Программа работы с родителями
методическая разработка по теме

Романовская Елена Анатольевна

Данная работа представляет собой программу по работе с родителями учащихся начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon romanovskaya_programma_raboty_s_roditelyami.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Средняя школа № 7 г. Михайловка» Волгоградской области

ПРОГРАММА РАБОТЫ

С РОДИТЕЛЯМИ

Рассмотрено на МО учителей

начальных классов

Протокол №    от ______________

зав. МО ОУ _____________________

Согласовано:

зав. директора по УВР

Полонская Г.В._____________

Утверждено

директор МКОУ СШ №7

Михайлёв В.С._____________

Автор программы:

Романовская Елена Анатольевна

воспитатель группы продленного дня

г. Михайловка 201  год


РАЗДЕЛ 1

Организация сотрудничества классного руководителя с родителями учеников.

«Слово — дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей»

Л. Н. Толстой.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Огромное значение в работе с родителями  младших школьников имеет заранее продуманная и чётко спланированная система сотрудничества. Смысл педагогического взаимодействия семьи и школы в создании условий для нормальной жизни ребёнка (комфортной, радостной, счастливой), для развития его индивидуальности в общем доме « школа-семья».

Главным направлением сотрудничества классного руководителя и родителей является просвещение по вопросам психологии и педагогики. К психолого-педагогическому просвещению родителей необходимо специалистов различных направлений: врачей, юристов, психологов, социальных педагогов.

Следующим направлением в организации сотрудничества классного руководителя и родителей является формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному  процессу.

Для создания эффективного взаимодействия школы и семьи учитель знакомит родителей своих учеников с требованиями, которые предъявляет школа к своим ученикам с первых дней пребывания в ней. В первую очередь, это знакомство с УСТАВОМ учебного заведения., с правилами поведения в классе и в школе, в спортивном зале, в библиотеке, столовой...

Большое внимание учитель младших классов школьников должен уделить традициям проведения школьных уроков, внеклассных мероприятий в школе.

Классный руководитель с первых дней работы с детьми знакомит родителей с перспективами развития коллектива, дать возможность родителям стать активными участниками классных дел.

Родительский коллектив класса необходимо в каждой четверти знакомить с планом воспитательной работы, создавать условия для принятия совместных решений по вопросу организации в классе мероприятий в каникулярное и учебное время. Необходимо привлекать родителей для участия их самих в кружковой и творческой работе с детским коллективом, в котором учится их ребёнок.

ТЕМАТИКА встреч с родителями в рамках формирования культуры принадлежности образовательному пространству школы.

  • Экскурсия — знакомство со школой и школьными службами.
  • Праздник рождения класса.
  • Встреча с администрацией учебного заведения и психологом школы.
  • Встреча родителей « Традиции класса, которым быть».
  • Круглый стол «Путешествие по школьному учебнику».
  • Родительское собрание « Наши первые книжки».
  • Презентация классного журнала « Новости школьных уроков».
  • Знакомство родителей учащихся со школьной книгой рекордов и достижений.
  • Организация и проведение родительских уроков.
  • Заседание выездного клуба выходного дня.
  • Участие в общешкольной родительской конференции « Есть проблема — есть решение».
  • «День открытых дверей в классе» - демонстрация достижений учащихся, родителей и педагога коллективу педагогов школы.
  • Выпуск собственной родительской газеты силами родителей и детей.

Одним из важных направлений в моей работе с  младшими школьниками является диагностика. Диагностика в работе классного руководителя с классом может быть предварительной, оперативной и итоговой. Диагностические материалы могут повлиять на общение родителей и ребёнка в семье, стратегию поведения взрослых людей по отношению к ребёнку.

Предварительная диагностика необходима при подготовке:

  • родительских собраний
  • тематических и индивидуальных консультаций
  • внеклассных мероприятий
  • организация поездок и экскурсий.

С первых дней работы с детским коллективом и коллективом родителей  добиваюсь того, чтобы и дети, и родители понимали значение тех требований, которые школа предъявляет семье.

Во взаимодействии с коллективом родителей проявляю учтивость и корректность, умение сдерживать свои эмоции.

МОИ ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ.

  • Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Создаю необходимые условия для общения.
  • Не беседую с родителями второпях, на бегу.
  • Стараюсь разговаривать с родителями спокойным тоном, не поучаю, так как это вызывает со стороны родителей раздражение и негативную реакцию.
  • Терпеливо выслушиваю родителей, даю возможность высказаться со всеми наболевшими вопросами.
  • Никогда не спешу с выводами.
  • То, о чём поведали вам родители, не должно стать достоянием других родителей, учащихся.
  • Стараюсь говорить родителям не только плохое о их ребёнке, но и хорошее, дающее шанс на будущее.
  • Каждая встреча с семьёй ученика заканчивается конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика.
  • Если я в чём-то не права, то приношу ученику извинения.
  • Если родители принимают активное участие в жизни класса, школы, то получают благодарность.

ГЛАВНЫМИ ФОРМАМИ взаимодействия с семьёй для меня являются индивидуальные и групповые формы работы.

Так к групповым формам отношу родительские собрания, конференции, вечера вопросов и ответов, родительские университеты.

Привлекаю родителей для участия в планировании содержания занятий  родительских университетов и других форм взаимодействия со школой.

Для этого в конце учебного года на итоговом родительском собрании в классе родители получают примерное тематическое планирование групповой работы с семьёй на новый учебный год, в котором указаны не только темы будущих встреч, но и формы их проведения.

Организация групповой работы с семьёй учащихся младших классов

на учебный год.

Сентябрь.

  • Классные родительские собрания совместно с учащимися. Тема собрания: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».
  • Встреча администрации учебного заведения с родительскими комитетами младших классов. Анализ работы школы за пошедший учебный год и план на будущее.

Октябрь.

  • Мои родительские университеты. Занятие 1 Тема заседания: «Как сохранить здоровье ребёнка».
  • Вечер вопросов и ответов для родителей первоклассников « Есть проблема — есть решение».

Ноябрь.

  • Родительское собрание « Анализ результатов 1 четверти».
  • Конференция родителей начальной школы «Традиции семьи и их значение в воспитании». Обмен опытом воспитания детей в семье.

Декабрь.

  • Мои родительские университеты. Занятие 2 «Правовые знания и их значение в жизни семьи».
  • Маленькие и большие радости празднуем вместе. Совместное празднование Нового года родителями и детьми.

Январь.

  • Заседание попечительского совета учебного заведения. Отчёты родительских комитетов школы о проделанной работе за первое полугодие.
  • Заседание дискуссионного клуба родителей « Эврика».
  • Встреча с психологом и социальным педагогом школы.
  • Февраль.
  • Праздничное подведение итогов конкурса « Папа, мама, я — счастливая семья».
  • Родительские собрания по параллелям по теме « Мой вопрос школьному учебнику».

Март.

  • Мои родительские университеты. Занятие 3. « Как научить ребёнка быть нравственным».
  • Родительское собрание « Азбука нравственности».

Апрель.

  • Радость творим вместе. Неделя совместного творческого общения детей и родителей класса.
  • Круглый стол совместно с администрацией учебного заведения на тему « Поговорим? Поговорим!».

Май.

  • Общешкольное родительское собрание родителей учащихся младших классов.
  • Итоговая отчётная конференция родительских комитетов школы.
  • Итоговые родительские собрания в классах. Тема собрания: « Вот и стали мы на год взрослей».

Июнь

  • Участие родителей в ремонте классных кабинетов.
  • Участие инициативной группы родителей в походах и поездках с учащимися класса.

В содержание родительских собраний ввожу следующие рубрики:

  • « Из истории воспитания детей в семье»;
  • « Великие педагоги мира»;
  • « Традиции воспитания народов мира»;
  • « Крылатые фразы о воспитании»;
  • « Азбука воспитания в семье»;
  • « Советуем прочесть»;
  • « Книжная полка для родителей»;
  • « Обсудите вместе с ребёнком»;
  • « Шкатулка мудрости»;
  • « Творческая мастерская семьи».

Я считаю эффективной формой работы формирования культуры быть родителем — это родительские тренинги. Это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить своё взаимодействие с собственным ребёнком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребёнка. Участвуют в тренинге оба родителя. Провожу несколько занятий.

Игровой тренинг для учащихся и родителей 3-4 классов.

ЗАНЯТИЕ ПЕРВОЕ

ПРОБЛЕМА: грубость и агрессивность поведения детей, склочность родителей, агрессивное поведение в школе с родительским коллективом учащимися.

Задание первое. Родителям и детям предлагается совместно придумать свою эмблему участия в игровом тренинге и представить её всем вместе. ( 5 мин.)

Задание второе. Участникам игрового тренинга необходимо придумать себе новое имя на время занятий и всем остальным участникам. Каждый выбирает то имя, которое наиболее понравилось. ( 7мин.)

Задание третье. Участники по кругу продолжают фразу и называют свои ассоциации на своё « детство». Затем предлагаю поиграть в игру, в ходе которой я называю начало фразы, а взрослые и дети должны её продолжить ( 5мин.).

Задание четвёртое. В круг по очереди вызываются взрослые и дети, которые должны сыграть роль плачущего человека. Считаю: 1. 2, 3 — слезам и горю помоги! Тот человек, на которого пал выбор, должен утешить плачущего и помочь ему справиться со слезами. (10мин).

Задание пятое. Участникам группы нужно объединиться и течении короткого времени создать на листе ватмана рисованный рассказ на тему: « Жила — была кошка» (6мин.).

Ритуал прощания. Дети и взрослые поворачиваются друг к другу лицом и говорят: « Спасибо за то, что ты был всё это время рядом», затем пожимают друг другу руки.

ЗАНЯТИЕ ВТОРОЕ

Задание первое. Участники тренинга усаживаются по кругу и выполняют задание под названием « Приветик». Каждый из участников должен сказать несколько приятных слов сидящему рядом человеку, закончив его фразой: « Это мой тебе приветик» (6мин.)

Задание второе. Участникам группы необходимо озвучить рисованный рассказ « Жила — была кошка» (10мин.).

Задание третье.

Участникам предлагается немного пофантазировать и представить себе, что им предоставляется такая возможность, как полёт на Марс. Они могут взять с собой только один одушевлённый предмет, или неодушевлённый и одну памятную вещь. ( 10мин.).

Задание четвёртое. Участники работают в парах и разыгрывают пантомиму « Яма». Человек шёл по улице и, не заметив яму, свалился в неё. Проходящий мимо человек.... Участникам нужно изобразить в пантомиме, чем закончилась эта история. ( 7мин.)

Задание пятое. « Подарки». Каждый участник группы отмечает день рождения и получает подарки от друзей. Ведущий вызывает именинника в центр игровой комнаты, и все вручают ему импровизированные подарки от друзей с добрыми пожеланиями.(4мин.)

Ритуал прощания.

ЗАНЯТИЕ ТРЕТЬЕ

Задание первое. Игра с мячом. Участники группы должны передать мяч друг другу, высказывая только слова одобрения, даже если у кого-то не получается.

Мяч передается друг другу над головой, ногами, вывернутыми за спину руками. (7мин.)

Задание второе. Участникам группы предлагается продолжать следующие фразы: « Я не люблю, когда....» и « Я люблю, когда....» (5мин.)

Задание четвёртое. « Зеркало». Демонстрация лица определённых эмоций и чувств, например, радость, печаль, злоба, доброта...повторяем это другому человеку.(7мин.)

Задание четвёртое. « Праздник в доме» Участникам группы необходимо выполнять групповое задание. Они должны нарисовать на листе ватмана новогоднюю ёлку и совместными усилиями украсить её к празднику. Это задание дети выполняют вместе с родителями. (10мин).

Задание пятое. Участники разделяются на две команды: дети и родители. Детская команда поёт «взрослые» песни, а команда родителей поёт « детские» песни. Три песни по очереди. (7мин.)

Ритуал прощания.

ЗАНЯТИЕ ЧЕТВЁРТОЕ

Задание первое. Каждый участник должен нарисовать солнце с лучами и определить, кому он хотел бы подарить по одному лучику и почему. (8мин)

Задание второе. Игра « Королевство» Группа определяет, кто какую роль будет выполнять в королевстве.( 10мин.)

Задание третье. Игра « Королевство» Один из членов группы играет роль заколдованного принца или принцессы, а другой член группы должен его расколдовать, используя жесты.(6мин).

Задание четвёртое. Игра «Паровозик». Группа выбирает машиниста. Машинист даёт свисток, и группа отправляется в путь. Машинист становится во главе шеренги. Его главная задача — уверенно управлять группой и не сбиться с пути. Задача группы — помогать маневрировать паровозику, чтобы никто из членов группы не потерялся. (10мин).

Задание пятое. « О чём я мечтаю» Каждый член группы рассказывает о том, какие мечты появляются у него чаще всего и с чем они связаны. Рассказ идёт по кругу.( 5мин).

Ритуал прощания.

ЗАНЯТИЕ ПЯТОЕ

Задание первое. Членам группы предлагается продолжить следующие фразы:

мне радостно, когда........

мне грустно, когда.........( 6мин).

Задание второе. « Подарок на память». Каждый член группы готовит любому члену группы подарок на память. Это может быть рисунок, стихотворение, песня.(10мин0.

Задание третье. Участники группы садятся друг за другом и пишут друг другу пожелания, водя пальцем по спине. Каждый член группы, не задавая вопросов, должен догадаться, какие слова пишет сидящий сзади за ним человек.(10мин).

Задание четвёртое. Участники группы получают большой лист ватмана и рисуют коллективный портрет своей группы. Портрет можно будет повесить в кабинете, предварительно проанализировав результаты совместного рисования детей и родителей.(15мин).

Задание пятое. Участникам группы предлагается вспомнить самые счастливые события в жизни и перечислить их. (7мин).

Ритуал прощания. Члены группы получают маленькие сердечки из бумаги, на которых каждый ставит свою запись, и все пишут какое-то очень значимое и важное для каждого человека слово. Такими словами могут быть, к примеру, « Держись! Не робей! Будь добрее! И другие слова.

Практика показывает, что после тренинга, который я проводила дети резко менялись в лучшую сторону. У них появлялась мотивация учения, интерес к жизни, желание стать лучше.

Одна из дискуссионных форм общения родителей являются родительские ринги.

Примеры родительских рингов, используемых в моей практике:

  • Плохие привычки  - наследственность или влияние социума?
  • Что вы делаете, если чувствуете проблемы с дисциплиной у своего ребёнка?
  • Можно ли наказывать ребёнка собственным домом?
  • Что делать, если папа не интересуется воспитанием собственного ребёнка?
  • Как научить всегда и везде быть человеком?
  • Радости и горести 6-ти летнего обучения.
  • Соблазны и пути их преодоления.
  • « За и против» школьной формы.
  • Нужны ли ребёнку праздники?
  • Трудности школьного урока. В чём они состоят?
  • Ваш ребёнок готов к школьной жизни?
  • У вашего ребёнка есть проблемы в поведении?
  • Кто в вашей семье является авторитетом?
  • Увлечения вашего ребёнка.

Методика подготовки и проведения родительских собраний в начальной школе.

Подготовка родительского собрания провожу в несколько этапов.

1 этап. Это организация родительского собрания.

Определяю цели встреч – это персональное обсуждение учебных достижений о особенностей поведения учащихся на уроках.

Создание атмосферы ожидания родительского собрания: приглашения на собрание, альбом с освещением внеклассной жизни учащихся, благодарственные письма родителям, чьи дети принимали активное участие в конкурсах и олимпиадах.

2 этап. Подготовка проведения собрания.

1. Анализ учебных достижений учащихся класса.

Классный руководитель знакомит родителей с общими результатами деятельности класса.

2. Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата в классе.

3. Психолого-педагогическое просвещение.

4. Обсуждение организационных вопросов ( экскурсии, классные вечера, приобретение классных пособий).

5. Личные беседы с родителями.

3 этап. Осмысление итогов родительского собрания.

Сделать выводы, сформулировать необходимые решения, дать информацию о подготовке к следующему собранию.

Хорошая традиция у родителей — это ведение родительского дневника. Его ведёт каждая семья. Родители фиксируют в нём рост, вес своего ребёнка, его интересы и увлечения, любимые книжки, песенки, положительные качества характера, любимые игры. Страничка дневника посвящена размышлению родителей о будущем своего ребёнка: каким они его хотят видеть через несколько лет. В дневнике есть страничка Радости. Эту страничку готовит для родителей учитель, на которой я фиксирую достижения ребёнка, связанные с его обучением и воспитанием.

Интересной традицией родительских собраний может стать рубрика « Зелёная лампа». С помощью этой рубрики проигрываются проблемные ситуации из жизни класса, школы и отдельных учащихся.

Модели родительских собраний

1 класс

Тема собрания

количество

1

Встреча родителей со школой

1

2

Трудности адаптации первоклассников к школе

1

3

Телевизор в жизни семьи и первоклассника

1

4

Значение эмоции для формирования положительного взаимодействия ребёнка

с окружающим миром

1

5

Родители о внимании и внимательности

1

6

Перелистывая страницы учебного года

1

7

Режим дня в жизни школьника

1

8

Что надо знать о леворукости ребёнка

1

2 класс

Тема собрания

количество

1

Хорошо, что есть семья, которая от бед хранит меня.

1

2

Первые уроки школьной отметки.

1

3

Причины и последствия детской агрессивности.

1

4

Детская агрессивность.

1

5

Поощрение и наказание детей в семье.

1

6

Праздники и будни нашей жизни.

1

7

Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребёнка.

1

3 класс

Тема собрания

количество

1

Семейные традиции и способность ребёнка трудиться.

1

2

Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка .

1

3

Мой ребёнок становится трудным.

1

4

Эстетическое воспитание ребёнка в семье.

1

5

Домашняя школа интеллектуального развития.

1

6

Значение воображения в интеллектуальном развитии ребёнка.

1

7

Что нужно знать родителям о физиологии младшего

школьника? Полезные советы на каждый день.

1

4 класс

Тема собрания

количество

1

Роль семьи и школы в формировании интереса к учению.

1

2

Значение памяти в интеллектуальном развитии

школьника.

1

3

О родных и близких людях с любовью.

1

4

Как научить своего ребёнка жить в мире людей.

1

5

Уроки этики поведения для детей и родителей.

1

6

Поговорим о дружбе.

1

7

Как уберечь ребёнка от насилия.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы с родителями " Навстречу друг другу"

ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ Назначение  ПрограммыНастоящая  Программа  определяет  цели, задачи  и  направления  деятельности  классного  руко...

Программа работы с родителями на 2007-2011 гг

Данная программа способствует развитию классного коллектива с активным включением родителей...

Программа работы с родителями

Организация взаимодействия с классным коллективом  требует от классного руководителя соблюдения определенных правил, общения с  семьями учащихся....

Программа работы с родителями "Сотрудничество".

В программе отображены формы и методы совместной работы школы с родителями детей начальной школы, основные задачи и направления, проведён краткий анализ по реализации программы за 1 год работы....

Программа работы клуба"Родители и дети"

Программа клуба "Родители и дети" содержит основные аспекты работы с родителями и детьми  в современных условиях.Целью клуба является активизациясотрудничествамежду школой и семьями воспитанников...

Программа работы с родителями «Содружество» предназначена для работы с родителями (законными представителями) учащихся 1 – 4 классов. Срок реализации 4 года.

Деятельность родителей и педагога в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками....

Участие родителей в формировании воспитательной системы класса, школы. (На основе программы работы с родителями)

Сохранение, приумножение и реализация интеллектуального потенциала об­щества, его нравственное оздоровление и духовное возрождение определяются ка­чеством формирования ценностных ориентации де...