ИГРА - СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Решетникова Ирина Михайловна

Феномен и значение игровой технологии состоит в том, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, творчество, терапию, воспитание, труд.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_kak_sredstvo_sotsializatsii.docx22.07 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРА - СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Решетникова Ирина Михайловна,

 ГБОУ «СКОШИ №2», учитель начальных классов, ir.reschetnikowa@mail.ru

Аннотация. Феномен и значение игровой технологии состоит в том, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, творчество, терапию, воспитание, труд.

Ключевые слова. Игра, воспитание, коррекционное обучение, интеллектуальные нарушения.

Коррекционное обучение выступает как условие преодоления или сглаживания некоторых трудностей, возникающих вследствие биологического нарушения; оно лежит в основе формирования личности ребенка, имеющего то или иное отклонение в развитии. Важным фактором в формировании личности ребенка с ОВЗ является не просто комплексное воспитание, а организация педагогического воздействия по принципу целостной системы специального обучения.

Среди множества причин, тормозящих самостоятельное, последовательное становление игры у ребёнка с умственными нарушениями, следует выделить  недоразвитие интегративной деятельности коры головного мозга, приводящие к запаздыванию в сроках овладения статическими функциями, речью, эмоционально – деловым общением со взрослым входе ориентировочной и предметной деятельности.

Пагубно отражается на становлении игры и отсутствии необходимых педагогических условий для развития ребёнка, так называемая депривация, возникающая особенно часто в тех случаях, когда  ребёнок с интеллектуальными нарушениями не посещает дошкольное образовательное учреждение. Будучи лишен необходимого притока свежих эмоциональных впечатлений, дошкольник с интеллектуальными нарушениями получает представление лишь об узком круге лиц, предметов; его жизнь протекает в ограниченных монотонных обстоятельствах. Таким образом, на имеющийся у него органический дефект наслаивается обеднённый и порой искажённый образ окружающего мира [1, с. 24]

Первоклассники, как правило, совсем не умеют играть, они однообразно манипулируют игрушками не зависимо от их функционального назначения. Так ребёнок совершенно одинаково может длительно стучать кубиком, уткой, машинкой.

Особенно примечательным в этом случае является отношение к кукле, которая обычно воспринимается так же, как и иные игрушки. Кукла не вызывает адекватных радостных эмоций и не воспринимается в качестве заместителя человека. По отношению к игрушкам – животным первоклассники с интеллектуальными нарушениями  также не проявляют заинтересованного эмоционального отношения. Их действия с ними напоминают манипуляции с кубиками и машинками. Важно отметить, что среди первоклассников специальной коррекционной школы встречаются и такие дети, которые любят попробовать игрушку «на вкус». Они пытаются отгрызть кусочек от цветного кубика, облизывать матрёшку. Такие действия с игрушками в основном характерны, для детей, страдающих глубоким интеллектуальным нарушением, однако в ряде случаев они вызваны просто не умением действовать с игрушками, отсутствием опыта и использования в соответствии с функциональным назначением.

У многих первоклассников на ряду с манипуляциями встречаются и так  называемые процессуальные действия, когда ребёнок беспрерывно повторяет один и тот же игровой процесс: снимает и одевает одежду на куклу, строит и разрушает постройку из кубиков, достаёт и ставит на место посуду.

Отличительной особенностью игр обучающихся является наличие так называемых неадекватных действий. Такие действия не допускаются не логикой, ни  функциональным назначением игрушки, их ни в коем случае нельзя путать с использованием предметов-заместителей, которые часто наблюдаются в игре ребёнка с сохранным интеллектом. Такие дети охотно использует палочку вместо ложки, кубик вместо мыла и т. д. Такие действия обусловлены потребностями игры и говорит о высоком уровне его развития. Но как раз таких действий с использованием предметов – заместителей почти никогда не встречается у первоклассников  при их поступлении в специальные коррекционные учреждения обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Без специального обучения игра не может занять ведущие место и следовательно, оказать воздействие на психическое развитие. В таком виде игра не способна служить средством коррекции и компенсации дефектов развития  ребёнка. Разделу «Игра» не случайно, отведено центральное место в программе воспитания обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Тем самым подчёркивается первостепенное значение этой деятельности для обогащения детского развития, коррекции и компенсации разнообразных дефектов в развитии  ребёнка [2, с. 73].

Известно, что игровая деятельность ребёнка весьма многогранна, так же как разнообразны и игры. При всём том главенствующие значение отводится среди них сюжетно - ролевым играм. Именно это вид игр воплощает в себе наиболее значимые и существенные черты игры как деятельности. Учитывая её особую значимость для детского развития, программа делает особый акцент на поэтапное формирование у обучающегося слаженного механизма сюжетно - ролевой игры.

Перед педагогом ставится задача постепенного введения ребёнка в мир игры, обучение его разнообразным игровым приемам, использованию различных средств общения со сверстниками.

В Федеральных государственных общеобразовательных стандартах игра рассматривается как важное средство социализации личности ребенка с интеллектуальными нарушениями.

Игровые технологии — совокупность методов и приемов организации психолого-педагогического процесса в форме различных игр.

Феномен и значение игровой технологии состоит в том, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, творчество, терапию, воспитание, труд.

Главным принципом достижения эффективности обучения и воспитания при использовании игровых технологий является индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его возрастных, речевых и психофизических возможностей, также с учетом быстрой психической и физической истощаемости детей с ОВЗ.

Главные условия при проведении занятия с детьми с ОВЗ:

- Темп обучения должен быть замедлен.

- Привлекать регулярно детей к предметно-практической деятельности.

- Опираться на возможности и способности ребенка.

- Учитывать особенности ребенка и корректировать его деятельность.

При подборе содержания занятий для обучающихся с интеллектуальными нарушениями необходимо учитывать, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допускать излишнего упрощения материала. Содержание становится эффективным средством активизации учебной деятельности в том случае, если оно соответствует психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностям.

Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с ограниченными возможностями являются:

— игровые ситуации;

— дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;

— игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;

— релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук [3, с.12].

Учить и воспитывать играя,- оспаривать эту заповедь не станет никто. Дети с удовольствием выполняют предложенные игровые задания. Игра ставит их в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. Игра позволяет реализовывать буквально любое содержание в различных формах работы с детьми. Предлагаются доступные задания в соответствии возможностями каждого ребёнка. Решение коррекционных задач в игровой форме позволяет создать доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебно-воспитательном процессе, поддерживает познавательный интерес и внимание.

Применение игровых технологий в педагогическом процессе способствует наиболее полному раскрытию внутреннего потенциала возможностей каждого ребенка с ограниченными возможностями, развивает ценные социальные и коммуникативные навыки; формирует определенный круг знаний и умений, необходимых для успешного обучения детей данной категории в дошкольном учреждении.

Список  литературы:

  1. Карпюк, Г.А. Реализация права ребенка на игру. / Г.А. Карпюк //Старший воспитатель. - 2017 - №6.
  2. Пенькова, Л. А., Коннова З. П. Развитие игровой активности дошкольников; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. – 120 с.
  3. Хаярова, А.В. Экспериментальная деятельность дошкольников как средство познания окружающего мира / А.В. Хаярова // Дошкольная педагогика: журнал. - 2012 .- №10 .- С. 12-16.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Среда как средство социализации личности младшего школьника”

Становление личности существенно зависит от всей совокупности условий, характерных для определенной социально-экономической ситуации, и поэтому процесс воспитания и обучения предусматривает соци...

ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ – КАК ВАЖНЕЙШЕЕ СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ.

Сегодня учебно – воспитательный процесс призван решать задачу вос¬питания социально - активной, творческой, способной к саморазвитию личности школьника. Поэтому необходимым условием соответствия обра-...

"Классный коллектив как средство социализации личности ученика начальной школы"

Работа содержит материал на тему: "Классный коллектив как средство социализации личности ученика начальной школы"...

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Проблема социализации является актуальной в настоящий момент....

Подвижная игра как средство воспитания личности ребенка

Статья "Подвижная игра как средство воспитания личности ребенка"...

Роль игры в социализации личности

Социализация человека осуществляется в социальной среде, которая его окружает (семья, школа, работа, друзья, сверстники и т. д.). В этом контексте стоит отметить, что младший школьный возраст явл...