Сообщение по теме: «Применение активных методов обучения на уроках в начальных классах» (из опыта работы)
статья на тему
Статья с перезентацией, которая содержит краткое описание активных методов обучения, варианты использования их в учебном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_aktivnye_metody.docx | 24.87 КБ |
aktivnye_metody.pptx | 307.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе
Фауст И. В.
учитель начальных классов
МБОУ СОШ п. Южный
Переход начального образования на обучение по Федеральным государственным Стандартам второго поколения требует от педагогов абсолютно нового подхода к организации обучения
Для одного ученика, процесс обучения является важным, многозначительным, он мотивирован к учебе, для другого – учеба это тяжелая ноша, которую он вынужден нести и он не скрывает свою скуку, зевает и просто ждет конца урока. Это должно стать знаком для решения вопроса «Являются ли методы и подходы учителя эффективными и действенными?». Слайд 1
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.
Активные методы обучения подразделяются на Слайд 2
- методы начала урока,
- методы выяснения целей, ожиданий, опасений,
- методы презентации учебного материала,
- методы организации самостоятельной работы над темой,
- методы презентации результатов практической работы,
- методы релаксации,
- методы подведения итогов.
Каждый из этих методов позволяет эффективно решать конкретные задачи того или иного этапа урока.
Методы начала урока Слайды3,4
Динамично помогают начать урок такие методы, как «Галерея портретов», «Улыбнемся друг другу», «Поздоровайся локтями». Дети, выполняя задание, должны коснуться, улыбнуться, назвать имена как можно большего количества одноклассников. Такие забавные игры позволяют весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками в течение нескольких минут
Методы выяснения целей, ожиданий, опасений
Очень важным для учителя является включение в урок активных методов выяснения целей, ожиданий, опасений. Такие методы, как «Дерево ожиданий», «Поляна снежинок», «Разноцветные листы», «Фруктовый сад», «Ковер идей» позволяют учителю лучше понять класс и каждого ученика, а полученные материалы в дальнейшем использовать для осуществления личностно-ориентированного подхода к обучающимся. Методы заключаются в следующем. Учащимся раздаются заранее вырезанные из бумаги снежинки, яблоки, лимоны, разноцветные листы и предлагается попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от сегодняшнего урока, обучения в целом и чего опасаются, записав и прикрепив на определенную поляну, дерево и т.д. После выполнения систематизируются сформулированные цели, пожелания, опасения и подводятся итоги.
Методы организации самостоятельной работы над темой
Чем разнообразнее и интереснее самостоятельная работа, тем продуктивнее проходит урок. При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы обучающимся было интересно проработать новый материал
«Инфо-карусель»
На разных столах раскладывается информационный материал, связанный с темой урока. Класс разбивается на малые группы по числу столов. Каждая группа за своим столом знакомится с информацией и выполняет поставленные задания. По истечению отведённого времени каждая группа заканчивает работу за своим столом и переходит к другому. Группы работают до тех пор, пока каждая из них не побывает за каждым информационным столом.
«Творческая мастерская»
Обучающиеся подбирают пословицы, стихотворения, рассказы, рисуют рисунки, пишут сочинения на заданную тему. Дается задание разделиться на группы, создать и презентовать групповой проект. В ходе практической деятельности учебный кабинет превращается в творческую мастерскую
Активные методы подведения итогов
Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что обучающиеся усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.
«Ромашка»
Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и т.д. и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, мероприятия, записанные на обратной стороне.
«Итоговый круг»
Учитель дает минуту. Подготовленные представители группы встают в круг, задают вопросы ученикам других групп, а те в свою очередь отвечают (работают по кругу).
Мир активных методов обучения яркий, многогранный. Войдите в этот мир и станьте его полноправным хозяином. Откройте для себя его тайны и возможности, научитесь управлять его мощным потенциалом, сделайте свою работу намного интереснее и эффективнее, а своих учеников благодарными и успешными.
Метод «ПАЗЛ» универсален, он может применяться на уроках иностранного языка, родного языка и литературы, природоведения, биологии, физики, химии, истории и так далее. Слайд 5
Различные варианты использования метода ПАЗЛ в учебной работе.
Тема урока: «Семья, работа и учеба, увлечения и планы на будущее».
Цели урока: развивать устную и письменную речь(рассказ, описание);обучать учащихся целенаправленному нахождению информации в тексте и ее применению в работе; помочь учащимся усвоить необходимую лексику для беседы на заданную те, расширить словарный запас.
1.Стадия вызова
учитель сообщает детям тему урока и предлагает в течение 5 минут вспомнить и записать на листах:
*5 русских фамилий;
* 5 русских мужских имен
* 5 русских женских имен
* 5 профессий
По истечении пяти минут ученики читают вслух записи. Затем класс делится на 3 группы - для этого используют игры, счет, лотереи и т. д. Учитель вкратце объясняет ученикам дальнейший ход урока (только то , что касается стадии осмысления!)
2. Стадия осмысления
Какая группа получает большой лист бумаги (плакат), в середине которого написаны имя и фамилия главы семьи, а по краям листа – названия членов этой семьи, указание на любимое животное (любимец семьи) и домашний адрес (см.приложения 1, 2 и 3). Каждая группа получает также конверт с карточками, которые содержит отрывочные сведения о всех трех семьях (см.приложения 4, 5 и 6). Задача группы: собрать все сведения о «своей» семье, т.е. о той семье, фамилия которой указана на полученном группой плакате. Учитель должен предупредить учеников, что на каждого члена семьи приходится по 3 карточки, в разделе «Любимец семьи » - 2 карточки и в разделе «Адрес» - 1 карточка. Очень важно найти самую первую карточку – из раздела «Муж», которая содержит больше всего информации об этой семье. Ученики должны очень внимательно читать сведения на карточках, так как в каждой из них есть «ключ» к поиску следующей карточки. Правильные карточки в нужном порядке надо распределить на плакате.
Когда группы заполнили свои плакаты карточками, учитель предлагает прочитать вслух составленные рассказы. Ученики в группе договариваются сами, кто какой раздел будет читать. Одна группа читает, все остальные внимательно слушают – это необходимо для дальнейшей работы.
3. Стадия рефлексии
Для организации стадии рефлексии есть несколько вариантов: здесь необходимо учитывать уровень способностей учеников, их задание языка и скорость работы.
Вариант 1 (письменная проработка информации)
После того как все группы прочитали вслух свои рассказы, учитель собирает все листы и просит учеников написать рассказ о семье соседней группы, то есть они должны написать все, что они запомнили из рассказа соседней группы (5 – 10 минут).
Каждый ученик пишет индивидуально, работы собираются и оцениваются (на усмотрение учителя).
Вариант 2 (устная проработка информации)
После прочтения вслух рассказов о «своих» семьях учитель собирает все заполненные плакаты. Затем просит учеников устно рассказать о семье соседнейгруппы. В рассказе принимают участие все члены группы: один рассказывает о главе семьи, другой о дочери и т.д. Соседняя группа проверяет их рассказ (по памяти), исправляет ошибки и неточности, если таковые имеются. Такую работу проводят поочередно все три группы.
Вариант 3 (устная проработка информации)
Когда группы заполнили свой листы. Учитель просит их внимательно просмотреть все данные по «своей» семье – той, которую они «составляли». Затем заполненный лист передается (по часовой стрелке) другой группе – в результате каждая группа получает «чужую» семью. Дается несколько минут на ознакомление с чужим плакатом. После этого учитель просит каждую группу рассказать все, что они помнят о «своей» семье – той, которую они «составили». Рассказ проверяет та группа, у которой в данной момент находится плакат с семьей рассказчиков. Если какие-либо данные называются неверно, то проверяющие должны тут же поправить рассказчиков. Учитель следит за правильностью рассказчиков и поправок.
Очень важно не сообщать заранее о том, как будет проходить стадия рефлексии – это дает возможность проверить, насколько они внимательны на уроке и как они запоминают информацию на слух. Большую роль здесь играет фактор неожиданности задания, предлагаемого учителем. Например, в первом варианте:обычно ученики уверены, что их попросят написать о «своей» семье и не всегда внимательно слушают рассказы соседей. В результате во время письменной работы им проходится напрятать свою память, вспоминать необходимые слова и выражения, придумывать какие-либо данные. Это тоже способствует развитию речи и помогает тему урока.
Во втором варианте, рассказывая о соседней семье, ученики прорабатывают новые для них слова и фразы, также связанные с темой урока: у соседней семьи другие имена, иные профессии, занятия, увлечения и желания, свой любимец семьи и другой адрес. Это помогает расширить словарный запас учеников и обобщить материал урока.
Третий вариант дает возможность проверить, насколько хорошо развитие у учеников зрительная паять, как они воспринимают и запоминают информацию на неродном языке при чтении текста, и помогает закрепить изученный материал.
Домашнее задание
Сделать такой же, как на уроке, плакат о своей семье (или придумать семью, которую желали бы иметь в будущем) – меньше размером и без использования карточек, текст просто вписывать в нужную графу. Подготовиться к рассказу по плакату о своей семье. Если класс небольшой, то ученики могут приготовить и плакаты с карточками с карточками, а на следующем уроке собирать их – в парах, группах или индивидуально.
Оценивание
- Оценочный лист;
- Домашнее задание.
Литература:
- Зарукина Е.В., Н.А.Логинова, М.М.Новик Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению. - Санкт-Петербург, 2010.
- «Активные методы обучения». Электронный курс. Международный Институт Развития «ЭкоПро», Образовательный портал «Мой университет», http://www.moi-universitet.ru/
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала
Активные методы обучения методы начала урока методы выяснения целей методы презентации учебного материала методы организации самостоятельной работы методы презентации результатов методы релаксации методы подведения итогов
План «ККК» Команда, конкуренция, конкурс 1.Учитель объясняет материал 2.Учащиеся собираются в группы сотрудничества С равными возможностями. 3.Каждая группа обсуждает материал, чтобы помочь каждому члену группы вспомнить и хорошо усвоить факты, понятия , идеи. 4.Викторины или конкурс по изучении темы.
План Спенсера Кагана Ученикам, объединенных в микро группы, поручается некоторое задание, каждая группа при этом отвечает за свой раздел знаний, а каждый ученик получает свое контрольное задание и выполняет самостоятельно. Каждый ученик докладывает свои результаты в микро группе. Систематизировать результаты индивидуальной работы микро группа докладывает общий результат Класс подводит итоги всей работы.
План « Пазл » 1.Всему классу предлагается одно задание. 2.Каждый ученик получает фрагмент задания, самостоятельно выполняет и докладывает результаты работы другим членам группы. 3.Группа обобщает результаты работы в одно целое.
План «КИ», Коллектив-индивидуальность. 1.Выдаются индивидуальные задания и методические материалы, позволяющие ученикам самим выполнять их, 2.Учащиеся собираются в группы учебного сотрудничества, проверяют друг друга, помогают, но совместно материал не изучают. 3.Игоги работы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение активных методов обучения на уроках в начальных классах.
Активные методы обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах: • формирование положительной учебной мотивации; • повышение познавательной активност...
Мастер-класс на тему "Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе".
Данный материал содержит разработку мастер-класса, презентацию, брошюру с примерами методов и упражнений,раздаточный материал для педагогов....
Опыт работы по теме: "Применение активных методов обучения на уроках в начальных классах"
Опыт работы по теме «Применение активных методов обучения на уроках в начальных классах» 1.Теоретические основы проблемы активности личности в обучении и активных методов обучения.2.Х...
Мастер-класс по теме "Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе ". Презентация на конкурс "Учитель ГОДА 2017Г.".
Мастер-класс по теме "Применение активных методов обучения в начальной школе"Презентация на конкурс "Учитель ГОДА 2017Г."...
Конспект мастер – класса по теме «Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе».
Цель мастер-класса: обучение применению активных методов обучения на разных этапах уроков в начальных классах....
Выступление на тему: Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе.
Выступление на тему: Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе....
Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе (из опыта работы)
Перед учителем поставлены новые цели: формирование универсальных учебных действий и мотивации к обучению. В статье рассказывается, какие приемы можно использовать на уроке....