Кластер как активный метод обучения в начальной школе
методическая разработка по теме
Данная инновационная технология способствует развитию системного мышления, способности к творческой переработке материала, учит ребят классифицировать и анализировать не только факты из учебника, но и свои оценочные суждения, развивает навык рассмотрения сразу нескольких позиций, учит формулировать и высказывать свое собственное мнение, которое выработано на основе опыта и наблюдений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Что такое технология "кластер"? Что она даёт ученикам? Как её применять на уроках? | 19.25 КБ |
Предварительный просмотр:
"Кластер как активный метод обучения в начальной школе"
Обилие информации и её постоянный поток, который ежедневно получает человек, требует обработки и сохранения новых знаний в голове на достаточно длительный срок. Ученикам необходима грамотная структуризация самостоятельно добытых и полученных посредством учителя знаний. Ученики учатся интеллектуальному анализу данных.
Принципы интеллектуального анализа данных известны в течение многих лет, но с появлением больших данных они получили еще более широкое распространение.
Педагоги, практикующие на уроках прием «кластер», способны сделать урок более ярче, интереснее, что позволяет доступно и просто объяснить новый материал, при этом решая ряд образовательных задач:
- развитие творческих и аналитических способностей учащихся;
- формирование познавательной мотивации в процессе обучения;
- получение навыка самостоятельной организации познавательного процесса;
- умение поиска информации в книгах, словарях, справочниках, интернете;
- умения рассуждать, делать выводы, принимать решения;
Под кластерами подразумевают графический метод организации информации, в которой выделяются главные смысловые единицы, фиксирующиеся в виде схемы с пояснением всех связей между ними. Он служит наглядной схемой-подспорьем для ученика.
Прием развивает умение формирования собственного мнения на основе опыта и наблюдений. Кроме того, он содействует самообразовательной деятельности учеников, умению работать как в группе, так и самостоятельно, активизирует учебную деятельность. У ребят есть возможность вносить исправления в готовые схемы.
Термин «Кластер» - в переводе означает «созвездие» или «пучок». Кластером называется графический прием систематизации знаний в виде «грозди» или «пучка» взаимосвязанных фактов.
На своем опыте, обучая детей структурировать информацию и анализировать данные, где дети самостоятельно пытаются строить, рисовать и заполнять кластеры, я убедилась, что детский пытливый мозг быстрее и активнее «схватывают» информацию, с желанием и готовностью заносят её в свои тетради. И, выучив незнакомое слово «кластер», ребята охотно используёт данный термин в своем активном словаре.
Для работы с данным приемом необходимо, чтобы у детей под рукой всегда были карандаши трёх цветов – зеленый, красный и синий. Поэтому для удобства, и чтобы не отнимать время на поиск нужных предметов в рюкзаке, на каждой парте всегда присутствует прикрепленная, так называемая карандашница в виде пластиковой (картонной) коробочки, куда при желании можно положить и другие канцелярские принадлежности.
Считаю нужным отметить, что прием «кластер» можно применять на разных этапах урока.
Этап вызова
На этой стадии учащиеся высказывают и фиксируют все знания по теме, которые у них имеются, а также все ассоциации и предположения. Здесь кластер – стимулирующий компонент познавательной деятельности младших школьников, которые создает мотивацию к размышлению до начала изучения новой темы.
Этап осмысления
На этой стадии прием кластера позволит структурировать учебный материал, улучшив качество его усвоения.
Этап рефлексии
Это стадия обобщения полученных знаний и умений, которые поможет систематизировать кластер.
Если взглянуть на эти три стадии с точки зрения традиционного урока, то становится очевидным, что они не являются принципиально новыми для учителей. Они присутствуют в большинстве случаев, только называются несколько иначе.
«Вызов» в более привычном для учителя названии звучит как «актуализация знаний» или «введение в проблему».
«Осмысление» - это не что иное, как «открытие нового знания учащимися».
В свою очередь, «рефлексия» совпадает с этапом закрепления новых знаний и их первичной проверкой.
В чем же различие? Что принципиально нового несет технология «составление кластера»?
Элемент необычности и новизны заключается в методических приемах, ориентируемых на создание условий свободного развития каждой личности. Каждая стадия урока подразумевает использование своих методических приемов. Их существует достаточно много: кластер, инсерт, синквейн, таблица толстых и тонких вопросов, зигзаг, «шесть шляп мышления», верные и неверные утверждения и прочие.
Преимущества технологии позволяет охватить значительно больший объем учебного материала и вовлекает всех учеников в обучающий процесс. Эта деятельность весьма интересна детям, они активны и открыты.
Существуют ли какие-нибудь принципы или правила при составлении кластеров?
Ключевое понятие, мысль - располагается по центру, далее, по сторонам от нее, обозначаются крупные смысловые части, которые соединяются с центральным кластером прямыми линиями. Это могут быть предложения, словосочетания или слова, которые выражают факты, мысли, ассоциации или образы, касающиеся темы.
Последовательность действий при составлении кластера - логична и проста.
Посередине классной доски или чистого листа пишется ключевое слово или предложение, являющееся главным в раскрытии темы, идеи. Далее вокруг записываются другие слова или предложения, которые выражают факты, идеи, образы, подходящие для выбранной тематики.
Составляя блоки (кластеры), не бойтесь излагать все свои мысли, предположения, факты и фиксировать все, что приходит на уровне ассоциаций. Ведь в ходе работы все неверное и неточное можно исправить или дополнить. Ученики могут дать волю воображению, фантазии и интуиции, работая до тех пор, пока поток идей не иссякнет. Не нужно беспокоиться и из-за наличия значительного количества смысловых звеньев на схеме. Кластер на тему, которая сама по себе обширна, и должен получиться достаточно большим. Главное – найти как можно больше логических связей между блоками. На этапе анализа работы все систематизируется и встанет на свои места.
В заключении, хочется отметить, что данная инновационная технология способствует развитию системного мышления, способности к творческой переработке материала, учит ребят классифицировать и анализировать не только факты из учебника, но и свои оценочные суждения, развивает навык рассмотрения сразу нескольких позиций, учит формулировать и высказывать свое собственное мнение, которое выработано на основе опыта и наблюдений.
Урок с применением технологии кластера дает детям возможность проявить себя, высказать свое мнение, а также предоставляет простор для творчества, что, несомненно, весьма значимо в образовательном процессе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии активных методов обучения в начальной школе
Как сделать так, чтобы наши ученики не из-под палки, а играя, самостоятельно могли открывать новые знания, оценивать свой труд и, в конечном итоге, показывать высокие результаты по предмету? В этом ва...
Активные методы обучения в начальной школе.
Жизнь стремительна и многообразна и каждый день наши дети сталкиваются с огромным количеством задач, которые необходимо не только решать, но и найти рациональное и неординарное реше...
Применение активных методов обучения в начальной школе
Сообщение и презентация на тему "Активные методы обучения"...
Применение активных методов обучения в начальной школе.
В работе даётся определение АМО, систематизация по этапам урока,приводятся примеры проведения некоторых активных методов обучения....
Мастер-класс: "Применение активных методов обучения в начальной школе"
Цель мастер-класса: рассказать и показать как применять активные методы обучения на разных этапах уроков в начальных классах....
Кластер как один из активных методов обучения в начальной школе
Кластер как один из активных методов обучения в начальной школе...