опыта деятельности образовательных учреждений по внедрению дистанционных инициатив | в течение II полугодия 2010г. | Материал для Проекта |
2. | Знакомство с новыми образовательными стандартами | сентябрь 2010 | Учебные планы внеурочной деятельности |
3. | Анализ материальных ресурсов образовательного учреждения для реализации Проекта | сентябрь 2010 | Информация |
4. | Активизация работы методического объединения учителей начальных классов (заседания МО классных руководителей) по направлению внедрения дистанционных инициатив. | октябрь 2010 | Протокол заседания МО |
5. | Самооценка уровня ИКТ-компетентности педагогов | октябрь 2010 | Результаты анкетирования |
6. | Использование возможностей Интернет-образования, ИКТ-технологий для повышения компетентности педагогических кадров. | ноябрь-декабрь 2010 | Результаты участия педагогов в Интернет-конкурсах |
7. | Подбор материала для написания Проекта | в течение II полугодия 2010г. | Материал для Проекта |
8. | Анкетирование родителей на предмет необходимости участия младших школьников в дистанционных инициативах | декабрь 2010 | Результаты анкетирования |
9. | Составление перечня дистанционных инициатив | в течение всего периода | Перечень дистанционных инициатив |
10. | Опрос обучающихся на предмет их заинтересованности в участии в дистанционных инициативах | декабрь 2010г. | Результаты опроса |
II этап – формирующий (2011-2013уч.г.) | |||
1. | Для обучающихся Оформление заявок на участие в монопредметных и межпредметных дистанционных инициативах | в течение года | Заявки |
2. | Тренинговое занятие для обучающихся «Конкурс – игра. Что это такое?» | ноябрь 2011г. | Материалы для проведения занятия |
3. | Консультация для обучающихся «Работа с сайтом Познание и творчество» | декабрь 2011г. | Памятка работы с сайтом |
4. | Деловая мастерская для обучающихся «Осваиваем Сурвики» | январь-февраль 2012г. | Творческие работы |
5. | Участие детей в дистанционных инициативах индивидуально и совместно с родителями | в течение года | Творческие работы |
6. | Мониторинг включенности в дистанционные инициативы | апрель 2012г. | Электронная таблица |
7. | Презентация промежуточных результатов участия в дистанционных инициативах | апрель-май (ежегодно) | Презентация |
8 | Составление Перечня дистанционных инициатив с указанием сроков их проведения | сентябрь 2012г. | Перечень дистанционных инициатив |
9. | Индивидуальное участие в дистанционных инициативах | в течение всего периода | Результат, наградные документы |
10. | Создание творческих групп обучающихся по интересам | октябрь 2012г. | Творческие группы |
11. | Работа в творческих группах. «Организация и проведение интеллектуальных турниров» | ноябрь 2012г. | Перечень дистанционных инициатив |
12. | Создание проектов для участия в групповых дистанционных инициативах | ноябрь-декабрь 2012 | Творческие проекты |
13. | Участие в групповых дистанционных инициативах | в течение 2013г. | Результат, наградные документы |
14. | Круглый стол среди обучающихся «Для меня дистанционные инициативы –это…» | март-апрель 2013г. | Обмен мнениями |
15. | Для родителей Родительское собрание-дискуссия «Плюсы и минусы Интернет технологий в образовании» (Деловые партнеры: школьный врач, психолог, учитель, родители) | сентябрь 2011г. | Решение родительского собрания |
16. | Консультация-собрание для родителей «Дистанционные инициативы. С чего начать?» | октябрь-ноябрь 2011г. | Методические и практические рекомендации |
17. | Разработка рекомендаций для родителей | в течение всего периода | Рекомендации |
18. | Участие детей в дистанционных инициативах индивидуально и совместно с родителями | в течение года | Творческие работы ребенка |
19. | Презентация результатов родительскому сообществу. | май 2013г. | Презентация |
20. | Для педагогов Прохождение курсов повышения квалификации по программе Intel, Е-Сitizen «Электронный гражданин», «Информаци-онные технологии в деятельности учителя начальных классов» и др. | январь- ноябрь 2011 г. | Удостоверения, сертификаты |
21. | Изучение литературы по теме: «Организация дистанционных инициатив» | февраль 2011г. | Материал для проекта |
22. | Информационный семинар для педагогов «Дистанционные инициативы как перспективная форма внеурочной деятельности в начальной школе» | март 2011г. | График прохождения дистанционных инициатив |
23. | Педагогическая гостиная «Проектная деятельность в условиях использования ИКТ» | апрель 2011г. | Рекомендации для педагогов по организации проектной деятельности с обучающимися |
24. | Разработка электронных форм для ведения мониторинга участия обучающихся в дистанционных инициативах | май 2011г. | Электронные формы для мониторинга |
25. | Участие педагога в конкурсах педагогического мастерства ИКТ направленности. | по запросу | Наградные документы, сводная таблица участия педагогов в конкурсах |
26. | Составление Перечня дистанционных инициатив, определение сроков их проведения Приложение 8 | Ежегодно (сентябрь) | Перечень дистанционных инициатив |
27. | Мониторинг включенности в дистанционные инициативы | апрель 2013г. | Электронная таблица |
28. | Презентация результатов педагогическому сообществу. | май 2013г. | Презентация |
III этап – заключительный (2013-2014 уч.г.) | |||
1. | Создание банка данных дистанционных инициатив Приложение 9 | сентябрь 2013г. | Банк дистанционных инициатив |
2. | Оформление заявок на участие в монопредметных и межпредметных дистанционных инициатив | в течение года | Заявки |
3. | Создание индивидуального Портфеля достижений каждого обучающегося класса. | декабрь2010г.-апрель 2014г. | Портфель достижений |
4. | Создание банка творческих работ обучающихся, появившихся в ходе участия в дистанционных инициативах | октябрь 2013г.- апрель 2014г. | Банк творческих работ |
5. | Мониторинг результативности участников программы | май 2014г. | Таблица результативности за весь период Проекта |
6. | Анализ удовлетворенности родительского сообщества результатами интеллектуаль-ного и творческого развития участников проекта | Апрель-май 2014 | Аналитическая справка |
7. | Презентация результатов родительскому и педагогическому сообществу промежуточных и итоговых результатов. | май (ежегодно) | Решение педагогического и родительского сообщества |
8. | Представление опыта на научно-практических конференциях, страницах печати (СурГПУ, СурГУ), в сетевых педагогических сообществах (Сурвики, Прошколу, Фестиваль педагогических идей, nsportal.ru) | в течение всего периода | Публикации |
Ресурсное обеспечение Проекта
Материально-техническое обеспечение:
- компьютер;
- доступ к сети Интернет;
- принтер;
- сканер;
- мобильный компьютерный класс (для обучающихся).
Научно-методическое обеспечение:
- посещение педагогами - партнерами курсов, семинаров и методических учёб в рамках повышения уровня ИКТ- компетентности;
- осуществление систематической работы по подготовке к участию в дистанционных инициативах;
- проведение консультаций, практикумов для родителей.
Кадровое обеспечение:
- включение в программу профессионального образования педагогов-предметников и педагога-психолога;
- прохождение педагогами курсов повышения квалификации по теме «Информационные технологии в деятельности учителя-предметника»;
- повышение уровня ИКТ- компетентности у родителей (партнеров).
Информационное обеспечение:
- доступ к сети Интернет всех участников Программы;
- освещение работы с детьми и родителями через сайт «Прошколу. ру» на личной страничке педагога.
Ожидаемые результаты реализации Проекта
Качественные результаты реализации Проекта:
- повышение познавательной активности обучающихся;
- повышение учебной мотивации; Приложение 10
- развитие индивидуальных способностей;
- развитие коммуникативных способностей младших школьников;
- повышение самооценки, избавление от комплексов;
- формирование психологических качеств (самостоятельность, уверенность), потребности в самопознании и саморазвитии;
- повышение ИКТ - компетентности всех участников Проекта;
- изменение родительского статуса в образовании (родитель-партнер).
Количественные результаты реализации Проекта:
- увеличение доли младших школьников, участвующих в дистанционных инициативах различных уровней интеллектуальной и творческой направленности (не менее 50% от общего количества обучающихся в ОУ и 60% в классе); Приложение 11 , Приложение 12
- повышение результативности участия (рост на 20-25% от общего количества обучающихся в ОУ и 30% в классе); Приложение 13
- увеличение числа родителей удовлетворенных качеством образовательных услуг (не менее 60% от общего количества родителей в ОУ и 70% в классном коллективе).
Перспективы распространения Проекта
Проект может быть востребован образовательными учреждениями различных типов и видов города в целях эффективной реализации внеурочной деятельности в рамках внедрения федеральных государственных образовательных стандартов.
Данный Проект относится к практико-ориентированным педагогическим проектам и имеет специфику, которая заключается в том, что цели намечаются и должны корректироваться по мере достижения промежуточных результатов.
Проект реализуется в рамках внеурочной деятельности младших школьников интеллектуальной и творческой направленности. Структура управления проектом представлена на схеме.
Управление Проектом
Список информационных ресурсов:
1. Бабич И.Н. Новые образовательные технологии в век информации / Материалы XIV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании». – Троицк: Фонд новых технологий в образовании «Байтик». – 2003. – С. 68-70.
2. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров: (педагогика третьего тысячелетия) / В.П. Беспалько; Рос. акад. наук; — М.: Моск. психолого-соц.ин-т; Воронеж: НПО МОДЭК, 2002.
3. Выготский Л.С. История развития высших психических функций //Собр. соч.: В 6 т.
4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. - М., 2000.
5. Примерная программа формирования и развития ИКТ - компетентности обучающихся на ступени основного общего образования http://rudocs.exdat.com/docs/index-99097.html
6. Терехова Я.И.«Инновации в образовании. Дистанционные конкурсы для педагогов и учащихся»
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/innovatsii-v-obrazovanii-distantsionnye-konkursy
7. Хирьянова И.С. Сетевые инициативы как перспективная форма внеурочной деятельности в начальной школе / Хирьянова И.С.// Управление начальной школой. 2012. № 12. с. 24-34.
8. Хуторской А.В. Технология дистанционного конкурса. [Электронный ресурс]. Версия 1.0. - М.: Центр дистанционного образования "Эйдос", 2004. - 320 Кб
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа дополнительного образования детей "Инициатива" (малый волонтёрский отряд).
Программа кружка для учащихся 1 класса «Инициатива» (малый волонтёрский отряд) разработана на основе программы «Вместе мы сила!» С.С. Гуровой....
Домашние задания как способ развития у учащихся инициативы, самостоятельности, индивидуальности, творческого воображения
Значение домашних заданий...
Развитие творческой инициативы учащихся в совершенствовании методов и форм занятий.
Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, наряду с другими методами и приемами,используемыми на уроках,является дидактическая игра. Еще К.Д.Ушинский ...
Доклад:Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа".
Доклад:Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа". На районном семенаре начальных классов....
План работы МО "Начальные классы"на 2012-2013г.
Тема : «Пути повышения эффективности образовательного процесса через применение личностно-ориентированной технологии» Цель: обновление и совершенствование образовательного процесса че...
Парламентский урок-2012 "Моя гражданская инициатива"
Сопроводительная записка Автор материала (ФИО) * Паршакова Татьяна Александровна, 09.03 1960 г.р. Должность (с указанием преподаваемого предмета) * ...
Научно-методическая разработка: «Применение инновационных технологий на уроках математики для развития творческой инициативы, мотивации учащихся с целью повышения качества обучения»
«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни, и знает способ и сред...