Из опыта работы
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Применение активных методов в начальной школе
как средство развития мотивации к обучению.
Подготовила:
учитель начальных классов
МБОУ Ромодановской СОШ
Иванова Е.Л.
-Добрый день, уважаемые коллеги!
Прежде чем начать своё выступление, предлагаю вам поздороваться с друг другом еще раз. Но немного по-другому.
Метод «Поздоровайтесь ладошками».
- Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами:
Желаю (большой)
Успеха (указательный)
Большого (средний)
Всегда (безымянный)
И во всем (мизинец)
Здравствуй (всей ладонью)
- Вы чувствуете тепло ладони своего соседа по парте? Подарите друг другу тепло своей души в надежде на сотрудничество, взаимопонимание, взаимопомощь в работе.
Работая в школе, мы часто говорим о том, что, если у ребенка нет желания учиться, повысить качество образования невозможно.
Роль мотивации в учебном процессе трудно переоценить. Проведённые исследования мотивации показали, что значение мотивации для успешной учёбы выше, чем значение интеллекта обучающегося. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей обучающегося и наоборот, никакие способности не смогут компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность и обеспечить значительные успехи в учёбе. Если нет мотивации, то никакие способности не приведут человека к успеху. Построение уроков, когда ученик чаще всего оказывается пассивным участником, не эффективно. Об этом говорится в широко известных нам крылатых выражениях, изречениях («Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай сделать – и я пойму», «Я слышу-я забываю, я вижу –я запоминаю, я делаю- я усваиваю» и др).
Заинтересовать, положительно мотивировать, развить познавательный интерес, а в целом решить основную задачу по повышению качества обучения, помогут эффективные формы организации учебного процесса. Одна из них – технология Активных методов обучения.
Активные методы обучения (АМО) – это методы, побуждающие учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
АМО можно успешно применять на всех этапах урока.
АМО начала урока.
Такие методы, как «Коробочка с подарком», «Поздоровайся локтями», «Поздоровайся глазами», «Самолётик пожеланий» эффективно и динамично помогут вам начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе.
Один из методов мы с вами уже освоили, когда поздоровались ладошками.
АМ выяснение целей, ожиданий и опасений
Для выяснения образовательных целей учеников, их ожиданий и опасений и постановки целей обучения можно использовать следующие методы: «Список покупок», «Дерево ожиданий», «Что у меня на сердце», «Разноцветные листы», «Лето – осень», «Фруктовый сад».
Методы заключаются в следующем. Учащимся раздаются заранее вырезанные из бумаги снежинки, яблоки, лимоны, разноцветные листы и предлагается попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от сегодняшнего урока, обучения в целом и чего опасаются, записав и прикрепив на определенную поляну, дерево и т.д.
-Предлагаю познакомиться с одним из данных методов.
Метод «Что у меня на сердце»
Подготовка: раздаются вырезанные из бумаги сердечки.
- Иногда мы можем услышать в общении друг с другом такие слова «у меня легко на сердце» или «У меня тяжело на сердце». Начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Ожидания напоминают нам что-то лёгкое, воздушное, а опасения – тяжёлое. Давайте определим с вами, когда и почему на уроке может быть на сердце тяжело, а когда легко, и с чем это связано. Для этого на одной стороне сердечка напишите причины, отчего у вас на сердце, сейчас тяжело, и причины, отчего у вас на сердце легко.
В конце занятия мы вернёмся к этим сердечкам и узнаем, подтвердились ли ваши опасения или вам было уютно и комфортно на уроке.
АМО – актуализации опорных знаний.
Выявить имеющиеся знания по теме ненавязчиво поможет метод «Магазин». Ученик на уроке покупает какой-либо предмет, выбирая товар из картинок, представленных на доске. Выбор покупки комментирует. Пример из уроков русского языка. Ученик поясняет: «Я покупаю машинку, потому что это существительное женского рода» и т.д.
Метод «Верные – неверные утверждения»
Используется на стадии вызова, предлагается несколько утверждений по ещё не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая.
На данном этапе уместно использовать активный метод обучения под названием «Корзина идей».
Задаётся вопрос о том, что известно по теме.
Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме (индивидуальная работа).
Происходит обмен информацией в парах или группах.
Каждая группа называет одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного.
Все сведения кратко записываются в «корзине идей», даже если они ошибочны. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.
АМО – изучение учебного материала
При изучении учебного материала также можно использовать разные методы.
«Кластер». Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме.
Известный нам метод «Мозговой штурм» позволяет сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.
На доске записана тема урока. Остальное пространство доски разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Ученикам предлагается обдумать, о каких аспектах темы далее пойдет речь. По ходу работы с темой дети выделяют ключевые моменты и вписывают в секторы. Постепенно исчезают «белые пятна»; отчетливое разделение общего потока полученной информации способствует лучшему восприятию материала. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у детей, учитель дает ответы на них.
На этапе обобщения знаний используем приём «Синквейн».
Следующий метод «Пометки на полях».
Он позволяет ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания или текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с маркировочными знаками и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях статьи учебника или специально подобранного текста. Пометки могут быть следующие.
+ знаю - не знаю ? хочу узнать подробнее ! узнал новое
Данный метод обязывает ученика не просто читать, а вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения.
Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление таблицы ЗУХ. В ней три колонки, знаю, узнал новое, хочу узнать подробнее (ЗУХ). Её лучше использовать при работе с текстом большого объёма на этапе самостоятельной работы учащихся.
Рассмотрим подробнее методику «Ковёр идей». «Ковёр идей» - один из методов решения проблемы. Проходит в три этапа. Учащиеся делятся на 3-4 группы.
Первый этап – понимание проблемы. Участникам предлагается ответить на вопрос, почему существует такая проблема. Каждая группа получает цветные листы бумаги и маленькие цветные клейкие листочки. Ученики отвечают на вопрос проблемы, например, почему трудно учиться в школе? Ответ группа записывает на листах цветной бумаги размером с альбомный лист, затем вывешивается на плакат «Ковёр идей».
Второй этап – поиск решений. Что можно изменить? Каждая группа предлагает свои ответы и записывает их на листах цветной бумаги.
Третий этап – индивидуализация деятельности. Что лично сделаю я, чтобы изменить существующую ситуацию.
Четвёртый этап – оценивание идей. Индивидуальное принятие решения: что смогу делать для решения проблемы и что постараюсь сделать.
Предлагаю проблему «Почему трудно работать в школе?»
АМ релаксации.
Если вы чувствуете, что обучающиеся устали, а впереди еще много работы или сложная задача, сделайте паузу, вспомните о восстанавливающей силе релаксации! Иногда достаточно 5 минут веселой и активной игры для того, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы «Четыре стихии», «Роботы», «Красная Шапочка и Серый Волк», «Шест», «Электрическая цепь» и многие другие позволят вам это сделать, не выходя из класса.
АМ организации самостоятельной работы над темой.
Для проведения дискуссии и принятия решений – методы «Cветофор», «На линии огня». Для представления материала самостоятельной работы обучающихся – «Творческая мастерская», «Автобусная остановка», «Ярмарка».
АМ подведения итогов урока
Для завершения образовательного мероприятия можно использовать такие активные методы как: "Ромашка", «Мудрый совет», «Письмо самому себе», «Все у меня в руках!», «Уборка в доме», «Ресторан», «Комплименты». Эти методы помогут вам эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу.
«Ромашка».
1. Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и т.д. и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, мероприятия, записанные на обратной стороне.
2. Берет чистый лепесток. Пишет вопрос другой группе, вывешивает вопрос перевернув. С доски другая группа берет лист, читает и выполняет участник, дополняют другие.
«Мудрый совет» – Группа пишет в конце урока «совет» детям, которые: еще не совсем поняли тему урока или не изучали тему (младшим). Совет анализируется группой-соседкой.
Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса, но и как в любой методике есть особенности. А применять ее или нет, это уже дело учителя и его творчества.
В технологии АМО снимаются рамки принуждения к обучению – эффективное, насыщенное,полноценное,качественное обучение становится
выбором самого обучающегося.
Освоение АМО позволяет сделать уроки современными, отвечающими потребностям обучающихся, позволяют сформировать необходимые компетенции у участников образовательных мероприятий, а также способствовать повышению мотивации, как в обучении, так и преподавании, т. к. технология АМО делает не только процесс обучения, но и преподавания интересным, и увлекательным.
Желаю всем творческих успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе» (из опыта работы)
В начальных классах работа по развитию речи приобретает развернутый и объемный характер. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственн...
Из опыта работы. Работа интеллектуально развитыми детьми.
Из опыта работы. Работа интеллектуально развитыми детьми....
"Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта" (из опыта работы)
Одной из задач, стоящих сегодня перед современной школой, является создание условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта. Успешная социализация - одно из условий подготовки совр...
Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."
Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."...
Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)
Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...
Презентация из опыта работы, распространение педагогического опыта
Логопедические методики на уроках в начальной школе...
Обобщение педагогического опыта. Выступление на педсовете.Обобщение опыта работы «Использование ИКТ в дошкольном образовательном учреждении, как средство повышения качества образования».
В данной методической разработке представлен опыт педагога ДОУ по внедрению ИКТ в образовательный процесс....