"Формирование навыков смыслового чтения"
статья по теме

Пяткова Надежда Ивановна

Статья о приемах формирования навыков смыслового чтения дополнена карточками с текстами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_navykov_smyslovogo_chteniya.docx52.91 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование навыков смыслового чтения.

Пяткова Н.И.,

учитель начальных классов

Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования, предъявляя требования к  метапредметным результатам освоения основной образовательной программы, в качестве обязательного компонента выделяет «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами».

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. По словам В. А. Сухомлинского, «кто не умеет читать – тот не умеет мыслить». Поэтому важно научить ребёнка читать осмысленно. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь, а в дальнейшем и письменная.

Диалог с текстом происходит в результате активного вычитывания текстовой информации с целью понять «загадки» текста, разглядеть позицию автора, осознать свое отношение к этой позиции. Этот метод известен в герменевтике – науке о толковании текстов. Психологами, использовавшими методику «замедленного чтения» (текст предъявлялся по предложениям), описано, что опытный читатель при работе с книгой «беседует» с ней: у него возникают вопросы, различные предположения, правильность которых он сверяет с текстом. Этот диалог часто начинается уже при знакомстве с названием произведения, а заканчивается самостоятельным поиском ответов на вопросы, которые остались нераскрытыми в тексте. Диалог с текстом протекает настолько быстро, что не осознается опытным читателем.

Современные методисты  считают метод «диалога с текстом»  наиболее значимым на этапе до чтения (работа с заголовком) и по ходу чтения текста, так как он активизирует процессы, участвующие в понимании. После диалога с текстом читателю намного проще перейти к анализу тех мыслей и чувств, которыми автор хотел поделиться с читателем, создавая свое произведение.

Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора, включать воображение.

Ниже привожу примеры работы с текстом. Это несколько 42 карточки. Их можно распечатать  по одному тексту на лист. С помощью данных текстов-карточек дети узнают, что такое текст и учатся с ним «вести беседу». При работе с данными текстами можно использовать приемы «окошки»,  «гармошки», «шторки». Эти игровые приемы очень нравятся детям и способствуют проявлению интереса к дальнейшему прочтению. Хочу отметить еще один прием - «волшебное зеркало». Это прогнозирование событий. Дети, как правило, с удовольствием заглядывают в это «волшебное зеркало». В каждом тексте предлагаются вопросы-приставалки. На некоторых карточках с обратной стороны можно напечатать вопросы-отставалки. Такая разнообразная работа учит содержательному и полноценному чтению.

Вступление.

Наше путешествие начинается по удивительной стране. Оказывается, в ней можно разговаривать не только с людьми и зверями, но и с книгами. Пока ты идешь по этой стране, ты тоже научишься беседовать с книгой. Но сначала надо запомнить одно очень важное слово, которое будет очень часто встречаться. Это слово  «текст».

Текстами называют отдельные истории, которые живут в книге. Это могут быть стихи, рассказы, сказки. А теперь начнем беседовать с текстом.

  Когда разговаривают люди, они задают вопросы, отвечают на них, высказывают свое мнение. Текст тоже может задавать свои вопросы, отвечать, высказывать свое мнение (а точнее – мнение автора). Вот как это бывает.

Карточка 1.

 Текст «Одуванчик»

Отчего прохладно стало

Одуванчику в бору?

Текст задает вопрос. Вспомни, как выглядит одуванчик, попробуй сам ответить на этот вопрос. Чем больше ответов, тем лучше. А теперь сравни свой ответ с текстом.

Оттого, что прошлой ночью

Облысел он на ветру! (Т.Белозеров)

После выполнения задания обязательно надо прочить текст целиком.

Карточка 2.

В этой стране живут интересные человечки. Их зовут Приставалки. Они все время пристают ко взрослым и друг к другу и задают вопросы.

-Отчего у мамочки

На щеках две ямочки?

-Отчего у кошки

Вместо ручек ножки?

-Отчего шоколадки

Не растут на кроватке? (С.Черный)

Тебе нужно подружиться с Приставалками. Для этого придумай как можно больше своих вопросов-приставалок.

На обратной стороне карточки ты можешь прочитать волшебную «отставалку», которую тебе приготовили взрослые.

Отставалка:

-Оттого, что у моего сыночка

(или у моей дочки)

Рот без замочка.

Карточка 3.

Жители Голубой страны, которых зовут Приставалки, говорят на интересном языке. Они все время задают вопросы – пристают друг к другу и ко взрослым:

-Отчего у птичек

Нет рукавичек?

-Отчего у няни

Волоса в сметане?

-Отчего лягушки

Спят без подушки?

(С.Черный)

Попробуй поговорить на языке Приставалок. Для этого придумай как можно больше своих вопросов-приставалок.

 Если Приставалки будут сильно приставать к тебе, скажи им волшебную «отставалку»:

Оттого, что у моего сыночка

(или у моей дочки)

Рот без замочка.

Карточка 4.

Сейчас ты будешь говорить с текстом. Читай стихотворение по строчкам и выполняй задания. Ответы можешь найти на обратной стороне.

ИВА

Вспомни или спроси у взрослых, как выглядит это дерево.

Плачет ива у обрыва.

-Что захотелось спросить у текста?

_Кем обижена ты, ива?

Придумай свои ответы на вопрос текста. Сравни ответ с текстом.

Видно, ветер, по привычке

Дернул иву за косичку.

(В.Бирюков)

 Если ты придумал другой интересный ответ на вопрос текста – это очень хорошо.

А теперь прочитай текст целиком, от начала до конца.

Карточка 5.

Сейчас ты будешь говорить с текстом. Читай стихотворение по строчкам и выполняй задания.

ЯЩЕРИЦА

Вспомни или спроси у взрослых, как выглядит ящерица.

Ящерицу я ловил.

Страх меня остановил.

То захотелось спросить у текста? Что интересно узнать?

Проверь себя, читая дальше.

-А чего же тут бояться?

Придумай свои ответы на вопрос текста.

Сравни свои ответы с ответом, который дает текст.

-Хвостик может оторваться!

(Г.Виеру)

Если ты придумал другой интересный ответ на вопрос текста – это очень хорошо! А теперь прочитай целиком,  текст от начала до конца.

Карточка 6.

Железный Дровосек из сказки «Волшебник Изумрудного города» встретил Плакучую Иву. И вот что он увидел:

Возле речки, у обрыва,

Плачет, плачет ива.

-Какой вопрос возник у Железного Дровосека? А у тебя? Помоги Железному Дровосеку расспросить Иву о том, что случилось. Задавай вопросы-предположения: «Может быть у тебя, Ива, случилось…?»

Проверь себя, читая текст дальше.

Может ей кого-то жалко?

Может ей на солнце жарко?

Может ветер шаловливый

За косичку дернул иву?

Может ива хочет пить?

Может нам пойти спросить?

(И.Токмакова)

Подумай, какие чувства могли появиться у Железного Дровосека после встречи с Плакучей Ивой.

Проверь себя:

-Почему Ива плачет? Что случилось?

В душе Железного Дровосека могли появиться жалость, сочувствие, желание помочь.

Карточка 7.

У дороги растет большая яблоня. Но на ней нет ни одного яблочка. Расспроси яблоню о том, где ее яблоки.

ЯБЛОНЯ

Яблоня! Яблоня!

Где же твои яблоки?

Задавай тексту вопросы-предположения «Может быть яблоки…»

Проверь себя, читая вопросы текста.

Заморозил их мороз?

Или ветер их унес?

Или молния спалила?

Или градом их побило?

Или птицы поклевали?

Куда они пропали?

(сербская песенка)

Ответь на каждый вопрос текста так, как бы это сделала сама яблоня. Проверь свои ответы:

Не морозил их мороз,

И не ветер их унес,

Не спалило их огнем,

Града не было с дождем,

Птицы их не поклевали…

Дети оборвали!

А теперь прочитай все стихотворение целиком.

Карточка 8.

Поговори с текстом. Для этого выполняй задания.

Хорошо иметь чижа,

Задай вопрос.

Придумай свои ответы. Проверь, читая дальше.

Слушать пенье, не дыша.

Не шумите, помолчите:

Очень песня хороша.

Хорошо иметь щенка,

Задай вопрос.

Придумай свои ответы. Проверь, читая дальше.

Отпускать без поводка,

Размахнуться, бросить палку –

Принесет издалека.

Хорошо иметь кота,

Задай вопрос.

Придумай свои ответы. Проверь, читая дальше.

Не наскучит никогда.

Он пушистый, полосатый

От макушки до хвоста.

(А.Кушнер)

Карточка 9.

У злой волшебницы любимыми лакомствами были змеи, лягушки и, наверное, крапива.

Прочитай стихотворение «Крапива», выполняя задания.

КРАПИВА

У забора сиротливо

Пригорюнилась крапива.

Задай вопрос к тексту.

Может, кем обижена?

Подошел поближе я.

Что же случилось дальше? Придумай свой ответ.

А она-то, злюка,

Обожгла мне руку.

(детский фольклор)

Почему так сиротливо

У пенька растешь, крапива?

Потому что жжется очень.

Кто с такой дружить захочет?

А смог бы Железный Дровосек пожалеть крапиву? За что?

Проверь себя:

Крапиву можно пожалеть за то, что из-за своего вредного характера она осталась в одиночестве.

Карточка 10.

Побесе6дуй с текстом. После чтения каждого предложения делай остановку, чтобы задать тексту вопрос и придумать свои ответы.

ОСЬМИНОГ

Есть у осьминога удивительная черта.

Вопросы-ответы

Он может мгновенно менять окраску.

Вопросы-ответы

Из серого становится пятнистым, оранжевым, красным.

Вопросы-ответы

Это он сердится, пугает нарушителей спокойствия.

(М.Жилин)

А теперь прочитай текст целиком, без остановок.

Карточка 11.

В этом тексте разговаривают дедушка и его внук Петя. Когда будешь читать, старайся опередить Петю. Ответить на вопросы дедушки раньше его.

ДЛЯ ЧЕГО РУКИ НУЖНЫ

Петя с дедушкой были большими друзьями и любили задавать друг другу разные вопросы.

Спросил как-то дедушка внука:

-А для чего, Петя, людям руки нужны?

-Чтобы в мячик играть, - ответил Петя.

-А еще для чего? – спросил дед.

-Чтобы ложку держать?

-А еще?

-Чтобы кошку гладить.

-А еще?

-Чтобы камешки в речку бросать…

Весь вечер отвечал Петя дедушке. Правильно отвечал. Только он маленький был и обо всех других людях по своим рукам судил.

(Е.Пермяк)

Подумай, какого ответа ждал от Пети дедушка.

Карточка 12.

Прочитай текст «Ласточка». Старайся на вопросы текста отвечать быстрее, чем ласточка.

ЛАСТОЧКА

-Ласточка, ласточка, что над водой летаешь?

Твои ответы.

-Комаров кусачих хватаю!

-А что над стадом порхаешь?

Твои ответы.

-Коров от мух охраняю!

-Ласточка-касаточка, что к облакам взмываешь?

Твои ответы.

-Ясные деньки высматриваю!

-А что над самой землей скользишь?

Твои ответы.

-О дожде-непогоде предупреждаю!

Прочитай теперь текст от начала и до конца без остановок.

 

Карточка 13

Читай, не торопясь. Выполняй задания.

ТРИ МАЛЕНЬКИЕ ХРЮШКИ

Три маленькие хрюшки

отчаянно кричат.

Задай вопрос к тексту и проверь себя.

А теперь придумай свои ответы.

Проверь себя, читая дальше.

Пора помыть им ушки,

 а хрюшки не хотят.

напрасно мы купали

в корыте поросят.

Задай вопрос к тексту и проверь себя.

а теперь придумай свои ответы.

Проверь себя, читая дальше.

Они от нас сбежали

и в лужице лежат.

(Е.Авдеенко)

А теперь прочитай весь текст целиком, от начала до конца без остановок.

Карточка 14.

Побеседуй с текстом. После чтения каждого предложения делай остановку, чтобы задать тексту вопрос и придумать свои ответы.

ТАИНСТВЕННАЯ ПРИШЕЛИЦА

Был случай 120 лет назад, когда жители Азорских островов очень испугались.

Вопрос-ответ

Проверь себя, читая дальше.

Солнца над ними стало белым, а Луна - голубой.

Вопрос-ответ

Проверь себя, читая дальше.

В этих художествах была виновата голубая дымка-пыль.

Вопрос-ответ

Проверь себя, читая дальше.

Пыль прилетела сюда после огромного пожара в американском городе Чикаго.

А теперь прочитай текст целиком, без остановок.

Карточка 15.

Тебе знакома игрушка Ванька-Встанька? Прочитай о ней. Не забывай выполнять задания.

ВАНЬКА-ВСТАНЬКА

Ах-ах-ах-ах-ах-ах!

Среди игрушек паника!

Задай вопрос тексту. Придумай свои ответы.

Все куколки в слезах -

Свалился Ванька-Встанька!

Матрешки тащат йод,

Бинты, пакеты с ватой, -

Как ты думаешь, что будет дальше? Проверь себя.

А Ванька вдруг встает

с улыбкой плутоватой:

-Проверьте, я живой!

Я не нуждаюсь в няньке!

Нам падать не впервой -

На то мы Ваньки-Встаньки!

(Б.Заходер)

А теперь прочитай текст целиком, без остановок.

Карточка 16.

Читай текст и делай свои предположения, чтобы в конце ответить на вопрос текста.

ЗЕЛЁНЫЕ СТАРУШКИ

На болоте у опушки

жили-были две старушки,

две толстушки-хохотушки,

и от пяток до макушки

                                  зелёные.

Возможно у тебя есть предположение, что это за старушки?

У старушек в кладовушке

есть запасы, но в кадушке

не чернушки, не волнушки,

а кузнечики и мушки

                                   солёные.

Что за странные старушки?

(Е.Явецкая)

Ответь на вопрос текста. Для проверки переверни карточку.

Ответ: Это просто две лягушки!

Карточка 17.

В этом тексте вопрос спрятался. Тотошке удалось учуять, разнюхать его. Попробуй и ты найти вопрос.

Прошу вас, не надо съезжать по перилам!

Вы можете в зубы попасть крокодилам!

Они притаились на каждой площадке

и всех, кто съезжает, хватают за пятки.

И тащат на дно африканского Нила.

Прошу вас, не надо съезжать по перилам!

(И.Токмакова)

Проверь, какой вопрос ты нашел. Переверни карточку.

Найди в тексте ответ на вопрос. Можно ли назвать этот ответ серьезным?

Придумай свой несерьезный ответ на вопрос, который спрятался в этом тексте.

Ответ: в тексте спрятался вопрос "Почему не надо съезжать по перилам?".

Ответ несерьезный, потому что на самом деле не может такого быть.

Карточка 18.

Читай текст внимательно, чтобы в конце ответить на его вопрос.

СЕКРЕТ

Жили-были у жилета

три петли и два манжета.

Если вместе их считать,

три да два, конечно, пять!

Только знаешь, в чем секрет?

(Г.Новицкая)

Если тебе непонятно пока, в чем секрет, прочитай текст еще раз. Представь себе жилет и найди в тексте ошибку. Это и есть секрет.

Проверь себя. Переверни карточку.

А секрет очень простой:

У жилета нет манжет!

Карточка 19.

Читай текст и выполняй задания.

МАЙСКИЙ СНЕГ

Подумай, чем необычно название текста.

Снег идет!

Удивляются дети:

Какой вопрос можно задать тексту? Проверь себя.

"К нам зима

Воротилась

 Опять?"

Что такое "майский снег"? Твое предположение. Проверь себя, читая дальше.

Это просто

На яблоне

Ветер

Хочет все лепестки

Сосчитать.

(В.Приходько)

А теперь прочитай стихотворение без остановок.

Карточка 20.

Читай текст и выполняй задания.

Многие звери и птицы предсказывают погоду.

Задай вопрос. Вспомни такие случаи, если тебе их пришлось наблюдать.

Вот котенок о стену когти точит.

Вопрос - твои ответы. Проверь себя.

Значит, скоро быть дождю.

А вот он мордочку прячет, лапками её закрывает.

Вопрос - твои ответы. Проверь себя.

Морозные дни, значит, идут.

Прячет гусь нос под крыло.

Вопрос - твои ответы. Проверь себя.

Это к холоду.

Воробьи в пыли купаются.

Вопрос - твои ответы. Проверь себя.

Жди скоро дождика.

Вспомни, спроси у взрослых или найди в книгах о других животных и продолжи текст.

Карточка 21.

Читай и выполняй задания.

ЗВЕЗДА В ГОРСТИ

И лес был тёмным,

И вода,

Когда мы шли домой.

Вдруг я зажмурился -

Звезда

На палец села мой.

Задай вопрос к тексту.

Проверь себя. Придумай свои вопросы.

И я звезду

Зажал в горсти.

Звезда просила:

-Отпусти!

Звезду я выпустил из рук,

Хоть было жаль немного.

И снова темнота вокруг,

И не видна дорога...

Вдруг вижу:

Светится сучок!

Теперь понятно, что это была за "звезда"? Проверь, читая дальше.

Так вот ты где,

Ночной жучок -

Моя звезда,

Мой светлячок!

(Е.Аксельрод)

Прочитай текст еще раз. Надеемся, что ты получишь удовольствие от чтения.

Карточка 22.

По дороге несутся пожарные машины. Прочитай об этом в тексте.

Ревели моторы и шины шуршали,

машины пожарные в гору бежали.

Дымилась дорога, горела гора,

медвежья берлога и лисья нора.

Дубы и осины вдруг вспыхнули жарко!

Сгорят исполины! Ну разве не жалко?

Искрится кустарник, ожогом грозя...

Что ты думаешь об этом пожаре? Проверь себя, читая дальше.

И старый пожарник промолвил:

-Друзья!

Бывал я недаром в дыму и огне,

Но с этим пожаром не справиться мне,

Задай вопрос тексту. Дай свой ответ. Проверь читая дальше.

Однако сюда мы спешили не зря -

Любуйтесь, ребята, огнём сентября.

(О.Сенатович)

Когда можно любоваться пожаром? Нарисуй огни сентября.

Карточка 23.

Читай текст, "беседуя" с ним: задавай вопросы, думай, как на них ответить, не забывай проверять ответы по тексту.

КОРОВА И ГАЛКА

На дворе стоит бурая корова. Она ест из яслей сено. На спину ей села галка и клюёт ей спину.

Верно Бурёнушке больно?

Ничуть. Она преспокойно ест душистое сено, а галка её клюёт.

Зачем же галка это делает?

А вот зачем. Теперь весна. Коровы линяют, у них вылезает старая шерсть и вырастает новая. А галки весной гнёзда вьют.

Галкам нужна шерсть - устлать гнездо, чтобы яичкам было тепло. Вот галка и вырывает старую шерсть у коровы. И галке хорошо, и корове приятно.

У коровы в это время кожа чешется, и она даже нарочно трётся об забор, чтобы старая шерсть скорее вылезла.

Карточка 24.

Проведи "беседу" с текстом. Старайся на каждый свой вопрос найти в тексте ответ. Если текст не дал ответа, спроси у взрослых или найди в других источниках информацию о том, что тебя заинтересовало.

ВОТ ТАК ЗАЯЦ

Живёт во льдах странный заяц - не бегает, не скачет, а  ...   ползает! И уши у него короткие, чуть видны. И задние ноги маленькие. И ест заяц не кору, не травку, а ...  ракушек и рыбу Воды не боится: прекрасно плавает и ныряет. И не трус совсем, и не беленький, и не маленький.

Это не простой заяц, а морской. Тюлень такой - морской заяц. Длиной два с половиной метра - кого такому бояться!

А зайцем назвали, скорее всего, за длинные усы и глаза навыкате.

(Н.Сладков)

Добрая волшебница передала тебе в подарок волшебное зеркало. Когда в него смотришь, то видишь события, которые произойдут в будущем.

Мысль о том, что случится дальше, называется предположением (или прогнозом). Теперь, когда будешь читать текст, заглядывай в волшебное зеркало и высказывай свои предположения.

Карточка 25.

ДВА ТОВАРИЩА

Шли по лесу два товарища.

Твое волшебное зеркало уже что-нибудь показывает?

И выскочил на них медведь.

Посмотри в зеркало. Что будет дальше с героями текста?

Один бросился бежать.

Он влез на дерево и спрятался.

Взгляни в волшебное зеркало. Что ты видишь?

Другой остался на дороге.

Он упал, притворился мёртвым.

Медведь подошёл к нему.

Какие события показывает тебе волшебное зеркало?

Он стал его нюхать и подумал, что мёртвый. Медведи не едят мертвечины. Вот медведь и отошёл.

Тогда первый товарищ слез с дерева и смеётся:

-Ну, что тебе медведь на ухо говорил?

 А как ты думаешь, что ответил второй товарищ? Проверь свой прогноз, читая дальше.

-Он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.

(по Л.Н.Толстому)

Карточка 26.

Читай текст, не забывая ему задавать вопросы. По ходу чтения смотри в волшебное зеркало. (Ты помнишь - в нём отражается то, что случится дальше.)

Проверяй свои ответы и предположения по тексту.

ОПОЗДАВШИЙ СОЛОВЕЙ

Плачет, плачет соловьиха,

слёзы льёт и тужит.

Соловей пропал - ведь знает:

Ровно в девять ужин.

Он всегда домой приходит

Очень аккуратно,

А теперь двенадцать скоро...

Просто непонятно!

Может, что с ним приключилось?

На него напали?

Общипали ему крылья?

Голосок украли?

Может жаворонок с бандой?

Он завистлив, глупый...

Перья - что в них? Отрастают.

Голос -вот не купишь!

Вдруг соловушка явился -

Глянь, свистит и скачет...

-Где летал ты? Где порхал ты?

Я волнуюсь, плачу...

Ты прости, он отвечает

Сладким тенорочком.

-Чудный вечер! Захотелось

Погулять пешочком...

(Ю.Тувим)

Карточка 27.

Читай текст, заглядывая в волшебное зеркало. Высказывай своё предположения о том, что случится дальше. Проверяй себя, читая дальше.

ГРУСТНАЯ ИСТОРИЯ

Пожалуй, уже можно заглянуть в зеркало. Что ты видишь?

Это маленькая сказка без счастливого конца.

Под навесом над террасой жили-были два птенца.

жил на даче мальчик Петя, шалунишка, зубоскал,

А у Пети под кроватью белый котик проживал.

Скорее смотри в зеркало. Что случится дальше?

Был котёнок очень нежен, очень мил и очень мал.

Петя влез с котом на крышу, чтоб мурлыке показать,

что пискунья - воробьиха - удивительная мать.

Что показывает твое зеркало?

Но котёнок - прыг к малюткам и птенца за горло - хвать!

Встал наш Петя на защиту, но не сладил с наглецом,

слез на землю с грустным сердцем и заплаканным лицом.

Это  - грустная история с очень жалобным концом.

(Л.Моравская)

Прочитай текст ещё раз. Может, тебе захотелось придумать не такой грустный конец?

Карточка 28.

Прочитай о проделках рыжего кота. Выполняй задания по ходу чтения.

1. Раз у нашего Степана

Караулил кот сметану,

А когда настал обед,

Загляни в волшебное зеркало. Что оно показывает? Проверь себя. Ответ на обратной стороне.

 Кот сидит - сметаны нет.

2.Лежебока рыжий кот

отлежал себе живот.

Кушать хочется,

Да лень ворочаться.

Вот и ждёт рыжий кот -

Что нужно сделать? Правильно, если ты думаешь, что нужно задать вопрос: "Чего ждёт рыжий кот?" Придумай свой ответ. Проверь себя, перевернув карточку.

Может, миска подползёт?

Карточка  29.

Читай текст и выполняй задания.

ВОТ БЕДА

На скамеечке у дома

Целый день рыдает Тома.

Задай вопрос тексту. Придумай ответы. Проверь себя.

Как помочь беде такой -

Тома в туфлях разных:

Левый - светло-голубой,

Правый - тёмно-красный?

Что ты посоветуешь Томе?

Дворник, дядя с бородой,

Ей сказал: - Сходи домой!,,

Тома глазки подняла:

-Дядя дворник, я была...

Что она увидела дома? Проверь себя, читая дальше.

Дома тоже разные:

Голубой да красный!

(В.Фетисов)

Железному Дровосеку стало жалко девочку Тому. Он решил ей помочь. Что он сделал? А как бы ты помог Томе?

Карточка 30.

Давайте познакомимся с двумя новыми героями- Ванькой-Встанькой и Санькой-Спанькой. Читай текст и думай, какие слова нужно вставить вместо прочерков.

ВАНЬКА-ВСТАНЬКА И САНЬКА-СПАНЬКА

Все знакомы с Ванькой-Встанькой,

Но не знают Саньки-Спаньки.

Ваньку не уложишь спать,

Саньку не заставишь____________.

Не лежится ______________.

Сладко спится ____________.

Ванька всё спешит куда-то,

На рассвете будит брата,

Санькину трясёт кровать:

-Хватит, Санька-Спанька, спать!

Если б этот Ванька-Встанька

Был хотя б немножко Спанькой,

Если б этот Санька-___________

Был хотя б немножко __________ -

Не было б тогда бы Встаньки,

Не было б тогда бы Спаньки -

Был тогда бы просто __________,

Был тода бы просто ___________.

(Е.Аксельрод)

Прочитай стихотворение от начала до конца и представь, как бы ты нарисовал Ваньку-Встаньку и Саньку-Спаньку.

Карточка 31.

Поднялся ураган и унёс название текста и ответы на его вопросы. Постарайся их найти.

___________

Кто в полях шумит пшеницей

и летит крылатой птицей?

_________.

Кто играет проводами,

поднимает пыль клубами?

_________.

Кто к земле деревья клонит?

Кто волну морскую гонит?

_________.

Я достал свою тетрадь.

Как же мне нарисовать?

_________?

(А.Бродский)

А как бы ты нарисовал героя текста? Прочитай еще раз и попробуй сделать рисунок.

Карточка 32.

Львёнок очень любит читать про храбрых львов. Прочитай текст и подумай, понравится ли он Львёнку. По ходу чтения заполняй пропуски.

КТО?

-Ну-ка, дети!

Кто храбрее всех на свете?

Так и знал - в ответ все хором нараспев:

-_____!

-______? Ха-ха...Легко быть храбрым,

Если лапы шире швабры.

Нет, ни лев, ни слон...Храбрее всех малыш -

_________!

Сам вчера я видел чудо,

Как мышонок влез на блюдо

Что же случилось дальше? Загляни в зеркало. Проверь себя, читая дальше.

И у носа спящей кошки

Не спеша поел все крошки.

Что!

(С.Чёрный)

Прочитай текст от начала до конца. Что же в нем не понравилось Львёнку?

Карточка 33.

Представь, что ты находишься в зоопарке. Тебе разрешили поговорить со слоном. Читай текст и выполняй задания.

СЛОН

-Слоник, слоник, настоящий слон живой, -

отчего ты всё качаешь головой?

Чтобы ты ответил на месте слона? Проверь себя, читая дальше.

-Оттого что, потому что, потому -

всё я думаю, дружок, и не пойму...

Не пойму, что человек, такой малыш,

посадил меня в клетушку, словно мышь...

Ой, как скучно головой весь день качать!

Лучше брёвна дали б, потаскать...

Что ты можешь ответить слону? Прочитай, что сказал ему один мальчик.

-Слоник, слоник, не качай ты головой!

Дай мне лучше поскорее хобот свой...

Я принёс тебе из бархата слона,

Он хоть маленький, но милый. Хочешь? На!

Можешь мыть его, и нянчить, и лизать...

Ты не будешь головой теперь качать?

(С.Чёрный)

Прочитай цвет целиком. Какие чувства у тебя остались после чтения? Если ты будешь в зоопарке, то на что ты обратишь внимание?

Карточка 34.

Винни-Пуху  нужно расставить в тексте точки. А у него в голове ужасная путаница. Помоги ему  сделай текст понятным.

В реке там рыба на бугре

мычит корова в конуре

собака лает на заборе

поёт синичка в коридоре

играют дети на стене

висит картина на окне

узоры инея в печурке

горят дрова в руках девчурки

нарядная там кукла в клетке

ручной щегол поёт салфетки

там на столе лежат коньки

к зиме готовят там очки

лежат для бабушки тетрадки

всегда содержатся в порядке.

(С.Бондаренко)

Прочитай правильный текст.

В реке там рыба. На бугре

мычит корова. В конуре

собака лает. На заборе

поёт синичка. В коридоре

играют дети. На стене

висит картина. На окне

узоры инея. В печурке

горят дрова. В руках девчурки

нарядная там кукла. В клетке

ручной щегол поёт. Салфетки

там на столе лежат. Коньки

к зиме готовят там. Очки

лежат для бабушки. Тетрадки

всегда содержатся в порядке.

Карточка 35.

У человека, который печатал этот текст, потерялся важный знак - точка. И теперь в тексте ничего не понять. Может тебе удастся исправить текст.

.....кисель там варят из резины

там шины делают из глины

кирпич там жгут из молока

творог  готовят из песка

стекло там плавят из бетона

плотины строят из картона

обложки там из чугуна

там варят сталь из полотна

кроят рубахи из пластмассы

посуду делают из мяса

котлеты стряпают из сажи

там ваксу делают из пряжи

прядут там нитки из сукна

костюмы шьют из толокна....

(А.Арсирий)

Проверь себя.

.....кисель там варят. Из резины

там шины  делают. из глины

кирпич там жгут. Из молока

творог  готовят. Из песка

стекло там плавят. Из бетона

плотины строят. Из картона

обложки там. Из чугуна

там варят сталь. Из полотна

кроят рубахи. Из пластмассы

посуду делают. Из мяса

котлеты стряпают. Из сажи

там ваксу делают. Из пряжи

прядут там нитки. Из сукна

костюмы шьют. из толокна....

Карточка 36.

Познакомься с братьями Фомой и Ерёмой. Они очень любят расспрашивать друг друга. Разговоры их весёлые, смешные.

1. Фома спрашивает Ерёму:

- Скажи, брат, почему, когда охотник стреляет из ружья, он закрывает один глаз?

-Да потому, - отвечает Ерёма, - что если он закроет и другой глаз, то ничего не увидит.

Тебе стало понятно, почему ответ Ерёмы вызвал улыбку?

2.Фома спрашивает Ерёму:

- А почему в море вода солёная?

-Как же не быть морской воде солёной, - отвечает Ерёма, - когда  _____________.

Попробуй продолжить ответ, чтобы было смешно.

3. Фома говорит Ерёме:

-Вчера я упал с двенадцатиметровой лестницы.

-Как же ты уцелел?

Ответь за Фому. Проверь себя, перевернув карточку.

Ответ Фомы: "Да я, к счастью, стоял на нижней ступеньке".

Карточка 37.

Братья Фома и Ерёма очень весёлые люди. Они любят шутку, юмор. Когда человек смеётся? Часто, когда он ожидает одно, а видит или слышит другое. Например.

1. Фома спрашивает Ерёму:

-Скажи-ка, брат, почему цапля стоит на одной ноге?

-Да если бы она подняла другую ногу - она бы упала, - отвечает Ерёма.

2.Фома спрашивает Ерёму:

-Брат, ты не знаешь, почему рыбы немые?

-А ты что, - отвечает Ерёма, - _____________.

Ответь за Ерёму так, чтобы было смешно. Проверь себя, перевернув карточку.

3.Ерёма пришел в гости к Фоме.

-Брат, скоро самовар-то вскипит? - спрашивает Ерёма.

-Уж у него нос отвалился, да туловище скорёжилось, а он никак не закипает, - говорит Фома. - И чего ему не хватает?

-_____________-отвечает Ерёма.

Ответь за Ерёму. Проверь себя, перевернув карточку.

2. -А ты что, - отвечает Ерёма,- мог бы в воде говорить?

3. - Да, видать, воды! - отвечает Ерёма.

Карточка 38.

Навстречу идут мама и четыре маленьких девочки. Они о чем-то говорят. Но не все слова девочек можно расслышать. Восстанови разговор мамы и девочек.

ЧЕТЫРЕ ДЕВОЧКИ

Идёт мама по улице и ведёт за руку четырёх маленьких девочек.

Мама говорит:

-Куплю большую сумку.

Четыре девочки говорят:

-И ещё четыре маленьких сумочки!

Мама говорит:

-Куплю большой гребень.

Четыре девочки говорят:

-И___________________________!

Мама говорит:

-Куплю большой платок!

четыре девочки говорят:

-И___________________________!

Мама говорит:

-А ещё куплю большую щётку, пол мыть.

__________.

(Д.Лунич)

Услышал ли ты то, что говорили девочки? Проверь себя. Прочитай текст целиком. Особенно важна последняя строчка. Почему?

Ответ.

"Четыре девочки ничего не говорят".

Последняя строчка самая важная. Из нее понятно, что девочки не любят трудиться, а любят только наряжаться.

Карточка 39.

Прочитай отрывок из захватывающей приключенческой истории. По ходу чтения смотри в волшебное зеркало.

ГОВОРЯЩИЕ БУКВЫ

...всю ночь чёрный человек зловеще шнырял по улицам, исправляя букву "Т" на "А". К утру все остановки в городе стали автобусными.

Не забудь посмотреть в зеркало!

С рассветом начался переполох.

Снова посмотри в зеркало.

Трамваи и троллейбусы не знали, где им останавливаться, и носились через весь город от депо к депо.

Автобусы же останавливались на каждом углу, высаживали пассажиров в ненужных местах, везли их по ненужным маршрутам. Всё перепуталось...

Эта история закончилась хорошо. Буквы на остановках исправили, а чёрного человечка поймали и наказали. Как его наказали? - твое мнение. Ответ на обратной странице.

Ответ.

Чёрному человечку за его чёрное дело запретили читать журнал "Трамвай".

Карточка 40.

Проведи беседу с текстом. Не забывай смотреть в волшебное зеркало.

ПОЧТА

Какими только способами не переправляли раньше письма.

Почтальонами работали голуби и даже пчёлы.

Они очень хорошо ориентируются в полёте и могут находить свою голубятню или улей, расположенные за много километров.

Но есть неудобство в такой почте.

Письма приходится посылать очень короткие.

Была ещё "бутылочная" почта.

Когда корабль терпел крушение, в море бросали закупоренную бутылку с посланием.

В "бутылочной" почте тоже есть недостатки.

Такие письма могут получить через триста-четыреста лет.

(по А.Иванову)

Карточка 41.

Читай текст, "беседуя" с ним. Не забывай смотреть в зеркало.

НАШИ ДРУЗЬЯ ДЕЛЬФИНЫ

Дельфин - самый умный морской зверь.

Вот что недавно случилось.

Один рыбак  потерпел крушение в море.

Плыл этот рыбак, плыл и совсем уже выбился из сил, и начал тонуть.

А тут ещё выплыла из глубины огромная акула.

Но только рыбак не погиб.

Потому что появилась рядом стая дельфинов.

Испугалась акула дельфинов - ушла в глубину.

А дельфины окружили рыбака, подставили свои чёрные спины.

Вот так с помощью дельфинов рыбак и добрался до берега.

(Е.Герф)

Карточка 42.

Читай текст по предложению и "беседуй" с ним. Заглядывай в волшебное зеркало.

Не только погоду умеют предсказывать звери и птицы.

Была у одного геолога собака. Самая обыкновенная овчарка.

Однажды поздно вечером сидел геолог за столом, работал.

Рядом в коляске маленькая девочка спала.

Вдруг собака рванулась с места.

Схватила девочку за рубашку и кинулась в дверь.

Геолог испугался.

Подумал: собака взбесилась.

Схватил ружьё и вместе с женой выбежал из дома.

И вдруг затряслась земля, рухнул дом.

Началось землетрясение.

Так собака спасла семью геолога.

Оказывается, не только собаки, но и другие птицы и звери чувствуют приближение грозной подземной бури.

(по Б.Зубкову)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...

формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...

Доклад на тему «Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе»

Научить детей правильному, беглому, осознанному чтению-одна из задач начального обучения....

«Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе»

Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образован...

Доклад на тему "Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе"

Доклад  на тему "Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальных классах"...

Доклад «Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе».

Доклад «Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе»....

«Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе»

laquo;Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе»...