Эффективность урока как условие повышения качества образования
статья на тему
Как повысить эффективность урока в начальной школе ( из опыта работы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Эффективность урока как повышение качества образования | 256.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Эффективность урока как условие повышения качества образования.
Каштанова Татьяна Викторовна, с. Красный Яр, ГБОУ СОШ с. Красный Яр, учитель начальных классов.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) во главу угла ставит развитие личности ребенка. Данная задача требует от учителя нового подхода к организации процесса обучения. Урок, как и было раньше, остается основной единицей обучающего процесса.
Так же одной из задач образования на современном этапе является повышение эффективности урока как средства повышения качества образования. При этом очень важно определить основные положения в оценке качества и определить проблемы, мешающие этому.
Слово «эффективность» в переводе означает – результат какого-либо действия. Каким должен быть эффективный урок? Как построить и провести эффективный урок?
Реальная эффективность урока - его результат, степень усвоения материала учениками. Какими бы внешне эффективными приемами ни пользовался педагог, но если ученики не усвоили тему, урок эффективным назвать нельзя. На уроке учащиеся должны усвоить намеченный объем знаний, выработать нужные навыки и умения. Дома знания расширяются, углубляются, закрепляются, но приобретаются в основном на уроке.
Когда урок делают вместе учитель и ученик, когда к нему готовы и учитель, и ученики, когда в этом есть заинтересованность родителей, можно говорить о его эффективности.
С чего же начинается эффективный урок? С постановки цели урока. Для чего мы проводим урок? Чему научимся? Где это нам пригодится? И если дети сами смогут ответить на этот вопрос, мы, как минимум, можем заинтересовать ребенка в необходимости тех или иных знаний, полученных на уроке.
Структура ФГОС вводит новое понятие — "учебная ситуация". То есть учитель должен теперь не преподносить готовое знание, а строить на уроках такую ситуацию, в ходе которой дети сами учатся находить предмет изучения, исследовать его, сравнивать с уже имеющимся опытом, формулировать собственное описание.
Создание учебной ситуации строится с учетом возрастных и психологических особенностей учеников, степени сформированности их УУД.
Так в начальной школе учебные ситуации строятся на основе наблюдений, житейского опыта, эмоционального восприятия.
В настоящее время учащиеся получают огромное количество информации из самых разных источников, поэтому учитель вынужден иначе строить урок. Каждый такой урок начинается с попыток самостоятельно разобраться в новом материале под руководством учителя.
При такой организации урока формируются навыки самостоятельной работы с учебником, с книгой вообще. Такая работа способствует возникновению у учащихся вопросов к учителю, повышает познавательный интерес, развивает навыки самостоятельной мыслительной деятельности.
Для этой работы я использую УМК О.Н.Крыловой «Чтение. Работа с текстом». К каждому тексту прилагаются вопросы, составленные с учетом его лингвистического, стилистического и художественного своеобразия. В систему вопросов для анализа текста включены вопросы по орфографии, фонетике, лексики и пунктуации. При работе с текстом осуществляется системный подход к изучению языка, а также прослеживаются межпредметные связи.
В своей работе я пользуюсь и тестовой формой работы. Тестовая работа позволяет ученику воспринимать целостную структуру материала, так как в ней устанавливается связь предыдущего материала с последующим. Тесты формируют умения применять знания в различных ситуациях, выбирать рациональные способы решения учебной задачи, умения ставить и достигать определенные цели, а также формируют навыки самоконтроля обучаемых.
Для отработки различных тем по русскому языку, я использую развивающие раскраски Анны Вайнруб «Самые проблемные темы по русскому языку. 1-2 класс»
Дети раскрашивают предложенную картинку, выполняя задания на ту или иную тему.
Каждый учитель хочет найти сильные и яркие мотивы, развивающие интерес к предмету, вызывающие стремление самостоятельно, осознанно осваивать материал, заставляющие включаться в творческую деятельность каждого ученика. Сочетание педагогических технологий с новыми информационными технологиями облегчает понимание и запоминание материала, способствует повышению концентрации внимания учащихся, формирует положительное отношение к учебной деятельности и тем самым повышает активизацию познавательной деятельности учащихся.
Так на уроках я стараюсь использовать интерактивную доску с целью привить интерес к предмету, активизировать работу учащихся на уроке, наглядно анализировать допущенные ошибки глазами учащихся.
Например, при изучении темы «Родственные слова» на уроке русского языка дети, проведя исследование слов с помощью интерактивной доски, самостоятельно пришли к выводу, какие слова называются «родственными».
Для повышения интереса к предметам в своей работе я использую и информационно-коммуникационных технологий. Так дети активно занимаются на платформе «Учи.ру.». Класс зарегистрирован полностью, но конечно не все, к сожалению, активны. В данном случае, без понимания и отклика родителей не обойтись. Но есть ученики, которые постоянно дома выполняют задания по различным предметам, являются участниками и победителями олимпиад, проводимых на этой платформе.
Не секрет, что дети приходят в школу очень активные. Для повышения устойчивости внимания, стимулирования мыслительных процессов, я на уроках и внеурочных занятиях провожу различные игры, «Мозговые гимнастики». Например:
- «Качание головой» (упражнение стимулирует мыслительные процессы): дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Качайте головой медленно из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Выполнят 30 секунд.
- «Ленивые восьмерки» (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.
- «Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия и речь): «наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки ушей три раза.
- «Моргание» (полезно при всех видах нарушения зрения): моргайте на каждый вдох и выдох.
Для развития слуховой памяти и слухового восприятия дети выполняют различные задания. Например: учитель читает пословицы и поговорки, а дети записывают только названия чисел, которые услышали.
1.Семь бед- один ответ.
2.Два сапога-пара.
3.На все четыре стороны.
4.Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
5.Обещанного три года ждут.
6.Как свои пять пальцев.
7. Не трусливого десятка.
Так же для развития памяти, внимания, сообразительности, быстроты реакции провожу «Разминку». Нужно быстро ответить на вопросы. Некоторые вопросы могут быть с подвохом.
Например:
1.Какое сегодня число? День недели?
2.Как кричит осёл?
3.Наименьшее однозначное число?
4.На чем путешествовал Емеля?
5.Как называется рот у птицы?
6.Кто сидит на троне и управляет царством?
7.Сколько гласных звуков в русском языке? Букв?
8. Заведение, где детей пытаются чему-нибудь научить?
И конечно без анализа урока, без исправления ошибок, мы не можем говорить об эффективности урока.
Методов существует множество. Только применять их надо в системе, к конкретному классу, теме и в определённом возрасте. Только тогда можно добиться не просто обучения, а развития, развития творческого, раскрытия учащихся.
Эффективный урок имеет свое лицо, своеобразие, которое определяется не только индивидуальным стилем учителя, но и личностным своеобразием учеников, ответственности родителей.
Список литературы и интернетресурсов
1.Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. –СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003.
2. Педагогические технологии в теории и практике: учебное пособие: Л.А.Турик , Н.А. Осипова.- Ростов Н/Д: Феникс,2009.
3.ФГОС. Настольная книга учителя: Учебно-методическое пособие: В.И.Громова, Т.Ю Сторожева.-Саратов,2013.
4.Блинова Е.Р. Создание на уроке проблемной ситуации: Е.Р. Блинова /Образование в современной школе.-2003.№11.
5.Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (7-8 лет)/методическое пособие, 2 класс курс «РПС»-М.:Росткнига,2008.
Приложение 1
Виды уроков для каждого урока ФГОС
1 | Урок открытия нового знания | Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа. |
2 | Урок рефлексии | Сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра, комбинированный урок. |
3 | Урок общеметодологической направленности | Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование. |
4 | Урок развивающего контроля | Письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита проектов, рефератов, тестирование, конкурсы. |
Приложение 2
Виды учебных ситуаций
1 | Учебная ситуация целеполагания. |
2 | Учебная ситуация планирования. |
3 | Проблемная ситуация и её решение. |
4 | Учебная ситуация моделирования. |
5 | Учебная ситуация наблюдения. |
6 | Учебная ситуация обучения самоконтролю и самооценке. |
7 | Учебная ситуация рефлексии. |
8 | Учебная ситуация формирования ценностного отношения к событиям, явлениям. |
Приложение 3
Анализ эффективности урока | |||
ФИО учителя | |||
Учебный предмет | |||
Показатели: | Баллы | ||
1. Наличие продуманного плана урока: | |||
а. | опрос и объяснение; | 110 | |
б | постановка цели урока и подведение его итогов вместе с учащимися; | 115 | |
в | проблема; вовлечение учащихся в разрешение проблемы; | 220 | |
2. Организация деятельности учащихся, обеспечивающая учебную мотивацию: | |||
а | слушание; | 110 | |
б | деятельность под руководством учителя; | 115 | |
в | самостоятельное открытие новых знаний под руководством учителя; | 220 | |
3. Оптимизация за счет формы организации ПДУ, МО, технологий: | |||
а | работа с учебником; наглядность; дидактические материалы; | 110 | |
б | формирование общеучебных умений и навыков учащихся; формирование ключевых компетенций учащихся; | 115 | |
в | ИКТ и другие современные технологии; | 220 | |
4. Личностно-ориентированное обучение: | |||
а | работа со всем классом (без индивидуального и дифференцированного подходов); | 110 | |
б | индивидуальный подход к некоторым учащимся; | 115 | |
в | дифференциация на трех уровнях; | 220 | |
5. Микроклимат на уроке: | |||
а | дисциплина обеспечена; | 110 | |
б | атмосфера сотрудничества; | 115 | |
в | создание условий для развития творческих способностей учащихся; | 220 | |
Сумма баллов (эффективность урока) | 1100 |
Инструкция:
- при эффективности урока ниже 40%:
-нет четко выраженных целей урока,
-не продумана деятельность учащихся на уроке;
-низкий уровень мотивации;
-нет работы с книгой и другими источниками информации;
-организуется фронтальная работа без индивидуализации и дифференциации обучения.
2. эффективность урока от 45-60% (низкий уровень):
-не реализуется постановка цели урока, формирование общих учебных умений и навыков и ключевых компетенций (проблемная, информационная, коммуникативная и кооперативная и т.д.);
-низкий уровень мотивации.
3. эффективность урока от 65-70% (уровень достаточный):
-реализуется постановка цели урока, формирование общих учебных умений и навыков и ключевых компетенций (проблемная, информационная, коммуникативная и кооперативная и т.д.);
-высокий уровень мотивации.
4. эффективность урока от 80 % и более (высокий уровень):
-продуманы и созданы проблемные ситуации;
-дети вовлечены в учебные дискуссии;
-все учащиеся мотивированы, и по этому активны.
Приложение 4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие дополнительного образования как одного из условий повышения качества образования в свете новых стандартов.
В статье отражена точка зрения на существующие трудности и проблемы взаимодействия образовательных учреждений разных типов в условиях внедрения ФГОСов. ...
"Эффективность урока как условие повышения качества образования"
Опыт работы по теме "Организация урока в условиях здоровьесберегающей технологии"...
Эффективность урока как средство повышения качества образования в контексте ФГОС НОО
Эффективность урока как средство повышения качества образования в контексте ФГОС НОО...
«Эффективность урока как условие повышения качества образования в начальной школе »
Выступление на педагогическом совете...
Эффективность урока как условие повышения качества образования в начальной школе
Одной из задач образования на современном этапе является повышение эффективности урока как условия повышения качества образования. При этом очень важно определить основные положения в оценке качества ...
Эффективность урока как одно из условий повышения качества образования в начальной школе.
Урок - это одна из главных составляющих качества образовательного процесса. Реальная эффективность урока - это результат, степень усвоения материала учениками. Какими бы внешне эффективными приёмами н...
Личностно-деятельностный подход - эффективное условие повышения качества образования
Личностно-деятельностный подход -эффективное условие повышения качества образования...