Умникус-логикус
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Решая проблему развития мышления в русле методической концепции развивающего обучения младших школьников математике, данный кружок ориентировался на общекультурные цели обучения математике и стремится развивать у учащихся интуицию, образное (пространственное) и логическое мышление (приемы умственной деятельности: анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение), формировать у них конструктивно-геометрические умения и навыки, способность читать и понимать графическую информацию, а также комментировать ее на доступном детям данного возраста языке.
При разработке заданий руководствовалась:
- Данными психологических исследований об особенностях пространственного мышления как вида умственной деятельности;
- Логикой построения начального курса математики, в состав которого входит геометрический материал ;
- Богатейшим опытом начального обучения математике, отраженным в методической литературе;
- Результатами исследований, связанных с изучением математики в начальных классах и 5-6 классах среднего звена;
Цель: эффективная и быстрая адаптация школьников к учебной деятельности, формирование навыков произвольности и самоконтроля, достижение высокого уровня развития наглядно-образного мышления и создания фундамента для эффективного развития абстрактно-логического мышления.
Задачи:
- Формирование общеинтеллектуальных умений( операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
- Развитие внимания(устойчивость, концентрация, расширение объёма, переключение, самоконтроль и т.д.)
- Развитие памяти(расширение объёма, формирование навыков запоминания, устойчивости);
- Развитие пространственного восприятия сенсомоторной координации;
- Формирование учебной мотивации;
- Развитие личностной сферы.
Для успешного освоения программы обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думании, поиске способов действий, при соответствующих условиях может стать привычной для детей.
Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений ребят о геометрических фигурах. Загадки, задачи-шутки уместны в ходе обучения решения арифметических задач, действий над числами, формирование временных представлений и т.д. формы организации учеников разнообразны: игры проводятся со всеми, с подгруппами и индивидуально. Педагогическое руководство состоит в создании условий проведения кружка, поощрении самостоятельных поисков решений задач, стимулировании творческой инициативы. В данный кружок включены игры, смекалки, головоломки, которые вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывании палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. На данном кружке формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.
В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он не трудился.
Развивать у детей общие умственные и математические способности, заинтересовать их предметом математики, развлекать, что не является , безусловно , основным.
Любая математическая задача на смекалку, для какого возраста она не предназначалась, несет в себе умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д.
Умственная задача: составить фигуру, видоизменить, найти путь решения, отгадать число - реализуется средствами игры, в игровых действиях. Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.
Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка. Например, в вопросе: «Как из двух палочек сложить на столе квадрат?» - необычность его постановки заставляет ребенка задуматься в поисках ответа, втянуться в игру воображения.
Многообразие занимательного материала - игр, задач, головоломок, дает основание для классификации, хотя довольно трудно разбить на группы столь разнообразный материал, созданный математиками, методистами и нами учителями. Классифицировать его можно по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по признаку общности, направленности на развитие тех или иных умений.
В «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» намечена программа дальнейшего улучшения воспитания и обучения детей: «Необходимо улучшать организацию воспитания и образования детей. С ранних лет воспитывать у них любовь к Родине, уважение к старшим, товарищество и коллективизм, культуру поведения, чувство красоты, развивать у каждого ребенка познавательные интересы и способности, самостоятельность, организованность и дисциплину» . В решении этих задач окажет помощь и данный кружок.
Ожидаемые результаты
В результате освоения программы кружка «Умникус - Логикус» учащиеся получают целый комплекс знаний и приобретают определённые умения:
Личностные:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Предметные:
- помочь усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
- помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
- уметь ориентироваться в пространственных отношениях «справа-слева», «перед-за», «между», «над-под», «выше-ниже» и т.д.;
- доказывать способ верного решения;
- опровергать неправильное направление поиска;
- конструировать геометрические фигуры;
- анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы;
- различать существенные и несущественные признаки.
- формировать творческое мышление.
Метапредметные проявляются в умении учащихся применять полученные знания умения в различных областях своей деятельности.
Программа будет успешно реализована:
- если будет выдан весь предусмотренный программой практический и теоритический материал;
- будут учитываться возрастные и личностные особенности обучающихся, мотивация их деятельности;
- будет использован разнообразный методический материал по программе курса.
Список литературы:
- Волина В. В. Праздник числа.-М.:АСТ-ПРЕСС, 2008.-304с.
- Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 1 класс/ сост. Е. В.Языканова.-М.:Издательство «Экзамен», 2010.-79с.
- Дорофеева А. Школа семи гномов.М.: Мозаика-синтез, 2009.-16с.
- Детский журнал « Весёлый колобок», 2010.-№1-6
- Земцова О. Н. Грамотейка: учебное пособие.-М.: Махаон, 2010.-128с.
- Играем и учимся вместе с мышонком и его друзьями/ Пер. с нем. С. Н. Одинцовой –М.: ООО ТД «Издательство Мир книги»,2008.-80с.
Календарно тематическое планирование
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | Коррекция |
Математика-царица наук. Вводное занятие. | 1 | |||
Как люди научились считать | 1 | |||
Деньги в древности | 1 | |||
Интересные приёмы устного счёта | 1 | |||
Числа от 1 до 5. Игры, задачи в стихах. | 1 | |||
Учимся отгадывать ребусы | 1 | |||
КВН «Юные математики» (Практика, 2010,№8) | 1 | |||
Числа 6,7,8. Игры, задачи в стихах. | 1 | |||
Числа в загадках | 1 | |||
Числа в пословицах и поговорках | 1 | |||
Числа 9,10. Игры, задачи в стихах. | 1 | |||
КВН «И прекрасна, и сильна математики страна» | 1 | |||
Как возникла геометрия? | 1 | |||
Геометрические фигуры в окружающих предметах. | 1 | |||
Рисунок из геометрических фигур. | ||||
Линейка и карандаш-наши помощники. | 1 | |||
Чертим фигуры. | 1 | |||
Графический диктант. | 1 | |||
КВН «Весёлые геометры» | 1 | |||
Решение нестандартных задач. | 1 | |||
Задачи с многовариантными решениями. | 1 | |||
Задачи-сказки. | 1 | |||
Проект «Газета любознательных» | 1 | |||
Числа от 10 до 20. Игры, задачи в стихах. | 1 | |||
Составление фигур из определённого количества палочек. | 1 | |||
Изменение заданных фигур. | 1 | |||
Создание шифра | 1 | |||
Числа от 10 до 20. Игры, задачи в стихах. | 1 | |||
Защита проекта «Газета …» | 1 | |||
Защита проекта «Газета …» | 1 | |||
Математический КВН | 1 | |||
«Поле Чудес» на тему «Математика» | 1 | |||
Круглый стол «Подведём итоги» | 1 | |||
Познавательная конкурсно-игровая программа "Весёлый интеллектуал" |