Из опыта работы
проект на тему
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
Е.Л. Иванова
МБОУ Ромодановская средняя общеобразовательная школа
Развитие творческих способностей ребёнка – важнейшая задача начального образования. Школа для маленького ученика – это мир открытий, радости. Это возраст, когда дети хотят учиться, познавать и открывать для себя много нового.
Психологами установлено, что свойства психики человека, основа интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте, хотя результаты развития обычно обнаруживаются позже. Отсутствие же творческого начала, как правило, становится в старших классах непреодолимым препятствием, когда требуется решение нестандартных задач. Поэтому учителю начальных классов учебный процесс важно строить так, чтобы с самых первых дней обучения создать в детском коллективе атмосферу творчества, помогая раскрыться способностям каждого ученика.
Развивая творческие способности моих учеников, применяю эффективные формы и приёмы. Так, на уроках чтения дети выступают не только читателями, но и участвуют в сотворчестве, реагируя на поступки героев, соотнося и оценивая их со своими действиями, воссоздавая картины прочитанного в своём воображении. Кроме того, ученики выполняют и творческие задания: иллюстрирование, словесное рисование, придумывание продолжения, инсценирование. У отдельных детей стали рождаться первые рифмы, первый опыт литературного творчества и стихосложения.
На уроках русского языка творческие задания также разнообразны и направлены на работу со словом, предложением, текстом. В первом классе становятся любимыми у учащихся задания на дополнения слога до слова, придумывание новых слов, чтение зашифрованного текста, отгадывание ребусов. Во втором классе работаем над созданием загадок – описаний при работе со словарными словами, учимся составлять тексты по данному началу и т.д.
Уроки окружающего мира соединяют путешествия и сказку, тайны и секреты, науку и искусство. Здесь выявлять и развивать творческие способности в большей степени помогает исследовательская деятельность. В результате учащиеся оформляют все свои открытия, наблюдения в различные книжки – малышки, альбомы.
Уроки математики, искусства, технологии, ведущиеся в начальных классах, также обладают безграничными возможностями по развитию детского творчества.
При проведении уроков применяются задания, направленные на развитие способностей ребёнка по данному и определённому предмету.
Объединить же различные предметы в один, а также классную и внеклассную работу в одно целое, при этом раскрывая и развивая творческий потенциал отдельного ученика и класса, позволяет метод проектов.
Проектная деятельность позволяет развивать у учащихся познавательную и творческую активность, формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально. В ходе выполнения проектных заданий учащийся оказывается вовлеченным в активный познавательный творческий процесс на основе методики сотрудничества.
Кроме того, ученик вместе с учителем выполняет собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь, таким образом, в реальную деятельность, он овладевает новыми знаниями.
Особенностью системы выполнения проектов является совместная творческая работа учителя и учащихся.
Примером такой работы явился творческий проект «Перелётные птицы», который позволил развивать творческие способности учащихся в различных областях.
Задачи проекта:
1.Выяснить, кто такие перелётные птицы?
2.Определить характерные особенности миграции, поведения, размножения перелётных птиц.
3.Познакомиться с описанием некоторых перелётных птиц нашей местности.
4.Определить значение перелётных птиц в природе, жизни человека.
5.Подобрать занимательный материал о перелётных птицах (поговорки, пословицы, приметы, загадки, стихи).
6.Организовать конкурс рисунков по теме «Такие разные птицы».
7.Провести внеклассное мероприятие по теме «Жаворонки, прилетите...».
8.Презентовать готовый продукт - брошюру «Перелётные птицы» на внеклассном мероприятии.
При выполнении проекта ученики работали под моим контролем. Роль учителя состояла в организации познавательной деятельности своих учеников, в постоянной консультативной помощи, сотворчестве.
При выполнении проекта использовали следующие формы работы: работу с книгой и другими источниками информации, работу с родителями, посещение библиотеки, наблюдение за живой природой и ведение дневников наблюдений, работу с ресурсами сети Интернет, выполнение индивидуальной работы.
В ходе выполнения проекта поставленные задачи выполнили успешно. Ребята узнали много нового о птицах, наблюдали за ними, пополняя знания в области естественных наук; подбирали народные приметы, пословицы и поговорки о птицах, а значит, работали со словом; сочиняли первые рифмы о птицах, учась стихосложению; работали с числами, задачами, при этом узнавая о той огромной пользе, которую приносят птицы человеку; рисовали, выполняли аппликации и другие творческие задания. Вместе с детьми подбирали стихи о птицах, отгадывали птиц по данным описаниям, составляли вопросы викторины о птицах. В ходе выполнения проекта прошло внеклассное мероприятие «Жаворонки, прилетите…», к которому дети вместе с родителями испекли «жаворонков», а на классном часе дети провожали зиму и встречали весну закличками так, как делали это раньше в старину.
Творили, думали, познавали, создавая проект на протяжении почти всего учебного года. Проект по типу долгосрочный, за такое время смогли собрать разнообразную информацию о перелётных птицах.
Итогом работы явилась презентация проекта в классе с участием детей и их родителей. Так творческий проект соединил в себе интеграцию урочной и внеклассной работы, работу с родителями. Выполненная работа получилась содержательной, кроме развития творчества детей несла огромную воспитательную цель по бережному отношению и любви к живой природе.
Детское творчество неисчерпаемо. Задача учителя в том, чтобы суметь раскрыть и развить эти способности. Великий писатель Л.Н. Толстой писал о том, что если человек в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он будет всегда только подражать, копировать. Это утверждение созвучно с мыслью, что современному обществу нужны не исполнители, а творческие личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе» (из опыта работы)
В начальных классах работа по развитию речи приобретает развернутый и объемный характер. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственн...
Из опыта работы. Работа интеллектуально развитыми детьми.
Из опыта работы. Работа интеллектуально развитыми детьми....
"Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта" (из опыта работы)
Одной из задач, стоящих сегодня перед современной школой, является создание условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта. Успешная социализация - одно из условий подготовки совр...
Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."
Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."...
Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)
Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...
Презентация из опыта работы, распространение педагогического опыта
Логопедические методики на уроках в начальной школе...
Обобщение педагогического опыта. Выступление на педсовете.Обобщение опыта работы «Использование ИКТ в дошкольном образовательном учреждении, как средство повышения качества образования».
В данной методической разработке представлен опыт педагога ДОУ по внедрению ИКТ в образовательный процесс....