Организация групповой работы в начальной школе
статья (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Групповая работа в начальной школе
Я, учитель начальных классов, работаю по комплекту УМК «Школа России».
Процесс обучения рассматриваю как процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и развития.
Любой учитель, стремится воспитать ученика, умеющего учиться стремиться обучить детей умению спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний.
Известно, что умение учиться – это «новообразование, которое в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества». А значит, развитие детей в школе должно происходить на основе современных технологий и методик, которые помогут учащимся владеть учебной деятельностью, т.е. уметь учиться («умею учить себя»), развивать познавательные интересы («люблю учиться») и внутреннюю мотивацию («понимаю, зачем учусь»), а также рефлексивные качества («умею принять оценку учителя и сам объективно оцениваю свою деятельность»).
Поэтому приоритетным направлением в своей работе ставлю групповую методику.
Цель: сформировать умение использовать знания в нестандартных ситуациях, самостоятельность и инициативность детей в выборе необходимых средств решения учебной задачи.
Работа в системе РО и использование на уроках групповой работы убедили меня в том, что:
- возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
- меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, приобретается теплота, человечность;
- сплоченность класса резко возрастает, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя;
- растет самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют;
- учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: откровенность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей.
Прежде чем перейти к групповой работе, рекомендуется установить с ребятами правила работы в группе:
- Смотреть на собеседника при разговоре.
- Говорить тихо, чтобы не мешать одноклассникам.
- Говорить только по делу.
- Внимательно слушать ответ.
- Обращаться друг к другу по имени.
Разделение класса на группы – это важный момент в организации работы. Способов разделения существует множество:
- По желанию
- Случайным образом
- По определенному признаку
- По выбору «лидера».
- По выбору педагога.
1. По желанию.
Объединение в группы происходит по взаимному выбору. Задание на формирование группы по желанию может даваться, как минимум, в двух вариантах:
- Разделитесь на группы по … человек.
- Разделитесь на … равные группы.
2. Случайным образом.
Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в ней могут объединяться (правда, не по взаимному желанию, а волей случая) дети, которые в иных условиях никак не взаимодействуют между собой либо даже враждуют. Работа в такой группе развивает у участников способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным деловым партнерам.
Этот метод формирования групп полезен в тех случаях, когда перед учителем стоит задача научить детей сотрудничеству. Метод также может использоваться в классах, в которых между учениками сложились в целом доброжелательные отношения. Но в любом случае педагог должен обладать достаточной компетентностью в работе с межличностными конфликтами. Способы формирования «случайной» группы: жребий; объединение тех, кто сидит рядом (в одном ряду, в одной половине класса); с помощью импровизированных «фантов» (один из учеников с закрытыми глазами называет номер группы, куда отправится ученик, на которого указывает в данный момент педагог) и т.п.
3. По определенному признаку.
Такой признак задается либо учителем, либо любым учеником. Так, можно разделиться по первой букве имени (гласная – согласная), в соответствии с тем, в какое время года родился (на четыре группы), по цвету глаз (карие, серо-голубые, зеленые) и так далее.
Этот способ деления интересен тем, что, с одной стороны, может объединить детей, которые либо редко взаимодействуют друг с другом, либо вообще испытывают эмоциональную неприязнь, а с другой – изначально задает некоторый общий признак, который сближает объединившихся учащихся. Есть нечто, что их роднит и одновременно отделяет от других. Это создает основу для эмоционального принятия друг друга в группе и некоторого отдаления от других (по сути дела – конкуренции).
Можно использовать и такие способы распределения обучающихся по группам:
«Имена» Пишутся имена учеников на листочках. Берутся листочки с именами половины класса и прошу оставшуюся половину учеников вытащить листочки наугад. Ученики объединяются для работы в парах с тем, чье имя они вытаскивают.
«Волшебные карандаши» Берутся карандаши или фломастеры разных цветов и раздаются их ученикам. Те, кто достали карандаши одного цвета, работают в паре вместе.
«Решение примеров» На половине карточек написать математический пример, а на другой – ответ на него или способ его преобразования. Например, на одной карточке написано 7х6, а на другой 42.
Необходимо отметить эффективность групповой работы на разных этапах урока: актуализации знаний, открытия нового знания, формирования и систематизации знаний, а также рефлексии.
Возможны следующие ролевые функции:
- Писарь – записывает решение;
- Докладчик – рассказывает у доски решение группы;
- Контролер – распределяет роли, следит за временем, действиями всех членов группы.
Кроме этого, группа может выполнять общее задание, но каждый член делает часть общей работы независимо друг от друга. Такую работу рекомендуется использовать на уроках технологии, так как она экономит время.
Методы групповой работы
Кроме этого я апробировала такие методы обучения в группе, как кооперативное обучение, групповая дискуссия, мозговой штурм.
Кооперативное обучение — это метод взаимодействия учащихся в небольших группах, объединенных для решения общей задачи.
Групповая дискуссия — это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения участников в процессе общения. Использование этого метода позволяет дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон, уточнить личные точки зрения, выработать общее решение класса, повысить интерес учеников к проблеме. Эффективными средствами запуска дискуссий являются задания «ловушки».
Мозговая атака или мозговой штурм используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Я провожу его чаще всего при изучении нового материала, при проведении словарной работы на уроках чтения. В текстах учебника встречается много слов, значение которых дети не знают, но в ходе коллективного обсуждения значение этих слов становится им понятно.
Кроме этих методов в этом учебном году изучила и начала использовать метод «Аквариум». Аквариум — это ролевая игра, в которой принимают участие 2-3 человека, а остальные выступают в роли наблюдателей, что позволяет одним «проживать» ситуацию, а другим анализировать ситуацию со стороны и «сопереживать» ее. Через интеграцию внедряю методы или приемы других базовых технологий, т.к. это приемлемо к новым образовательным стандартам, которые требуют саморазвития ребенка. Одним из таких методов является «Шесть шляп», (Эдвард де Боно), который эффективно можно использовать на уроках литературного чтения.
А это, методы групповой работы, которые я использую на уроках наиболее часто.
«Классная перестрелка». Ребята обмениваются тетрадками и проверяют письменное домашнее задание. Изученный ранее материал рассказывают друг другу.
«Блиц опрос». Группы задают вопросы друг другу по изученной теме.
«Часики». Ученик по очереди по часовой стрелке высказывают свое мнение по изученной теме.
Организуя работу в группах нужно, чтобы каждый ее член выполнял свою роль. Это позволит быстро и качественно выполнить задание.
Особое внимание!
· Жесткая регламентация времени на группообразование.
· Нормирование будущей работы.
· Четкость и внятность поставленной задачи.
· Распределение момента начала работы (например, колокольчиком).
· Недопустима группа из одних только слабых учеников.
· Детей, отказывающихся работать в паре или группе, не принуждать! Но завтра вновь предложить.
· Групповая работа занимает не более 10-15 минут от урока.
· Нельзя наказывать лишением права участвовать в групповой работе.
· Групповая работа эффективна для заданий, которые ученик не может сделать индивидуально.
В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация групповой работы в начальной школе
Организация групповой работы в начальной школе...
"Организация групповой работы в начальной школе как средство формирования УУД"
В данной статье говорится о групповой работе способствуещей не только развитию коммуникативных учебных действий, но и способствует формированию и развитию познавательных и регулятивных учебных действи...
Организация групповой работы в начальной школе
Цели, задачи, принципы групповой рабрты.Варианты комплектования групп. Виды групповой работы....
Статья "Организация групповой работы в начальной школе"
Основные приемы организации парной и групповой работы. Задания для групповой работы по русскому языку...
Технология организации групповой работы в начальной школе
Выступление на заседании ШМО по теме: Технология организации групповой работы в начальной школе содержит описание цели и задач групповой работы, способов формирования групп, видов групповой работы, а ...
Организация групповой работы в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО
Данный материал рассказывает о способах организации групповой работы в начальной школе и видах работы в группах....
Организация групповой работы в начальной школе.
Ученики на уроке не общаются, не взаимодействуют непосредственно: учитель всегда выступает посредником между детьми.Для организации полноценного совместного учебного действия очень важны такие формы р...