Определение сущности и содержания игровых технологий
статья на тему
определение сущности и содержания игровых технологий с целью повышения результативности их применения в учебном процессе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opredelenie_sushchnosti_i_soderzhaniya_igrovyh_tehnologiy.docx | 22.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Определение сущности и содержания игровых технологий.
Современное российское образование должно готовить людей новой формации, которые органично вольются в современное общество, оказавшееся в самом сердце проблем, имеющих непосредственное отношение к развитию общества и личности. Поэтому развитие у ребенка талантов, творческого потенциала, социальной ориентированности, а главное, умения учиться и ориентироваться в море информации, становится приоритетным направлением педагогической работы.
Игра является способом обучения, воспитания, трансляции навыков от взрослого человека ребенку. Ее применение для этих целей имеет многовековую историю. Сфера применения игры в народной педагогике обширна. Она используется в образовательном и воспитательном процессе начиная с дошкольных, заканчивая профессиональными образовательными учреждениями. Несмотря на достаточно большую педагогическую историю и доказанное преимущество игры, ее применение до недавнего времени в процессе обучения было несколько ограничено. Современная школа ориентируется на активизацию и повышение результативности учебного процесса. Применение игровой технологии становится оптимальным в следующих случаях: как спецтехнология для овладения представлениями о новой теме, разделе учебного предмета; как полный урок или его отдельный компонент; как метод внеклассной работы. Педагогическая игра отличается от игры вообще. Специфическими знаками отличия педагогической игры становятся отчетливо определенная обучающая (либо воспитывающая) цель, анализ и подведение итогов данной игры. Формулирование места, роли игры в учебном процессе, определение ее структуры, элементов, приемов учения являются итогом осмысления педагогом систематизации, назначения учебных игр. Своеобразие игровой педагогической технологии в существенной мере выражает игровая сфера. Различие между играми основывается на наличии (или отсутствии) игровых предметов, места игры (настольная, комнатная, уличная), применения технических устройств (компьютерная, с применением технических средств обучения).
Развивающие педагогические игры имеют основную отличительную черту. Они могут связать воедино основной принцип обучения – принцип доступности (обучение от простого к сложному) – и не менее важный принцип творческой деятельности – самостоятельное обучение в силу своих возможностей. Школьники младших классов имеют непосредственное восприятие, легкое принятие образов. Эти дети непринужденно вступают в игровое взаимодействие, умеют образовывать игровую группу и совершать в ней игровые манипуляции. Эффективность педагогических игр обусловлена систематичностью их использования педагогом, а также адресностью игр и их комбинирования с дидактическими упражнениями. Педагогическая игра конструируется как единая структура, которая может представлять собой как отдельную часть обучающего процесса, имеющую общую сущность, цель, сюжет и роли. В этом процессе игровая ситуация прогрессирует совместно с содержанием образовательного процесса, содействует стимулированию учебного процесса, освоению учебного материала учениками. Разработка комплекса педагогических игр является одним из направлений работы педагога. Наравне с обучением и трудовой деятельностью игра обозначается как один из основополагающих видов человеческой деятельности, как чудесное явление человеческого бытия. Игра дает возможность осуществлять обучающую, воспитывающую, социализирующую деятельность в ситуациях, наиболее приближенных к реальным жизненным обстановкам. Это позволяет ребенку воссоздать и усвоить социальный навык наиболее результативно.
Многие русские и зарубежные педагоги разрабатывали теорию игровой технологии. Научные труды Ушинского К. Д., Блонского П. П., Рубинштейна С. Л., Эльконина Д. Б., Фрейда З., Пиаже Ж. и других ученых определяют и аргументируют место и необходимость игры в онтогенезе человека, в процессе становлении его личности, в формировании основных психических функций человека, в становлении процессов саморегулирования и самоуправления, в ходе восприятия и применения человеком социальных навыков.
Конструкция игры состоит из этапов постановки цели (задачи), планирования, достижения цели (решения задачи), анализа хода и результативности игры, и подведения итогов данной деятельности.
Оправданность и аргументированность игровой деятельности гарантируется ее произвольностью, необязательностью, вероятностями выбора и соревновательными составляющими. А также удовлетворением потребностей, самоутверждением и самореализацией. Конструкция игры состоит из игровых ролей, игровых действий, направленных на их воссоздание, применение игровых предметов (возможное использование условных предметов), взаимодействия игроков, сюжета игры.
Игра является способом обучающего взаимодействия в условиях реальной или проектируемой действительности. Ее основной задачей становится воспринимание и применение социального навыка ребенком с тем, чтобы совершенствовать регулятивные функции его личности, характера. Все игры имеют базовые установки. Игра должна проходить без принуждения и быть направлена на достижение удовлетворения от своей деятельности, от взаимодействия. В игре необходимо наличие творческого потенциала, позволяющего ребенку фантазировать, развивать свой созидательный потенциал. Противоборство, конкуренция, эмоциональный взрыв усиливают результативность педагогической игры. В игре необходимо присутствие обязательных правил, регулирующих деятельность, сюжет, время ее проведения. Игровая функция – это ее многообразная полезность. Все игры полезны. Все педагогические игры имеют особенно значимые функции.
Социокультурное предназначение игры. В данном случае игра позиционируется как мощнейший метод процесса социализации. Он состоит из общественно-контролируемых процессов целеустремленного воздействия на ход развития личности ребенка, усвоение познаний, критериев, норм социума, окружающего ребенка. Социокультурное предназначение педагогической игры обозначает связь между процессом социализации человека, процессом его образования и воспитания, а также введением ребенка в общественное окружение.
Функция межнационального общения. Сущность игры многонациональна и в то же время международна, общечеловечна. Игра предоставляет ребенку вероятность моделирования различных жизненных обстановок, возможностей выхода из конфликтных ситуаций без взрыва негативных эмоций. Игра учит многообразию эмоций во взаимодействии с окружающими.
Функция самореализации ребенка посредством игры. Данная функция является одной из самых важных. Игра позволяет человеку показать себя как личность, открыть новые черты характера. Здесь главенствует процесс игрового взаимодействия, роли, сюжет. Итог, соперничество, конкуренция отходят на второй план. Игра становится площадкой для самореализации, самоутверждения человеческой личности. Личностный опыт непрерывно встраивается в игровую обстановку, с целью выявления недостатков характера, личностных качеств и способов их устранения.
Коммуникативная функция игры. Игра есть действие коммуникации общения, однако их сущность в некотором смысле надумана, подчинена игровым правилам и определениям игровых ролей. Игра становится проводником ребенка в мир человеческих взаимоотношений. Всякий игровой социум – это группа, коллектив, являющийся для ребенка системой и обучением общению одновременно. Отсутствие взаимодействия между объектами и субъектами игры, взаимопонимания, системы уступок делает игру совершенно невозможной.
Диагностическая функция педагогической игры. Сущность процесса диагностики состоит в определении, в установлении диагноза. Прогнозируемость игры более существенна, чем у какой-либо другой человеческой деятельности. Это происходит потому, что ребенок, как правило, действует в игре, максимально аккумулируя свои способности и личностные качества, стимулирует процесс самовыражения.
Терапевтическая (лечебная) функция игры. Форсирование разных сложностей в процессе развития личности и взросления человека становится возможным именно в процессе игр. Эльконин Д. Б. писал, что результат игровой терапии тесно связан с установлением новых общественных отношений. И эти отношения наиболее оптимально раскрываются в ходе ролевой игры. Возможность установления и отработки новых социальных связей, в которых ребенок находится рядом с взрослыми или со сверстниками и основанных на воле, свободе выбора, становится положительным терапевтическим результатом.[1]
Коррекционная функция игры. Коррекция психологических функций личности основывается на принятии правил и сюжета игры участниками. Немаловажным в этом процессе является и усвоение, и воспроизведение не только возложенных на ребенка ролей, но и знание сущности ролей партнеров по игре, объединенных правилами. Наибольший коррекционный эффект педагогические игры оказывают на детей с отклоняющимся поведением. Они помогают ребенку совладать с эмоциями, способными разрушить социальные взаимосвязи в коллективе.
Развлекательная функция игры. Веселье – это стремление к многообразию. Развлекательная функция педагогической игры направлена на конструирование выгодного, дружественного микроклимата, душевного благополучия как факторов защиты ребенка, то есть регулирования и упрочения личности, исполнения ступеней ее притязаний.
Игра является тренингом профессиональной, социальной, семейной жизни, тренингом человеческих отношений. Обучение игрой ненавязчиво, незаметно, но очень результативно. Обычно в школе источником знаний представляется учитель. Процесс обучения строится в виде монолога, диалога. Игра скрывает свой источник знания, делает неявным обучаемое лицо. Процесс обучения строится на игровых действиях, учатся и учат все участники игры в результате активного взаимодействия друг с другом.
Педагогические игры – это довольно большая категория способов и приемов координации педагогического процесса. Эта категория игр достаточно разновидна по дидактическим задачам и целям, по организационной структуре, по возрастному дифференцированию, по особенностям строения и содержания. Функции и систематизация педагогических игр определяют роль и место игровой технологии в процессе обучения и воспитания. Селевко Г. К. систематизировал педагогические игры по некоторым тезисам.[2]
Один из вариантов классифицирования педагогических игр опирается на физические, умственные, трудовые, общественные и психологические виды деятельности ребенка. Характер педагогического воздействия диктует разделение игр на обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические и так далее. Особенности характера игровой методики делают возможным деление педагогических игр на предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизации. Возможно деление дидактических игр на основе предметности процесса обучения. Игровая ситуация, окружение осуществляет градацию педагогических игр на игры с предметами, настольные, уличные, компьютерные и так далее.
Одним из превосходств игры является то, что игра неизменно основывается на энергичных действиях участников. Процесс обучения и воспитания, имеющий в своей структуре специально смоделированную игровую ситуацию (педагогическую игру), имеет возможность максимально сосредоточить внимание детей, содействует развитию мотивационной готовности ребенка к обучению. Игровая обстановка становится методом организации детей во время процесса обучения и воспитания, способствует оптимальному взаимодействию детского коллектива (и каждого отдельного ребенка) с педагогом. Внедрение игровой технологии в процесс обучения и воспитания необходимо только при учете следующих нюансов. Принцип неотделимости (органичности) игрового сюжета от предмета образовательной или воспитательной деятельности. В данном случае сюжет игры должен разрабатываться в соответствии с предметным материалом, а не наоборот. Основным положением такого игрового содержания должно стать определение сущности учебного материала, способов применения его в реальной жизни, взаимодействия с ним через игровой сюжет, игровые действия участников.
Принцип соответствия и достаточности (адекватности) предметного содержания. Данный принцип провозглашает, что игровые действия должны стимулировать ребенка на обнаружение и познание отличительных качеств учебного материала, возможность его исследования и запоминания. Однако нередко бывают ситуации, когда педагог сначала подбирает дидактическую игру, а затем на ее основу нанизывает учебный материал. Такой подход к данному процессу взаимодействия процесса обучения и игровой педагогической технологии абсолютно неверен и ошибочен. Его итогом может стать вырабатывание ребенка искаженных познаний об окружающем мире и существе преподаваемого материала.
Принцип интерактивности. Данный принцип ставит своей целью напомнить педагогу, что только независимая, самостоятельная деятельность ребенка позволяет ему сформировать полновесные познания и навыки. Введенная в педагогический процесс игра не должна ущемлять самостоятельность ребенка в выполнении учебных заданий, она должна наоборот стимулировать его творческие, личностные задатки.
Ушинский К. Д. писал, что игра является реальностью ребенка. И эта реальность значительно более увлекательна для него, чем действительность окружающего мира.[3] Эта особенность игры с точки зрения ребенка объясняется тем, что ребенок сам строит свою игровую деятельность, сам проектирует и воссоздает игровые ситуации, роли. В окружающем социуме он несамостоятелен, не имеет возможности решать большинство задач, привязан к взрослым. Игра же дает ребенку ощущение взрослости, дает возможность испытать свои способности, силы, распоряжаться другими участниками игры. Игра становится необходимой, исключительной сферой деятельности ребенка при соблюдении следующих факторов. Автономность, самостоятельность игровой деятельности позволяет ребенку проявлять свое творчество. К сожалению, лишь небольшая часть детей умеет реализовывать свои творческие потребность вне игры.
Игра предоставляет ребенку множество вариантов творческой деятельности: в области межличностных взаимоотношений, в области управления, в области декоративно-прикладного творчества и так далее.
Игра является фундаментальным видом детской деятельности. Ее характерными особенностями становятся свобода и самостоятельность, возможность реализации по инициативе самого ребенка. В игре участвуют все грани личности ребенка: его волевые процессы, познавательные, эмоциональные процессы, его чувства, интересы, потребности. Результат удивителен – личность ребенка претерпевает изменения.
В чем же сущность игровой деятельности? Любая деятельность ценна своей целью, результатом. Говоря об игре можно сказать, что ее цель иногда невидима. Здесь важен сам процесс. Заинтересованность ребенка в ведении игры, в ее процессе становится двигателем прогресса, двигателем самой игры. Игра является авторским процессом. Деятельность вообще может сопровождаться различными эмоциями (как положительными, так и отрицательными). Игра без получения удовольствия, без положительных эмоций невозможна в принципе. Отрицательные эмоции прекращают возможность проведения игры. Мотив игры кроется не в результатах. Игра – необычная деятельность ребенка. Ее мотив заложен в самом процессе игры, в ее действиях. Игра позволяет ребенку реализовать и выразить стороны своей личности. С ее помощью ребенок получает возможность создания своего индивидуального, неповторимого мира. Игра позволяет ребенку достичь положительной эмоциональной стабильности, осуществления своих потребностей, желаний, прежде всего желания управлять предметами, копируя деятельность взрослых. Игра способствует развитию у ребенка воображения, образного мышления. Благодаря этому ребенок получает возможность создания индивидуальных сфер взаимодействия с окружающим миром, позволяющим ему с помощью условных игровых действий упражняться в практической деятельности, пока ему еще недоступной. Здесь ребенок обретает опыт произвольного поведения, учится управлять своей волевой сферой, посредством выполнения правил игры, ограничивая и подчиняя свои желания самой игре.
С помощью игры возможна и диагностика как личности одного ребенка, так и группы в целом. Она делает возможным установление потребностей и желаний ребенка посредством его стремления занять определенную игровую позицию, роль. Игра осуществляет оценочную роль, позволяет развивать, диагностировать, корректировать и оценивать ребенка одномоментно. Игра является мощным стимулирующим средством обучения и воспитания.
Игра делает работу учащихся увлекательной и интересной. Обучая посредством игры, мы учим ребенка не так, как нам, педагогам, удобно представлять учебный материал, а так, как самому ребенку легче, удобнее его воспринять.
[1] Эльконин Д. Б. Психология игры, М.: Педагогика, 1978 г., с. 235
[2] Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – с. 256
[3] Ушинский К. Д. Сочинения: в 11т.-М.-Л.:АПН РСФСР, 1950.- т 8, с. 439
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сущность и содержание исследовательской деятельности младших школьников
В данном материале дано определение исследовательской деятельности младших школьников, раскрыты этапы учебного исследования, раскрыта сущность исследовательских умений в начальной школе....
Теоретические аспекты игровых форм обучения учащихся Сущность понятий «игра» и «игровые технологии»
Игра - понятие многогранное. Существуют различные игры: одни - развивают кругозор и мышление детей, другие - ловкость; ; третьи - конструкторские навыки и т. д. Игры - отличное дополнение к учебному п...
Игровые педагогические технологии. Сущность и содержание.
Современное российское образование должно готовить людей новой формации, которые органично вольются в современное общество, оказавшееся в самом сердце проблем, имеющих непосредственное отношение к раз...
Сущность и содержание игровых технологий
Современное российское образование должно готовить людей новой формации, которые органично вольются в современное общество, оказавшееся в самом сердце проблем, имеющих непосредственное отношение к раз...
СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ИНКЛЮЗИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ИНКЛЮЗИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА...
Конструирование определения понятия по содержанию текста.
Методическая разработка в системе СДО...