Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
статья на тему
Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования. Её основными функциями являются ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, обеспечения эффективной обратной связи позволяющей осуществлять управление образовательным процессом.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Федосиева Т. Р.
Учитель первой квалификационной категории МБОУ «Гимназия №2»имени Баки Урманче,
г.Нижнекамск
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования. Её основными функциями являются ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, обеспечения эффективной обратной связи позволяющей осуществлять управление образовательным процессом.
Основным объектом, содержательной и критериальной базой итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования выступают планируемые результаты, составляющие содержание блока «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться» для каждой программы предмета, курса.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
Система оценки предусматривает уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения, использование накопительной сис -темы оценивания ( портфолио, оценочные листы).
В текущей и итоговой оценочной деятельности используется традиционная 5-бальная шкала.
Однако допускается соотносить результаты ,продемонстрированные учеником, с оценками типа:
«зачет/незачёт («удовлетворительно/неудовлетворительно»), т.е. оценкой свидетельствую- щей об освоении опорной системы знаний и правильном выполнении учебных действий в рамках диапазона задач, построенных на опорном учебном материале;
«хорошо», «отлично» -_оценками, свидетельствующими об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте интересов.
В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.)
Процесс внедрения системы оценивания результатов Федерального Государственного образо-вательного стандарта представляют собой семь правил, определяющих порядок действий в разных ситуациях контроля и оценивания. Эти правила дают ответы на все вопросы системы оценивания результатов ФГОС.
1-е правило. что оцениваем? Оцениваем результаты—предметные, метапредметные, лич- ностные!
-Результаты ученика—это действия(умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия, прежде всего успешные, достойные оценки(словесной характеристики),а решение полноценной задачи- оценки и отметки (знака в фиксированной системе).
-Результаты учителя(образовательного учреждения)- разница между результатами учеников (личностными, метапредметными, предметными) в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (выходная диагностика). Прирост результатов означает, что учителю и школе в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников. Отрицательный результат сравнения означает, что не удалось создать образовательную среду для успешного развития возможностей учеников.
2-е правило. КТО ОЦЕНИВАЕТ? Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.
На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по « Алгоритму само-оценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право изменить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её. После уроков за письменные задания оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценива-ния), что она завышена или занижена.
Алгоритм самооценки (основные вопросы после выполнения задания)
1.Какова была цель задания (задачи)?
2.Удалось получить результат (решение, ответ)?
3.Выполнил правильно или с ошибкой?
4.Самостоятельно или с чьей-то помощью?
3-е правило. СКОЛЬКО СТАВИТЬ ОТМЕТОК? По числу решённых задач!
За каждую учебную задачу или группу заданий-задач, показывающую овладение отдельным требуемым действием (умением), определяется и, по возможности, ставится отдельная отметка.
4-е правило. ГДЕ НАКАПЛИВАТЬ ОТМЕТКИ И ОЦЕНКИ? В таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных ) и портфеле достижений.
Таблицы результатов образования составляются из перечня действий(умений), которыми должен и может овладеть ученик.
Таблицы размещаются в дневнике школьника и в рабочем журнале учителя(в бумажном и электронном вариантах). В них выставляются отметки (баллы или проценты) в графу того дейс-твия (умения), которое было основным в ходе решения конкретной задачи. Это:
таблицы ПРЕДМЕТНЫХ результатов:
таблицы МЕТАПРЕДМЕТНЫХ результатов.
Особое место занимает
Таблица ЛИЧНОСТНЫХ неперсонифицированных результатов по классу в целом.
Она заполняется на основании не подписанных учениками диагностических работ. Резуль-таты фиксируются в процентах по классу в целом, а не по каждому отдельному ученику!
Отметки заносятся в таблицы результатов:
Обязательно (минимум):
- за метапредметные и личностные неперсонифицированные диагностические работы (не менее одного раза в год)
- за предметные контрольные работы(не менее одного раза в четверть)
По желанию и возможностям учителя (максимум):
- за любые другие задания (письменные или устные) – от урока к уроку по решению учите-ля и образовательного учреждения.
Пополнять портфель достижений и оценивать его материалы должен прежде всего ученик. Учитель же примерно раз в четверть пополняет лишь небольшую обязательную часть (после кон-трольных работ), а в остальном - обучает ученика порядку пополнения портфеля основным набо-ром материалов и их оцениванию по качественной шкале: «нормально», «хорошо», «близко к отлично», «отлично», «превосходно»(подробнее смотри правило 6,7)
5-е правило. КОГДА СТАВИТЬ ОТМЕТКИ? Текущие – по желанию, тематические – обязательно!
За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он ещё овладевает умениями и знаниями по теме и имеет право на ошибку.
За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам,так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать (хотя бы один раз) не устраивающую его отметку.
6-е правило. ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАТЬ? По признакам трёх уровней ус- пешности!
Необходимый уровень (базовый) –решение типовой задачи., подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия и давно изученные знания. Качественные оценки –«хорошо, но не отлично» или «нормально» (решение задачи с недочётами.
Повышенный уровень(программный) – решение нестандартной задачи , где потребовалось:
- либо действие в новой непривычной ситуации (в том числе действия из раздела «ученик может научиться» примерной ООП);
- либо использование новых, изучаемых в данный момент, знаний (в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету в примерной ООП).
Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня. Качественные оценки - «отлично» или приближается к отлично»(решение задачи с недочетами)
Максимальный уровень (Необязательный) – решение не изучавшейся в классе «сверхзада-чи», для которой потребовалось либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо но- вые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образова-ния. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх школьных требований. Качественная оценка «превосходно».
7-е правило. КАК ОПРЕДЕЛЯТЬ ИТОГОВЫЕ ОЦЕНКИ? Предметные четвертные оценки / отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов).
Итоговая оценка за ступень начальной школы - на основе всех положительных результатов, накопленных учеником в своём портфеле достижений, и на основе итоговой диагностики предмет-ных и метапредметных результатов.
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся пла-нируемых результатов по отдельным предметам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (ФГОС второго поколения)
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образова...
Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Программа содержит особенности системы оценки, правила оценочной деятельности во 2-4 классах, оценку личностных, метапредметных и предметных результатов, разделы рабочего портфолио. ...
Программа «Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования»
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в нашей школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оц...
Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработ...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)
В этом учебном году я заканчиваю обучение учащихся 4-го класса, параллельно веду подготовку к набору учащихся 1-го класса. При подготовке к работе с 1 –м классом, прошла курсы повышения кв...
Тема: «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)»
В соответствии с ФГОС система оценки результатов переключает контроль и оценивания со старого образовательного результата на новый. Система ...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в ОС «Школа 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)»
Система оценки – сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников. вместо воспроизведения знаний мы теперь будем о...