От будущего школьника к выпускнику начальной школы.
статья на тему

Дорошенко Татьяна Васильевна

Многокомпонентное образование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ot_budushchego_shkolnika.docx21.69 КБ

Предварительный просмотр:

Дорошенко Т.В.

От будущего школьника

к выпускнику начальной школы.

Психологическая готовность к школьному обучению - многокомпонентное образование. Каждый из компонентов является необходимым и требует учета в процессе подготовки ребенка к систематическому обучению в школе.

Школьная незрелость определяется не общим отставанием в развитии, а частичной незрелостью одного или нескольких компонентов психологической готовности в школе. Эти дети с отставанием и нарушением в развитии нуждаются в повышенном внимании и создании индивидуальной образовательной среды.

Каковы же компоненты психологической готовности

Содержательная характеристика

Интеллектуальная готовность

• Наличие широкого кругозора и запаса знаний.

• Сформированность начальных умений учебной деятельности»

• Дифференцированность восприятия как основа мышления.

• Планомерность восприятия (наблюдательность).

• Развитое наглядно-образное мышление:

- умение выделять существенное в явлениях окружающей действительности;

- умение сравнивать их, видеть сходное и различное,

• Развитое воображение.

• Хорошая ориентировка в пространстве и времени

• Хорошая память.

• Интеллектуальная активность (умение превратить учебную задачу в самостоятельную цель деятельности).

• Развитие фонематического слуха

• Развитие мелкой моторики (владение карандашом, ручкой, ножницами, навыки рисования).

• Предпосылки абстрактно-логического мышления;

- способность понимать символы;

- способность формулировать вопросы;

- способность самостоятельно рассуждать, находить причины явлений и делать простые выводы

Личностная готовность

• Принятие новой социальной позиции.

• Позитивное отношение к школе, учителям, учебной деятельности, самому себе.

• Развитие познавательных критериев, любознательности.

• Развитие желания ходить в школу.

• Произвольное управление своим поведением.

• Объективность самооценки.

• Потеря «детскости», непосредственности

Социально-психологическая готовность

• Гибкое владение способами установления взаимоотношений (умение установить контакт с учителем, со сверстниками, умение войти в детский коллектив и найти свое место в нем).

• Развитие потребности в общении.

• Умение подчиняться правилам и нормам.

• Умение действовать совместно, согласовывать свои действия

Эмоционально-волевая готовность

• Развитие «эмоционального предвосхищения» (предчувствие и переживание отдаленных последствий своей деятельности).

• Эмоциональная устойчивость (регуляция эмоций).

• Сохранение работоспособности в, течение одного урока и в течение учебного дня.

• Произвольная регуляция внимания.

• Умение продлить действия, приложив к этому усилия.

• Умение ограничивать эмоциональные порывы (например, не перебивать других в разговоре).

• Сформированность небоязни трудностей

Воспитание воли

Учителя часто жалуются на инфантильность детей, на преобладание у них игровых, а не учебных мотивов. Такие дети обычно воспринимают только игровые ситуации, они не приучены ограничивать свои желания, преодолевать трудности, их поведение носит импульсивный характер.

Учение же требует постоянных усилий, необходимости сдерживать, контролировать свое поведение, заниматься деятельностью, которая не всегда нравится. Все это может явиться причиной негативного отношения к школе.

В связи с этим одним из важных условий благополучного начала обучения в школе, одним из показателей готовности ребёнка к обучению является его сознательное стремление к школе, наличие у него интереса к школьно-учебной деятельности, то есть Сформированность школьной мотивации.

Она включает в себя:

• наличие познавательных интересов (ребенку нравится чтение книг, решение задач, выполнение других интеллектуальных заданий);

• понимание необходимости учения как обязательной, ответственной деятельности;

• минимальное стремление к игровым и прочим развлекательно-занимательным (дошкольным) элементам деятельности;

• эмоционально-благополучное отношение к школе.

Сталкиваясь с нежеланием ребенка что-то делать, в первую очередь думайте не о том, как заставить, а о том, как заинтересовать.

Рекомендации педагогам и родителям

* Предоставляйте детям больше самостоятельности. Пусть ребенок делает «открытия» сам, не спешите преподносить ему знания в готовом виде.

* Проявляйте сами интерес к занятиям, создавайте положительный эмоциональный фон. Пусть ребенок ощущает свои успехи, достижения. Отмечайте его «рост», терпение, старание.

* Очень важны интонация, эмоциональная окраска высказывания, обращенного к ребенку.

* Давая негативную оценку действиям ребенка, нельзя говорить: «Ты не умеешь строить, рисовать...». В этих случаях ребенок не может сохранить побуждение к данному виду деятельности, утрачивает уверенность в себе, в своих силах, способностях.

* Нельзя позволять, чтобы негативная оценка деятельности ребенка распространялась на его личность, т.е. ребенка надо критиковать за его поведение. Оценка личности блокирует развитие ребенка и формирует комплекс неполноценности, а следовательно, и заниженную самооценку и уровень притязаний.

* Оценивайте объективно возможности и способности своего ребенка. Старайтесь не сравнивать его с другими детьми ~ только с ним самим. Например: «Сегодня ты выполнил это задание гораздо быстрее, чем вчера!» Такой подход будет ориентировать вашего малыша па собственное совершенствование.

* Родители должны создавать такую систему взаимоотношений с ребенком, в которой он будет воспринимать себя только благоприятно (как норму). Лишь в этом случае он может нормально воспринимать чужие успехи.

*В отношениях с ребенком недопустим резкий переход от положительных оценок к резко отрицательным, от наказующего тона к задабриванию.

Исследования по адаптации первоклассников.

В рамках новых ФГОС было проведено исследование адаптации первоклассников, куда были включены некоторые дополнительные методики, не включённые в исследования прошлых лет.

Исследование проводилось в течении осени 2011года.

Методы исследования:

- наблюдение учебного процесса

-наблюдение внеурочной деятельности

-тест «Мотивация к учению»

-тест «Графический диктант»

-тест «Эмоциональное благополучие» на основе ЦТО (цветовой тест отношений)

-анкетирование родителей «уровень готовности ребёнка к школе глазами родителей»

Здесь я рассказываю о результатах………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Исследования показали, что основными трудностями адаптации первоклассников в рамках внедрения новых ФГОС являются :

- Эмоционально-волевая готовность (развитие произвольности снижено)

- Учащиеся испытывают затруднения при выполнении фронтальных инструкций

- Установки родителей по отношению к школьному обучению

- трудности в освоении норм поведения в классе

Об выше изложенных трудностях подробно………………………………….

О работе педагога психолога по внедрению ФГОС :

То, что уже проведено:

  • Диагностика трудностей (о чём говорилось выше в исследовании)
  • Круглые столы и деловые игры с педагогами на темы: «Формирование образовательных компетенций в рамках ФГОС», «Развивающие формы урока. УУД.»
  • Консультации для педагогов по Нормативно-правовой базе ФГОС
  • Посещение уроков с целью оказания помощи  педагогам по внедрению ФГОС
  • Собрана методическая копилка для педагогов (в сети)
  • Выступление на родительских собраниях по теме: «Трудности адаптации»

Планируется в ближайшее время:

  • Семинар с педагогами на тему «Работа с инклюзивными детьми»
  • Продолжать посещение уроков с целью оказания помощи  педагогам по внедрению ФГОС

В Стандарте второго поколения определен «портрет» выпускника начальной школы:

  - любящий свой народ, свой край и свою Родину;
  - уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  - любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  - владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  - готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
  - доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
  - выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

На эти основные позиции мы и далее будим направлять все свои педагогические и психологические силы, для удовлетворения запросов государств и общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиада для выпускников начальной школы.

Данные задания по литературному чтению, русскому языку, окружающему миру, математике рекомендуется дать учащимся в апреле, чтобы у учителя было время для корректировки учебного процесса и ликвида...

портфолио выпускника начальной школы

уважаемые родители! очень актуальным вопросом в наше время становится портфолио выпускника начальной школы. предлагаю Вам версию, опубликованную на детском портале "солнышко"....

Комбинированные тесты для выпускников начальной школы в рамках стандартов второго поколения.

Тест состоит из двух частей. Первая часть представляет собой рассказ  и является основой для создания тестовых вопросов. Данные тексты дадут возможность  пополнить запас знаний учащихся, рас...

Модель выпускника начальной школы.

В данной статье представлен материал не только о том, каким мы хотим видеть выпускника начальной школы, но представлен выпускник, который может продолжать обучение в среднем и старшем звене, не испыты...

Спецвыпуск для выпускников начальной школы

выпускной -самый волнительный праздник для всех.Чтобы он был памятным, я выпустила "Весточку", Уважаемые коллеги,буду рада, если моя идея вам поможет....

Итоговая аттестация выпускников начальной школы

Содержит результаты работы за 3 года...

Коммуникативная готовность как условие адаптации выпускников начальной школы к обучению в основной школе

Коммуникативная готовность как условие адаптации выпускников начальной школы к обучению в основной школе...