Умникус-логикус
рабочая программа на тему

Лапковская Зоя Анатольевна

Умникус-логикус программа внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umnikus-logikus.doc144 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная  записка.

        Решая  проблему  развития    мышления   в  русле  методической  концепции  развивающего  обучения  младших  школьников  математике,  данный  кружок  ориентировался  на  общекультурные  цели  обучения математике  и  стремится  развивать  у  учащихся  интуицию,  образное  (пространственное)  и  логическое  мышление (приемы  умственной  деятельности:  анализ  и  синтез,  сравнение,  классификация,  аналогия,  обобщение),  формировать  у  них  конструктивно-геометрические  умения  и  навыки,  способность  читать  и  понимать  графическую  информацию,  а  также  комментировать  ее  на  доступном   детям  данного  возраста  языке.

При  разработке  заданий  руководствовалась:

  1.   Данными  психологических  исследований  об  особенностях  пространственного  мышления  как  вида  умственной  деятельности;  
  2. Логикой  построения  начального  курса  математики,  в  состав  которого  входит  геометрический  материал ;
  3. Богатейшим  опытом  начального  обучения  математике,  отраженным  в  методической  литературе;
  4. Результатами  исследований,  связанных  с  изучением  математики  в  начальных  классах  и  5-6 классах  среднего  звена;

Цель: эффективная и быстрая адаптация школьников к учебной деятельности, формирование навыков произвольности и самоконтроля, достижение высокого уровня развития наглядно-образного мышления и создания фундамента для эффективного развития абстрактно-логического мышления.

Задачи:

  • Формирование общеинтеллектуальных умений( операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
  • Развитие внимания(устойчивость, концентрация, расширение объёма, переключение, самоконтроль и т.д.)
  • Развитие памяти(расширение объёма, формирование навыков запоминания, устойчивости);
  • Развитие пространственного восприятия сенсомоторной координации;
  • Формирование учебной мотивации;
  • Развитие личностной сферы.

Для  успешного  освоения  программы  обучения  ребенку  необходимо  не  только  много  знать,  но  и  последовательно  мыслить,  догадываться,  проявлять  умственное  напряжение.  Интеллектуальная  деятельность,  основанная  на  активном  думании,  поиске  способов  действий,  при  соответствующих  условиях  может  стать  привычной  для  детей.

   Так,  головоломки  целесообразны  при  закреплении  представлений  ребят  о  геометрических  фигурах.  Загадки,  задачи-шутки  уместны  в  ходе  обучения  решения  арифметических  задач,  действий  над  числами,  формирование  временных  представлений  и  т.д.  формы  организации  учеников   разнообразны:  игры  проводятся  со  всеми,  с  подгруппами  и  индивидуально.  Педагогическое  руководство  состоит  в  создании  условий  проведения  кружка,  поощрении  самостоятельных  поисков  решений  задач,  стимулировании  творческой  инициативы.  В  данный кружок включены  игры,  смекалки,  головоломки,  которые  вызывают  у  ребят  большой  интерес.  Дети  могут,  не  отвлекаясь,  подолгу  упражняться  в  преобразовании  фигур,  перекладывании  палочки  или  другие  предметы  по  заданному  образцу,  по  собственному  замыслу.  На  данном  кружке  формируются  важные  качества  личности  ребенка:  самостоятельность,  наблюдательность,  находчивость,  сообразительность,  вырабатывается  усидчивость,  развиваются  конструктивные  умения.

    В  ходе  решения  задач  на  смекалку,  головоломок  дети  учатся  планировать  свои  действия,  обдумывать  их,  догадываться  в  поисках  результата,  проявляя  при  этом  творчество.  Эта  работа  активизирует  не  только  мыслительную  деятельность  ребенка,  но  и  развивает  у него  качества,  необходимые  для  профессионального  мастерства,  в  какой  бы  сфере  потом  он   не  трудился.

    Развивать  у  детей  общие  умственные  и  математические  способности,  заинтересовать  их  предметом  математики,  развлекать,  что  не  является  ,  безусловно ,  основным.

    Любая  математическая  задача  на  смекалку,  для  какого  возраста  она  не  предназначалась,  несет  в  себе  умственную  нагрузку,  которая  чаще  всего  замаскирована  занимательным  сюжетом,  внешними  данными,  условием  задачи  и  т.д.

   Умственная  задача:  составить  фигуру,  видоизменить,  найти  путь  решения,  отгадать  число  -  реализуется  средствами  игры,  в  игровых  действиях.  Развитие  смекалки,  находчивости,  инициативы  осуществляется  в  активной   умственной   деятельности,  основанной  на  непосредственном  интересе.

   Занимательность  математическому  материалу  придают  игровые  элементы,  содержащиеся  в  каждой  задаче,  логическом  упражнении,  развлечении,  будь  то  шашки  или  самая  элементарная  головоломка.  Например,  в   вопросе:  «Как  из  двух  палочек  сложить  на  столе  квадрат?»  -  необычность  его  постановки  заставляет  ребенка  задуматься  в  поисках  ответа,  втянуться  в  игру  воображения.

   Многообразие  занимательного  материала  -  игр,  задач,  головоломок,  дает  основание  для  классификации,  хотя  довольно  трудно  разбить  на  группы  столь  разнообразный  материал,  созданный  математиками,  методистами  и  нами  учителями. Классифицировать  его  можно  по  разным  признакам:  по  содержанию  и  значению,  характеру  мыслительных  операций,  а  также  по  признаку  общности,  направленности  на  развитие  тех  или  иных   умений.

    В  «Основных  направлениях  реформы  общеобразовательной  и  профессиональной  школы»  намечена  программа  дальнейшего  улучшения  воспитания  и  обучения  детей:  «Необходимо  улучшать  организацию  воспитания  и  образования  детей.  С  ранних  лет  воспитывать  у  них  любовь  к  Родине,  уважение  к  старшим,  товарищество  и  коллективизм,  культуру  поведения,  чувство  красоты,  развивать  у  каждого  ребенка  познавательные  интересы  и  способности,  самостоятельность,  организованность  и  дисциплину» . В решении  этих  задач  окажет  помощь  и  данный  кружок.

Ожидаемые результаты

В результате освоения программы кружка «Умникус - Логикус» учащиеся получают целый комплекс знаний и приобретают определённые умения:

Личностные:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Предметные:

  • помочь усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
  • помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
  • уметь ориентироваться в пространственных отношениях «справа-слева», «перед-за», «между», «над-под», «выше-ниже» и т.д.;
  • доказывать способ верного решения;
  • опровергать неправильное направление поиска;
  • конструировать геометрические фигуры;
  • анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы;
  • различать существенные и несущественные признаки.
  • формировать творческое мышление.

Метапредметные проявляются в умении учащихся применять полученные знания умения в различных областях своей деятельности.

Программа будет успешно реализована:  

  • если будет выдан весь предусмотренный программой практический и теоритический материал;
  • будут учитываться возрастные и личностные особенности обучающихся, мотивация их деятельности;
  • будет использован разнообразный методический материал по программе курса.

Список литературы:

  1. Волина В. В. Праздник числа.-М.:АСТ-ПРЕСС, 2008.-304с.
  2. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 1 класс/ сост. Е. В.Языканова.-М.:Издательство «Экзамен», 2010.-79с.
  3. Дорофеева А. Школа семи гномов.М.: Мозаика-синтез, 2009.-16с.
  4. Детский журнал « Весёлый колобок», 2010.-№1-6
  5. Земцова О. Н. Грамотейка: учебное пособие.-М.: Махаон, 2010.-128с.
  6. Играем и учимся вместе с мышонком и его друзьями/ Пер. с нем. С. Н. Одинцовой –М.: ООО ТД «Издательство Мир книги»,2008.-80с.

Календарно тематическое планирование

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Коррекция

Математика-царица наук. Вводное занятие.

1

Как люди научились считать

1

Деньги в древности

1

Интересные приёмы устного счёта

1

Числа от 1 до 5. Игры, задачи в стихах.

1

Учимся отгадывать ребусы

1

КВН «Юные математики» (Практика, 2010,№8)

1

Числа 6,7,8. Игры, задачи в стихах.

1

Числа в загадках

1

Числа в пословицах и поговорках

1

Числа 9,10. Игры, задачи в стихах.

1

КВН «И прекрасна, и сильна математики страна»

1

Как возникла геометрия?

1

Геометрические фигуры в окружающих предметах.

1

Рисунок из геометрических фигур.

Линейка и карандаш-наши помощники.

1

Чертим фигуры.

1

Графический диктант.

1

КВН «Весёлые геометры»

1

Решение нестандартных задач.

1

Задачи с многовариантными решениями.

1

Задачи-сказки.

1

Проект «Газета любознательных»  

1

Числа от 10 до 20. Игры, задачи в стихах.

1

Составление фигур из определённого количества палочек.

1

Изменение заданных фигур.

1

Создание шифра

1

Числа от 10 до 20. Игры, задачи в стихах.

1

Защита проекта «Газета …»

1

Защита проекта «Газета …»

1

Математический КВН

1

«Поле Чудес» на тему «Математика»

1

Круглый стол «Подведём итоги»

1

Познавательная конкурсно-игровая программа "Весёлый интеллектуал"