Формы групповой работы в начальной школе
статья (2, 3, 4 класс) на тему
Главенствующая задача педагога - воспитать ученика, который хочет, а, главное умеет учиться. Групповая работа - одна из продуктивных форм деятельности учащихся на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Групповая работа помогает добиваться хорошего усвоения материала урока | 21.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы групповой работы в начальной школе
Главенствующая задача педагога - воспитать ученика, который хочет, а, главное, умеет учиться. В наших целях обучение детей умению защищать собственное мнение. Учителя хотят, чтобы дети всегда задавали вопросы на уроке, были активными и проявляли инициативу в получении новых знаний. Работа в группах – одна из продуктивных форм деятельности учащихся на уроке. В начальной школе очень эффективно использовать такую форму обучения, так как она позволяет добиться хорошего усвоения материала, вызвать интерес учащихся к предмету, повысить уровень знаний учащихся, а так же учитывать особенности каждого ребёнка и создавать условия для его развития.
Формы групповой работы можно применять на всех уроках и во внеурочной деятельности.
Главный смысл групповой работы состоит в коллективном мышлении. Оно предполагает использование диалога, понимания, работу с разными возможными предложениями, следственно – защиту своей точки зрения. После того, как я начала использовать групповую работу на уроке, убедилась в том, что эта технология достаточно полезная. Она несёт в себе черты нового обучения: в результате поисковой деятельности самостоятельное добывание знаний, а значит: - глубина понимания учебного материала резко возрастает, творческая самостоятельность учащихся и их познавательная активность. Так же достаточно сильно возрастает сплочённость класса. Дети лучше понимают самих себя и друг друга. У учащихся растёт самокритичность, они начинают лучше оценивать свои возможности. Самоконтроль резко возрастает. Дружба в классе заметно укрепляется. Сильно меняется характер отношений детей друг с другом. И главное, ученики приобретают знания, которые необходимы для жизни в обществе. Например: откровенность, сдержанность, умение смотреть на себя со стороны, такт.
Некоторые приемы групповой работы.
ЖОКЕЙ И ЛОШАДЬ
Автор – А. Каменский. Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей».
Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами.
Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Эта игра применима на уроках рефлексии и на уроках изучения нового материала. Она требует соблюдения культуры общения и поведения воспитанников, т.к. всему коллективу учащихся одновременно нужно ходить по классу.
Пример. На уроке окружающего мира (или кубановедения) при изучении темы "Природные зоны" одной команде ("Жокеям") даются карточки с названием природных зон, другой – карточки с ее описанием.
ИГРОВАЯ ЦЕЛЬ
Универсальный приём-игра. Он направлен на активизацию
мыслительной деятельности учащихся на уроке. Позволяет включить в
игровую оболочку большое число однообразных примеров или заданий.
Например, вы – учителя, нужно проверить текст, а в котором имеются ошибки, - найдите и исправьте их.
Или так. На доске записаны примеры в три столбика по количеству команд.
Первый участник от команды выходит и решает первый пример, затем
выходит второй участник и так далее. Выигрывает та команда, которая
быстрее и правильнее выполнит задание.
ГЕНЕРАТОРЫ-КРИТИКИ
Педагог ставит проблему, не требующую длительного обсуждения.
Формируются две группы: генераторы и критики.
Пример
Задача первой группы – дать как можно большее число вариантов решений проблемы, которые могут быть самыми фантастическими. Все это делается без предварительной подготовки. Работа проводится быстро. Задача критиков: выбрать из предложенных решений проблемы наиболее подходящие. Задача педагога – направить работу учащихся так, чтобы они могли вывести то или иное правило, решить какую-то проблему, прибегая к своему опыту и знаниям. Данный метод можно использовать для активизации самостоятельной работы учащихся.
МИНИ-ПРОЕКТ
Мини-проекты по времени должны укладываться в один урок.
Пример
Мини-проект «Многозначные слова». Он заключается в следующем: учащиеся должны изготовить цветок, лепестки которого и есть
значения многозначного слова. Работая над этим проектом, дети, прежде
всего, работают с толковым словарём, со словарной статьёй, то есть
проверяют правильность выбранного примера.
МОЗГОВАЯ АТАКА
Не путать с психологическим приемом стимулирования творчества
«мозговой штурм», Алекс Осборн «Прикладное воображение», 1950. При
этом оба эти словосочетания являются вариантами русского перевода
английского термина «brainstorming», однако используются в разных сферах
и выполняют разные функции. Как методический прием мозговая атака
используется в технологии критического мышления с целью активизации
имеющихся знаний на стадии «вызова» при работе с фактологическим
материалом.
1 э т а п: Учащимся предлагается подумать и записать все, что они
знают или думают, что знают, по данной теме;
2 э т а п: Обмен информацией.
Рекомендации к эффективному использованию:
1. Жесткий лимит времени на 1-м этапе 5-7 минут;
2. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются;
3. Оперативная запись высказанных предложений.
Возможна индивидуальная, парная и групповая формы работы. Как
правило, их проводят последовательно одну за другой, хотя каждая может
быть отдельным самостоятельным способом организации деятельности.
Примечание: парная мозговая атака очень помогает учащимся, для которых
сложно высказать свое мнение перед большой аудиторией. Обменявшись
мнением с товарищем, такой ученик легче выходит на контакт со всей
группой. Разумеется, работа в парах позволяет высказаться гораздо
большему числу учащихся.
Итак, в групповой работе всё проверяется и усваивается на практике. Не следует переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны элементарные формы общения. Нужно время, большая практика, анализ ошибок. А учителю большое терпение в работе.
Используемые источники:
- Электронное периодическое издание «Эффективные образовательные технологии». Выпуск 1. 2008 г. Главный редактор, д.п.н. профессор Гузеев В.В
- Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора.
Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для
учителя. 3-е изд., - М.: Вита-Пресс, 2001.
- Приемы технологии РКМ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация. Групповая работа в начальной школе
Об использовании групповой работы в начальной школе...
Групповая работа в начальной школе
На протяжении всего начального обучения остаются дети, которые так и не переходят с дошкольных на учебные формы сотрудничества. Значит, надо найти такую форму организации учебного сотрудн...
Организация групповой работы в начальной школе
Организация групповой работы в начальной школе...
"Организация групповой работы в начальной школе как средство формирования УУД"
В данной статье говорится о групповой работе способствуещей не только развитию коммуникативных учебных действий, но и способствует формированию и развитию познавательных и регулятивных учебных действи...
Групповая работа в начальной школе как форма учебного сотрудничества
Как из первоклассника получить человека, умеющего учиться, то есть способного и склонного самостоятельно расширять свои знания и умения сообразно новым жизненным задачам?Какие педагогические зад...
"Требования к учителю начальных классов при организации групповой работы в начальной школе"
«В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя», - этими словами К.Д. Ушинского начинается «Профессиональный стандарт педагога». Ор...
Приёмы и формы организации групповой работы в начальной школе
Группа - это определенный коллектив людей, собравшихся для коммуникации между собой и преподавателем и преследующих одну и ту же цель. Способы организации группы зависят от типа предполагаемого собран...