Доклад "Мониторинг УУД"
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Доклад "Мониторинг УУД"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад27.68 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с.БЕРЕЗОВКА

ДАНКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

Выступление на педсовете

«МОНИТОРИНГ УУД»

                                                                               

Подготовила и провела

учитель начальных классов

МБОУ СОШ с.Березовка

ЧУЧУКИНА СВЕТЛАНА АЛЕКСЕЕВНА

2017г.

        (Слайд № 1)   Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования задает качественно новое представление о том, какими должны быть содержание начального образования и его образовательный результат. Меняются учебники, требования к образовательным программам учреждений и учебным планам. Меняется представление о критериях профессионального мастерства учителя, целях и методах его работы. И конечно же, изменения распространяются на содержание и способы оценки результата образования.

        Теперь результативность складывается из сложного комплекса показателей, описывающих и знаниевые, и метапредметные и даже личностные достижения ребенка. В профессиональную жизнь педагога входит понятие «универсальные учебные действия».

        С УУД, их формированием и оценкой теперь во многом связаны требования к профессионализму современного педагога начальной школы.

        Владение учебным понятием, знание того и иного способа решения задач,  умение сотрудничать, ценностное отношение  к собственному здоровью, -  все это становится предметом целенаправленного формирования со стороны педагогов и, как следствие, предметом измерения и оценки.

        Возникает закономерный вопрос: можно ли всё вышеперечисленное отследить и измерить привычными способами контроля и оценки? Частично – да. Знания ребенка по тому или иному учебному курсу по-прежнему можно проверить с помощью вопросов, заданий, в ходе устного или письменного опроса, посредством текущего и тематического контроля.

        А как измерить метапредметный результат? Или – ещё сложнее – личностные образовательные достижения учащихся? Годятся ли старые и хорошо знакомые нам формы контроля качества предметных знаний для измерения УУД? Вопрос почти риторический: очевидно, что не годятся. Для достижения этой цели необходимо разбираться в природе УУД и разрабатывать новые подходы к измерению уровня их развития и сформированности,  ориентироваться в особых измерительных инструментах или, как мы привычно их называем на профессиональном педагогическом языке, - КИМах.

        Любой измерительный инструмент разработан для определенного объекта измерения. Для изучения процесса развития УУД нужен свой инструмент. Наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки процесса развития УУД является мониторинг.

       (Слайд № 2)    Мониторинг – это инструмент, помогающий педагогу «настроить» учебный процесс на индивидуальные возможности каждого ученика, создать для него оптимальные условия для достижения качественного образовательного результата.

       (Слайд № 3)    Цель мониторинга – отслеживание процесса развития и формирования метапредметных УУД у учащихся 1–4 классов для проектирования и своевременной корректировки учебного процесса.

        (Слайд № 4)   Задачи мониторинга

1. Определение уровня сформированности метапредметных УУД каждого ученика на разных этапах обучения в начальной школе.

2. Отслеживание индивидуальной динамики продвижения учащихся к метапредметным образовательным результатам, определение проблемных зон в решении задач образования учащихся и разработка на этой основе стратегии помощи учащимся, испытывающим трудности в формировании тех или иных метапредметных УУД.

   Мониторинг проводится 1 раз в год, в апреле,  позволяет отследить приращение в уровне сформированности основных метапредметных УУД начальной школы.

      (Слайд № 5)     С 1 по 3 классы происходит приращение в количестве метапредметных УУД, подлежащих отслеживанию и оценке: в 1 классе их 8, во 2 классе – 13, в 3–4 классах – более 20. Важно отметить, что показатели, вошедшие в мониторинг 1 или 2 классов, остаются в нем до 4 класса.

        Общая характеристика мониторинга метапредметных УУД в начальной школе с точки зрения уровня требований и числа отслеживаемых умений (показателей мониторинга) представлена в табл. 1.

Таблица 1

Характеристика мониторинга УУД

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Количество показателей мониторинга

8

13

Более 20

Более 20

Вид диагностируемых УУД: 1-я группа – универсальные способы,

2-я группа – элементы учебной деятельности

1-я группа

1-я группа

1-я и 2-я группы

1-я и 2-я группы

Требования к уровню сформированности УУД

Действие по образцу

 (2 вида диагностиче-ских заданий)

Действие по образцу

 (3 вида диагностиче-ских заданий)

Выполнение на основе подводящих вопросов и реализация в учебной деятель-ности

Выполнение на основе подводящих вопросов, усвоенного алгоритма и реализация в учебной деятель-ности

(Слайды № 6-8)    В 1 классе проводятся  две диагностические процедуры: в сентябре – методика «Школьный старт», позволяющая поставить педагогические задачи на адаптационный период.

        Каждый ребенок работает в своей личной рабочей тетради.

 Специальные диагностические упражнения позволяют выявить те умения, которые помогают детям справляться с учебными заданиями в начале 1 класса.   Задания выстроены        на основе  цветных рисунков, что облегчает  их восприятие ребенком. 

 (Слайд №9) Диагностика педагогической готовности проводится в сентябре 1 класса, в течение третьей и четвертой недели обучения детей в школе. Задания можно предъявлять ежедневно, в начале 2 и 3 уроков в течение 5-10 минут. Желательно не проводить диагностику в пятницу, а также на первых и последних уроках любых рабочих дней.

Результаты диагностики должны быть получены педагогом не позднее начала октября, иначе их ценность будет существенно снижена, а время для «настройки» учебного процесса на актуальный уровень готовности детей к обучению - безнадежно упущено.

Очень важно провести все задания, представленные в рабочей тетради, так как обработка результатов предполагает выведение общего балла и его качественную интерпретацию.

В методических рекомендациях к рабочим тетрадям  доступно описаны диагностические задания, их характеристика и даны подробные рекомендации по их  проведению и оценке.

Обработка результатов выполнения заданий осуществляется на основе таблиц «Оценка», которые содержатся в описании каждого задания.

(Слайд № 10) Баллы заносятся в сводную таблицу.

В итоге мы получаем диагностические данные на конкретного ребенка и в целом на класс.

(Слайд № 11) Далее в этом же учебном году в апреле проводится первый мониторинг метапредметных УУД на основе УМК «Учимся учиться и действовать» для 1 класса.  На основе анализа данных оценивается успешность работы за прошедший период и ставятся  задачи работы с учащимися на предстоящий год.

 Затем процесс формирования УУД отслеживается ежегодно, по этой же методике, но уже ориентированной на учащихся 2, 3 и 4 классов.

     (Слайды № 12 - 13) Учебно-методический комплект  «Учимся учиться и действовать» является продолжением программы «Школьный старт» и представляет собой программу педагогического мониторинга развития универсальных учебных действий учащихся 1–4 классов. В программе реализуется комплексный психолого-педагогический подход к отслеживанию и оценке процесса развития ребенка с первых недель его обучения в начальной школе и до конца 4 класса.

В качестве основного инструмента в мониторинге используются специально разработанные диагностические задания предметного или межпредметного характера. Задания составлены на материале четырех предметов: русский язык, математика, технология, окружающий мир.

(Слайды № 14 - 16) Все диагностические задания для одного класса сгруппированы в единую рабочую тетрадь. Для повышения мотивации учащихся в работе с диагностическими заданиями и для создания ситуации погружения в деятельность разработаны сюжетные темы для каждой рабочей тетради. Для 1 класса это тетради – «перевертыши».

(Слайды № 17 - 21) Рабочая тетрадь для 2 -4 классов представлена в двух вариантах.

Мониторинг проводится в три этапа.

Первый этап – планирование. На этом этапе педагог планирует сроки и конкретный режим мониторинга. Его необходимо провести в течение апреля, при этом возможны два варианта организации работы.

Первый вариант предполагает выделение на проведение мониторинга специальных уроков.

Второй вариант заключается в том, что в течение четырех недель учитель раз в день выделяет на своих уроках по 12–15 минут на выполнение заданий одного модуля. Дробить задания модуля ни в коем случае нельзя. Рекомендуется для проведения мониторинга выделять время на втором-четвертом уроках со вторника по четверг  включительно. Также желательно предлагать задания в начале выбранного урока.

Второй этап – диагностика уровня сформированности метапредметных УУД. На этом этапе педагог организует выполнение учащимися заданий в классе во время урока. В ряде случаев рекомендуется индивидуальное выполнение учеником заданий мониторинга. Для получения качественной диагностической информации важно соблюсти «чистоту» процедуры: педагогу необходимо четко следовать рекомендациям, которые даны в описании каждого задания.

Порядок работы с диагностической тетрадью

1. Педагог раздает детям тетради в соответствии с тем вариантом, который будет выполнять ребенок.

    (Слайды № 22-23)  2. Вначале педагог знакомит детей с тетрадью. Она содержит: обращение к обучающимся, объяснение основных терминов и понятий, блок тренировочных заданий для знакомства с основными инструкциями, модули диагностических заданий в виде историй (1 – 2 классы) или наблюдений (3 – 4 классы), диагностические уроки (3 класс – 2 урока, 4 класс – 2 сдвоенных урока). 

(Слайд № 24)  3. Педагог обращает внимание на то, что в тетради есть лист и словарь юного испытателя мыслескопа (3 – 4 классы). Выполняя задания, можно встретить слова, помеченные звездочкой (*). В этом случае необходимо обратиться к словарю.

4. Педагог вместе с учениками выполняет задания вводной (тренировочной) части, подробно разбирая каждое из них и отвечая на все вопросы учащихся.

 5. Все задания мониторинга (за исключением вводной части) учащиеся читают и выполняют самостоятельно. Педагог оказывает только стимулирующую помощь! (например, «Прочитай задание еще раз! «Будь внимателен!» и т.д.).

6. Некоторые задания представлены в тетради на двух - четырех страницах. Педагог обращает внимание учащихся на то, где в таком случае нужно искать продолжение задания.

(Слайд № 25 - 26)  7. Каждое «наблюдение, история», содержащее задания А, Б и В, выполняется полностью от начала и до конца. Дробить задания на части и переносить выполнение на другой день нельзя.

 8. Некоторые «наблюдения» содержат задания на внимательность. Они необязательны для выполнения и предназначены прежде всего для тех детей, которые работают быстрее остальных. Результаты выполнения этих заданий в мониторинге не учитываются.

9. Тетради раздаются учащимся только на время непосредственной работы в ней и собираются сразу после ее окончания. Тетрадь хранится у учителя.

 10. Задания мониторинга носят рефлексивный характер. Это непростая деятельность для учащихся. Для того чтобы сохранить мотивацию к мониторингу, необходимо в день проводить не больше двух «наблюдений».

Третий этап – обработка и анализ результатов. Первичная обработка результатов осуществляется в специальных бланках, которые представлены в рабочей тетради. Для каждого модуля заполняется отдельная таблица с «первичными» баллами. Перед тем как ученики приступят к выполнению заданий, листы первичной обработки результатов необходимо извлечь из тетрадей, подписать их и хранить отдельно.

 Для каждого  умения, вошедшего в мониторинг заполняется отдельная мини-таблица, в которой суммируются результаты выполнения двух диагностических историй. После этого суммируются баллы, полученные в результате выполнения заданий А, Б и В по двум историям. Эти результаты записываются в строке «Сумма» («Ë»). Затем в строке «Общая сумма» («Ë общ») вычисляется сумма баллов, набранных учащимся по всем шести заданиям, относящимся к данному умению.

(Слайд № 27) Пример заполнения мини-таблицы

      задание

история

А

Б

В

3

1

1

1

16

1

1

0

Ё

2

2

1

Ё общ.

5

Важно отметить, что эти бланки могут понадобиться и в последующие годы для сравнения результатов мониторингов, проводимых в классе.

(Слайд № 28) Таблицы по каждому модулю и сводные электронные таблицы размещены также на сайте www.zankov.ru, и учитель может работать с ними в электронном виде. После выполнения учащимися всех заданий итоговые баллы переносятся в сводные таблицы. Анализ результатов осуществляется как на основе индивидуальных листов первичной обработки результатов, так и на основе сводных таблиц.

(Слайд №29)  Успехов в проведении мониторинга!

Спасибо за внимание!