ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
консультация на тему

Общепедагогические технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_ikt_v_nachalnoy_shkole.docx19.37 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ИКТ в начальной школе

    Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу.

Появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения. И наконец, обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся. Объединение в компьютере текстовой, графической, аудио-видеоинформации, анимации резко повышает качество преподносимой школьникам учебной информации и успешность их обучения.

    Можно утверждать, что грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует:

- активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;

-   достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе;

-   развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровня комфортности обучения;

-    снижению дидактических затруднений у учащихся;

-  повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного мышления школьников, формирование информационно-коммуникационной компетенции;

-   приобретение навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности.

 Организация уроков с компьютерной поддержкой.

Каждый компьютерный урок является, в принципе, интегрированным - на нем помимо задач предметных решаются задачи курса информатики. Уроки с использованием компьютера проводятся наряду с обычными занятиями, где возможно и целесообразно использование компьютеров для решения частных задач урока, чтобы ребенок глубже понял, прочувствовал тему урока, творчески проявил себя.

 Типы уроков с использованием ИКТ.

Практика проведения уроков с использованием ИКТ способствует совершенствованию и активизации учебного процесса, созданию положительной мотивации у учащихся к выполнению умственных и практических действий (в результате чего происходит формирование тех или иных специфических умений); развитию внимания и тактильной памяти, левополушарной и правополушарной симметрии, а так же развитию духовности человека, стимулирует познавательную активность.

Основными типами уроков, используемыми в процессе обучения с информационной поддержкой, являются:

·         комбинированный урок,

·         урок – контроль и коррекции,

·         урок совершенствования знаний и умений

Уроки с компьютерной поддержкой при обучении детей  начальной школы предполагают 3 формы обучения:

·         фронтальная форма;

·         групповая форма;

·         индивидуальная форма обучения.

При активном использовании ИКТ достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.

Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет:

·        развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;

·        овладевать практическими способами работы с информацией;

·        развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;

·        активизировать познавательную деятельность учащихся;

·        проводить уроки на высоком эстетическом уровне; индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.

Компьютер позволяет учителю значительно расширить возможности предъявления разного типа информации. При дидактически правильном подходе компьютер активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, развивает воображение и фантазию.

Практическая реализация способов оптимизации учебного процесса при использовании средств ИКТ.

 В своей работе я использую готовые электронные ресурсы,  сама составляю электронные приложения к уроку, к отдельным темам, составляю тестовые задания по отдельным темам, использую ИКТ для оформления исследовательских работ, составления презентаций, провожу  уроки с использованием интерактивной доски.

 При объяснении нового материала информацию, появляющуюся на экране - комментирую, по необходимости сопровождаю дополнительными объяснениями и примерами. Применяю ИКТ при подготовке и проведении нетрадиционных форм урока.

 Я подбираю презентации к  разным урокам, по разным темам, нахожу в Интернете, делаю сама. Урок от этого становится интереснее. Материал, традиционно трудно усваиваемый, при использовании электронных приложений к урокам, тестов, у ребят вызывает интерес к предмету, и углубляются знания по предметам. Элементы методики преподавания предметов с использованием ИКТ могут быть такими:

1.     Создание "проблемных ситуаций" в процессе изложения учебного материала.

2.     Виды занятия:

- рассказ,

- беседа,

- электронные и печатные материалы.

3.     Оценка качества усвоенных знаний на занятиях в форме тестирования, тест – опрос.

4.     Материал урока должен быть разбит на чёткие, законченные части, логично соединённые друг с другом. 

Продуктивность таких уроков очень высокая. Компьютер формирует навыки рационального запоминания материала. Учащимся легче запомнить трудный материал с помощью схем и таблиц, в которых кратко и наглядно показан изучаемый материал.    

    В своей работе использую  компьютер как:

- индивидуальное средство обучения;

- средство организации контроля усвоения учебного материала, мгновенного оценивания успехов учеников и получения информации о затруднениях, испытываемых учениками на уроке;

- интерактивную  доску на каждом этапе урока: при объяснении нового материала, закреплении и повторении.

     В начальных классах на уроках математики провожу тестирование по целому ряду тем:

- «Табличное  и внетабличное сложение и вычитание»,

- « Вычислительные навыки»,

- « Скорость счета»,

- «Табличное и внетабличное умножение и деление».

- « Приемы устных вычислений»,

-  « Решение текстовых задач».

    При условии систематического использования информационных технологий в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения можно значительно повысить эффективность обучения. В рамках оптимального использования средств ИКТ для обучения разным предметам можно выделить следующие возможности практической реализации способов оптимизации учебного процесса при использовании средств ИКТ:

·        комплексное решение образовательных, воспитательных и развивающих задач;

·        постановка каждому обучающемуся (за счет возможностей, предоставляемых средствами ИКТ) конкретных задач в зависимости от его способностей, мотивации, уровня подготовки;

·        применение различных типов электронных средств учебного назначения, активизирующих учебную деятельность;

·        частичное освобождение учителя от выполнения информационной, тренировочной, контролирующей функций;

·        формирование у обучаемых навыков самостоятельного овладения знаниями, развитие навыков поиска, сбора и обработки информации в сети Интернет;

·        стимулирование положительной мотивации учения за счет интегрирования всех форм наглядности, осуществления учебной деятельности с немедленной обратной связью и развитой системой помощи.

Таким образом, внедрение новых информационных технологий в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для познавательных процессов и развития индивидуальных качеств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование ИКТ в начальной школе"

Использование мультимедийных технологий на уроках в начальной школе...

Использование ТРКМЧП в начальной школе

В презентации раскрываются некоторые приёмы технологии развития критического мышления через чтение и письмо....

Использование возможностей УМК «Начальная школа XXI века» для создания здоровьесберегающей среды в начальной школе.

Проблема сохранения здоровья ребёнка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю, так как возникла с момента организации систематического обучения детей в России. ...

Обобщение опыта работы по теме "Использование ИКТ в начальной школе".

Главная цель внедрения ИКТ - появление новых видов учебной деятельности. Новые информационные технологии обучения - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления ко...

Мастер-класс "Использование ИКТ в начальной школе"

Предлагаю вашему вниманию мой первый мастер-класс по теме "Использование ИКТ в начальной школе".В новом  тысячелетии  мы вступили в так называемую «информационную эпоху». Она ставит пе...

Использование ИКТ в начальной школе

В статье я делюсь опытом работы по теме "Использование ИКТ в начальной школе"...