Мастер- класс «Технология развития критического мышления младших школьников».
методическая разработка на тему
Основная цель моей педагогической деятельности- помочь ребенку развить его способности, сделать процесс обучения увлекательным и интересным. В связи с этой целью я поставила перед собой такие задачи: используя разнообразные методы обучения, в том числе и игровые, систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления, настойчиво стимулировать процессы перестройки, переключения, поисковой активности; учить детей рассуждать, гибко подходить к проблемам, не зубрить, а мыслить, самим делать выводы, находить новые, оригинальные подходы, получать изящные результаты, красивые решения, чтобы ощутить удовольствие от обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-_klass_amirovoy_f.g.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МАСТЕР- КЛАСС
Амировой Фании Гадильяновны, учителя начальных классов высшей квалификационной категории Озерной СОШ.
Тема мастер- класса: «Технология развития критического мышления младших школьников».
Цель мастер- класса: ознакомление участников семинара с применением технологии «Развитие критического мышления».
План
1 | Презентация педагогического опыта. | Ознакомление с технологией «Развитие критического мышления». |
2 | Система работы. | Описание методов и приемов работы. |
3 | Имитационная игра. | Демонстрация приемов работы по технологии развития критического мышления. |
4 | Моделирование. | Самостоятельная работа рабочей группы по разработке собственной модели с использованием демонстрируемой технологии. |
5 | Рефлексия. | Обсуждение результата совместной деятельности. Методический прием Синквейн. |
Технология развития критического мышления младших школьников.
Глубокие перемены, происходящие в современном образовании, выдвигают в качестве приоритетной проблему использования новых технологий обучения и воспитания. У учителей есть возможность выбрать методы и технологии обучения, которые, по их мнению, наиболее оптимальны для построения и конструирования учебного процесса.
Основная цель моей педагогической деятельности- помочь ребенку развить его способности, сделать процесс обучения увлекательным и интересным. В связи с этой целью я поставила перед собой такие задачи: используя разнообразные методы обучения, в том числе и игровые, систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления, настойчиво стимулировать процессы перестройки, переключения, поисковой активности; учить детей рассуждать, гибко подходить к проблемам, не зубрить, а мыслить, самим делать выводы, находить новые, оригинальные подходы, получать изящные результаты, красивые решения, чтобы ощутить удовольствие от обучения.
Я применяю в своей педагогической деятельности технологию «Развитие критического мышления». Цель ее состоит в развитии мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни ( умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений). Говоря иначе данная технология способствует реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании школьников.
Понятие критическое мышление появилось гораздо раньше понятия технология развития критического мышления. Термин критическое мышление употребляется в работах Дж. Брунер, Л.С. Выготского, Ж. Пиаже, А.И. Липкина.
Сегодня в научных источниках можно найти разные определения термина критическое мышление. Так Дж. Браус и Д.Вуд определяют критическое мышление как разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. По их мнению, это поиск здравого смысла, т.е. того, как объективно рассудить и логично поступить с учетом своей точки зрения и других мнений, а также умение отказаться от собственных предубеждений.
По мнению российских педагогов, характерными особенностями критического мышления являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений.
Применение технологии «Развитие критического мышления» позволяет развивать познавательные способности и познавательные процессы личности: разные виды памяти (слуховой, зрительной, моторной), мышление, внимание, восприятие. Также развитие критического мышления направлено на удовлетворение потребностей личности в уважении, самоутверждении, общении, игре и творчестве.
Основу технологии составляет трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.
Задача первой фазы урока (вызов) – не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания, создать ассоциации по изучаемому вопросу, что станет активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы.
На фазе осмысления (реализации замысла) идет непосредственная работа с информацией. Важно, что приемы и методы технологии развития критического мышления позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным.
На заключительной фазе урока, названной рефлексия (размышление), информация анализируется, интерпретируется и творчески перерабатывается.
Опыт показывает, что моделировать урок в той или иной технологии не просто.
Учителями используются различные приемы и методы обучения, которые способствуют развитию личности ребенка. Остановимся на тех, которые нашли свое отражение в технологии развития критического мышления и используются мною в практике преподавания.
- Чтение с остановками.
Данный прием удачно вписывается в уроки чтения. Он также используется и во внеклассной работе.
Материалом для его проведения служит повествовательный текст. В начале урока учащиеся по названию текста определяют, о чем пойдет речь в произведении. В основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета.
Задача учителя: найти в тексте оптимальные места для остановки. Данный прием способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.
- Синквейны.
Синквейн – прием технологии развития критического мышления, на стадии рефлексии. Это средство творческого самовыражения. Синквейн подготавливает к краткому пересказу, учит формулировать идею (ключевую фразу), обогащает словарный запас, позволяет почувствовать себя хоть на мгновенье творцом; получается у всех..
В переводе с французского слово синквейн означает пять. В данном случае речь идет о работе, состоящей из пяти этапов. Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Правила написания синквейна таковы:
- на первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
- на второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
- на третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
- на четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме. Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.
- пятая строчка – это слово- резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме.
Организационные формы работы с синквейнами:
- самостоятельно при выполнении домашней работы;
- самостоятельно на практическом занятии;
- в составе малой группы с последующим конкурсом на лучший синквейн, составленный по выбранной теме;
- в составе учебной группы при участии преподавателя, выступающего в качестве ведущего, помогающего группе составить синквейн;
- при выполнении контрольного задания на составление синквейна, написание рассказа по синквейну или определение темы неполного синквейна.
Рассмотрим возможности использования данного приема на уроке чтения.
При прохождении учебного материала из раздела «Русские народные сказки» предлагаем определить значение слова сказка на основе составления синквейна.
Учащиеся размышляют следующим образом:
1 | Имя существительное, выраженное одним словом. | Сказка. |
2 | Описание темы именами прилагательными. | Волшебная, бытовая. |
3 | Описание действия. | Читать, пересказывать, учить. |
4 | Фраза, выражающая отношение автора к теме. | Сказка – ложь, да в ней намек. |
5 | Слово – синоним. | Фантазия, выдумка. |
Составляя синквейн, учащийся реализует свои личностные способности: интеллектуальные, творческие образные и т.п. Правильно составленный синквейн имеет ярко выраженную эмоциональную окраску.
Умение учащегося составлять синквейны по той или иной теме свидетельствует о степени владения учащимся учебного материала этой темы, в частности, является показателем того, что учащийся:
- знает содержание учебного материала темы;
- умеет выделять наиболее характерные особенности изучаемого явления, процесса;
- умеет применять полученные знания для решения новой для него задачи.
Образцы синквейнов, составленных учащимися:
Каникулы Весна
Веселые, интересные. Солнечная, долгожданная.
Гулять, познавать, отдыхать. Просыпается, цветет, распускается.
Я люблю весенние каникулы. Весною природа очень красива.
Интересно. Радость.
- Прием «Верите ли вы, что…».
Класс делится на две команды. Одна команда высказывает Фантазийные предположения, а другая анализирует их.
- Логическая цепочка.
После чтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данный прием помогает при пересказе текстов.
- «Мозговой штурм»
Эта перспективная форма учебной деятельности применима к любым возрастам. Нет школьного предмета, на котором проведение мозгового штурма было бы нецелесообразно. Если, конечно, учителю интересно развивать творческие способности учеников.
Немного истории, или легенда о торпеде.
Никому не пожелаешь побывать в переделке типа той, в которую попал американец Алекс Осборн. Представьте себе: Вторая мировая война, в открытом океане караван грузовых судов. И так уж случилось, что в какой- то момент они остались без охраны. И вдруг радиотелеграмма: будьте внимательны – в вашем районе действует немецкая подводная лодка. Алекс – он был капитаном одного из этих кораблей – живо себе представил: вот показывается перископ подлодки, а вот и торпеда, оставляя за собой мелкие буруны, мчится прямо в борт. Что делать? Задача, казалось бы, неразрешимая.
И тогда капитан вспомнил практику, к которой в затруднительных положениях прибегали еще средневековые пираты. Выстроилась на палубе вся команда, и все, начиная с младших матросов, отвечали только на один вопрос: как спастись в ситуации торпедной атаки? Можно говорить все, что только придет в голову! – а вдруг чья- то «дикая» идея послужит ключиком к решению проблемы…
Например, повар подал такую идею: давайте все выбежим на борт и одновременно подуем на торпеду. Глядишь, и сдуем ее с курса – мимо пройдет…
Им повезло. Подлодка не появилась. Но после войны Осборн вспомнил этот случай и однажды в компании друзей решил проанализировать ситуацию. Вспомнил и предложение повара. И спокойный анализ показал, что абсурдная идея кока привела к настоящему решению! Конечно, «мощным дувом» торпеду не повернешь, как щеки не напрягай. Но зато ее можно немного притормозить и сбить с курса струей корабельной помпы, которая есть на каждом судне. Конечно, успех не гарантирован – но когда на карту поставлена жизнь, стоит попытаться…
Почему бы не использовать такой способ поиска новых идей в мирной жизни? В 1953 году бывший капитан Алекс Осборн выпускает книгу «Управляемое воображение». С нее- то и началась популяризация мозгового штурма в Америке, а затем и в других странах.
Основная цель учебного мозгового штурма – это развитие творческого стиля мышления. А теперь перечислим дидактические ценности учебного мозгового штурма:
- это активная форма работы, хорошее дополнение и противовес репродуктивным формам учебы;
- учащиеся тренируют умение кратко и четко выражать свои мысли;
- участники штурма учатся слушать и слышать друг друга, чему особенно способствует учитель, поощряя тех, кто стремится к развитию предложений своих товарищей;
- учителю легко поддержать трудного ученика, обратив внимание на его идею;
- наработанные решения часто дают новые подходы к изучению темы;
- учебный мозговой штурм вызывает большой интерес учеников, на его основе легко организовать деловую игру.
Мозговой штурм позволяет снять психологическую инерцию и получить максимальное количество новых идей в минимальное время. Данный метод позволяет не только активизировать младших школьников и помогает разрешить проблему, но также и формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребенка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.
При проведении мозгового штурма запрещается любая критика (словесная, жестовая, мимическая) и поощряется любая идея, даже шуточная или явно нелепая. Необходимость в использовании данного метода может возникнуть незапланировано при решении какой- либо задачи (бытовой или сказочной), во время игры- занятия, при обсуждении какого- либо поступка, случая или события из художественного произведения.
Особенность мозгового штурма заключается в том, что ученики сами по ходу обсуждения корректируют высказанные идеи и анализируют их.
Для того, чтобы выступление во время «мозгового штурма» было корректным, существует ряд правил:
- на обдумывание и высказывание своих мыслей отводится 2-3 минуты;
- высказывание нельзя сразу критиковать и оценивать;
- все ответы фиксируются на доске;
- записанная на доске информация анализируется;
- совместно отбираются наиболее оптимальные решения.
Я применяю метод мозгового штурма в урочное и внеурочное время, предлагая школьникам разнообразные задания.
Задание 1. Сгорело деревянное строение на берегу реки в лесу. Откуда пришел огонь?
В результате мозгового штурма мы получили следующие ответы: подожгли дети; курящий мужчина бросил спичку или не потушил сигарету; туристы не потушили костер; ударила молния.
Задание 2. «Остров».
- Представьте себе, что произошло кораблекрушение и вы чудом оказались на необитаемом острове в южных широтах океана. Что необходимо делать, чтобы выжить?
В ходе мозгового штурма ученики решили, что необходимо: построить жилье, охотиться, ловить рыбу, охранять лагерь и т.д.
Обобщая все вышеуказанное, можно сделать вывод, что технология развития критического мышления и ее основные методы и приемы обеспечивают развитие мышления, формирование коммуникативных и творческих способностей. Данная технология отвечает целям образования на современном этапе, вооружает ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения, самообразования и конструирования собственного образовательного маршрута.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет. Технологии «Развитие критического мышления младших школьников на уроках литературного чтения»
«Что же такое критическое мышление?»: Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы осуществлять планом...
презентация для выступления на педагогическом совете школы по теме:" Технология развития критического мышления младших школьников"
Презентация была создана для выступления на педсовете. Изучали инновационные педтехнологии, каждое мо готовило свою технологию и варианты применения....
Технология "Развитие критического мышления младших школьников"
Технология развития критического мышления предполагает структуру урока, состоящую из трёх этапов:- стадии вызова;- смысловой стадии;- стадии рефлексии.В работе описаны приёмы технологии "Развитие крит...
Технология развития критического мышления младших школьников
Развитие технологии критического мышления младших школьников на уроках литературного чтения...
Выступление на семинаре по теме: «Технология развития критического мышления младших школьников»
Данная технология направлена на развитие ученика, основными показателями которого являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений....
Лагутина Юлия Сергеевна "Мастер-класс по теме: «Использование технологии развития критического мышления младших школьников И.В. Муштавинской»
Данная технология появилась в российском образовании в 1997 году Её авторы – американские ученые Ч. Темпл, К. Мередит, Д. Стилл. Особенность технологии – работа с информацией ...
Использование технологии развития критического мышления младших школьников на занятии в ГПД
Статья об использовании технологии развития критического мышления младших школьников на занятии в ГПД. Краткое описание технологии ТРКМ, информация о важности развития познавательного интереса у ...