Школьные трудности леворуких детей с ОВЗ
материал (1 класс) на тему

Баландина Ирина Вячеславовна

Обучаясь чтению и письму, ребёнок сталкивается с трудностями, кокторые имеют различные причины. Обычно в младшем дошкольном возрасте родители и воспитатели редко обращают внимание на то, какая рука у ребенка ведущая. Замечается это, когда ребенок начинает больше рисовать, учится писать, более активно действует одной из рук. Каждый ребёнок отличается от другого у кого это компенсаторная  функция левой руки, у другого это выраженная леворукость с попыткой родителей или других педагогов переучить.  Особенно эта проблема проявляется, если ребенок имеет ещё и дополнительные нарушения в интеллектуальной сфере. И прежде чем начать обучение такого ребенка необходимо понять причины его леворукости. Школьные проблемы не являются прямым следствием леворукости. Чаще всего леворукость только сопровождает нарушения в состоянии здоровья и отклонения в развитии, причем те и другие проявления могут иметь как единую общую причину, так и разные факторы, определяющие их возникновение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkolnye_trudnosti_levorukih_detey_s_ovz.docx24.72 КБ

Предварительный просмотр:

Школьные трудности леворуких детей с ОВЗ

    В моей педагогической практике уже не в первый раз сталкиваюсь с проблемой обучения леворукого ребенка. И каждый ребёнок отличается от другого у кого это компенсаторная  функция левой руки, у другого это выраженная леворукость с попыткой родителей или других педагогов переучить.  Особенно эта проблема проявляется, если ребенок имеет ещё и дополнительные нарушения в интеллектуальной сфере. И прежде чем начать обучение такого ребенка необходимо понять причины его леворукости.

 Из истории. Попытки объяснить леворукость имеют долгую историю. Теории и гипотезы происхождения леворукости можно разделить на две группы. Первые объясняют леворукость воздействием среды на развитие ребенка до и после рождения. Вторые выдвигают различные варианты генетической обусловленности леворукости.

Многие гипотезы объясняют, почему человек праворук, рассматривая леворукость как исключение. Согласно одной из них праворукость — следствие асимметричного расположения внутренних органов. Они смещают центр тяжести тела вправо, и поэтому необходим упор на левую ногу, чтобы удержать равновесие. Свободнее при этом правая рука, она и тренируется, мышцы ее становятся более развитыми, движения точными.

Другая гипотеза, так называемая теория щита и меча, объясняет праворукость необходимостью защищать сердце во время сражений. Воин держал щит левой (пассивной) рукой, а оружие — правой. Многие исследователи выделяли в качестве причины леворукости условия воспитания, требования среды. Причем влияния среды могут сильно различаться, но традиционное соотношение леворуких и праворуких мало зависит от условий жизни людей. Однако вариант социальных влияний при возникновении леворукости мы не можем исключить полностью.

Существует и вынужденная леворукость. Нередки случаи, когда не только бытовые травмы, но и нарушения нервно-мышечной регуляции в раннем детстве, особенно в период, когда идет интенсивное формирование двигательных функций, могут стать причиной предпочтительного использования левой руки, ее усиленной тренировки. Так левая рука может стать более активной, ребенку становится удобнее ею работать. В этих случаях качество работы тренированной левой и нетренированной правой рукой может быть одинаковым, но ребенок привыкает к особенностям действий руками, и переучивать его достаточно сложно.

Еще один вариант возникновения леворукости — так называемая патологическая (компенсаторная) леворукость.

В течение многих десятилетий накапливались данные о значительном количестве леворуких, страдающих нервно-психическими расстройствами, задержками общего и речевого развития. Это дало основание говорить о патологическом происхождении леворукости. Причем есть сторонники крайних взглядов (таких, правда, меньшинство) утверждающие, что любая леворукость, даже встречающаяся у разных поколений леворуких в семье, имеет только патологическое происхождение, связанное с дисфункцией мозга. Дисфункции, в свою очередь, в большинстве случаев объясняются родовыми травмами. Действительно, статистика прослеживает определенную зависимость между отклонениями в протекании беременности и родов (низкая масса тела новорожденного, слишком быстрые или, наоборот, затянувшиеся роды, применение инструментов при родовспоможении, асфиксия новорожденного, травмы и ряд других факторов) и появлением на свет леворуких детей.

Леворукость может сочетаться с комплексом нарушений или задержек в развитии речи, восприятии, в развитии моторных функций. А причина — нарушения в развитии мозга. Возможности компенсаторной перестройки деятельности мозга чрезвычайно высоки. Важно работать с ребенком, создавать благоприятные условия для его развития, не ждать, когда речевые нарушения пройдут сами по себе.

Школьные проблемы не являются прямым следствием леворукости.

Чаще всего леворукость только сопровождает нарушения в состоянии здоровья и отклонения в развитии, причем те и другие проявления могут иметь как единую общую причину, так и разные факторы, определяющие их возникновение.

    Как мы выяснили, леворукие дети — неоднородная группа. Поэтому и подход к каждому ребенку должен быть индивидуальным. Проявление тех или иных нарушений в развитии связано с преобладанием какого-либо фактора в развитии леворукости. Например, у детей с компенсаторной (патологической) леворукостью можно ожидать проявления нарушений речевого развития, у детей с вынужденной леворукостью — снижения адаптивных возможностей, повышенную возбудимость, тревожность, неврозоподобные расстройства.

На вопрос о том, когда начинать обучение ребенка, единственно верный ответ — «с момента рождения». Возникают и другие вопросы: чему и как учить ребенка?

Хотелось бы напомнить тезис известного русского психолога Л.С. Выготского: «Только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой. Но обучать ребенка возможно только тому, чему он уже способен обучаться». Мы должны уметь определять «низкий порог обучения», тот уровень функционального и психического развития, без которого обучение невозможно, так как «обучать ребенка тому, чему он не способен обучаться, так же бессмысленно, как обучать его тому, что он умеет самостоятельно делать».

Уже давно установленный факт, что большие трудности  при  овладении  программой  по  русскому  языку (письму)  испытывают  леворукие  дети.  И  отказ  от  переучивания леворукого  ребенка  не  снимает большого комплекса проблем, возникающих в  процессе  его  обучения  в  школе,  скорее,  ставит  целый ряд  других,  не  менее  важных. Практически леворукого ребенка у нас учат так же, как праворукого, и именно поэтому в школе нередко настаивают на переучивании. Леворуких обучают по тем же методикам, что и праворуких. Между тем, функциональные особенности леворуких детей (такие, как трудности осуществления зрительно-моторных координаций, нарушения пространственного восприятия, повышенная утомляемость и сниженная работоспособность, тревожность и возбудимость) не могут не вызывать целый ряд школьных трудностей. Но какими бы ни были трудности, чаще всего это - трудности обучения письму (реже - письму и чтению вместе).  

Еще сложнее бывает сформировать представления о пространственном расположении фигур (деталей) на плоскости. Пространственное восприятие и зрительная память — необходимые компоненты подготовки к письму и чтению.

Чтобы правильно планировать занятия и распределять нагрузку, вы должны знать особенности детского восприятия:

В 5-6 лет (в норме) дети умеют планировать свою деятельность, могут сосредоточенно, не отвлекаясь, работать 10-15 минут. Способны одновременно выделять, сравнивать, классифицировать, могут проводить попарное сличение.  Детям доступны точные и координированные движения, они могут шнуровать ботинки, завязывать шнурки на бантик, застегивать мелкие пуговицы.  Они хорошо рисуют, правильно и точно (соблюдая размеры, пропорции, соотношение штрихов) копируют геометрические фигуры и их сочетания, хорошо различают наклонные, вертикальные и горизонтальные линии. Словарный запас в этом возрасте — приблизительно 2000 слов.

Чего не скажешь о детях с интеллектуальной недостаточностью. Их развитие отстаёт на 2-3 года от детей которые идут в первый класс массовой школы, это и перекладывает на учителя коррекционной школы  все трудности в формировании пространственных представлений, обучении планировать свою деятельность и т.п. Так как многие родители ребёнка с ОВЗ не принимают своего ребёнка таким, какой он есть. Пытаясь переиначить проблему в более удобное для них решение: «Не могу заставить его как следует заниматься». « Он не отказывается, садится с желанием, но очень быстро отвлекается». «Он очень способный ребенок, ему все интересно, он оригинально рисует, но из-за того, что не хочет собраться, у него много проблем». «Он творческий ребенок, как все левши». 


Русское письмо основано на звукобуквенном анализе, и комплекс трудностей, связанный со звукобуквенным анализом, очень характерен для леворуких детей. Леворукие дети - не однородная группа, а значит, у разных левшей могут быть разными и проявления трудностей, и те меры коррекции, которые им необходимы.

Я использую уже много лет «От буквы к слову, от слова к предложению»- это печатные тетради для занятий с детьми, имеющими трудности в обучении чтению и письму. Созданные для того чтобы помочь и педагогу и ребенку имеющему трудности в обучении чтению и письму, помогают овладеть навыками звукобуквенного и слогового анализа. Она подходит для детей как с нормой интеллекта так и для  детей с интеллектуальной недостаточностью.

Главное — понять (10 советов родителям и педагогам  леворукого ребенка)

1. Взрослые не должны никогда, ни при каких обстоятельствах показывать леворукому ребенку негативное отношение к леворукости.

2. Старайтесь придерживаться единой тактики отношений с ребенком. Раздоры в семье и несогласованность требований родителей и педагогов к ребенку всегда осложняют ситуацию.

3. Необходимо научиться внимательно, наблюдать за своим ребенком, видеть и различать его состояния, знать причины его огорчений и радостей, понимать его проблемы, помогать ему их преодолевать.

4. Помните, что леворукость — индивидуальный вариант нормы, поэтому трудности, возникающие у левши, совсем не обязательно связаны с его леворукостью, такие же проблемы могут быть и у праворукого ребенка.

5. Не рекомендуется «пробовать» научить ребенка работать правой рукой, тем более настаивать на этом. Переучивание может привести к серьезным нарушениям здоровья.

6. Научите леворукого ребенка правильно сидеть за рабочим столом, правильно держать ручку, располагать тетрадь. Помните, свет при работе должен падать справа.

7. При обучении письму используйте «Прописи для леворуких детей». Помните, методика безотрывного письма неприменима при обучении леворуких детей.

8. Не заставляйте леворукого ребенка читать, если он сам отказывается, даже если вы уверены, что он знает все буквы. Складывайте буквы из их элементов, пишите буквы, играйте с буквами — эта работа облегчит ребенку распознавание букв и процесс обучения чтению.

9. Ваш ребенок нуждается в особом внимании и подходе, но не потому, что он леворукий, а потому, что каждый ребенок уникален и неповторим.

10.От нашего понимания, любви, терпения, умения вовремя помочь зависят успехи маленького человека.

Литература

1. Безруких М. М. Леворукий ребенок: Тетрадь для занятий с детьми. Методические рекомендации. - М.: Вентана-Граф, 2008 (Будущий первоклассник).

2. Леворукий ребенок в школе и дома// Приложение: 128 карточек для развития логики и речи. Изд. 2-е, перераб. Издательство: Екатеринбург: У –Фактория

3. Безруких М.М. Прописи №1,2,3 к учебнику «Букварь»: 1 класс:для учащихся общеобразовательных учреждений/ М.М.Безруких, М.И.Кузнецова. – М.: Вентана Граф, 2009.- 308с.: ил.- (Начальная школа XXIвека)

4. Гаврина С. Прописи для леворуких детей. Издательство РОСМЭН, 2006

5. Дубова С. Ф., Паншина И. А. "Прописи для левшей", издательство ГУП "Печатный двор".

6. М.М.Безруких, Е.С.Логинова, Н.В.Флусова    От буквы к слову, от слова к предложению: Тетради №1,2 для зантий с детьми, имеющими трудности в обучении чтению и письму. –М.: Вентана-Граф, 2008.—80с., вкл.: ил.- (Занимаемся с логопедом)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьные трудности леворуких детей

Статья для родительского собрания об особенностях подготовки к школе леворуких детей....

"Школьные трудности медлительных детей"

Данный материал предназначен для родителей и учителей. В нём рассматриваются трудности в обучении медлительных детей....

Школьные трудности леворуких детей

Школьные трудности леворуких детей...

Школьные трудности леворуких детей (трудности при овладении навыком письма и чтения)

Наибольшие трудности при овладении программой по русскому языку испытывают леворукие дети.      Русское письмо основано на звукобуквенном ...

Школьные трудности леворуких (трудности при овладении навыком письма и чтения)

Наибольшие трудности при овладении программой по русскому языку испытывают леворукие дети. И отказ от переучивания леворукого ребенка не снимает большого комплекса проблем, возникающих в процессе его ...

Практические рекомендации родителям по теме "Школьные проблемы леворуких детей"

На протяжении развития человечества люди, отличающиеся от большинства какими-то индивидуальными особенностями, например, левши, вызывали интерес и удивление. Какие проблемы возникают у левши в школе, ...

Практические рекомендации родителям по теме "Школьные проблемы леворуких детей"

Всегда люди, отличающиеся от большинства определнными индивидуальными особенностями, например, левши, вызывали интерес и удивление. Какие проблемы возникают у левши в школе, и как взрослые должны помо...