Домашняя работа
статья на тему

Колова Татьяна Анатольевна

Учим младших школьников готовить домашнее задание.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_domashnyaya_rabota.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Домашние задания для школьников: проблемы, стратегии, эффективность»

Домашняя работа учеников — важная и неотъемлемая часть учебного процесса. Ее цель — расширить и углубить знания, умения, полученные на уроках, предотвратить их забывание, развить индивидуальные склонности, дарования и способности учеников. Лишь при единстве урочной и самостоятельной домашней работы учащихся могут быть достигнуты образовательные и воспитательные цели. Домашняя учебная работа тесно связана с работой на уроке, органически вытекает из предыдущего урока, является его продолжением и готовит последующий урок.

Известный русский педагог К.Д. Ушинский справедливо говорил, что у ребенка, который длительно занят приготовлением уроков, ослабевают память и внимание, снижается успеваемость.

Сухомлинский В.А. писал о домашних заданиях так: «Без домашних уроков обойтись нельзя, но надо пытаться сделать так, чтобы сократить время их приготовления до минимума. Не объем знаний сократить, а так подготовить ученика, чтобы ему не надо было сидеть часами над домашним заданием. Чем больше у ребенка свободного времени для занятия любимым делом, тем быстрее справиться он с уроками. Чем больше он сидит над ними, тем меньше у ребенка свободного времени, тем больше он и сидит над уроками. Получается заколдованный круг, из которого надо выводить ребенка постепенно». Сухомлинский советует своим воспитанникам делать все уроки утром, с шести утра до школы, оставляя себе всю вторую половину для свободного времени, - но не для безделья, а для занятий вне программы. И мы в современном обществе не можем с ним не согласиться.

Домашние задания можно подразделить на три группы:

*устные (изучение материала учебника, заучивание стихотворений, правил);

*письменные, (выполнение письменных упражнений, решение задач, написание сочинений и т. д.);

*учебно-практические (проведение опытов, наблюдений, изготовление деталей, моделей).

При организации домашних заданий следует выполнять следующие требования:

-задание должно быть понятно каждому ученику, т.е. все учащиеся должны точно знать, что делать и как делать (ясность задания), для этого учителю необходимо объяснять домашнее задание;

-задание должно носить характер вопроса, посильного для самостоятельного решения. Задания не достигают цели, если к ним не дан соответствующий инструктаж или, наоборот, они чрезвычайно просты и репродуктивны (должны иметь проблемный характер);

-каждое задание должно проверяться. При помощи контроля учитель воспитывает у учащихся старательность, исполнительность и аккуратность в работе (установка на контроль);

-задание на дом может быть фронтальным, дифференцированным и индивидуальным, но всегда с учетом особенностей класса (установка на индивидуализацию заданий);

Предлагая дифференцированные домашние задания необходимо учитывать:

  • способность ребенка к учебной деятельности (быстрое освоение учебного    материала, глубину его осмысления);
  • умение выражать свои мысли;
  • познавательную активность (проявление интереса к знаниям);
  • организованность в работе (умение доводить начатое дело до конца).

Три группы (уровня) сложности: (учащиеся сами выбирают вариант, или каждый вариант учитель заранее предлагает определенной группе учеников):

1. Выполнение домашних заданий, требующих усвоения правил в пределах образовательного стандарта изучаемых тем;

2. Выполнение домашних заданий, требующих выхода за пределы объема, требующих усвоения правил, выходящих за пределы образовательного стандарта;

3. Выполнение домашних заданий, требующих самостоятельных решений, находок, идей, творческого подхода.

-задание по предмету должно быть строго регламентировано и согласовано с заданиями по другим предметам (учет объема заданий);

-задание не должно быть однообразным и однотипным. В заданиях должны встречаться нестандартные вопросы, вопросы для предварительного обдумывания, наблюдений (разнообразие заданий);

-задание должно ориентировать учащихся на самостоятельный поиск решений, на использование полученных ранее знаний и навыков в новых условиях (развитие самостоятельности);

-в задания должны вводиться вопросы для повторения основных разделов программы (установка на повторение пройденного);

-задания должны включать в себя вопросы, требующие от ученика умений сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы, применять усвоенные знания в новых ситуациях и т. п. (установка на развитие мышления);

Задание, направленное на усвоение материала урока, лучше давать в конце урока. Задание, нацеленное на закрепление какого-либо навыка, лучше давать сразу после упражнений, вырабатывающих этот навык. Задание, контролирующее знания учащихся, полезнее давать в начале урока.

В начальной школе домашнее задание может быть:

Единым  для всех учащихся.

Групповым. В начальных классах часто используем на уроках «внеклассного чтения», «окружающего мира», «история СПБ»,  «английского языка». Например, на уроках английского языка, работая над диалогической речью, я использую групповые задания. Для детей это очень полезно. Такая форма роботы не только  формирует знания, умения и навыки, но и воспитывает коммуникативные качества.

Индивидуальные задания предлагаются учащимся на основе проведенных срезовых  работ, которые выявляют группы детей, требующие индивидуального подхода. Задания могут быть на карточках, как для слабо усваивающих учебный материал, так и для сильных учащихся

.- Творческие домашние задания часто используются на начальной ступени обучения. Такие задания могут быть:

-по выбору;

- по желанию;

- обязательные.

Важно помнить об объеме домашних заданий. 

У учащихся начальных классов это 1/3 часть выполненной работы на уроке. Объем и степень сложности домашних заданий должны строго соответствовать СанПиНу по каждому классу (устные и письменные задания, включая иностранный язык).   Объём домашних заданий по всем предметам в совокупности даётся учащимся с учётом возможностей их выполнения, но не должен превышать 50% объема  аудиторской нагрузки и по содержанию не должен быть сложнее классно-урочного материала. Существуют временные ограничения при выполнении домашних заданий:

1 класс – со II полугодия до 1 часа (или по желанию)

2 класс – до 1,5 часа

3-4 классы – до 2 часов

5-6 классы – до 2,5 часов

7-8 классы – до 3 часов

9-11 классы – до 4 часов.

Домашние задания не задаются учащимся начальных классов – на выходные дни, всем учащимся – на каникулярное время.

Перегрузку учащихся могут вызвать:

  • чрезмерно большое домашнее задание;
  • чрезмерно трудное домашнее задание;
  • несформированность у учащихся умений, необходимых для выполнения определенного вида задания;
  • неумение учащихся правильно оформить выполненное задание.

При условии выполнения учителем выше описанного я не вижу проблемы выполнения домашней работы учениками, однако есть дети, которые систематически не выполняют домашнюю работу. Чаще – это дети из неблагополучных семей, где родители не интересуются школьными делами детей. При этом дети на вопрос «почему ты не выполнил домашнее задание» отвечают «не успел», «не знал», «забыл записать», «не понял».

Причинами трудности выполнения домашнего задания (или не выполнения его вообще) объективного характера можно объяснить следующие явления:

-ученик не умеет самостоятельно работать с учебниками, справочниками, не умеет организовывать свою работу, правильно оценивать ее, обнаруживать в ней ошибки и своевременно исправлять их;

-школьник считает предмет трудным (здесь может быть причина и субъективного характера : ученик потерял веру в свои силы и данный предмет представляется ему недоступным, поэтому учащийся и не проявляет необходимых усилий для его усвоения);

- сложность выполнения домашнего задания, связанная или с недостаточной подготовкой ученика в классе, или с большим объемом заданий, или с нереальными требованиями учителя и т.п.;

-ученик затрудняется связать содержание материала, сообщенного учителем на уроке, с текстом учебника;

-школьник, выполняя дома задание творческого характера или задание, вызывающее трудности, не может получить квалифицированную помощь, которая ему обеспечена на уроке;

-ребёнок не умеет распределить свое время и установить оптимальный темп работы над домашними  заданиями.

Субъективными причинами считают следующие:

-отсутствие интереса к учению (непонимание роли знаний в будущей жизни, многие виды работ у ряда учащихся не вызывают желания заниматься: заучивание наизусть, повторение материала и т.п.);

-непонимание целей и содержания домашнего задания;

-осложнения во взаимоотношениях между учеником и учителем, наличие смыслового барьера);

-общая неорганизованность ученика (слабые волевые качества, либо ребёнок занят какой-либо другой, более увлекательной деятельностью).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общение с родителями "Домашняя работа"

Этот материал можно использовать на родительском собрании....

Вместе, а не вместо. Помощь родителей ребенку в домашней работе

Как родители могут помочь ребенку в выполнении домашних заданий...

"Общаемся с родителями: домашняя работа в начальной школе"

В соответствиии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется формирование основ умения учиться и способности к организации свой деятельности - умение планировать свою деятельн...

Домашняя работа как средство повышения успеваемости и интереса к учению

Домашние задания играют большую роль в жизни школьника. Задача учителя- научить детей самостоятельно выполнять домашние задания, учить овладевать навыками умственной работы, необходимыми им не только ...

Как помочь ребёнку с домашней работой

Как сделать, чтобы домашнее задание не превратилось в кошмар для всей семьи? Об этом и пойдёт сегодня речь....

Домашняя работа, ка одна из форм организации самостоятельной внеурочной работы

В данной работе содержатся карточки для дифференцированной работы по русскому языку для 2 класса по программе "Начальная школа XXI века"....