Артикуляционная гимнастика для обучающихся с интеллектуальными нарушениями
учебно-методический материал на тему
Учебно-методический материал "Артикуляционная гимнастика для обучающихся с интеллектуальными нарушениями" окажет помощь учителям, воспитателям, родителям на занятиях по развитию речи, психомоторике, самоподготовке, при выполнении домашних заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artikulyatsionnaya_gimnastika.docx | 21.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Артикуляционная гимнастика для детей с интеллектуальными нарушениями
Занятия артикуляционной гимнастикой позволяют детям научиться говорить правильно, четко и красиво.
Артикуляционные упражнения,
основанные на звукопроизношении.
- Сдуваем пёрышко (фу-фу-фу).
- Стук колёс большого поезда (т-т-т), стук колёс маленького поезда (ть-ть-ть).
- Стук часов (тик-так, тик-так).
- Песенка большого мотора (р-р-р), песенка маленького моторчика (рь-рь-рь).
- Песенка большого комара (з-з-з), песенка маленького комарика (зь-зь-зь).
- Песенка большого насоса (с-с-с), песенка маленького насосика (сь-сь-сь).
- Песенка жука (ж-ж-ж).
- Дрожим от холода (в-в-в).
- У врача (а-а-а).
- Девочка кормит цыплят (цып-цып).
- Птенчики (ти-ти-тисс).
- Гусь злится (ш-ш-ш).
- Змея (щ-щ-щ).
- Курочка (ко-ко-ко).
- Кошка (мур-мур)
- Лошадка скачет (цоканье).
- Цыплёнок (пи-пи-пи).
- Гусь (га-га-га).
- Кукушка (ку-ку, ку-ку)
Артикуляционные игры и упражнения,
основанные на воображении и представлении.
- “Футбол” (Играем в футбол – забиваем голы то в левые ворота, то в правые. Нужно ударять язычком по-очереди то в левую щёку, то в правую).
- “Грибок” (Язык представляем в виде гриба. Для этого язычок присасывается к нёбу и удерживается в таком положении. При этом нужно открыть рот как можно шире, не отрывая язычок от нёба).
- “Сладкое варенье” (Облизываем языком сначала нижнюю губу, а потом верхнюю. И так несколько раз).
- “Иголочка” (Превращаем язычок в иголочку. Вытягиваем его вперёд как можно дальше).
- “Часики” (Язычок – стрелочка. Вытягиваем его вперёд и водим им влево – вправо).
- “Толстый – тонкий” (становимся то толстыми, то тонкими. Для этого сначала надуваем губы как можно сильнее, то втягиваем их вовнутрь как можно сильнее).
- “Забор – дудочка” (Сначала растягиваем губы в стороны, показываем зубы. Это забор.Затем вытягиваем губы трубочкой и гудим: “у-у-у”).
Чистоговорки
Чистоговорки – это стихотворные упражнения, направленные на развитие органов артикуляционного аппарата и помогающие отработке произношения какого – то звука при регулярном их повторении. Произносить их целесообразно сначала медленно, чётко артикулируя каждый звук, словно говоришь глухому человеку, который умеет читать по губам. А затем темп следует увеличивать, но не снижая качества произношения.
Чистоговорки, основанные только на повторении отрабатываемых звуков и не несущих смысловой нагрузки:
- Ба-бо-бы – на дворе стоят столбы.
- Бу-бы-ба – из окна торчит труба.
- Жи-жи-жи – здесь живут ежи.
- Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.
- Жу-жу-жу – молоко дадим ежу.
- Же-же-же – дождь пошёл уже.
- За-за-за – уходи домой коза.
- Зу-зу-зу – моем Катю мы в тазу
- Ло-ло-ло – на улице тепло.
- Лу-лу-лу – стол стоит в углу.
- Ма-ма-ма – дома я сама.
- Му-му-му – молока кому.
- Ул-ул-ул – у нас сломался стул.
- Оль-оль-оль – мы купили соль.
- Мы-мы-мы – прочитали мы.
- Ми-ми-ми – поём ноту ми-и-и.
- Ра-ра-ра – Кате спать пора.
- Ры-ры-ры – летают комары.
- Ро-ро-ро – на полу стоит ведро.
- Ри-ри-ри – на ветке снегири.
- Са-са-са – бегает в лесу лиса.
- Су-су-су – было холодно в лесу.
- Ос-ос-ос – на поляне много ос.
- Усь-усь-усь – на лугу пасётся гусь.
- Ри-ри-ри – на ветке снегири.
- Арь-арь-арь – на стене висит фонарь.
- Ча-ча-ча – горит в комнате свеча.
- Чи-чи-чи – сели мы вокруг свечи.
- Чу-чу-чу – я сейчас зажгу свечу.
- Чу-чу-чу – погасить пора свечу.
- Оч-оч-оч – наступила ночь.
- Уч-уч-уч – нас разбудит солнца луч.
- Ща-ща-ща – я несу домой леща.
- Ащ-ащ-ащ – я надела плащ.
- Шу-шу-шу – я письмо пишу.
- Аш-аш-аш – у Марины карандаш.
- Ша-ша-ша – мама моет малыша.
Чистоговорки, имеющие вид обычного детского стихотворения, в котором часто повторяется отрабатываемый звук, несущие в себе обязательную смысловую нагрузку:
- Зачем у маленькой хозяйки
Зелёный зонтик взяли зайки?
Затем, чтоб спрятаться от волка
Под этим зонтиком из шёлка.
- Индюк из города идёт,
Игрушку новую везёт.
Игрушка не простая –
Индюшка расписная.
- Лежат ежи у ёлки,
У ежат иголки.
А внизу, похожие на маленьких ежат,
Шишки прошлогодние на траве лежат.
- Совершил сверчок скачок –
Заскочил он на сучок.
“Не хочу попасть в сачок,
Я не бабочка – сверчок!”
- Щебетал щегол и щёлкал,
Раздувал, как шарик, щёки.
Из пруда глядела щука,
Удивлялась, что за штука.
- Полосатые матрасы
Полоскала дочка Власа.
Полоскала, полоскала,
Полосатой речка стала.
- В небе громко гром гремит –
Громко нам гроза грозит.
Не гремите, не грозите,
Дождём грядки напоите.
- Прорычал медведь в берлоге,
Промолчал сурок в норе,
Прорычали, промолчали –
И проснулись на заре.
Скороговорки
Научитесь произносить скороговорки медленно, но чётко, внятно и без запинок.
Выучите скороговорку наизусть, при заучивании произносите её в обычном темпе.
Научитесь произносить скороговорку быстро, постепенно увеличивая темп.
- Усядемся на пригорке, да расскажем скороговорки.
- Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать
- Всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно.
- Мы будем разговаривать и будем выговаривать.
- Грабли – грести, метла – мести.
- Кукушка кукушонку купила капюшон.
-Надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон.
- На дворе – трава, на траве – дрова.
- У Кондрата куртка коротковата.
- У осы не усы, не усищи. А усики.
- Белые бараны били в барабаны.
- Испугался Рома грома,
Заревел он громче грома.
От такого рёва гром
Притаился за бугром.
- У ежа – ежата, у ужа – ужата.
- Слишком много ножек у сороконожек.
- Говорит попугай попугаю: «Я тебя, попугай, попугаю».
Отвечает ему попугай: “Попугай, попугай, попугай!”
- Цыплята и курица пили чай на улице.
- Мне нравится (1)