Проект "Открой свой мир" (сетевые инициативы), 2013г
проект на тему

Зайцева Светлана Валентиновна

Данный материал можно использовать как начинающему так и педагогу, желающему включить детскую и родительскую общественность в сетевые инициативы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 8

имени Сибирцева А.Н.

 

Практико-ориентированный

педагогический проект

«Открой свой мир!» 

 

Автор: Зайцева Светлана Валентиновна, учитель начальных классов

г. Сургут, 2013г.

Основания для разработки Проекта

Проект разработан в соответствии с Законом РФ «Об образовании», стратегией развития образования ХМАО-Югры до 2020г., стратегией развития муниципальной системы образования в городе Сургуте до 2020г., Федеральными государственными образовательными стандартами (приказ Минобрнауки РФ  от 06.10.2009 №373), Федеральной целевой программой развития образования на 2011 - 2015 годы, национальной образовательной  инициативой «Наша новая школа», государственной программой Российской Федерации «Информационное общество» (2011-2020г.), Программой развития МБОУ СОШ №8 имени Сибирцева на 2008-2013гг. «Школа реализованных возможностей».

Обоснование актуальности Проекта 

Принятие нового стандарта в школе, изменило парадигму образования, отношение к личности обучаемого, обновление форм и методов обучения и воспитания. Мир, вступив в новую стадию развития, качественно изменился: стремительно обновляющийся поток информации, новые технологии приводят к быстрому устареванию знаний и делают процесс обучения постоянным и непрерывным, “образованием длительностью в жизнь”. В этом контексте проблема формирования высокой информационной культуры личности и освоения Интернет-технологий приобретает особое значение, а поиск способов ее формирования становятся приоритетным направлением модернизации сферы образования.  Согласно п. 26 ФГОС информационная образовательная среда образовательного учреждения должна включать в себя культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность всех участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением ИКТ. Большим потенциалом в контексте развития ИКТ-компетентности младших школьников обладают дистанционные инициативы. Они повышают активность всех участников образовательного процесса, создают условия для непрерывного обучения, открывают доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, дают совершенно новые возможности для творчества, позволяют раскрыть индивидуальные возможности обучающегося, способствуют росту учебной мотивации школьников, инициативности.

В условиях интенсификации процессов информатизации общества и образования при формировании у обучающихся универсальных учебных действий наряду с традиционными методиками целесообразно широкое использование цифровых инструментов и возможностей современной информационной образовательной среды.

Необходимость создания среды для развития способностей ребенка средствами Интернет и организация участия в дистанционных инициативах всех участников образовательного процесса (учитель-ученик-родитель) делает данный Проект особенно актуальным.

Образовательная политика в Российской Федерации, и в г. Сургуте в частности, направлена на то, чтобы создать условия для выстраивание таких эффективных моделей организации учебной и внеучебной деятельности, которые позволили бы обучающемуся не только формировать и совершенствовать информационные компетентности, но и развиваться в ходе индивидуальной или коллективной творческой деятельности. Опыт такой деятельности в городе имеется. Так,  в МБОУ НШ-ДС №43  в ходе реализации инновационного проекта «Талантам нужно помогать!» (авт. А.А.Бирюкова, Е.Л.Запольская, Т.И.Токарева) было создано и функционирует детское общественное объединение младших школьников интеллектуальной направленности. По мнению авторов, дистанционные инициативы являются одной из форм интеллектуального развития школьников. Но наряду с этим в педагогическом сообществе страны диссеминация опыта по формированию ИКТ-компетенций у обучающихся младших классов посредством дистанционных инициатив освещается редко.

В нашем образовательном учреждении это направление тоже является новым. Выявив для себя педагогические эффекты дистанционных инициатив, собрав информацию о готовности педагогического и родительского коллективов к вовлечению младших школьников в дистанционное движение, проведя самоанализ уровня сформированности ИКТ-компетенций удалось обозначить круг возникших противоречий и проблем.  

№ п/п

Противоречия

Проблема

1.

На  начало  2010 года  уровень моей    компьютерной грамотности  был низкий, в  то  время как, «Единый  квалификационный справочник  должностей  работников  образования» (26.08.2010. № 761),  ФГОС   нового поколения требовали  от  педагога  высокого  уровня  ИКТ- компетентности.

Низкий  уровень  моей  ИКТ–компетентности.  

2.

На  начало  2010 -2011  учебного  года доля вовлеченности учеников  в  различные  дистанционные  олимпиады  и конкурсы  составляла 10%  от  общего  числа  обучающихся,  что  не  отвечало  требованиям  современности. (Приложение 1)

Низкий  уровень  участия  детей  в  дистанционном  олимпиадном и  конкурсном  движении.

3.

Желание  родителей  видеть  своего  ребенка  успешным, но   недостаточная  информиро-ванность, незнание  путей  и  возможностей  для  реализации  творческого потенциала  своего ребенка

Приложение 2 (анкета)

Приложение 3 (результаты анкетирования)

Недостаточное знание  родителями  путей  и  возможностей  реализа-ции  творческого потен- циала  своих  детей (в том  числе  через дистан- ционные  инициативы)

4.

Стремление  обучающихся  к  участию  в  конкурсах и  часто невозможность личного участия  в  силу  природно-климатических условий  нашего  региона (актированные  дни составляют более 20% учебного времени)

Вовлечение  детей в  дистанционное  движение  во  время  актированных  дней.

5.

Современное  образование  предполагает   участие  педагога как  самого, так и  совместно со своими  учениками  в  дистанционном движении, однако,  в  нашей  школе доля  педагогов, вовлеченных  в  дистанционное  движение  сравнительно невелика

Приложение 4 (анкета для  педагогов)

Приложение 5 (Результаты  анкетирования  педагогов)

Диссеминировать  опыт  участия  в  дистанцион-ных  инициативах  с  обучающимися  и  их  родителями  для  школьного  педагогичес- кого сообщества (для  муниципального)

Участие  в конкурсе «Золотая рыбка 2011»

Необходимость разрешения обозначенных проблем побудила к созданию педагогического проекта «Открой свой мир!». Предпосылкой к разработке проекта «Открой свой мир!» стало также активное привлечение обучающихся класса  к участию в дистанционных инициативах различных видов.

Актуальность педагогического проекта объясняется потенциалом дистанционных инициатив не только для развития интеллектуальных,  творческих и коммуникативных способностей младших школьников, но и для повышения ИКТ-компетентностей педагогов и родителей.

Новизна Проекта «Открой свой мир!» заключается в выстраивании модели организации внеурочной интеллектуальной деятельности младших школьников посредством вовлечения их в дистанционные инициативы, организации ориентированного образовательного пространства.

Наряду с этим в ходе реализации Проекта «Открой свой мир!»  представляется возможным создание единого образовательного пространства, выходящего за рамки урочной деятельности, для выполнения новых требований ФГОС, формирования у учащихся УУД, вовлечения обучающихся в дистанционные инициативы.

Школьник в игровой форме раскрывает свои интеллектуальные и творческие способности, расширяются возможности самореализации каждого обучающегося. Вместе с тем широкое применение игровых элементов в  дистанционных инициативах не будет снижать обучающей, развивающей и воспитывающей роли, а напротив, является стимулом для  участника к самообразованию.

   Методологическую основу Проекта составляют положения:

  • возрастные особенности младшего школьного возраста (Л.С. Выготского);
  • дидактическое значение игры (К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Д.Б. Эльконина);
  • «Золотое правило дидактики – наглядность» (Я.А. Коменского);
  • обучение с участием компьютеров (В.П. Беспалько);
  • технология дистанционного конкурса (А.В. Хуторской);
  • психология творчества (Д.Б.Эльконин, Б.М.Кедров и др.);
  • концепция формирования целостного социально-образовательного пространства (М.М.Поташник, А.П.Тряпицына и др.).

Ценностная направленность Проекта заключается  

      для обучающихся:

  • в формировании умений выстраивать эффективные коммуникации в ходе сетевого общения (во время участия в дистанционных инициативах) со сверстниками, взрослыми людьми;
  • в осуществлении аналитико-оценочной деятельности собственного процесса познания;
  • в пополнении Портфеля достижений.

      для педагогов:

  • в повышении своего уровня ИКТ-компетентности;
  • в создании непрерывного образовательного процесса посредством дистанционных инициатив;
  • в  создании уровневого и дифференцированного подхода в работе с младшим школьником;
  • в раскрытии интеллектуального и творческого потенциала каждого обучающегося;
  • в выстраивании партнерских отношений учитель-учитель (предметник), учитель-ученик, учитель-родитель посредством сетевого общения.

      для родителей:

  • в создании партнерских отношений со всеми участниками образовательного процесса;
  • в содействии раскрыть возможности своего ребенка;
  • в повышении своего уровня ИКТ-компетентности.

Концепция Проекта

Главная идея Проекта - создание условий для оптимального развития способностей каждого ребенка в рамках внеурочной деятельности, посредством использования Интернет-технологий.

Цель Проекта: создание  модели организации внеурочной деятельности интеллектуальной  и творческой направленности младших школьников посредством их включенности в дистанционные инициативы.

Задачи:

- создать условия для максимальной  включенности всех участников образовательного процесса в дистанционные инициативы;

- способствовать повышению учебной мотивации обучающихся, инициативности;

- содействовать раскрытию творческого потенциала и уникальных способностей каждого ребенка;

- способствовать формированию эффективных коммуникаций в ходе участия в дистанционных инициативах;

- повысить качественный показатель результативности участия в дистанционных инициативах;

- развивать самостоятельность обучающихся;

- создать условия для развития ИКТ-компетентностей педагогов, обучающихся, родителей.

        Описание содержания Проекта

Образовательная инициатива «Наша новая школа» определив приоритетным направление развития системы поддержки талантливых  детей нацелила педагогическое сообщество на выстраивание системы их поиска, поддержки и сопровождения. Наряду с этим, не должны остаться без внимания и дети, которые, возможно пока, не проявили ярко свои способности. Создание атмосферы взращивания зерен таланта в ребенке, проявления индивидуальных способностей в ходе общения со сверстниками, в специально организованной продуктивной деятельности – задача современного педагога. Современные педагогические технологии позволяют эффективно решить эту задачу. Специально организованные дистанционные инициативы предоставляют младшему школьнику возможность формироваться как информационно грамотной и коммуникабельной личности. Огромное их разнообразие позволяет  учесть индивидуальные особенности ребенка, найти  именно ту, участвуя в которой школьник проявит себя. Проанализировав собственный опыт работы, педагогическую литературу, мне удалось классифицировать дистанционные инициативы по различным содержательным и организационно-технические критериям. (Приложение 6, 7).

Предложенная классификация определила принцип построения модели организации внеурочной деятельности интеллектуальной  и творческой направленности младших школьников посредством их включенности в дистанционные инициативы.

Главными субъектами интеллектуального и творческого взаимодействия, с моей точки зрения, должны стать младшие школьники     1-4-х классов, их родители, педагоги, осуществляющие учебно-воспитательную деятельность на ступени начального общего образования. Только их тесное сотрудничество при подготовке и участии в дистанционной инициативе, реализуемой во внеурочное время,  позволит получить от педагогически организованной деятельности положительные эффекты.


         


        За основу построения модели были взяты виды дистанционного взаимодействия: двустороннее, трехстороннее взаимодействия, взаимодействие в группе.

Двухстороннее взаимодействие предполагает участие двух субъектов деятельности - ученика и педагога, главным из которых является ученик. Предложенная таблица регламентирует взаимодействие ученика и педагога.

Таблица

Регламент двухстороннего взаимодействия

ученика и педагога в ходе дистанционной инициативы

Субъект дистанционной инициативы

Виды взаимодействия

Ролевая функция субъекта

Возможные виды дистанционных инициатив

Двустороннее взаимодействие

Ученик

ученик - классный руководитель;

ученик - учитель-предметник;

ученик-родитель;

ученик – педагог-организатор

- принимает условия участия в дистанционной инициативе;

- анализирует возможность участия с точки зрения личного интереса;

- знакомиться с материалами дистанционной инициативы;

-оценивает собственное знание и незнание;

- подбирает необходимый материал;

- осуществляет его оценку на предмет соответствия заданным критериям;

- создает творческий продукт;

- осуществляет учебную комму-никацию с другими субъектами;

- при необходимости отстаивает свою точку зрения;

- оформляет работу в соот-ветствии с техническими требованиями;

- осуществляет отправку конкурсных материалов.

дистанционная олимпиада;

дистанционный конкурс;

дистанционный конкурс-игра;

дистанционная викторина;

on-lain  конкурс;

интернет-выставка.

Педагог

- инициирует обучающихся и родителей на участие в той или иной дистанционной инициативе;

-  оформляет заявки на участие;

-  знакомит с условиями участия;

- организует консультации как для участников, так и для родителей;

-ориентирует участников дистанционной инициативы в поиске необходимой инфор-мации;

-оказывает содействие в оформлении работ;

- организует школьный досуг

Родитель

- создает условия для правильного мотивационного выбора ребенка;

-является партнером и спонсором участников;

- объединяет всю семью во время участия в дистанционной инициативе (обсуждение материалов, поиск и отбор нужной информации, создание творческого продукта (консультационная помощь));

- содействует в раскрытии индивидуальных возможностей своего ребенка.

 

К моменту создания проекта имелся положительный результативный опыт двустороннего взаимодействия ученика и педагога:

1 место во Всероссийском открытом заочном конкурсе «Интеллект-экспресс» в номинации «Мир русского языка», 250 баллов -  Туник Д.,  Артюхова А.

2 место во Всероссийском заочном конкурсе «Познание и творчество» в номинации «Я знаю русский язык», 102 балла – Артюхова А.

3 место во Всероссийском открытом заочном конкурсе «Интеллект-экспресс» в номинации «Мир математики», 200 баллов – Терновая Д.

Апробация и положительные результаты участия в дистанционных инициативах подтвердили возможность организации учебного и коммуникативного  сотрудничества младших школьников по типу двустороннего взаимодействия.

Трехстороннее взаимодействие допускает объединение трех субъектов деятельности с различной ролевой функцией при различных комбинациях.

Таблица

Регламент трехстороннего взаимодействия

ученика и педагога в ходе дистанционной инициативы

Субъект дистанционной инициативы

Виды взаимодействия

Ролевая функция субъекта

Возможные виды дистанционных инициатив

Трехстороннее взаимодействие

Ученик

ученик - классный руководитель- учитель-предметник;

ученик – ученик – классный руководитель;

ученик – ученик – учитель-предметник;

ученик – классный руководитель – педагог-организатор;

ученик-классный руководитель-родитель;

ученик-ученик – родитель;

ученик-ученик-педагог-организатор;

ученик – педагог-организатор – учитель-предметник

- принимает условия участия в дистанционной инициативе;

- анализирует возможность участия при совпадении интересов всех участников с его личными;

- знакомиться с материалами дистанционной инициативы;

- создает в соавторстве творческий продукт;

- осуществляет учебную комму-никацию с другими субъектами;

- оформляет работу в соот-ветствии с техническими требованиями

дистанционный конкурс;

дистанционный проект;

интернет-выставки;

дистанционный конкурс-игра;

чемпионат

Педагог

- организует объединение учащихся в творческие группы;

- оформляет заявку на участие;

- знакомит всех участников с условиями участия;

- координирует  работу всех участников дистанционных инициатив;

- ориентирует участников дистанционных инициатив в поиске необходимой информации;

- осуществляет отправку конкурсных материалов. 

Родитель

- является партнером и спонсором участников;

- организует семейный досуг;

- содействует в раскрытии индивидуальных возможностей своего ребенка;

- осуществляет коммуникацию с другими субъектами.

К моменту создания проекта имелся положительный результативный опыт трехстороннего взаимодействия ученика, классного руководителя и учителя-предметника:

Лауреат Всероссийского детско-юношеского литературно-художественного конкурса творческих работ «Я помню! Я горжусь!» (Министерство обороны РФ) Эгнатосян К. (творческая работа – викторина, сочинение и рисунок)

Данный тип взаимодействия хотя и был опробован при организации внеурочной деятельности младших школьников посредством участия в дистанционных инициативах, но не получил массового внедрения в практику работы. Исходя из этого, при реализации проекта предусмотрены различные виды взаимодействия с субъектами (комбинации объединения), что позволяет младшему школьнику в лице педагогов находить соратников и помощников, педагогам – создавать условия для вовлечения более широкого круга лиц, имеющих свой жизненный (знаниевый) и коммуникационный опыт, использования его для организации внеурочной деятельности школьников, родителям – повысить у собственного ребенка мотивацию учения, содействовать развитию способностей, приобретать опыт коммуникации.

Взаимодействие в группе предполагает участие нескольких (более трех) субъектов интеллектуальной или творческой деятельности.

При любом типе взаимодействия главным остается ученик.

Таблица

Регламент группового взаимодействия

ученика и педагога в ходе дистанционной инициативы

Субъект дистанционной инициативы

Виды взаимодействия

Ролевая функция субъекта

Возможные виды дистанционных инициатив

Групповое  взаимодействие

Ученик

Ученики - классный руководитель-родитель - педагог-предметник и др.

- принимает условия участия в дистанционной инициативе;

- анализирует возможность участия при совпадении интересов всех участников с его личными;

- знакомиться с материалами дистанционной инициативы;

- создает в соавторстве творческий продукт;

- осуществляет учебную комму-никацию с другими субъектами;

- оформляет работу в соот-ветствии с техническими требованиями

дистанционный проект;

очно-заочный турнир;

он-лайн форум;

интернет-выставки;

командно-ролевая мета-игра-турнир;

фестиваль;

Web-квест

Педагог

- инициирует всех субъектов на участие в дистанционных инициативах;

-  оформляет заявки на участие;

-  знакомит с условиями участия;

- организует консультации как для участников, так и для родителей;

-координирует деятельность всех участников дистанционной инициативы;

- оказывает содействие в оформлении работ;

- организует школьный досуг;

- содействует сплоченности детского и родительского коллектива.

- осуществляет отправку конкурсных материалов.

Родитель

- является партнером и спонсором участников;

- организует семейный досуг;

-принимает участие в групповом взаимодействии;

- содействует в раскрытии индивидуальных возможностей своего ребенка;

- осуществляет коммуникацию с другими субъектами.

Данное направление в момент написания проекта развито не было. Имели место лишь классные сетевые инициативы (групповой проект «Зимние слова» (презентация слов на зимнюю тематику); акция «Дети Сургута – за здоровый образ жизни», конкурс презентаций http://nsportal.ru/node/453392.  В ходе реализации проекта предполагается объединение младших школьников как одного,  так и различных классов, педагогов, родителей для участия в сетевых инициативах.

Представленная модель организации внеурочной деятельности интеллектуальной  и творческой направленности младших школьников посредством их включенности в сетевые инициативы реализуется на ступени начального общего образования. Возрастные особенности младших школьников не всегда позволяют ему самостоятельно справиться с материалами дистанционных инициатив таким образом, чтобы достигнуть положительных результатов, способствующих повышению мотивации и самооценки ребенка. В таком случае важна роль педагогов и родителей. Только специально организованная деятельность с педагогическим коллективом и родительской общественностью, направленная на реализацию проекта, принесет ожидаемые результаты. В рамках проекта предполагается проведение с педагогами индивидуальных и групповых консультаций, семинаров, курсов, педагогических гостиных, деловых игр, тренинговых занятий, круглых столов, встреч-анонсов дистанционных инициатив (как для обучающихся и их родителей, так и для самих педагогов). Такая деятельность позволит не только эффективно организовать участие обучающихся класса в дистанционных инициативах, но самим стать их активными участниками, тем самым повышать уровень своей ИКТ-компетенции.

Для знакомства с сетевыми инициативами используются информационные собрания, педагогические гостиные, беседы, круглые столы и дискуссии. Использование таких форм помогает обмениваться мнениями по намеченным вопросам, узнать какое направление является приоритетным для каждого участника проекта. В рамках таких встреч проводятся опросы и анкетирования.

Применение таких современных форм работы как практикум, тренинг, деловая игра, мастер-класс позволяет не только рассказывать, но и, опираясь на деятельностный метод, показывать, как применять  на практике полученные теоретические знания. На занятиях-тренингах участники отрабатывают навыки работы с сайтами, предлагающими те или иные дистанционные конкурсы. Для эффективной работы и участия в он-лайн викторинах предлагается применять мобильный компьютерный класс.  Совместная работа учителя и ученика укрепляет партнерские отношения и позволяет добиваться более высоких качественных результатов.

Примеры результативного участия младших школьников в дистанционных инициативах при разных видах интеллектуального и творческого взаимодействия подтверждают эффективность такого подхода к  созданию модели  организации внеурочной деятельности интеллектуальной  и творческой направленности младших школьников посредством их включенности в дистанционные инициативы. Стоит особо отметить, что все участники Проекта имеют право выбора, учета собственных интересов при участии в дистанционной инициативе. При организации участия младших школьников в какой-либо дистанционной инициативе деятельность педагога должна базироваться на следующих принципах педагогической деятельности:

- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

- принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии педагога;

- принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Направления реализации Проекта:

1. Создание информационной базы для разработки модели  организации внеурочной деятельности интеллектуальной  и творческой направленности младших школьников посредством их включенности в дистанционные инициативы, методического сопровождения деятельности педагогов данному направлению.

2. Повышение ИКТ-компетентности педагогической и родительской общественности.

3. Внедрение модели организации внеурочной деятельности интеллектуальной  и творческой направленности младших школьников посредством их включенности в дистанционные инициативы; совершенствование форм организации.

           Этапы реализации Проекта:

Этапы

Сроки

Цель

I этап – подготовительный

2 полугодие  2010г.

проанализировать и определить стратегию работы с детским и родительским коллективом по вовлечению в дистанционные инициативы

II этап – формирующий

2011-2013 уч.г.

апробировать модель организации внеурочной деятельности, представленную в проекте «Открой свой мир!»

III этап – заключительный

2013-2014 уч.г.

-провести аналитико-диагностические процедуры с участниками учебно-воспитательного процесса для выявления результатов реализации проекта;

-рекомендовать использование программы в массовую практику.  

          Механизм реализации Проекта

Достижение цели и решение задач Проекта обеспечиваются путем реализации системы мероприятий, сгруппированных по основным направлениям деятельности, которые становятся основой для внедрения модели организации внеурочной деятельности интеллектуальной  и творческой направленности младших школьников посредством их включенности в дистанционные инициативы. Основными исполнителями мероприятий Проекта являются: педагоги (классный руководитель, педагог-организатор, педагог-предметник), родители. Они обеспечивают реализацию запланированных мероприятий, предусмотренных в Проекте.

План мероприятий

по реализации проекта

№п/п

Мероприятия

Сроки

Результат

I этап – подготовительный (2 полугодие 2010г.)

1.

Изучение научно-методической литературы, опыта деятельности образовательных учреждений по внедрению дистанционных инициатив

в течение II полугодия 2010г.

Материал для Проекта

2.

Знакомство с новыми образовательными стандартами

сентябрь 2010

Учебные планы внеурочной деятельности

3.

Анализ материальных ресурсов образовательного учреждения для реализации Проекта

сентябрь 2010

Информация

4.

Активизация работы методического объединения учителей начальных классов (заседания МО классных руководителей) по направлению внедрения  дистанционных инициатив.

октябрь 2010

Протокол заседания МО

5.

Самооценка уровня ИКТ-компетентности педагогов

октябрь 2010

Результаты анкетирования

6.

Использование возможностей Интернет-образования, ИКТ-технологий   для повышения компетентности педагогических кадров.

ноябрь-декабрь 2010

Результаты участия педагогов в Интернет-конкурсах

7.

Подбор материала для написания Проекта

в течение II полугодия 2010г.

Материал для Проекта

8.

Анкетирование родителей на предмет необходимости участия младших школьников в дистанционных инициативах

декабрь 2010

Результаты анкетирования

9.

Составление перечня дистанционных инициатив

в течение всего периода

Перечень дистанционных инициатив

10.

Опрос обучающихся на предмет их заинтересованности в участии в дистанционных инициативах

декабрь 2010г.

Результаты опроса

II этап – формирующий (2011-2013уч.г.)  

1.

Для обучающихся

Оформление заявок на участие в монопредметных и межпредметных дистанционных инициативах

в течение года

Заявки

2.

Тренинговое занятие для обучающихся «Конкурс – игра. Что это такое?»

ноябрь 2011г.

Материалы для проведения занятия

3.

Консультация для обучающихся «Работа с сайтом Познание и творчество»

декабрь 2011г.

Памятка работы с сайтом

4.

Деловая мастерская для обучающихся «Осваиваем Сурвики»

январь-февраль 2012г.

Творческие работы

5.

Участие детей в дистанционных инициативах индивидуально и совместно с родителями

в течение года

Творческие работы

6.

Мониторинг включенности в дистанционные инициативы

апрель 2012г.

Электронная таблица

7.

Презентация промежуточных результатов участия в дистанционных инициативах

апрель-май (ежегодно)

Презентация

8

Составление Перечня дистанционных инициатив  с указанием сроков их проведения

сентябрь 2012г.

Перечень дистанционных инициатив

9.

Индивидуальное участие в дистанционных инициативах

в течение всего периода

Результат, наградные документы

10.

Создание творческих групп обучающихся по интересам

октябрь 2012г.

Творческие группы

11.

Работа в творческих группах. «Организация и проведение интеллектуальных турниров»

ноябрь 2012г.

Перечень дистанционных инициатив

12.

Создание проектов для участия в групповых дистанционных инициативах

ноябрь-декабрь 2012

Творческие проекты

13.

Участие в групповых дистанционных инициативах

в течение 2013г.

Результат, наградные документы

14.

Круглый стол среди обучающихся «Для меня дистанционные инициативы –это…»

март-апрель 2013г.

Обмен мнениями

15.

Для родителей

Родительское собрание-дискуссия «Плюсы и минусы Интернет технологий в образовании» (Деловые партнеры: школьный врач, психолог, учитель, родители)

сентябрь 2011г.

Решение родительского собрания

16.

Консультация-собрание для родителей «Дистанционные инициативы. С чего начать?»

октябрь-ноябрь 2011г.

Методические и практические рекомендации

17.

Разработка рекомендаций для родителей

в течение всего периода

Рекомендации

18.

Участие детей в дистанционных инициативах индивидуально и совместно с родителями

в течение года

Творческие работы ребенка

19.

Презентация результатов родительскому сообществу.

май 2013г.

Презентация

20.

Для педагогов

Прохождение курсов повышения квалификации по программе Intel, Е-Сitizen «Электронный гражданин», «Информаци-онные технологии в деятельности учителя начальных классов» и др.

январь- ноябрь 2011 г.

Удостоверения, сертификаты

21.

Изучение литературы по теме: «Организация дистанционных инициатив»

февраль 2011г.

Материал для проекта

22.

Информационный семинар для педагогов «Дистанционные инициативы как перспективная форма внеурочной деятельности в начальной школе»

март 2011г.

График прохождения дистанционных инициатив

23.

Педагогическая гостиная «Проектная деятельность в условиях использования ИКТ»

апрель 2011г.

Рекомендации для педагогов по организации проектной деятельности с обучающимися

24.

Разработка электронных форм для ведения мониторинга участия обучающихся в дистанционных инициативах

май 2011г.

Электронные формы для мониторинга

25.

Участие  педагога  в конкурсах педагогического мастерства ИКТ направленности.

по запросу

Наградные документы, сводная таблица участия педагогов в конкурсах  

26.

Составление Перечня дистанционных инициатив, определение сроков их проведения Приложение 8

Ежегодно (сентябрь)

Перечень дистанционных инициатив

27.

Мониторинг включенности в дистанционные инициативы

апрель 2013г.

Электронная таблица

28.

Презентация результатов педагогическому сообществу.

май 2013г.

Презентация

III этап – заключительный (2013-2014 уч.г.)

1.

Создание банка данных дистанционных инициатив Приложение 9

сентябрь 2013г.

Банк дистанционных инициатив

2.

Оформление заявок на участие в  монопредметных и межпредметных дистанционных инициатив

в течение года

Заявки

3.

Создание индивидуального Портфеля достижений каждого обучающегося класса.

декабрь2010г.-апрель 2014г.

Портфель достижений

4.

Создание банка творческих работ обучающихся, появившихся в ходе участия в дистанционных инициативах

октябрь 2013г.- апрель 2014г.

Банк творческих работ

5.

Мониторинг результативности участников программы

май 2014г.

Таблица результативности за весь период Проекта

6.

Анализ удовлетворенности родительского сообщества результатами интеллектуаль-ного и творческого развития участников проекта

Апрель-май 2014

Аналитическая справка

7.

Презентация результатов родительскому и педагогическому сообществу промежуточных и итоговых результатов.

май (ежегодно)

Решение педагогического и родительского сообщества

8.

Представление опыта на научно-практических конференциях, страницах печати (СурГПУ, СурГУ), в сетевых педагогических сообществах (Сурвики, Прошколу, Фестиваль педагогических идей, nsportal.ru)

в течение всего периода

Публикации

Ресурсное обеспечение Проекта

Материально-техническое обеспечение:

  • компьютер;
  • доступ к сети Интернет;
  • принтер;
  • сканер;
  • мобильный компьютерный класс (для обучающихся).

Научно-методическое обеспечение:

  • посещение педагогами - партнерами курсов, семинаров и методических учёб в рамках повышения уровня ИКТ- компетентности;
  • осуществление систематической  работы по подготовке к участию в дистанционных инициативах;
  • проведение консультаций, практикумов для родителей.

Кадровое обеспечение:

  • включение в программу профессионального образования педагогов-предметников и педагога-психолога;
  • прохождение педагогами курсов повышения квалификации по теме «Информационные технологии в деятельности учителя-предметника»;
  • повышение уровня ИКТ- компетентности у родителей (партнеров).

Информационное обеспечение:

  • доступ к сети Интернет всех участников Программы;
  • освещение работы с детьми и родителями через сайт «Прошколу. ру» на личной страничке педагога.

Ожидаемые результаты реализации Проекта

        

Качественные результаты реализации Проекта:

  • повышение познавательной активности обучающихся;
  • повышение учебной мотивации; Приложение 10
  • развитие индивидуальных способностей;
  • развитие коммуникативных способностей младших школьников;
  • повышение самооценки, избавление от комплексов;
  • формирование психологических качеств (самостоятельность, уверенность), потребности в самопознании и саморазвитии;
  • повышение ИКТ - компетентности всех участников Проекта;
  • изменение родительского статуса в образовании (родитель-партнер).

Количественные результаты реализации Проекта:

  • увеличение доли  младших школьников, участвующих  в дистанционных инициативах различных уровней интеллектуальной и творческой  направленности (не менее 50% от общего количества обучающихся в ОУ и 60% в классе); Приложение 11 , Приложение 12
  • повышение результативности участия (рост на 20-25% от общего количества обучающихся в ОУ и 30% в классе); Приложение 13
  • увеличение числа родителей удовлетворенных качеством  образовательных услуг (не менее 60% от общего количества родителей в ОУ и 70% в классном коллективе).

Перспективы распространения Проекта

Проект может быть востребован образовательными учреждениями различных типов и видов города в целях эффективной реализации внеурочной деятельности в рамках внедрения федеральных государственных образовательных стандартов.

Данный Проект относится к практико-ориентированным педагогическим проектам и имеет специфику, которая заключается в том, что цели намечаются и должны корректироваться по мере достижения промежуточных результатов.

        Проект реализуется в рамках внеурочной деятельности младших школьников интеллектуальной и творческой направленности. Структура управления проектом представлена на схеме.

Управление Проектом

Список информационных ресурсов:

1. Бабич И.Н. Новые образовательные технологии в век информации / Материалы XIV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании». – Троицк: Фонд новых технологий в образовании «Байтик». – 2003. – С. 68-70.

2. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров:  (педагогика третьего тысячелетия) / В.П. Беспалько; Рос. акад. наук; — М.: Моск. психолого-соц.ин-т; Воронеж: НПО МОДЭК, 2002.

3. Выготский Л.С. История развития высших психических функций //Собр. соч.: В 6 т.

4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. - М., 2000.

5. Примерная программа формирования и развития ИКТ - компетентности обучающихся на ступени основного общего образования http://rudocs.exdat.com/docs/index-99097.html

6. Терехова Я.И.«Инновации в образовании. Дистанционные конкурсы для педагогов и учащихся»

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/innovatsii-v-obrazovanii-distantsionnye-konkursy

7. Хирьянова И.С. Сетевые инициативы как перспективная форма внеурочной деятельности в начальной школе / Хирьянова И.С.// Управление начальной школой. 2012. № 12. с. 24-34.

8. Хуторской А.В. Технология дистанционного конкурса. [Электронный ресурс]. Версия 1.0. - М.: Центр дистанционного образования "Эйдос", 2004. - 320 Кб 

 

                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы МО "Начальные классы"на 2012-2013г.

Тема : «Пути повышения эффективности образовательного процесса через применение личностно-ориентированной технологии»  Цель: обновление и совершенствование образовательного процесса че...

Классный час к 23 февраля и 8 марта. 2013г.

Праздник для пап и мам провожу на одном классном часе. Это очень удобно и для детей,  для родителей. Каждый год мероприятия провожу разные: концертная программа, спортивная и т.д....

Портфолио 2011-2013г.

Здесь представлено моё личное портфолио за 2011-2013 гг (грамоты, публикации в различных изданиях, детские дипломы и сертификаты)....

Праздник первой оценки. 2013г.

Что такое отметки? За что их выставляют?...

Районная олимпиада по русскому языку 2 класс, 2013г.

Районная олимпиада по русскому языку во 2 классе, 2013г....

Публичная презентация профессиональному и местному сообществу результатов педагогической деятельности ( 2010- 2013г.)

Показать как формируются умения оперирования мультимедийной информации (МИ) на уроках литературного чтения в начальных классах....

"День птиц" 11.04.2013г.

Фотографии. Выступление ученицы 1"А" класса Михайловой Ксении....