Родительское собрание во 2 классе «Первая школьная отметка»
методическая разработка (2 класс) на тему

Кореневская Татьяна Ивановна

Родтельское собрание во 2 классе "Первая школьная отметка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                         

      Родительское

          собрание

во  2  классе

«Первая школьная

         отметка»

  разработала и  

         провела

учитель  МАОУ СОШ №7

  Кореневская Т. И.

 

  ноябрь 2015 г.

               

ст. Полтавская, 2015

Тема: Первая школьная отметка.

                                          Ход собрания.

1.      Выступление классного руководителя.

Уважаемые родители! Сегодня мы собрались поговорить о школьной отметке, которая играет значительную роль в жизни вашего ребёнка и вашей семьи; именно школьная отметка является яблоком раздора между членами и семьи и мерилом ценностей в воспитании ребёнка.

  Во второй класс дети приходят уже «бывалыми» школьниками. Период адаптации к систематическому обучению, к новым обязанностям, новым отношениям со взрослыми и сверстниками  закончен. Теперь маленький школьник хорошо представляет себе, что ждёт его в школе.

    Ожидание второклассников во многом зависит от того, насколько успешным был для них первый год обучения: «Думаю, что буду учиться так же хорошо, как в первом классе»; «В том году у меня не всё хорошо получалось. Писал плохо. Теперь ещё не знаю, как смогу».

     Сходные надежды и опасения присутствуют и у родителей второклассников.

     Самооценка отражает знание человека о себе и его отношения к себе. Она складывается с учётом результатов собственной деятельности и оценок со стороны окружающих людей. В основе позитивной самооценки школьника лежат его собственные успехи в учении, а также положительное отношение к нему со стороны близких взрослых.

     Младший школьный возраст является узловым  в  становлении самооценки. Она делается более развитой, зрелой, более структурированной, чем у первоклассников, и вместе с тем более целостной.

    Самооценка второклассников в учебной деятельности существенно отличается от таковой у первоклассников. Большинству первоклассников свойственна высокая самооценка.

    Во втором классе  у многих детей самооценка в учебной деятельности резко снижается. Позднее,  у третьеклассников, уровень самооценки вновь повышается. Это явление получило название «феномена вторых классов».

     Снижение самооценки у второклассников связано с повышением критичности школьников к себе, их  возрастающей способностью ориентироваться на качество результатов своей учебной работы.    Однако возможности детей в оценивании результатов  своего труда ещё ограничены. Отсюда и проистекают неуверенность в себе, снижение самооценки.

     Оценка не тождественна отметке. Оценка – это процесс оценивания; отметка – результат этого процесса, его условное отражение в баллах.

         Процесс оценивания должен быть представлен в форме развёрнутого суждения, в котором взрослые сначала разъясняют положительные и отрицательные стороны работы ученика, отмечает наличие или отсутствие продвижений, даёт рекомендации, отмечает старания школьника и только затем, как вывод  из сказанного,  называет заслуженную отметку.

        Без помощи взрослых ребёнок не в силах верно выделить критерии оценивания своей работы. В результате отметка лишается своего содержания, приобретает для детей самодовлеющее значение, превращается в школьного идола, о котором писал В. А. Сухомлинский: «С первых дней школьной жизни  на тернистом пути учения перед ребёнком появляется идол- отметка. Для одного ребёнка – он добрый, снисходительный, для другого – жёсткий, безжалостный, неумолимый… Ребёнок старается удовлетворить  или – на худой конец – обмануть идола и постепенно привыкает учиться не для личной радости, а для отметки».

        К сожалению,  родители вольно или невольно выстраивают своё отношение к ребёнку в зависимости от его успеваемости. Дети улавливают эту связь быстрее, чем взрослые: «Мама не очень меня любит, потому что я не всегда пятёрки получаю».

         Психолог Ш. А. Амонашвили составил очень меткие социальные портреты отметок, их названия говорят сами за себя: торжествующая «пятёрка»,  обнадёживающая «четвёрка», равнодушная «тройка», угнетающая «двойка», уничтожающая «единица».

        Связывая своё отношение к ребёнку с его отметками, особенно если эти отметки не соответствуют их ожиданиям, родители затрудняют формирование адекватной положительной самооценки школьника, способствуют появлению у него неуверенности в себе, мешают развитию интереса к учению.

          Родителям необходимо помнить, что в учении важна не только отметка, сколько реальные знания и умения ученика, его трудолюбие, ответственность, потребность в получении новых знаний. К тому же следует учитывать, что успешность ребёнка в учении определяется множеством факторов. Не последнюю роль среди них играет вера родителей в возможности своего ребёнка, а так же их способность оказать ему реальную помощь в учёбе.

3.      Заключительное слово классного руководителя.

Уважаемые родители!  Какой же вывод можно сделать, подводя итоги этого собрания.

И «двоечникам», и  «хорошистам» необходимо уменьшить болезненность неудач, эмоционально преодолеть травматические ситуации, связанные со школьными отметками. Похвала им необходима, но необходимы и указания на ошибки, недочёты, неточности. Как же дозировать отметку в семье?

 

Правило первое: не бейте лежачего.  Двойка, а для кого-то и четвёрка – достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Ребёнок ждёт от родителей не попрёков, а помощи.

 

Правило второе: чтобы избавить ребёнка от недостатков, постарайтесь выбрать один – тот, от  которого вы хотите избавиться в первую очередь, и говорите только о нём.

 

Правило третье: выбирая самое главное, посоветуйтесь с ребёнком,  начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Но если вас обоих беспокоит, прежде всего, скорость чтения, не требуйте одновременно и выразительности, и пересказа. 

 

Правило четвёртое и центральное:  хвалить – исполнителя, критиковать – исполнение. Ребёнок склонен любую оценку воспринимать глобально, считать, что оценивают всю его личность. В наших силах помочь отделить оценку его личности от оценки его работы.

 

Правило пятое и самое трудное:  оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребёнка с его собственными вчерашними неудачами, а не только с государственными нормами оценивания и не с успехами соседского Толика.

 

Правило шестое: не скупитесь на похвалу; строя оценочные отношения с собственным ребёнком,  не идите на поводу у школьных отметок. Нет такого двоечника, которого не что было бы похвалить.

 

Правило седьмое: выделите в море ошибок островок успеха, на котором сможет укорениться детская вера в себя и в успех своих учебных усилий. Оценивать детский труд надо очень дробно, дифференцированно. При такой оценке у ребёнка нет иллюзии полного успеха, ни ощущения полной неудачи.

 

Правило восьмое: ставьте перед ребёнком предельно конкретные и реальные цели, и он попытается их достигнуть. Не искушайте ребёнка невыполнимыми целями, не толкайте его на путь заведомого обмана.

 

Девятый принцип: ребёнок должен быть не объектом, а соучастником оценки, его следует учить самостоятельно оценивать свои достижения. Умение себя оценить является необходимым компонентом умения учиться  - главного средства преодоления учебных трудностей.

 В семейной жизни всем желаем счастья!

 Пусть ваши дети крепко любят вас!

 Пусть стороной вас обойдут несчастья.

 И солнечным пусть будет каждый час!

 Всем нам счастья, мира и добра!

 Пусть радость царит в наших семьях всегда!

                                     

                      Анкета для родителей №1.

Я знаю, что школьная отметка — это _____________________________________________

Я говорю своему ребенку, что школьная отметка — это _____________________________

__________________________________________________________________

Когда мой ребенок идет в школу, то я прошу его____________________________________

Когда мой ребенок идет в школу, то я требую от него________________________________

Когда мой ребенок идет в школу, то я желаю ему____________________________________

Когда мой ребенок получает хорошую отметку, то я_________________________________

Когда мой ребенок получает плохую отметку, то я___________________________________

                                        Анкета для родителей №2.

Отметьте те фразы, которые вы чаще всего используете в общении со своим ребенком,  анализируя его учение.

  • Что ты получил сегодня?
  • Ничего, не расстраивайся, у нас есть время все исправить.
  • Я так и знала. И в кого ты такой уродился?
  • Марш в свою комнату, и не показывайся мне на глаза!
  • Ты ведь умница, и в следующий раз учительница в этом убедится.
  • Сколько можно тебе это объяснять!
  • Тебе нужна моя помощь или ты попробуешь еще раз сделать самостоятельно?
  • Кто-нибудь получил отметку лучше, чем ты?
  • Садись и учи еще раз, а я потом проверю!
  • Давай попробуем разобраться в том материале, который для тебя так труден.
  • Знаешь, когда я была маленькой, мне этот материал тоже давался с трудом.
  • Давай еще раз заглянем в учебник. Я думаю, нам это поможет.
  • Вот так и будешь на двойках и тройках ехать!
  • Вот придет отец! Он тебе покажет за двойку!
  • Посмотри, как я учился, а ты?

Фамилия анкетируемого: _____________________________________________________________

                                              Анкета для учащихся.

  • Если я получаю хорошую отметку, то_______________________________________
  • Если я получаю плохую отметку, то________________________________________
  • Мои родители говорят, что я могу учиться___________________________________
  • Мои родители говорят, что я не могу_______________________________________
  • Если я получаю «пять», то родители мне____________________________________
  • Если я что- то не понимаю в домашнем задании,  родители говорят________________________________________________________________
  • Если я обращаюсь к родителям с просьбой помочь, то они_____________________
  • Родители хотят, чтобы я был______________________________________________

Фамилия: ____________________________________________________

                                                         Анкета для учащихся.

  • Если я получаю хорошую отметку, то_______________________________________
  • Если я получаю плохую отметку, то________________________________________
  • Мои родители говорят, что я могу учиться___________________________________
  • Мои родители говорят, что я не могу_______________________________________
  • Если я получаю «пять», то родители мне____________________________________
  • Если я что- то не понимаю в домашнем задании,  родители говорят________________________________________________________________
  • Если я обращаюсь к родителям с просьбой помочь, то они_____________________
  • Родители хотят, чтобы я был______________________________________________

Фамилия: ____________________________________________________

                                                        Анкета для учащихся.

  • Если я получаю хорошую отметку, то_______________________________________
  • Если я получаю плохую отметку, то________________________________________
  • Мои родители говорят, что я могу учиться___________________________________
  • Мои родители говорят, что я не могу_______________________________________
  • Если я получаю «пять», то родители мне____________________________________
  • Если я что- то не понимаю в домашнем задании,  родители говорят________________________________________________________________
  • Если я обращаюсь к родителям с просьбой помочь, то они_____________________
  • Родители хотят, чтобы я был______________________________________________
  • Фамилия: ____________________________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Родительское собрание во 2 «в» классе Тема: «Критерии оценок во 2 классе. Первая оценка и как к ней относиться»

Слайд 2

РУССКИЙ ЯЗЫК Критерии оценок Диктант «5» - нет ошибок; «4» - не более 2-х ошибок; «3» - не более 5-х ошибок; «2» - 6 и более ошибок .

Слайд 3

РУССКИЙ ЯЗЫК Орфографическое задание «5» - задание выполнено без ошибок; «4» - задание выполнено полностью, 1 ошибка или 1-2 исправления «3» - не полостью выполнено задание или полностью выполнено, но 2 ошибки; «2» - невыполненное задание.

Слайд 4

РУССКИЙ ЯЗЫК Списывание текста (без задания) «5» - безукоризненно выполненная работа, в которой нет исправлений; «4» - 1-2 исправления или 1 ошибка; «3» - 2-3 ошибки; «2» - 4 ошибки и более.

Слайд 5

РУССКИЙ ЯЗЫК Словарный диктант ( 10-12 слов) «5» - работа без ошибок; «4» - 1 ошибка; «3» - 2 ошибки; «2» - 3-5 ошибок.

Слайд 6

Математика Контрольная работа «5» - безошибочно выполнены все задания; «4» - выполнено правильно не менее 3/4 всех заданий; «3» - выполнено не менее ½ заданий; «2» - ученик не справился с большинством заданий.

Слайд 7

Как воспринимать отметки ребёнка? Памятка для родителей

Слайд 8

Как относиться к отметкам ребёнка. Не ругайте своего ребёнка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в ваших глазах хорошим Если быть хорошим не получается, ребёнок начинает врать и изворачиваться , чтобы избежать наказания

Слайд 9

Как относиться к отметкам ребёнка. Сочувствуйте своему ребёнку, если он долго трудился, но результат его труда не высок Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания , которые он сможет приобрести в результате ежедневного, упорного труда

Слайд 10

Как относиться к отметкам ребёнка. Не учите своего ребёнка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой отметки

Слайд 11

Как относиться к отметкам ребёнка? Никогда не выражайте сомнений по поводу объективности выставленной вашему ребёнку оценки вслух Есть сомнения - идите в школу (к учителю) и попытайтесь объективно разобраться в ситуации Не обвиняйте беспричинно других взрослых и одноклассников в проблемах собственного ребёнка

Слайд 12

Как относиться к отметкам ребёнка. Поддерживайте ребёнка в его, пусть не очень значительных, но победах над собой, над своей ленью Демонстрируйте положительные результаты своего труда , чтобы ребёнку хотелось вам подражать

Слайд 13

Как относиться к отметкам ребёнка??? Устраивайте праздники по случаю получения отличной отметки Хорошее, как и плохое, запоминается ребёнком надолго и его хочется повторить Пусть ребёнок получает хорошую отметку ради того, чтобы его отметили. Вскоре это станет привычкой

Слайд 14

Помните об этом!!! Научить рёбёнка самостоятельно учиться, научить добывать знания – Ваша родительская обязанность!!! Статья 52 «Закон «Закон об образовании»

Слайд 15

Успехов и терпения ВАМ в воспитании и обучении детей!!! Спасибо за сотрудничество!