« Дифференцированный подход в обучении правополушарных и левополушарных детей »
опыты и эксперименты (1 класс) на тему
Мои исследования на основе:
эксперимента определения степени праворукости, ведущей руки,ведущего глаза и уха у детей младшего школьного возраста.
на основе определения типа функциональной ассиметрии полушарий головного мозга индивидуально на каждого обучающегося моего класса
Презентация "Дифференцированный подход в обучении правополушарных и левополушарных детей"
Конспект выступления
Скачать:
Предварительный просмотр:
МОУ СОШ № 17
« Дифференцированный подход в обучении правополушарных и левополушарных детей »
Подготовила Маслова О.В.,
учитель начальных классов
г. Усолье – Сибирское
2011
СОДЕРЖАНИЕ
- Теоретическое обоснование
- Определение типа функциональной асимметрии полушарий головного мозга.
- Пропедевтика школьных трудностей.
- Практические рекомендации для успешной учебной деятельности детей с разным типом функциональной асимметрии полушарий головного мозга.
- Список литературы.
- Приложения.
- Теоретическое обоснование
Каждый ребенок - индивидуальность. Каждый ребенок идет своим путем развития, поэтому в учебно-воспитательном процессе необходимо учитывать индивидуальные особенности детей. В условиях классно-урочной системы целесообразен курс на дифференциацию обучения, так как дифференцированное обучение позволяет учесть в педагогической деятельности индивидуальные особенности каждого ребенка, создать оптимальные условия для проявления и развития потенциальных возможностей школьника.
Дифференциация в учебном процессе может выражаться в различном уровне сложности заданий, в определении необходимой меры помощи индивидуально для каждого учащегося. На мой взгляд, такая дифференциация обучения не позволяет в полной мере учесть индивидуальные особенности школьников. Согласно исследованиям ученых наиболее эффективным способом дифференцированного обучения является обучение на основе учета типов функциональной асимметрии полушарий головного мозга детей.
Функциональная асимметрия полушарий - это свойство мозга, отражающее различие в распределении нервно-психических функций между его левым и правым полушариями.
Левое и правое полушария неравноценны:
- левое полушарие «имеет» знаковое, рационально-логическое, речевое мышление; только в нем расположены речевые центры;
• правое полушарие «имеет» пространственное, интуитивное, эмоционально-образное мышление.
У любого ребенка в большей степени развито одно из полушарий. Этот факт необходимо учитывать, ведь для детей с разными доминирующими полушариями необходимы и разные условия, приемы обучения.
Ученые выделяют 32 вида функциональной организации мозга, которые упрощенно можно объединить в три типа: правополушарный, левополушарный и равнополушарный. Опора на доминирующее полушарие головного мозга позволяет сделать процесс усвоения учебного материала наиболее успешным для каждого конкретного ученика. Следует отметить, что школьники, имеющие равнополушарный тип асимметрии мозга, могут эффективно усваивать материал как в условиях, созданных для левополушарных учеников, так и в условиях, созданных для правополушарников. Это зависит от степени их праворукости.
Особенно важно определить ведущую руку перед школой (а если есть какие-либо сомнения, то лучше сделать это раньше — в 4-х, 5-летнем возрасте). Именно в этом возрасте ребенок учится правильно держать карандаш, ручку, писать, и необходимо, чтобы он выполнял эти сложные действия ведущей рукой, а переучивание может отрицательно отразиться на росте и развитии ребенка, осложнить процесс адаптации к школе, привести к серьезным нарушениям здоровья.
2. Определение типа функциональной асимметрии полушарий головного мозга.
Чтобы определить тип функциональной асимметрии полушарий головного мозга человека, в том числе и ребенка, следует опираться на три важнейших показателя: ведущую руку, ведущий глаз, ведущее ухо. Для выявления ведущих руки, глаза и уха на практике используют апробированные методики психолого-педагогической диагностики.
1. Определение степени праворукости у детей младшего школьного возраста (вариант теста М. Озьяс)
1) Раздача карт (ведущая рука та, что раскладывает карты).
2) Хлопки в ладоши (ведущая рука сверху).
3) Отвинчивание гайки, накрученной на болт (ведущая рука та, которая откручивает гайку).
4) Поглаживание игрушечного зверька, держа его в руках (ведущая рука гладит).
5) Вдевание нитки в иголку или палочки в кольцо (ведущая рука держит нитку или папочку).
6) Имитация зажигания спички (ведущая рука держит спичку).
7) Отвинчивание пробки на бутылке (ведущая рука отвинчивает пробку).
Инструкция
Проводя эти тесты, нужно придерживаться некоторых правил.
Желательно как можно меньше показывать самому. Предметы необходимо расположить таким образом, чтобы их можно было одинаково удобно взять и левой рукой, и правой. Тестирование проводится в индивидуальной форме.
Тестирование желательно организовать в игровой форме.
В каждом тесте одна рука играет более пассивную роль, а другая активную. Если треть и более действий выполняется при более активной роли левой руки, следует считать праворукость низкой. Если из восьми заданий все восемь или семь выполнены правой рукой, степень праворукости у ребенка высокая.
2. Определение ведущего глаза и уха у детей младшего школьного возраста.
Ведущий глаз определяется с помощью простого теста. Ребенку дают лист бумаги с небольшим отверстием. Его просят держать лист на вытянутых руках и смотреть двумя глазами на переносицу взрослого, стоящего в нескольких метрах перед ним. При этом взрослому виден либо правый, либо левый глаз ребенка.
Для определения ведущего уха ребенка просят послушать, тикают ли часики. Маленькие часы должны лежать или висеть перед ребенком строго по центру. Брать часы в руки нельзя.
Следует отметить, что дифференцированное школьное обучение с учетом функциональной асимметрии полушарий головного мозга ребенка - один из самых сложных, но эффективных способов обучения. Он более продуктивен, чем поиск совершенных методов, так как ни один метод не подходит сразу для всех учащихся.
3. Пропедевтика школьных трудностей.
Рассмотрим особенности обучаемости детей в школе на примере овладения ими грамотным письмом. Количество ошибок, а также и их «качество» (частота, виды ошибок), допускаемых детьми при письме, зависит от особенностей мозговой организации человека. Левополушарные учащиеся делают в 2,5 раза больше ошибок при письме: на безударные гласные в корне, пропускают мягкий знак, в 12 раз чаще путают падежные окончания, пишут лишние буквы, заменяют одни согласные другими. В речи используют много глаголов. Правополушарные дети делают ошибки в словарных словах, в гласных, находящихся под ударением, имена собственные пишут с маленькой буквы, для них характерны пропуски, описки.
Рассмотрим более подробно наиболее типичные ошибки, допускаемые при письме детьми с различными типами функциональной асимметрии полушарий головного мозга. (Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки - два разных мира. - М., 1998)
Ошибки мальчиков при письме. Наиболее грамотными оказались мальчики-левополушарники с невысокой степенью праворукости. Мальчики смешанного типа и левши допускают, в основном, очень много ошибок.
Девочки в начальной школе пишут более грамотно, чем мальчики.
Итак, мальчики и девочки правополушарного типа изначально делают мало ошибок. Но, несмотря на это, они, в основном, плохо учатся в школе, по русскому языку у них нередки тройки и двойки. Очень часто за диктанты эти дети получают плохие отметки, после чего повторяют правила, переписывают диктант заново, но картина не изменяется. Почему же это происходит?
У лравополушарников, как уже отмечалось выше, целостное, нерасчле-ненное восприятие. Левополушарники же, наоборот, расчленяют образ на составляющие, на детали, части и только после этого складывают целостное видение объекта из деталей, как из мозаики. Аналогичный процесс происходит и при заучивании правил.
А вот правополушарникам противопоказано разрушение целостного образа слова, единства смысловых, слуховых, моторных характеристик, ведь эти дети целостно воспринимают объекты. Школьники с правополушарным мышлением обладают «врожденной грамотностью», и этот факт необходимо учитывать при обучении их грамотному письму. В таком случае возникает вопрос: что же делать, может быть, вообще не заставлять правополушарников учить правила? Наверное, знать правила неплохо, но педагогу следует помнить, что таких детей нельзя во время письма останавливать и просить вспомнить правило. Нельзя перед началом работы давать ученикам-правополушарникам инструкцию такого рода: «Не торопись, перед тем, как написать слово, подумай, какое правило мы изучали». Такая инструкция хороша для левополушарников.
Типы функциональной асимметрии мозга учащихся нужно учитывать не только при обучении детей письму, но и при обучении их чтению и счету.
Существует точка зрения, согласно которой, при овладении чтением, письмом, счетом как инструментами познания, обучение, в основном, идет за счет логического, рационального, аналитического мышления. Это мешает развитию творческого мышления, так как вырабатывается установка на однозначность и упорядоченность связей между предметами и явлениями. Тем не менее, российские ученые, в частности профессор Аршавский И.А., считают, что в младшем школьном возрасте ведущей деятельностью является правополушарная. Дети представляют фразы в виде образов. Поэтому математические дисциплины в школе должны излагаться наглядно, а не только в виде символов. Необходимо развивать правололушарное мышление, ведь только оно генерирует новые идеи, спасает от ложных выводов, приводит в соответствие с реальностью.
4. Практические рекомендации для успешной учебной деятельности детей с разным типом функциональной асимметрии полушарий головного мозга.
Условия, необходимые для успешной учебной деятельности детей с разными типами функциональной асимметрии полушарий головного мозга.
Левополушарники | Правополушарники |
• Абстрактный, линейный стиль изложения. | • Творческие контекстные задания |
• Анализ деталей | • Эксперименты |
• Тишина на уроке | • Музыкальный фон на уроках |
• Работа в одиночку | - Работа в группах |
• Вневременные задания | • Вопросы открытого типа |
■ Вопросы закрытого типа | ■ Синтез нового материала |
• Высокая потребность в умственной деятельности | ■ Социальная значимость деятельности |
■ Престижность положения в коллективе |
Дифференцируя обучение по типу функциональной асимметрии полушарий, нужно помнить о том, что сам процесс учения представляет собой следующую последовательность действий:
- установка на деятельность (подготовка ученика для решения учебной задачи);
- обеспечение деятельности ученика с учетом его индивидуальных психофизических особенностей (создание условий для успешного решения учебной задачи);
- сравнение полученных результатов с предполагаемым результатом (осознанное отношение к результату своего учебного труда).
Мотивационный этап процесса учения (установка на деятельность) Приложение 1
На данном этапе учитель формирует у учеников мотив достижения успеха. У учащихся с разным типом функциональной асимметрии полушарий мотивы достижения успеха различны.
Так, для правополушарных учащихся необходимо делать упор на социальную значимость того или иного вида деятельности. У них очень высоко выражена потребность в самореализации, ориентация на высокую оценку и похвалу. Большой интерес у правополушарных учеников вызывает эстетическая сторона предметов.
Левополушарных учащихся привлекает сам процесс усвоения знаний. Они имеют высокую потребность в постоянной умственной деятельности, в самосовершенствовании ума и волевых качеств. Занятия школьными науками для них это средство развития мышления. Социальный мотив учебной деятельности - возможность продолжить образование. Поэтому для формирования мотивации учения у левополушарников необходимо делать упор на их познавательные мотивы.
Операционный этап процесса учения (Приложение 2)
Задача учителя на данном этапе - дать учащемуся такое задание, которое учитывает его психофизические особенности и доставляет удовольствие в ходе выполнения работы.
В классах, где преобладают ученики правополушарного типа, вне зависимости от учебных предпочтений учителя, любая деятельность превращается в синтетическую. В этом случае левополушарные дети попадают в группу риска. Напротив, в классах с преобладанием левополушарных учащихся дети правополушарного типа мышления «вязнут» в деталях, особенно если учитель также относится к аналитическому типу, а учебный план имеет абстрактно-линейный характер.
Организуя учебную деятельность, необходимо учитывать типы функциональной асимметрии полушарий головного мозга школьников.Так, правополушарные учащиеся легко улавливают основную мысль. Могут свободно включаться в дискуссию, подвести итог, догадаться из контекста. Обладают пространственным воображением. Хорошо работают методом "мозгового штурма". Их сочинения могут быть очень творческими. Они тонко чувствуют нюансы и имеют прекрасную смысловую память. При запоминании и воспроизведении из памяти ориентируются на смысловые метки.
Тем не менее, правополушарники плохо выполняют задания, требующие постоянного самоконтроля. Они не могут контролировать правильность своей речи, в их устном высказывании возможны смысловые пропуски, грамматический строй их речи часто нарушен. С трудом воспринимают новую информацию посредством дидактических обьяснений или ознакомления с правилами. Выучив правила, с трудом могут ими воспользоваться. Трудно идет разбор слов и предложений (разделение целого, осмысленного на части). Правополушарные учащиеся часто бывают излишне эмоциональны. Произвольное запоминание может быть затруднено.
Левополушарные ученики, наоборот, прекрасно контролируют свою речь. Точность в употреблении слов и применении правил у них значительно выше, чем у правополушарников. Левополушарники легко воспринимают чисто вербальный материал (лекция, учебник), имеют четкую, правильно оформленную речь. Хорошо ориентируются в правилах, умеют их использовать. Имеют способность к произвольному запоминанию, произвольному контролю своих эмоций. Четко планируют свою деятельность, последовательны в действиях и поступках.
Вместе с тем, левополушарные учащиеся с трудом подводят итоги деятельности. «За деревьями могут не увидеть леса», т.е., сконцентрировавшись на деталях, часто не понимают главного, принципа, смысла, если им не объяснить, не «разжевать».
Левополушарные дети контекстно независимы, правополушарники же, наоборот, являются контекст-зависимыми детьми. Это означает, что восприятие и мышление правополушарных школьников зависят от контекста, от фона, от мнения окружающих, от «поля», в котором находится информация. Ученики правополутарного типа не могут ответить на многие вопросы по тексту, если эти вопросы связаны с деталями. Новая информация, получаемая ими, встраивается в имеющийся контекст и становится неотделима от него.
Если ребенок-правополушарник настроится на выделение деталей, то перестанет понимать смысл текста. Ему трудно воспроизводить информацию вне контекста: абстрактные задания, колонки цифр, механическое заучивание не для него. Большую трудность у правополушарных учеников вызывают словарные диктанты, задания на вписание слов. Обучение математике правополушарных учащихся должно носить практический характер.
Правополушарникам необходимо свободное обсуждение, «мозговые штурмы», концентрация на общем содержании, житейский контекст, а не искусственно созданные задания. Они обычно хорошо пишут сочинения на свободную тему - здесь они могут раскрыть свои знания и возможности.
Синтетический тип переработки информации
Детям правополушарного типа необходимо дать возможность интегрировать, творить, создавать собственные миры, а не анализировать, не разделять на части и не давать объяснения мирам, созданным кем-то. Нужно концентрироваться на общем содержании учебного материала.
Правополушарным ученикам трудно найти в тексте неправильно написанные слова, ошибки, так как они «видят» слова такими, какими они должны быть, чтобы вписаться в общую картину, особенно если слова находятся в контексте. Количество ошибок в сочинениях правополушарников значительно меньше, чем в диктантах или в работах, где ошибки нужно найти.
Для правополушарных учащихся трудны задания, в которых надо учитывать детали. Они видят в первую очередь контекст, смысл.
На уроках иностранного языка правополушарники лучше, чем учащиеся левополушарного типа, понимают смысл текста без словаря, так как способны понять общий смысл даже при недостатке информации.
Правополушарные ученики лидируют в заданиях на выдвижение идей и гипотез и их проверку. Задания на выбор варианта ответа из множества предложенных (тесты) вызывают у них затруднения. Зато они хорошо работают, если проверка их знаний осуществляется методом «открытых вопросов».
Правополушарным учащимся трудно следовать за ходом вывода правила последовательно и логично. Им нужно увидеть применение правила в нескольких ситуациях, и они самостоятельно выведут его.
На уроке они часто не успевают следить за объяснением учителя. Нередко правополушарники понимают материал еще до того, как учитель его полностью объяснил, импульсивные дети при этом «выскакивают» с ответом. Правополушарным ученикам нужно видеть правила и принципы в действии, а не изолированно, нужно перерабатывать целостную информацию, а не какие-то ее части. Правополушарники легко работают в «зоне ближайшего развития», где не все еще объяснено и не все полностью понятно.
Дети правополушарного типа, имеющие конкретный тип мышления, лучше постигают материал на конкретных жизненных материалах. Им необходимо все «попробовать» самим, реализовать все на практике, прикасаться к предметам. Им близок метод проб и ошибок. Правополушарникам трудно научиться только по учебнику, им помогает объяснение «на пальцах», проигрывание ситуации, экскурсии, деловые игры. Для них неприемлемо введение в математике буквенных обозначений вместо конкретных предметов.
Ученики-правополушарники могут работать без внешней упорядоченности деятельности, без заранее установленных правил, без внешней организации. Для них трудна упорядоченность, последовательность мыслительных операций и действий, «цепное» мышление. Их мысль идет одновременно по нескольким каналам, как бы широким фронтом, и насильственное сосредоточение на одном направлении анализа информации мешает им понять материал.
Ученики с противоположными типами функциональной асимметрии мозга могут реально помочь друг другу- Например, ученик правополушарного типа мышления, работая над заданием в паре с левополушарным ребенком, может показать своему товарищу такие стратегии обучения, как синтез, применение схем, привлечение данных из контекста, выделение сути, поиск известной информации и сопоставление фактов. Левополушарный ученик может поделиться со своим партнером способами выделения нужных деталей, выявления различий, создания категорий.
Результативный этап процесса учения Приложение 3,4
При выборе методов проверки знаний учащихся необходимо учитывать межполушарную асимметрию головного мозга. Для левополушарных учащихся наиболее предпочтительными будут: решение задач, письменные опросы с неограниченным сроком выполнения, вопросы «закрытого» типа. Письменное решение задач позволяет левополушарным проявить свои способности к анализу, а на вопросы «закрытого» типа они успешно подберут ответ из предлагаемых вариантов.
Для правополушарных учащихся подойдут методы устного опроса, задания с «открытыми» вопросами, с фиксированным сроком выполнения. Вопросы «открытого» типа дают им возможность проявить творческие способности, продемонстрировать собственный развернутый ответ.
Для ребенка важно, имеет ли оценка личностный смысл. Когда ребенка ругают или хвалят, из кратковременной памяти воспроизводится тот рисунок межцентральных взаимодействий в коре мозга, который был в момент деятельности. Запускают этот сложный механизм эмоции.
Эти процессы четко проявляются у мальчиков. Слово «молодец» для них наиболее значимо. При этом в коре головного мозга мальчиков повышается общий уровень функциональной активности и усиливаются межцентральные взаимодействия б передних отделах коры головного мозга, особенно в ассоциативных зонах правого полушария, играющего важную роль в стабилизации эмоциональных состояний.
У девочек совершенно иная организация межцентральных взаимодействий в коре больших полушарий - у них повышается уровень функциональной активности не передних, а задних отделов коры (а также слуховых отделов левого полушария, играющих важную роль в понимании значения слов). Для девочек положительная оценка является менее значимой, у них активизируются только центры, отвечающие за поиск смысла слова. Девочкам следует давать положительные оценки, имеющие сильный эмоциональный компонент, например, «умница».
Для мальчиков очень важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек — кто их оценивает и как. Мальчиков интересует суть оценки, а девочки более заинтересованы в эмоциональном общении со взрослыми. Для девочек очень важно, какое они произвели впечатление.
Когда мы оцениваем мальчика, он вновь переживает те фрагменты деятельности, которые оцениваются. Для мальчика не имеют смысла оценки типа: «Я тобой не доволен». Мальчик должен знать, чем конкретно вы не довольны, и вновь «проиграть» в мозгу свои действия. Девочки эмоционально реагируют на любые оценки, при этом у них активизируются все отделы мозга.
- Список литературы.
- Безруких М.М. Проблемные дети.-М., 2002.
- Безруких М.М. Пора ли в школу ? -М., 2002.
- Дзятковская Е.Н. Здоровьесберегающая работа образовательных учреждений. – Иркутск, 2003.
- Колесникова И.В. Дифференцированное обучение с учетом типов функциональных асимметрии полушарий головного мозга // Завуч начальной школы № 6. – М., 2008.
Приложение 1
Результаты определения типа функциональной асимметрии полушарий головного мозга у учащихся 1 класса в
№ | фамилия | определение ведущего глаза | определение ведущего уха | определение ведущей руки | итог | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||||||
п | п | п | п | л | п | п | п | п | |||
л | л | п | л | п | п | л | п | пл | |||
л | п | л | п | п | п | л | п | п | |||
п | п/л | л | п | л | л | л | п | л | |||
п | п | п | п | л | п | п | п | п | |||
п | п | л | п | л | п | п | п | п | |||
л | л | л | л | л | п | п | п | л | |||
п | п | п | л | п | п | п | п | п | |||
л | л | л | л | л | л | л | п | л | |||
л | л | л | л | л | л | л | п | л | |||
п | л | п | л | л | п | л | л | л | |||
л | п | л | п | п | п | л | п | п | |||
л | л | п | л | л | п | п | п | пл | |||
п | п | п | п | п | п | п | п | п | |||
Приложение 1
Результаты определения типа функциональной асимметрии полушарий головного мозга у учащихся 3 класса б
№ | фамилия | определение ведущего глаза | определение ведущего уха | определение ведущей руки | итог | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||||||
п | п | п | п | л | п | п | п | п | ориентация на общепринятое мнение, консервативный тип характера | ||
л | л | п | л | п | п | л | п | пл | разбросанность интересов, свойственна простота и дружелюбие | ||
л | п | л | п | п | п | л | п | п | быстро принимаемые и непродуманные решения | ||
п | п/л | л | п | л | л | л | п | л | сильный и ненавязчивый характер, практически не поддается убеждениям, быстрое взаимодействие, но медленное взаимопонимание | ||
п | п | п | п | л | п | п | п | п | |||
п | п | л | п | л | п | п | п | п | способность к кокетству, решительность, артистизм, сильный характер | ||
л | л | л | л | л | п | п | п | л | склонность к новым впечатлениям, способность не создавать конфликты, простота в общении, способность переключаться на новый тип поведения | ||
п | п | п | л | п | п | п | п | п | ориентация на общепринятое мнение, консервативный тип характера | ||
л | л | л | л | л | л | л | п | л | способность по-новому смотреть на вещи, индивидуальность, упрямство, эгоизм | ||
л | л | л | л | л | л | л | п | л | |||
п | л | п | л | л | п | л | л | л | слабая настойчивость, мягкость, уступчивость осторожному влиянию, наивность | ||
л | п | л | п | п | п | л | п | п | |||
л | л | п | л | л | п | п | п | пл | деловой тип характера, сочетающий аналитический склад и мягкость, медленное привыкание, осторожность, редко идет на конфликт «в лоб» | ||
п | п | п | п | п | п | п | п | п | ориентация на общепринятое мнение, консервативный тип характера | ||
Приложение 2
Рекомендации по постановке мотивации по типу функциональной асимметрии полушарий головного мозга у учащихся 1 класса в
группа учащихся | правополушарники | левополушарники | группа учащихся | примечания |
упор на социальную значимость того или иного вида деятельности | потребность в постоянной умственной деятельности, упор на их познавательные мотивы | |||
обращать внимание на эстетическую сторону продукта | самосовершенствование ума и волевых качеств |
Приложение 3
Рекомендации по операционному этапу процесса учения по типу функциональной асимметрии полушарий головного мозга у учащихся 1класса в
группа учащихся | правополушарники | левополушарники | группа учащихся | примечания |
легко улавливают основную мысль, могут свободно включаться в дискуссию, подвести итог, догадаться из контекста, генераторы новых идей | легко воспринимают чисто вербальный материал (лекция, учебник), часто не понимают главного, принципа, смысла, если им не объяснить, не «разжевать» | |||
Обладают пространственным воображением. Хорошо работают методом "мозгового штурма". Их сочинения могут быть очень творческими. Они тонко чувствуют нюансы и имеют прекрасную смысловую память. | Имеют способность к произвольному запоминанию, произвольному контролю своих эмоций. Четко планируют свою деятельность, последовательны в действиях и поступках. | |||
С трудом воспринимают новую информацию посредством дидактических обьяснений или ознакомления с правилами. С трудом пользуются правилом. Трудно идет разбор слов и предложений (разделение целого, осмысленного на части) | Хорошо ориентируются в правилах, умеют их использовать. С трудом подводят итоги деятельности. | |||
Большую трудность вызывают словарные диктанты, задания на вписание слов. Обучение математике должно носить практический характер. | трудны задания, в которых надо учитывать детали. | |||
Тесты вызывают у них затруднения | Действия упорядочены ,с заранее установленными правилами, нужна внешняя организации | |||
успешна групповая работа | успешна работа в одиночку нельзя торопить | |||
предпочитают темный текст на светлом фоне, письменные задания на карточках или в учебнике | задания выносить на классную доску, лучше воспринимают светлый текст на темном фоне |
Приложение 4
Рекомендации по способу контроля за усвоенным материалом по типу функциональной асимметрии полушарий головного мозга у учащихся 3 класса б
группа учащихся | правополушарники | левополушарники | группа учащихся | примечания |
методы устного опроса, задания с «открытыми» вопросами, с фиксированным сроком выполнения | решение задач, письменные опросы с неограниченным сроком выполнения, вопросы «закрытого» типа | 2 чел - равнополушарные Егор, Даша | ||
обращать внимание на эстетическую сторону продукта | самосовершенствование ума и волевых качеств |
Приложение 5
Рекомендации по эмоциональной окраске результатов за усвоенным материалом по половому признаку
мальчики | девочки | примечания |
должен знать, чем конкретно вы не довольны, и вновь «проиграть» в мозгу свои действия | следует давать положительные оценки, имеющие сильный эмоциональный компонент, например, «умница». | |
важно что оценивается в их деятельности | важно, какое они произвели впечатление, эмоционально реагируют на любые оценки |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Определение степени праворукости у детей младшего школьного возраста (вариант теста М. Озьяс) 1) Раздача карт (ведущая рука та, что раскладывает карты). 2) Хлопки в ладоши (ведущая рука сверху). 3) Отвинчивание гайки, накрученной на болт (ведущая рука та, которая откручивает гайку). 4) Поглаживание игрушечного зверька, держа его в руках (ведущая рука гладит). 5) Вдевание нитки в иголку или палочки в кольцо (ведущая рука держит нитку или папочку). 6) Имитация зажигания спички (ведущая рука держит спичку). 7) Отвинчивание пробки на бутылке (ведущая рука отвинчивает пробку).
Результаты отслеживания типа функциональной асимметрии полушарий головного мозга в моём классе фамилия определение ведущего глаза определение ведущего уха Определение ведущей руки ИТОГ 1 2 3 4 5 6 1 Алекеева Даша п п п п л п п п п 2 Ануфриев Егор п п п п п п л п п 3 Данилов Стас п п л п п п л п п 4 Двойных Слава п п/л п п п п п л п 5Джурмий Ваня п п л п п п 6 Ермаченко Олеся п п л п л п п л п 7 Жолдубай Айдана п п п л п п п п п 8 Зинкевич Саша 9 Зеленов Кирилл п л п п л п п п п 10 Ильин Влад 11 Ковалёва Аня 12 Ладзи Юля 13 Лис Вика л л л л л л п п л 14 Логунов Саша п п п п п п
Результаты отслеживания типа функциональной асимметрии полушарий головного мозга в моём классе фамилия определение ведущего глаза определение ведущего уха Определение ведущей руки ИТОГ 1 2 3 4 5 6 15 Малынина Света п п п п л п п п п 16 Мамонтова Настя п п п л п п л п п 17 Миченко Влад л п л п п п п п п 18 Мираброр Исфандиёри п п/л п п п л п п п 19 Молодых Ваня 20 Морозов Кирилл п п л п л п п п п 21 Никитин Данил п п п п п п п п п 22 Осипов Серёжа 23Перфилова Алина п п л л п п п п п 24 Савельев Ваня л л л л л л л п л 25Синьков Кирилл п п п л п п п п п 26 Филиппов Женя п п л п п п л п п 27 Эргашева Феруза п л п л п п п п п
Рекомендации по постановке мотивации по типу функциональной асимметрии полушарий головного мозга в моём классе группа учащихся правополушарники левополушарники группа учащихся примечания 1Алексеева 2Ануфриев 3 Данилов 4 Двойных 5Ермаченко 6Жолдубай 7Зеленов 8Малыгина 9Мамонтова 10Мираброр 11Минченко 12Морозов упор на социальную значимость того или иного вида деятельности потребность в постоянной умственной деятельности, упор на их познавательные мотивы 1 Лис В 2Савель ев В обращать внимание на эстетическую сторону продукта самосовершенствование ума и волевых качеств
Рекомендации по постановке мотивации по типу функциональной асимметрии полушарий головного мозга в моём классе группа учащихся правополушарники левополушарники группа учащихся примечания 13Никитин 14Перфилова 15Синьков 16Филиппов 17Эргашева упор на социальную значимость того или иного вида деятельности потребность в постоянной умственной деятельности, упор на их познавательные мотивы 1 Лис В 2Савель ев В обращать внимание на эстетическую сторону продукта самосовершенствование ума и волевых качеств
Рекомендации по операционному этапу процесса учения по типу функциональной асимметрии полушарий головного мозга правополушарники левополушарники легко улавливают основную мысль, могут свободно включаться в дискуссию, подвести итог, догадаться из контекста, генераторы новых идей легко воспринимают чисто вербальный материал (лекция, учебник), часто не понимают главного, принципа, смысла, если им не объяснить, не «разжевать» Обладают пространственным воображением. Хорошо работают методом "мозгового штурма". Их рассказы могут быть очень творческими. Они тонко чувствуют нюансы и имеют прекрасную смысловую память. Имеют способность к произвольному запоминанию, произвольному контролю своих эмоций. Четко планируют свою деятельность, последовательны в действиях и поступках. С трудом воспринимают новую информацию посредством дидактических обьяснений или ознакомления с правилами. С трудом пользуются правилом. Трудно идет разбор слов и предложений (разделение целого, осмысленного на части) Хорошо ориентируются в правилах, умеют их использовать. С трудом подводят итоги деятельности. Большую трудность вызывают словарные диктанты, задания на вписание слов. Обучение математике должно носить практический характер. трудны задания, в которых надо учитывать детали. Тесты вызывают у них затруднения Действия упорядочены ,с заранее установленными правилами, нужна внешняя организации успешна групповая работа успешна работа в одиночку нельзя торопить предпочитают темный текст на светлом фоне, письменные задания на карточках или в учебнике задания выносить на классную доску, лучше воспринимают светлый текст на темном фоне
Рекомендации по способу контроля за усвоенным материалом по типу функциональной асимметрии полушарий головного мозга группа учащихся правополушарники левополушарники группа учащихся примечания 1Алексеева 2Ануфриев 3 Данилов 4 Двойных 5Ермаченко 6Жолдубай 7Зеленов 8Малыгина 9Мамонтова 10Мираброр 11Минченко 12Морозов методы устного опроса, задания с «открытыми» вопросами, с фиксированным сроком выполнения решение задач, письменные опросы с неограниченным сроком выполнения, вопросы « закрытого » типа 1 Лис В 2Савель ев В обращать внимание на эстетическую сторону продукта самосовершенствование ума и волевых качеств
Рекомендации по способу контроля за усвоенным материалом по типу функциональной асимметрии полушарий головного мозга группа учащихся правополушарники левополушарники группа учащихся примечания 13Никитин 14Перфилова 15Синьков 16Филиппов 17Эргашева методы устного опроса, задания с «открытыми» вопросами, с фиксированным сроком выполнения решение задач, письменные опросы с неограниченным сроком выполнения, вопросы « закрытого » типа обращать внимание на эстетическую сторону продукта самосовершенствование ума и волевых качеств
Рекомендации по эмоциональной окраске результатов за усвоенным материалом по половому признаку мальчики девочки должен знать, чем конкретно вы не довольны, и вновь «проиграть» в мозгу свои действия следует давать положительные оценки, имеющие сильный эмоциональный компонент, например, «умница». Важно , что оценивается в их деятельности важно, какое они произвели впечатление, эмоционально реагируют на любые оценки
спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие. Дифференцированные задания для обучения детей чтению.
Задача данной методической разработки состоит в том, чтобы помочь учителю начальной школы в проведении эффективной психодиагностической и психокоррекционной работы с учащимися, испытывающими различные...
Использование индивидуального и дифференцированного подходов при обучении детей с задержкой психического развития русскому языку в начальных классах
Использование индивидуального и дифференцированного подходов при обучении детей с задержкой психического развития русскому языку в начальных классах...
"Индивидуально-дифференцированный подход в обучении детей СКК с учетом видов ЗПР"
Работая с детьми с ЗПР почувствовала необходимость использования дифференцированного подхода с учетом видов ЗПР. К сожалению, ребенок, проходя ПМПК получает заключение, в котором указана только рекоме...
Специфика обучения правополушарных и левополушарных детей
В материале представлены теоретические аспекты обучения правополушарных и левополушарных детей....
Индивидуально-дифференцированный подход в обучении детей с особыми образовательными потребностями
Понятие «дети с особыми образовательными потребностями» охватывает всех обучающихся, чьи образовательные проблемы выходят за границы общепринятой нормы. Общепринятый термин «дети с особыми образ...
Дифференцированный подход в обучении детей с ОВЗ
Дифференцированный подход в обучении детей с ОВЗ, выступление ШМО нач. классов...
Специфика обучения правополушарных и левополушарных детей
Специфика обучения правополушарных и левополушарных детей...
- Мне нравится (2)