НПК с. Таштып, 2016 год. Технология Развития Критического Мышления (краткий мастер-класс)
консультация (4 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Краткий мастер-класс по ТРКМ в начальных классах | 41.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология Развития Критического Мышления
(краткий мастер-класс)
Если бы мне предложили данную технологию переименовать по - своему, я бы назвала её «Системой чудесных методов и приёмов». Составляющие ТРКМ направлены на развитие интерактивного, творческого, рефлексивного мышления младшего школьника, стратегически действуют независимо от предметного содержания учебной деятельности (будь то математика, русский язык, окружающий мир или внеурочное занятие) по единой модели «вызов – осмысление – рефлексия». Представляю Вам инновационно - педагогическую ТРКМ (далее – технология), способную усиливать имеющиеся у ученика и учителя рефлексивные механизмы, обучать рефлексии и технологически её обеспечивать.
Способов игровых постановок проблем на уроке в науке педагогической инноватики великое множество, но самые действенные из них те, которые базируются на ранее приобретённом ребёнком опыте, причем, даже не учебном, а чаще бытовом.
Роль учителя, как говорил К. Д. Ушинский «…дать ученику средство активно извлекать полезные знания не только из книг, но и из предметов, его окружающих, из жизненных событий, из истории собственной души. Обладая такой умственной силой…, человек будет учиться всю жизнь, что, конечно, и составляет одну из главнейших задач школьного обучения».
В представляемой мною технологии постановка проблемы интерпретируется как «вызов уже имеющихся знаний для приобретения новых», далее идет активный поиск и осмысление информации и, наконец, в конце происходит рефлексия, где найденная информация анализируется, интерпретируется и творчески перерабатывается.
Рассмотрю и опишу наиболее адаптированные для начального звена школы приемы и методы технологии, в зависимости от стадии урока и приведу краткие примеры своей практики.
Часто у обучающихся нет первоначального знания по какой- либо теме, тогда на стадиях от вызова до рефлексии работают вопросы «Тонкие и толстые», ромашка Блума, стратегия «Верю, не верю»*, а также прием «Выглядит, как…Звучит, как...».
Иногда целесообразно применять предположение, ассоциации и «Сломанные буквенные конструкции», денотатный граф, кластер, графический приём «Весы».
Начну по порядку. Например, на уроке окружающего мира в 3 классе, обучение детей которого ведется по адаптированным школьным программам, при изучении новой темы «Опасные места» можно применить прием, который формирует умение работать с «Тонкими и толстыми вопросами».* Тонкие - требуют простого односложного ответа и основываются на уже имеющемся опыте, а толстые - требуют развернутого, подробного ответа. Понятно, что тонкие вопросы задаются на стадии вызова, а на толстые вопросы обучающиеся сразу ответить не могут, это и подталкивает их к стадии активного осмысления и поиску нужной информации. На стадии рефлексии детям предстоит самим задавать вопросы с элементом предположения (в правой колонке), основываясь на новом знании. Целесообразно урок закончить анализом, с помощью кластера, где основную «ягоду в грозди»* на доске заполняет учитель, остальные – учащиеся.
Тонкие вопросы | Толстые вопросы |
Кто сможет спасти из лифта? | Почему? |
Что является самым опасным местом в квартире? | Предположите, что будет если…. |
Когда трансформаторная будка смертельно опасна? | Объясните, почему? |
Может ли пустырь, парк, лес быть опасными? | Что если там злоумышленник ? |
Будет ли опасно зимой находиться на льду? | В чем различие между льдом зимой и в начале весны или в конце осени? |
Могли ли дети умереть на стройплощадке? | Почему вы так считаете? |
Согласны ли вы, что без взрослых нельзя выходить на лед озера и реки? | Предположите, что будет если… |
Можно разработать прием «Выглядит, как… Звучит, как...» для урока литературного чтения при изучении стихотворения «Что ты тискаешь утёнка?» Саши Чёрного. На доске в начале урока заготовлена пустая таблица с заголовками. Учитель после нескольких заданных им вопросов, присваивает каждой строке левой колонки понятие или название предмета.
- Маленькая водоплавающая беззащитная птица, выглядит, как….(дети хором дополняют) утёнок. Толстый, живет в мутных африканских водоемах…(бегемот). Маленький-это….(малыш). Тот, кто больше, это….(большой). Чем человек может сжать предмет? (ладонями). А чем может сжать бегемот? (лапами).
Ученикам предлагается придумать зрительные или слуховые ассоциации, которые у них возникли.
Выглядит, как… | Звучит, как… |
утёнок | кря |
бегемот | танк |
малыш | плачет |
большой | как громкий топот |
Руки (ладони) | больно, как удар камня |
Лапы | Чудовище – мощное, рычит |
Затем идет знакомство с новым произведением на стадии осмысления.
На стадии рефлексии возвращаемся к таблице:
- Теперь объясните смысл следующих строк: «Лапы мальчика не шутки, чуть притиснешь – и капут!» Почему мы сначала посчитали, что лапы могут быть только у чудовища? (Мы еще не прочли стихотворение и не знали, что руки мальчика, могут быть как лапы чудовища для испугавшегося утенка)
- Предположите, как бы вы себя повели, если бы бегемот захотел с вами от скуки поиграть, зажав в лапах? И.т.д. Дети «проживают» ситуацию и наперебой высказываются о своих действиях.
На первом примере я уже коротко рассмотрела прием «Кластер». Он заключается в выделении смысловых единиц любого явления, предмета, темы и графическом оформлении их в определенном порядке. В начальной школе приемлемы однорядные кластеры, но имеются исключения. Всё зависит от того, какой материал систематизируется. Кластер универсален и хорош потому, что может стать ведущим приёмом, как на стадиях вызова и рефлексии, так и стратегией всего урока в целом, и что немаловажно, очень позитивно воспринимается ребятами, имеющими любой уровень школьных навыков. Мы с ребятами работаем с кластерами фронтально, группой, парой и индивидуально.
Например, при изучении литературных произведений удобно конструировать «многорядные кластеры» для систематизации главных и второстепенных, отрицательных и положительных героев и их ключевых качеств характера. На уроке русского языка можно, без сомнения, организовать простой и сложный кластер* по любой теме. Многие учащиеся моего класса умеют анализировать пройденное по совместно созданному кластеру, а некоторые способны создать «гроздь» сами.
Команда методистов и педагогов новаторов, которые первыми перевели с английского, описали и адаптировали технологию в России, утверждают, что прием «гроздь» в математике применить практически невозможно. Мною успешно апробирован данный прием при изучении темы «Уравнения»* в 3 классе на стадии рефлексии.
Наверное, всем известная, популярная Ромашка Блума применяется часто. Но и у этого приема есть свои корни. Как не пытались в России назвать ее ромашка вопросов, крепко слилось с ней слово «блум» (с немецкого «цветок»), а также Блум - фамилия создателя систематики вопросов, которые по таксономии должны включать в себя всё: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценку.
Все педагоги знают, что вопросы нужны для того, чтобы ориентироваться в окружающем мире, и тот, кто умеет их задавать, ориентируется лучше, чем тот, кто не умеет.
Ромашка Блума очень популярна среди педагогов России, поскольку стратегия систематической работы с категориями вопросов этого приема может вывести учащихся за рамки когнитивных умений – в поле метакогнитивного опыта (умение планировать, предвосхищать, оценивать, предполагать, фантазировать). Каждый из шести лепестков содержит свой тип вопроса:
- простой
- уточняющий
- интерпретационный
- творческий,
- оценочный
- практический
Форма* приёма «радует» глаз, что для детей начальной школы немаловажно. Динамичность использования ромашки, а именно, манипуляции с лепестками, вовлекают в опрос всех детей класса, потому что этот прием технологии наиболее сообразен возрасту младшего школьника. Работа на уроке с вопросами ромашки Блума непроизвольно из репродуктивной переходит в продуктивную, что само по себе очень ценно.
Приведу примеры вопросов на уроке обобщения по теме «Растрёпанный воробей» К. Паустовского. Выделенные слова помогут Вам сконструировать свои вопросы.
Почему Маше показалось, что у мамы в корзине вдруг расцвели красные цветы после спектакля «Золушка», в котором мама танцевала? |
Кто и что не спали в тот вечер, когда непрерывно шел снег? |
Если я правильно поняла, то вороне что-то снилось? |
Что изменилось бы в мире, не будь у людей закрытых окон? |
Чем в этом рассказе ворона отличается от воробья? |
Как бы вы поступили на месте мамы, если бы Пашка не прилетел и не принес брошку? |
Следующий прием «Верите или не верите?» хорош, если в опыте учащихся информации по изучаемому материалу вообще нет, стратегически действует на стадии вызова по новой теме; может быть представлен в виде таблицы, где в левом столбце учащиеся работают с утверждениями или вопросами, начинающимися с фразы «Правда ли, что….», отвечая на вопросы. В правый столбец учащиеся относят пометки + т - или «да», «нет» на стадии рефлексии. Это универсальный прием технологии, позволяющий работать с любыми видами текста.
После стадии осмысления, возвращаясь к содержимому левой колонки, ребята утверждают или опровергают его. Данный прием может иметь форму цветка, где на лепестках расположены вопросы; форму бабочки с вопросами на крыльях ит.д.
Например: 3 класс, литературное чтение, произведение «Слон» А. Куприна. После того, как прозвучат ответы на данные используемые вопросы, просим прочитать параграф или текст первично, найти подтверждения своим предположениям или опровергнуть словами из текста.
- Правда ли, что слон может поместиться в квартире?
- Правда ли, что обезьянка может быть в красной юбке или в синих штанишках?
- Правда ли , что хобот точно длинная змея и оканчивается двумя ноздрями, а между ними гибкий подвижный палец?
- Правда ли, что слоны видят сны?
- Правда, что глаза у слона никогда «не смеются»?
Можно расширить задание таблицы на стадии рефлексии, попросив учащихся дополнить список утверждений так, если бы они сами были учителями.
Таким образом, ребята возвращаются к тексту не единожды, и это делает процесс чтения более внимательным, усиливая рефлексивные умения учащихся. Вопросы в таблице можно заменить утверждениями, или наоборот.
Часто спрашивают, как я организую работу со сложными новыми понятиями. Мне тем более интересно применить данный прием в таком случае.
Например, раздел окружающего мира «Чему учит экономика?», тема « Для чего нужна экономика»
Верите, ли вы: | Да | Нет |
| ||
| ||
| ||
| ||
|
Или, например, по предмету математика при изучении названий элементов сложения:
Верите ли вы, что | Да | Нет |
| ||
|
Таблица ПМИ (плюс, минус, интересно)- прием технологии, который является стратегией всего урока или действующий на стадии рефлексии. Так или иначе, пошаговое знакомство с новой информацией, увязывающее её с уже имеющейся - это способ активной работы с текстом. Данный прием нацелен на актуализацию эмоциональных отношений в связи с текстом. Подобная подача материала позволяет провести хорошее обсуждение.
Химическая п. | Пищевая п. | Интересно, первый раз слышу… | ||
+ | - | + | - | |
Уборка квартиры Красивый ремонт | Аллергия Загрязнение воздуха, почвы, воды | Продукты Рабочие места | Красители Искусственное Загрязнение Природы |
Например, вам необходимо выяснить положительное и отрицательное в некотором явлении. Заносим имеющуюся у детей информацию в таблицу «ПМ», а в третий столбец ребята помечают то «И» интересное, что первый раз услышали (из рассказа учителя, сообщений одноклассников, прочитанной статьи учебника). Разберемся на примере темы урока окружающий мир «Какая бывает промышленность» из раздела «Чему учит экономика?»
Заполнение такой таблицы начинается на стадии осмысления материала (помогает организовать работу с информацией, осмысление содержания). По ходу прослушивания сообщений учеников класса или рассказа учителя информация заносится в таблицу. Проводится фронтальный анализ: положительные и отрицательные стороны промышленности для человека- потребителя.
Утверждения для третьего столбца дети проговаривают для класса, тем самым активизируется продуктивное чтение параграфа. Иногда следует попросить учащихся, не просто перечислить пометки, а превратить их в вопросы.
Также можно применить прием ПМИ в разработке урока по теме «Полезные ископаемые». Легко выявить плюсы и минусы, например, каменного угля.
Есть интересная методика технологии «Купи слона», так негласно называется она в начальной школе, а в зарубежных источниках ТРКМ она называется 6W, где «Why?» это вопрос, который переводится с английского языка не только как «Почему?», но и как «Зачем?», «По какой причине?», «Как?».
По структуре прием выглядит, как детская игра, отлично применимая на стадии рефлексии.
Например, ученик, который ведет эту игру, должен каждый раз задавать вопрос, изменяя содержание, опираясь на предыдущий ответ разных учеников.
-Зачем изучать тему «Огонь, вода и газ»?
- Затем, чтобы узнать, чем могут быть опасны огонь, вода и газ.
- А зачем узнавать, чем могут быть опасны огонь, вода и газ?
- Затем, чтобы узнать правила поведения при пожаре, аварии водопровода и запахе газа.
- Почему считаешь, что эти правила важно узнать?
- Потому что нужно не растеряться и помнить телефоны служб, как потушить небольшой огонь, завернуть вентили подачи воды и как перекрыть газ.
- А как потушить огонь, завернуть вентили и чем перекрывать газ и какие номера телефонов служб надо знать? И.т.д. Задавать вопросы надо каждый раз новому ученику.
Однажды во внеурочное время в классе проводилась игра по русскому языку. Дети разделились на две команды, которые путешествовали по «островам» за кораблем пиратов, полным золотых поощрительных жетонов. Ребята выполняли задания, направленные на знание основных правил орфографии, изученных ко 2 классу и содержащих слова морской тематики. В итоге каждая команда на стадии рефлексии обобщала знание правил по русскому языку. В этом помог прием «Фишбон».
Выглядит так, каждая рыба разрезается на кости, по количеству островков - правил. На доске (стенде) остается пустой скелет с головой и хвостом. Верхняя «кость»( часть) - это место, где детьми прописывается нужное правило, нижняя пример на это правило.
«Составляющие» рыбу кости презентуются детьми и выставляются в скелет рыбы по порядку прохождения «островов» с заданиями, как вы уже посмотрели на определенное правило.
А вот такие были задания.
Интересен, на мой взгляд, прием «Пирамидная история». Данная стратегия помогает учить искать выход из любой ситуации, помогает преодолеть сложности, связанные с процессом пересказа, письма изложения. На первом этапе заполнение пирамиды идет коллективно. На втором - рассматриваются индивидуальные идеи. На третьем - рефлексия, попытка составления рассказа по пирамиде.
Например, в 3 классе при изучении сказки «Иван Царевич и Серый волк» по программе «Школа России» в первой строке записывается имя героя. Во второй - описание героя двумя прилагательными (возраст, внешность, черты характера, качества). Далее три существительных - место действия (страна, местность, общественные места). Четыре слова, отвечающие на вопрос как? Пять слов (по ситуации- глаголы или существительные), описывающие события, которые произошли с героем. Теперь каждое из событий описывается так: 6 слов к первому событию, 7 слов ко второму, 8 слов к третьему, 9 слов к четвертому, 10 слов к пятому. И рассказать сказку, используя пирамиду. Варьируя структуру пирамиды по усмотрению учителя, можно составить в итоге «отличного помощника» для пересказа текста или рассказа сказки.
Иван Царевич | |||||
одинокий | младший | ||||
леса | Русь | сад | |||
долго | страшно | нелегко | далеко | ||
яблоки | жар-птица | царевна | уздечка | конь |
Несколько слов о приеме ТРКМ - денотатном графе в простой форме двух кластеров (+ и -) и в форме «Весы».
Данная стратегия позволяет учащимся вдумчиво работать с текстом, выделять ключевые понятия и выявлять их основные признаки.
При этом ученики могут научиться самостоятельно (на основании информации текста) давать определение понятий. «Деното» -обозначаю, «графо»-пишу (с латинского). Это изобретение СПб педагогической лаборатории, а именно новатора Вагаповой. Тема «Экологические проблемы»
Целью урока было: на основе общих представлений о месте и роли Ч. в жизни природы, подвести к роли Ч., как части природы.
Синквейн – тоже популярный прием на стадии рефлексии, но может быть и стратегией всего занятия. Это, по сути, синтез информации изложенный в лаконичной форме, который побуждает осуществить рефлексию. Правила таковы: первая строка – понятие, далее описание темы в двух прилагательных, затем три глагола, относящихся к теме; потом – чувство (из четырех слов), выражающие отношение к теме. В 5 строке - повторение сути, но уже в контексте приобретенного знания.
В первом классе синквейн составляет учитель фронтально. Далее на других ступенях обучения, пишут дети, в парах, индивидуально, подбирая лексику. Целью написания синквейна может быть отработка понятий, рефлексивная оценка пройденного. Синквейн может помочь организовать итоговое повторение, резюмировать полученную информацию, оценит понятийный багаж учащихся, научить излагать сложные чувства и представления в краткой форме.
Изучение мною данной технологии началось с посещения Омского института повышения квалификации. Затем библиотека расширилась.
Прочесть о примере внедрении синквейна в начальных классах можно в моих публикациях в журнале «Поиск» № 1/2016, на примере внеурочного занятия экологического клуба «Почемучка» в 1 классе на тему «Молчаливые соседи».
Также об элементах ТРКМ я пишу в рубрике «Когда радость на всех одна» в методическом журнале «Здоровье детей» № 12/2015 года издательского дома «Первое сентября» и в публикации «Я имею право!» российского методического журнала «Начальная школа» № 7-8, 2016г.
Если бы это была трехчасовая лекция в Хакиро, то мы бы заполнили данный синквейн в ходе интерактивного сообщения. Вот такой итог лекции был в 2016 году в марте.
технология | ||||
развивающая | творческая | |||
помогает | Дает инструмент | Выводит в поле метакогнитивного опыта | ||
трудно | рискованно | Не понятно | нужно | |
Эврика! |
После внедрения в свою практику методов и приемов данной Т, осмысливая ее суть, у меня появилось ощущение, что именно таким «средством активно извлекать» она и является.
Дети при любом навыке школьных знаний, конструируя свое собственное знание и получают при этом положительные эмоции.
P.S. Если нуждаетесь в хорошем источнике ценной информации, то предлагаю ознакомиться с содержанием книги Ирины Валентиновны Муштавинской «Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя»: Учебно-методическое пособие. 2-е изд.- СПб.: КАРО, 2014. (Серия "Петербургский вектор введения ФГОС ООО)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
22.06.2016 г Итоги успеваемости детей школьного логопункта 2015-2016 гг.
Итоговый педагогический совет. "Итоги успеваемости детей школьного логопункта за 2015-2016 уч. год"...
Задания на период карантина с 13.12.2016 по 19.12.2016 в 4-а классе
Задания на период карантина для учащихся 4-а класса...
Расписание внеурочной деятельности на 2015-2016, 2016-2017 уч. г.
Расписание отражает название курсов внеурочной деятельности, время и место проведения занятий, Ф.И.О. учителей....