Формы подготовки детей к олимпиадам младших школьников.
материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Новые задачи, стоящие перед системой образования в области выявления и развития одаренных детей, в данном случае младшего школьного возраста, приобретают особую актуальность в связи с последними достижениями психолого – педагогической науки и практики. Выявление одаренных детей начинается уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления, внимания, умения «слушать» и «слышать». Таким образом выявить, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не упустить, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача обучения одаренных детей. Этой задаче уделяется большое внимание в начальных классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Кран Е А25.3 КБ
Файл kran_e.a.docx25.3 КБ
Файл kran_e.a.docx25.3 КБ

Предварительный просмотр:

Формы  подготовки детей к олимпиадам младших школьников.

«Мы воспитываем не для настоящего, а для будущего. Поэтому в воспитании одаренного ребенка особенно  важно пробудить его творческие способности и тем самым заложить краеугольный камень его жизни, который, возможно станет одним из краеугольных камней лучшего мира».

Эрика Ландау, психотерапевт

Сегодня уже никого не надо убеждать в том, что раннее обучение иностранному языку способствует не только более прочному и свободному практическому владению им, но и несет в себе большой интеллектуальный, а также воспитательный и нравственный потенциал. Исходя из этого можно утверждать, что раннее обучение иностранным языкам (немецкому языку):

  1. Стимулирует речевое и общее развитие детей и, как следствие, повышает общеобразовательную ценность начального воспитания и обучения как фундамент общего образования.
  2. Приобщает детей к культуре других народов, формируя тем самым общечеловеческое сознание, без должного развития которого невозможно в настоящее время существования человечества в целом.
  3. Создает благоприятную исходную базу для овладения немецким языком (использование сензитивного периода в речевом развитии ребенка), а также для дальнейшего обучения языку на последующих этапах, поскольку предотвращается образование психологических барьеров, которые возникают при обучении немецкому языку в возрасте 9 – 11 лет.
  4. Обеспечивает возможность (при наличии желания у школьников или необходимости) более раннего завершения изучения первого иностранного языка и подключения других иностранных языков.
  5. Совершенствует общеучебные умения (умение работать с книгой, умение работать с дополнительным иллюстративным материалом, со справочной литературой) за счет расширения сферы их применения в процессе овладения иностранным языком.
  6. Формирует специальные учебные умения такие как: умение работать с двуязычным словарем.

Исходя из функций языка, служить средством познания и общения непосредственного устноречевого (слушания и говорения) и опосредованного через письменный код (письмо и чтение), все языковые учебные предметы (родной язык, неродной, в том числе иностранный) имеет смысл рассматривать в составе единого цикла языковых учебных предметов, имея в виду также их тесную связь с чтением, литературой. Такое расположение языковых учебных предметов в учебном плане школы должно подчеркивать их принципиальную общность, их значимость для всего начального образования в целом, ибо речевое развитие (в норме!) – основа всякого образования.

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Новые задачи, стоящие перед системой образования в области выявления и развития одаренных детей, в данном случае младшего школьного возраста, приобретают особую актуальность в связи с последними достижениями психолого – педагогической науки и практики. Выявление одаренных детей начинается уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления, внимания, умения «слушать» и «слышать». Таким образом выявить, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не упустить, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача обучения одаренных детей. Этой задаче уделяется большое внимание в начальных классах.

На современном этапе развития общества в психологических и педагогических  кругах большой интерес вызывает важнейшее направление в работе современного педагога, а именно: проблема развития одаренных детей посредством их участия в предметных олимпиадах различного уровня. Перед учителем встает вопрос: «Как организовать подготовку учащегося к олимпиаде так, чтобы максимально раскрыть его интеллектуальный творческий потенциал, сохранить положительную мотивацию на всех этапах олимпиадного движения, сохраняя при этом психологическое и физическое здоровье ребенка. По многочисленным наблюдениям и примерам могу явно констатировать, что прохождение олимпиадного процесса – это тяжелый, напряженный и ответственный процесс, который зависит от четко выстроенной и согласованной работы тандема: учитель – ученик.

Самое важное и неотъемлемое для успешной подготовки  младших школьников, речь пойдет о начальной ступени образования школьников.

Критерии успешной подготовки младших школьников:

  1. Желание и заинтересованность непосредственного ведущего «в тандеме»  – учителя.
  2.  Нельзя добиваться результатов в любом деле, если нет внутренней мотивации!
  3. Ведущий фактор любого обучения является личность учителя. Именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в своем учителе.
  4. Сам учитель должен быть образцом и авторитетом для ребенка. Должен профессионально расти, быть интересным, полезным ребятам.

Тогда в «тандеме» учитель – ученик будет результат, потому что ученик  будет стремиться не подвести своего учителя.

Работу по подготовке учащихся к олимпиаде я  начинаю с выявления одаренных и заинтересованных учебным предметом школьников.

Олимпиада – это серьезное состязание в знаниях, умениях и навыках. Она проводится ежегодно и состоит из двух, трёх туров: внутришкольного и городского или районного, регионального. Задания первого тура более просты и строятся на учебном материале 2-4 классов. Для этого я использую следующую структуру: 1. Примерно за два месяца до проведения первого тура олимпиады я помещаю на видном месте красиво оформленное объявление о олимпиаде. Затем на плакатах в каждом классе обучающимся объявляю условия первого тура. Для второго класса предлагаю из длинной «змейки» слов составить грамматически верное предложение. Для третьего класса предлагаю тексты с пропусками, либо нужно вставить вместо рисунков в тексте существительные. Для четвёртого класса предлагаю четыре темы – «Времена года», из которых по выбору нужно составить монологическое сообщение из 5-6 предложений. 2. Для выполнения второго задания снова на плакатах в кабинетах помещаю следующее задание : набор картин для описания на немецком языке. Это картины или серии картин, над которыми обучающиеся работали в классе, не только в данном учебном году не считая 2 класса, но и в предыдущие годы обучения. Предлагаю следующие названия серий картин:

1. Моя семья.

2. Жилая комната.

3. Осень.

4. Зима.

5. Весна.

6. Лето.

7. День матери.

8. Сказочные персонажи.

3. Для проведения данного этапа олимпиады мы подготавливаем с детьми свои классные комнаты: дети готовят презентации, слайды о важности изучения немецкого языка, ищут высказывания великих немецких учёных. поэтов, писателей, режиссёров о важности изучения и владения немецким языком. Помимо этого я помогаю выставлять детям материал, отражающий переписку с зарубежными друзьями сверстниками. Предлагаю оформить выставку лучших творческих работ по немецкому языку – небольшие мини сочинения с рисунками, написать закладку на немецком языке, придумать шараду, ребус, кроссворд. В целях усиления воспитательного значения олимпиады на немецком языке я посвящаю какому-нибудь знаменательному событию. Содержание олимпиады должно отражать отмечаемое событие или праздник, например Erntedankfest, Neujahr, Ostern, Am Tag der Liebe, Muttertag. В ходе подготовки к проведению олимпиады я провожу соответствующую разъяснительную работу, цель которой – выработать у обучающихся убеждение в том, что их успешное участие в олимпиаде не только своеобразный отчет по овладению немецким языком, но и вклад в подготовку всего коллектива к празднику. В программу первого тура я включаю задания, предполагающие проверку умений и навыков обучающихся в работе с лексическим материалом, грамматическим материалом, речевыми средствами, с текстом, например: 1) прочитать текст, выписать лексику, присущую данному знаменательному событию, ответить на вопросы по содержанию текста; 2) прослушать текст и выбрать из него те предложения, которые соответствуют содержанию прочитанного текста, или исправить неверные утверждения; 3) попробовать составить диалогическое высказывание; 4) подготовить монологическое сообщение по тексту, приуроченное к знаменательному событию. В качестве заданий по проверке умений и навыков устной речи использую: описание серии картин по теме; проведение экскурсий; комментирование слайдов презентаций. В программу второго тура олимпиады, на ряду с подготовкой сообщения по заданной тематике, чтение текста и беседы по его содержанию включаю страноведческую викторину или выполнение домашнего задания (чтение наизусть стихотворения или отрывка из рассказа, пересказ какого-нибудь интересного эпизода по ролям, творческие работы: составление ребусов, кроссвордов). Объектами проверки являются быстрота и адекватность реакции на вопрос (в секундах), темп речи (количество фраз за минуту), произношение (артикуляция звуков, интонация), правильность речи (количество лексических и грамматических ошибок), степень понимания прочитанного или прослушанного текста и умение работать с текстом (делить текст на смысловые части, озаглавливать их, отвечать на конкретные и наводящие вопросы по тексту). Также объектом проверки является степень вовлеченности обучающихся в ситуативную игру. В ходе подготовки обучающихся к игре, предлагается выполнить следующие задания:

  1. В транспортном агентстве нужно приобрести билеты для делегации школы, отправляющихся на детский фестиваль.
  2. В пресс-центре фестиваля рассказать о себе и о своей школе.
  3. Выступить на детском митинге и зачитать обращение к участникам детского фестиваля.
  4. Помочь своему другу-иностранцу, не владеющему немецким языком, сделать покупки в магазине, сходить в кафе, посетить музей, выставки.
  5. Написать письмо другу по переписке.

В ходе олимпиады использую дополнительные материала стенды и фотоальбомы, карты, слайды и презентации. В завершении олимпиады – игры участники могут подготовить небольшую пресс-конференцию на тему «Наша Родина», «Города Германии», «Достопримечательности Германии», пригласив на нее всех желающих обучающихся школы. Такая организация олимпиады сберегает мои силы и время, повышает качество обучения, способствует воспитанию творческого воображения, инициативы и самостоятельности обучающихся.

Самое главное при подготовке к олимпиаде я учитываю возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Для второго класса хорошо подходят следующие формы работы:

1. Найди эквивалент русским сказкам.

2. Слова – перевёртыши.

3. Игра по цепочке.

4. Работа по опорным схемам.

Для третьего класса:

1. Различные упражнения для отработки лексико-грамматиче6ского материала.

2. Назови антонимы.

3. Расширь ассоциограмму.

Для четвёртого класса:

1. Работа с фонетическим упражнением и физминуткой  - стирание слов, но воспроизведение с ними.

2. Составь из большого набора букв несколько существительных с артиклями.

3. Опиши время года, животного, птицу прилагательными на букву «эс».

4. Выполни тестовые задания.

5. Умей выразить своё отношение к сказанному (удовольствие, возмущение, удивление, сожаление).

 К месту будет смотреться олимпиада на предметной неделе, где есть возможность работать индивидуально, в группе и подгруппе.

Оценивание заданий олимпиады. Выполнение каждого задания рекомендуется оценивать отдельно:

  1. За раскрытие содержания: полное – 5 очков, неполное – 4 очка, не по существу – 2 очка, никак не раскрыто – 0 очков.
  2. За правильность ответов: без ошибок – 5 очков, до 3-х ошибок -3 очка, за 4 и более – 0 очков. Отдельно выставляются очки за темп речи, качество произношения, полноту понимания текста, умение отвечать грамматически верно на вопросы, составлять небольшие диалогические и монологические высказывания по теме.

При подведении итогов все полученные очки суммируются.

Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы она не воспринималась как разовое мероприятие, поэтому подготовка к олимпиаде должна быть систематической. Но, прежде чем начинаю заниматься с обучающимися и готовить их к олимпиаде, стараюсь изначально выработать у обучающихся позитивную мотивационную, чтобы они сами захотели готовиться и участвовать в олимпиаде.

Целью данного этапа является выделение и осознание обучающимися мотивов участия в олимпиаде и принятие их, как значимых. Ими могут быть:

- мотивация содержанием: в процессе подготовки и участия ученики узнают новые факты, овладевают знаниями и способами их применения, постигают суть вещей;

- мотивация процессом: обучающимся необходимо сознавать себя частью единого сообщества единомышленников;

- мотивы самоутверждения, самосовершенствования, самореализации;

-общественно ценные мотивы долга, ответственности, чести.

      Одаренность – это особенность не только мозга и интеллекта, но и другое устройство всей психики, почетная и одновременно тяжелая ноша. Одаренным детям часто приходится платить за эту особенность уже с раннего детства: нервные срывы, специфические проблемы со здоровьем, олимпиадное выгорание. Поэтому одним из важнейших факторов, определяющих успешность ребенка – психологическая поддержка. Поддерживать ребенка – значит верить в него.

            Ребенок – это загадка, маленькое чудо, а чудеса непостижимы. Его можно сравнивать только с внутренней звездой, холодный блеск, которой разогреет Солнце. От всех нас зависит, чтобы новая звезда не стала падающей или гаснущей, а ясно сияла на небе.



Предварительный просмотр:

Формы  подготовки детей к олимпиадам младших школьников.

«Мы воспитываем не для настоящего, а для будущего. Поэтому в воспитании одаренного ребенка особенно  важно пробудить его творческие способности и тем самым заложить краеугольный камень его жизни, который, возможно станет одним из краеугольных камней лучшего мира».

Эрика Ландау, психотерапевт

Сегодня уже никого не надо убеждать в том, что раннее обучение иностранному языку способствует не только более прочному и свободному практическому владению им, но и несет в себе большой интеллектуальный, а также воспитательный и нравственный потенциал. Исходя из этого можно утверждать, что раннее обучение иностранным языкам (немецкому языку):

  1. Стимулирует речевое и общее развитие детей и, как следствие, повышает общеобразовательную ценность начального воспитания и обучения как фундамент общего образования.
  2. Приобщает детей к культуре других народов, формируя тем самым общечеловеческое сознание, без должного развития которого невозможно в настоящее время существования человечества в целом.
  3. Создает благоприятную исходную базу для овладения немецким языком (использование сензитивного периода в речевом развитии ребенка), а также для дальнейшего обучения языку на последующих этапах, поскольку предотвращается образование психологических барьеров, которые возникают при обучении немецкому языку в возрасте 9 – 11 лет.
  4. Обеспечивает возможность (при наличии желания у школьников или необходимости) более раннего завершения изучения первого иностранного языка и подключения других иностранных языков.
  5. Совершенствует общеучебные умения (умение работать с книгой, умение работать с дополнительным иллюстративным материалом, со справочной литературой) за счет расширения сферы их применения в процессе овладения иностранным языком.
  6. Формирует специальные учебные умения такие как: умение работать с двуязычным словарем.

Исходя из функций языка, служить средством познания и общения непосредственного устноречевого (слушания и говорения) и опосредованного через письменный код (письмо и чтение), все языковые учебные предметы (родной язык, неродной, в том числе иностранный) имеет смысл рассматривать в составе единого цикла языковых учебных предметов, имея в виду также их тесную связь с чтением, литературой. Такое расположение языковых учебных предметов в учебном плане школы должно подчеркивать их принципиальную общность, их значимость для всего начального образования в целом, ибо речевое развитие (в норме!) – основа всякого образования.

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Новые задачи, стоящие перед системой образования в области выявления и развития одаренных детей, в данном случае младшего школьного возраста, приобретают особую актуальность в связи с последними достижениями психолого – педагогической науки и практики. Выявление одаренных детей начинается уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления, внимания, умения «слушать» и «слышать». Таким образом выявить, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не упустить, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача обучения одаренных детей. Этой задаче уделяется большое внимание в начальных классах.

На современном этапе развития общества в психологических и педагогических  кругах большой интерес вызывает важнейшее направление в работе современного педагога, а именно: проблема развития одаренных детей посредством их участия в предметных олимпиадах различного уровня. Перед учителем встает вопрос: «Как организовать подготовку учащегося к олимпиаде так, чтобы максимально раскрыть его интеллектуальный творческий потенциал, сохранить положительную мотивацию на всех этапах олимпиадного движения, сохраняя при этом психологическое и физическое здоровье ребенка. По многочисленным наблюдениям и примерам могу явно констатировать, что прохождение олимпиадного процесса – это тяжелый, напряженный и ответственный процесс, который зависит от четко выстроенной и согласованной работы тандема: учитель – ученик.

Самое важное и неотъемлемое для успешной подготовки  младших школьников, речь пойдет о начальной ступени образования школьников.

Критерии успешной подготовки младших школьников:

  1. Желание и заинтересованность непосредственного ведущего «в тандеме»  – учителя.
  2.  Нельзя добиваться результатов в любом деле, если нет внутренней мотивации!
  3. Ведущий фактор любого обучения является личность учителя. Именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в своем учителе.
  4. Сам учитель должен быть образцом и авторитетом для ребенка. Должен профессионально расти, быть интересным, полезным ребятам.

Тогда в «тандеме» учитель – ученик будет результат, потому что ученик  будет стремиться не подвести своего учителя.

Работу по подготовке учащихся к олимпиаде я  начинаю с выявления одаренных и заинтересованных учебным предметом школьников.

Олимпиада – это серьезное состязание в знаниях, умениях и навыках. Она проводится ежегодно и состоит из двух, трёх туров: внутришкольного и городского или районного, регионального. Задания первого тура более просты и строятся на учебном материале 2-4 классов. Для этого я использую следующую структуру: 1. Примерно за два месяца до проведения первого тура олимпиады я помещаю на видном месте красиво оформленное объявление о олимпиаде. Затем на плакатах в каждом классе обучающимся объявляю условия первого тура. Для второго класса предлагаю из длинной «змейки» слов составить грамматически верное предложение. Для третьего класса предлагаю тексты с пропусками, либо нужно вставить вместо рисунков в тексте существительные. Для четвёртого класса предлагаю четыре темы – «Времена года», из которых по выбору нужно составить монологическое сообщение из 5-6 предложений. 2. Для выполнения второго задания снова на плакатах в кабинетах помещаю следующее задание : набор картин для описания на немецком языке. Это картины или серии картин, над которыми обучающиеся работали в классе, не только в данном учебном году не считая 2 класса, но и в предыдущие годы обучения. Предлагаю следующие названия серий картин:

1. Моя семья.

2. Жилая комната.

3. Осень.

4. Зима.

5. Весна.

6. Лето.

7. День матери.

8. Сказочные персонажи.

3. Для проведения данного этапа олимпиады мы подготавливаем с детьми свои классные комнаты: дети готовят презентации, слайды о важности изучения немецкого языка, ищут высказывания великих немецких учёных. поэтов, писателей, режиссёров о важности изучения и владения немецким языком. Помимо этого я помогаю выставлять детям материал, отражающий переписку с зарубежными друзьями сверстниками. Предлагаю оформить выставку лучших творческих работ по немецкому языку – небольшие мини сочинения с рисунками, написать закладку на немецком языке, придумать шараду, ребус, кроссворд. В целях усиления воспитательного значения олимпиады на немецком языке я посвящаю какому-нибудь знаменательному событию. Содержание олимпиады должно отражать отмечаемое событие или праздник, например Erntedankfest, Neujahr, Ostern, Am Tag der Liebe, Muttertag. В ходе подготовки к проведению олимпиады я провожу соответствующую разъяснительную работу, цель которой – выработать у обучающихся убеждение в том, что их успешное участие в олимпиаде не только своеобразный отчет по овладению немецким языком, но и вклад в подготовку всего коллектива к празднику. В программу первого тура я включаю задания, предполагающие проверку умений и навыков обучающихся в работе с лексическим материалом, грамматическим материалом, речевыми средствами, с текстом, например: 1) прочитать текст, выписать лексику, присущую данному знаменательному событию, ответить на вопросы по содержанию текста; 2) прослушать текст и выбрать из него те предложения, которые соответствуют содержанию прочитанного текста, или исправить неверные утверждения; 3) попробовать составить диалогическое высказывание; 4) подготовить монологическое сообщение по тексту, приуроченное к знаменательному событию. В качестве заданий по проверке умений и навыков устной речи использую: описание серии картин по теме; проведение экскурсий; комментирование слайдов презентаций. В программу второго тура олимпиады, на ряду с подготовкой сообщения по заданной тематике, чтение текста и беседы по его содержанию включаю страноведческую викторину или выполнение домашнего задания (чтение наизусть стихотворения или отрывка из рассказа, пересказ какого-нибудь интересного эпизода по ролям, творческие работы: составление ребусов, кроссвордов). Объектами проверки являются быстрота и адекватность реакции на вопрос (в секундах), темп речи (количество фраз за минуту), произношение (артикуляция звуков, интонация), правильность речи (количество лексических и грамматических ошибок), степень понимания прочитанного или прослушанного текста и умение работать с текстом (делить текст на смысловые части, озаглавливать их, отвечать на конкретные и наводящие вопросы по тексту). Также объектом проверки является степень вовлеченности обучающихся в ситуативную игру. В ходе подготовки обучающихся к игре, предлагается выполнить следующие задания:

  1. В транспортном агентстве нужно приобрести билеты для делегации школы, отправляющихся на детский фестиваль.
  2. В пресс-центре фестиваля рассказать о себе и о своей школе.
  3. Выступить на детском митинге и зачитать обращение к участникам детского фестиваля.
  4. Помочь своему другу-иностранцу, не владеющему немецким языком, сделать покупки в магазине, сходить в кафе, посетить музей, выставки.
  5. Написать письмо другу по переписке.

В ходе олимпиады использую дополнительные материала стенды и фотоальбомы, карты, слайды и презентации. В завершении олимпиады – игры участники могут подготовить небольшую пресс-конференцию на тему «Наша Родина», «Города Германии», «Достопримечательности Германии», пригласив на нее всех желающих обучающихся школы. Такая организация олимпиады сберегает мои силы и время, повышает качество обучения, способствует воспитанию творческого воображения, инициативы и самостоятельности обучающихся.

Самое главное при подготовке к олимпиаде я учитываю возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Для второго класса хорошо подходят следующие формы работы:

1. Найди эквивалент русским сказкам.

2. Слова – перевёртыши.

3. Игра по цепочке.

4. Работа по опорным схемам.

Для третьего класса:

1. Различные упражнения для отработки лексико-грамматиче6ского материала.

2. Назови антонимы.

3. Расширь ассоциограмму.

Для четвёртого класса:

1. Работа с фонетическим упражнением и физминуткой  - стирание слов, но воспроизведение с ними.

2. Составь из большого набора букв несколько существительных с артиклями.

3. Опиши время года, животного, птицу прилагательными на букву «эс».

4. Выполни тестовые задания.

5. Умей выразить своё отношение к сказанному (удовольствие, возмущение, удивление, сожаление).

 К месту будет смотреться олимпиада на предметной неделе, где есть возможность работать индивидуально, в группе и подгруппе.

Оценивание заданий олимпиады. Выполнение каждого задания рекомендуется оценивать отдельно:

  1. За раскрытие содержания: полное – 5 очков, неполное – 4 очка, не по существу – 2 очка, никак не раскрыто – 0 очков.
  2. За правильность ответов: без ошибок – 5 очков, до 3-х ошибок -3 очка, за 4 и более – 0 очков. Отдельно выставляются очки за темп речи, качество произношения, полноту понимания текста, умение отвечать грамматически верно на вопросы, составлять небольшие диалогические и монологические высказывания по теме.

При подведении итогов все полученные очки суммируются.

Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы она не воспринималась как разовое мероприятие, поэтому подготовка к олимпиаде должна быть систематической. Но, прежде чем начинаю заниматься с обучающимися и готовить их к олимпиаде, стараюсь изначально выработать у обучающихся позитивную мотивационную, чтобы они сами захотели готовиться и участвовать в олимпиаде.

Целью данного этапа является выделение и осознание обучающимися мотивов участия в олимпиаде и принятие их, как значимых. Ими могут быть:

- мотивация содержанием: в процессе подготовки и участия ученики узнают новые факты, овладевают знаниями и способами их применения, постигают суть вещей;

- мотивация процессом: обучающимся необходимо сознавать себя частью единого сообщества единомышленников;

- мотивы самоутверждения, самосовершенствования, самореализации;

-общественно ценные мотивы долга, ответственности, чести.

      Одаренность – это особенность не только мозга и интеллекта, но и другое устройство всей психики, почетная и одновременно тяжелая ноша. Одаренным детям часто приходится платить за эту особенность уже с раннего детства: нервные срывы, специфические проблемы со здоровьем, олимпиадное выгорание. Поэтому одним из важнейших факторов, определяющих успешность ребенка – психологическая поддержка. Поддерживать ребенка – значит верить в него.

            Ребенок – это загадка, маленькое чудо, а чудеса непостижимы. Его можно сравнивать только с внутренней звездой, холодный блеск, которой разогреет Солнце. От всех нас зависит, чтобы новая звезда не стала падающей или гаснущей, а ясно сияла на небе.



Предварительный просмотр:

Формы  подготовки детей к олимпиадам младших школьников.

«Мы воспитываем не для настоящего, а для будущего. Поэтому в воспитании одаренного ребенка особенно  важно пробудить его творческие способности и тем самым заложить краеугольный камень его жизни, который, возможно станет одним из краеугольных камней лучшего мира».

Эрика Ландау, психотерапевт

Сегодня уже никого не надо убеждать в том, что раннее обучение иностранному языку способствует не только более прочному и свободному практическому владению им, но и несет в себе большой интеллектуальный, а также воспитательный и нравственный потенциал. Исходя из этого можно утверждать, что раннее обучение иностранным языкам (немецкому языку):

  1. Стимулирует речевое и общее развитие детей и, как следствие, повышает общеобразовательную ценность начального воспитания и обучения как фундамент общего образования.
  2. Приобщает детей к культуре других народов, формируя тем самым общечеловеческое сознание, без должного развития которого невозможно в настоящее время существования человечества в целом.
  3. Создает благоприятную исходную базу для овладения немецким языком (использование сензитивного периода в речевом развитии ребенка), а также для дальнейшего обучения языку на последующих этапах, поскольку предотвращается образование психологических барьеров, которые возникают при обучении немецкому языку в возрасте 9 – 11 лет.
  4. Обеспечивает возможность (при наличии желания у школьников или необходимости) более раннего завершения изучения первого иностранного языка и подключения других иностранных языков.
  5. Совершенствует общеучебные умения (умение работать с книгой, умение работать с дополнительным иллюстративным материалом, со справочной литературой) за счет расширения сферы их применения в процессе овладения иностранным языком.
  6. Формирует специальные учебные умения такие как: умение работать с двуязычным словарем.

Исходя из функций языка, служить средством познания и общения непосредственного устноречевого (слушания и говорения) и опосредованного через письменный код (письмо и чтение), все языковые учебные предметы (родной язык, неродной, в том числе иностранный) имеет смысл рассматривать в составе единого цикла языковых учебных предметов, имея в виду также их тесную связь с чтением, литературой. Такое расположение языковых учебных предметов в учебном плане школы должно подчеркивать их принципиальную общность, их значимость для всего начального образования в целом, ибо речевое развитие (в норме!) – основа всякого образования.

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Новые задачи, стоящие перед системой образования в области выявления и развития одаренных детей, в данном случае младшего школьного возраста, приобретают особую актуальность в связи с последними достижениями психолого – педагогической науки и практики. Выявление одаренных детей начинается уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления, внимания, умения «слушать» и «слышать». Таким образом выявить, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не упустить, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача обучения одаренных детей. Этой задаче уделяется большое внимание в начальных классах.

На современном этапе развития общества в психологических и педагогических  кругах большой интерес вызывает важнейшее направление в работе современного педагога, а именно: проблема развития одаренных детей посредством их участия в предметных олимпиадах различного уровня. Перед учителем встает вопрос: «Как организовать подготовку учащегося к олимпиаде так, чтобы максимально раскрыть его интеллектуальный творческий потенциал, сохранить положительную мотивацию на всех этапах олимпиадного движения, сохраняя при этом психологическое и физическое здоровье ребенка. По многочисленным наблюдениям и примерам могу явно констатировать, что прохождение олимпиадного процесса – это тяжелый, напряженный и ответственный процесс, который зависит от четко выстроенной и согласованной работы тандема: учитель – ученик.

Самое важное и неотъемлемое для успешной подготовки  младших школьников, речь пойдет о начальной ступени образования школьников.

Критерии успешной подготовки младших школьников:

  1. Желание и заинтересованность непосредственного ведущего «в тандеме»  – учителя.
  2.  Нельзя добиваться результатов в любом деле, если нет внутренней мотивации!
  3. Ведущий фактор любого обучения является личность учителя. Именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в своем учителе.
  4. Сам учитель должен быть образцом и авторитетом для ребенка. Должен профессионально расти, быть интересным, полезным ребятам.

Тогда в «тандеме» учитель – ученик будет результат, потому что ученик  будет стремиться не подвести своего учителя.

Работу по подготовке учащихся к олимпиаде я  начинаю с выявления одаренных и заинтересованных учебным предметом школьников.

Олимпиада – это серьезное состязание в знаниях, умениях и навыках. Она проводится ежегодно и состоит из двух, трёх туров: внутришкольного и городского или районного, регионального. Задания первого тура более просты и строятся на учебном материале 2-4 классов. Для этого я использую следующую структуру: 1. Примерно за два месяца до проведения первого тура олимпиады я помещаю на видном месте красиво оформленное объявление о олимпиаде. Затем на плакатах в каждом классе обучающимся объявляю условия первого тура. Для второго класса предлагаю из длинной «змейки» слов составить грамматически верное предложение. Для третьего класса предлагаю тексты с пропусками, либо нужно вставить вместо рисунков в тексте существительные. Для четвёртого класса предлагаю четыре темы – «Времена года», из которых по выбору нужно составить монологическое сообщение из 5-6 предложений. 2. Для выполнения второго задания снова на плакатах в кабинетах помещаю следующее задание : набор картин для описания на немецком языке. Это картины или серии картин, над которыми обучающиеся работали в классе, не только в данном учебном году не считая 2 класса, но и в предыдущие годы обучения. Предлагаю следующие названия серий картин:

1. Моя семья.

2. Жилая комната.

3. Осень.

4. Зима.

5. Весна.

6. Лето.

7. День матери.

8. Сказочные персонажи.

3. Для проведения данного этапа олимпиады мы подготавливаем с детьми свои классные комнаты: дети готовят презентации, слайды о важности изучения немецкого языка, ищут высказывания великих немецких учёных. поэтов, писателей, режиссёров о важности изучения и владения немецким языком. Помимо этого я помогаю выставлять детям материал, отражающий переписку с зарубежными друзьями сверстниками. Предлагаю оформить выставку лучших творческих работ по немецкому языку – небольшие мини сочинения с рисунками, написать закладку на немецком языке, придумать шараду, ребус, кроссворд. В целях усиления воспитательного значения олимпиады на немецком языке я посвящаю какому-нибудь знаменательному событию. Содержание олимпиады должно отражать отмечаемое событие или праздник, например Erntedankfest, Neujahr, Ostern, Am Tag der Liebe, Muttertag. В ходе подготовки к проведению олимпиады я провожу соответствующую разъяснительную работу, цель которой – выработать у обучающихся убеждение в том, что их успешное участие в олимпиаде не только своеобразный отчет по овладению немецким языком, но и вклад в подготовку всего коллектива к празднику. В программу первого тура я включаю задания, предполагающие проверку умений и навыков обучающихся в работе с лексическим материалом, грамматическим материалом, речевыми средствами, с текстом, например: 1) прочитать текст, выписать лексику, присущую данному знаменательному событию, ответить на вопросы по содержанию текста; 2) прослушать текст и выбрать из него те предложения, которые соответствуют содержанию прочитанного текста, или исправить неверные утверждения; 3) попробовать составить диалогическое высказывание; 4) подготовить монологическое сообщение по тексту, приуроченное к знаменательному событию. В качестве заданий по проверке умений и навыков устной речи использую: описание серии картин по теме; проведение экскурсий; комментирование слайдов презентаций. В программу второго тура олимпиады, на ряду с подготовкой сообщения по заданной тематике, чтение текста и беседы по его содержанию включаю страноведческую викторину или выполнение домашнего задания (чтение наизусть стихотворения или отрывка из рассказа, пересказ какого-нибудь интересного эпизода по ролям, творческие работы: составление ребусов, кроссвордов). Объектами проверки являются быстрота и адекватность реакции на вопрос (в секундах), темп речи (количество фраз за минуту), произношение (артикуляция звуков, интонация), правильность речи (количество лексических и грамматических ошибок), степень понимания прочитанного или прослушанного текста и умение работать с текстом (делить текст на смысловые части, озаглавливать их, отвечать на конкретные и наводящие вопросы по тексту). Также объектом проверки является степень вовлеченности обучающихся в ситуативную игру. В ходе подготовки обучающихся к игре, предлагается выполнить следующие задания:

  1. В транспортном агентстве нужно приобрести билеты для делегации школы, отправляющихся на детский фестиваль.
  2. В пресс-центре фестиваля рассказать о себе и о своей школе.
  3. Выступить на детском митинге и зачитать обращение к участникам детского фестиваля.
  4. Помочь своему другу-иностранцу, не владеющему немецким языком, сделать покупки в магазине, сходить в кафе, посетить музей, выставки.
  5. Написать письмо другу по переписке.

В ходе олимпиады использую дополнительные материала стенды и фотоальбомы, карты, слайды и презентации. В завершении олимпиады – игры участники могут подготовить небольшую пресс-конференцию на тему «Наша Родина», «Города Германии», «Достопримечательности Германии», пригласив на нее всех желающих обучающихся школы. Такая организация олимпиады сберегает мои силы и время, повышает качество обучения, способствует воспитанию творческого воображения, инициативы и самостоятельности обучающихся.

Самое главное при подготовке к олимпиаде я учитываю возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Для второго класса хорошо подходят следующие формы работы:

1. Найди эквивалент русским сказкам.

2. Слова – перевёртыши.

3. Игра по цепочке.

4. Работа по опорным схемам.

Для третьего класса:

1. Различные упражнения для отработки лексико-грамматиче6ского материала.

2. Назови антонимы.

3. Расширь ассоциограмму.

Для четвёртого класса:

1. Работа с фонетическим упражнением и физминуткой  - стирание слов, но воспроизведение с ними.

2. Составь из большого набора букв несколько существительных с артиклями.

3. Опиши время года, животного, птицу прилагательными на букву «эс».

4. Выполни тестовые задания.

5. Умей выразить своё отношение к сказанному (удовольствие, возмущение, удивление, сожаление).

 К месту будет смотреться олимпиада на предметной неделе, где есть возможность работать индивидуально, в группе и подгруппе.

Оценивание заданий олимпиады. Выполнение каждого задания рекомендуется оценивать отдельно:

  1. За раскрытие содержания: полное – 5 очков, неполное – 4 очка, не по существу – 2 очка, никак не раскрыто – 0 очков.
  2. За правильность ответов: без ошибок – 5 очков, до 3-х ошибок -3 очка, за 4 и более – 0 очков. Отдельно выставляются очки за темп речи, качество произношения, полноту понимания текста, умение отвечать грамматически верно на вопросы, составлять небольшие диалогические и монологические высказывания по теме.

При подведении итогов все полученные очки суммируются.

Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы она не воспринималась как разовое мероприятие, поэтому подготовка к олимпиаде должна быть систематической. Но, прежде чем начинаю заниматься с обучающимися и готовить их к олимпиаде, стараюсь изначально выработать у обучающихся позитивную мотивационную, чтобы они сами захотели готовиться и участвовать в олимпиаде.

Целью данного этапа является выделение и осознание обучающимися мотивов участия в олимпиаде и принятие их, как значимых. Ими могут быть:

- мотивация содержанием: в процессе подготовки и участия ученики узнают новые факты, овладевают знаниями и способами их применения, постигают суть вещей;

- мотивация процессом: обучающимся необходимо сознавать себя частью единого сообщества единомышленников;

- мотивы самоутверждения, самосовершенствования, самореализации;

-общественно ценные мотивы долга, ответственности, чести.

      Одаренность – это особенность не только мозга и интеллекта, но и другое устройство всей психики, почетная и одновременно тяжелая ноша. Одаренным детям часто приходится платить за эту особенность уже с раннего детства: нервные срывы, специфические проблемы со здоровьем, олимпиадное выгорание. Поэтому одним из важнейших факторов, определяющих успешность ребенка – психологическая поддержка. Поддерживать ребенка – значит верить в него.

            Ребенок – это загадка, маленькое чудо, а чудеса непостижимы. Его можно сравнивать только с внутренней звездой, холодный блеск, которой разогреет Солнце. От всех нас зависит, чтобы новая звезда не стала падающей или гаснущей, а ясно сияла на небе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиада младших школьников "ЭРУДИТ 2010" 3 класс

Предлагаю материал для проведения олимпиады среди учащихся 3 классов....

Задания школьного тура Олимпиады младших школьников

Олимпиадные задания по русскому языку для обучющихся 4 классов...

Положение о школьном этапе предметных олимпиад младших школьников

Положение о школьном этапе предметных олимпиад младших школьников....

Предметные олимпиады младших школьников

Одним из средств привития любви и внимания к предметам является олимпиада, так как она предполагает развитие у школьников не только интереса к предмету, но пробуждает желание самостоятельно рабо...

Окружная олимпиада младших школьников по русскому языку класс

Окружная олимпиада младших школьников по русскому языку 3 класс. Задания и ключ для проверки олимпиадных заданий...

Межшкольная олимпиада младших школьников

Олимпиадные материалы по русскому языку, литературному чтению, математике и окружающему миру для 1-4 классов...