Проект "Изба -читальня"
методическая разработка на тему
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению.. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Как же научить ребёнка правилам нравственности? Во все времена нравственность формируется через книги. Читая, слушая, литературные произведения, сопереживая героям, учащиеся быстрее усваивают правила и нормы поведения, обогащают словарный запас, учатся работать с книгой, его понятийным аппаратом. В современном высокотехнологичном обществе очень остро стоит проблема чтения книг. С малых лет дети учатся общаться с гаджетами, а не с книгами и сверстниками. Поэтому мы задумались над проблемой приобщения детей к русской культуре через книги.Современные подходы к организации образовательного процесса предполагают реализацию социальных запросов общества. Социализация ученика происходит за счёт обеспечения образовательного взаимодействия с учителем, ученика с учеником, ученика самим с собой и информационной средой и образовательными объектами. Средой образовательного взаимодействия становится современный кабинет. Мы считаем, что знакомство с литературой, искусством и культурой должно проходить в стенах «Избы-читальни», где обстановка будет располагать к общению с прекрасным: игровая зона, читальная зона, творческая лаборатория, портреты, иллюстрации и конечно стеллажи с книгами.
Проект «Изба-читальня» включает в себя также организацию и проведение экскурсий, игровых программ, практических занятий. Ребятам представится возможность поиграть в народные игры, прочитав о них в книгах, изготовить своими руками поделки по инструкции из книги.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_izba-chitalnya.doc | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено Утверждаю
на заседании Директор МБУ гимназии № 39
НМС «__»______2015г. _________Н.С.Захаренко
Протокол №___
Проект
«Изба-читальня»
Руководитель проекта
Берзина Н.Н., учитель
начальных классов
2015г.
Содержание.
- Введение.
Этапы проекта.
- Подготовительный.
- Практический.
- Заключительный.
- Примерный расход материалов
- Ожидаемые результаты и предполагаемые риски.
- План работы кабинета на 2016-2017 уч.год.
- Приложение.
Введение.
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Как же научить ребёнка правилам нравственности? Во все времена нравственность формируется через книги. Читая, слушая, литературные произведения, сопереживая героям, учащиеся быстрее усваивают правила и нормы поведения, обогащают словарный запас, учатся работать с книгой, его понятийным аппаратом. В современном высокотехнологичном обществе очень остро стоит проблема чтения книг. С малых лет дети учатся общаться с гаджетами, а не с книгами и сверстниками. Поэтому мы задумались над проблемой приобщения детей к русской культуре через книги.
Современные подходы к организации образовательного процесса предполагают реализацию социальных запросов общества. Социализация ученика происходит за счёт обеспечения образовательного взаимодействия с учителем, ученика с учеником, ученика самим с собой и информационной средой и образовательными объектами. Средой образовательного взаимодействия становится современный кабинет. Мы считаем, что знакомство с литературой, искусством и культурой должно проходить в стенах «Избы-читальни», где обстановка будет располагать к общению с прекрасным: игровая зона, читальная зона, творческая лаборатория, портреты, иллюстрации и конечно стеллажи с книгами.
Проект «Изба-читальня» включает в себя также организацию и проведение экскурсий, игровых программ, практических занятий. Ребятам представится возможность поиграть в народные игры, прочитав о них в книгах, изготовить своими руками поделки по инструкции из книги.
Мы также выступаем с инициативой сотрудничества со школьным библиотекарем о проведении библиотечных часов.
Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Цель проекта: Создать кабинет «Изба-читальня» для оптимальной реализации программ урочной и внеурочной деятельности, создания благоприятных условий для духовно-нравственного развития детей.
Задачи:
- выбрать объект для размещения кабинета «Изба-читальня»
- определить круг обязанностей по реализации проекта
- составить план реализации проекта, определить сроки этапов
- просчитать материальные затраты на оснащение кабинета
- закупить необходимое оборудование и оформит кабинет
- презентовать продукт своего проекта.
Участники проекта:
- учащиеся параллелей 1-х и 3- х классов;
- классные руководители;
- члены родительских комитетов.
Этапы реализации проекта
№ п/п | Название этапа | Цель | Описание деятельности | Срок выполнения |
1. | Подготовительный | Мотивация, целеполагание проекта, актуальность. | Совещание при директоре. Выбор темы проекта. Определение рабочей группы проекта. Деление на подгруппы. Выбор руководителя проекта. Мотивация участников проекта, обоснование актуальности, построение ориентировочной схемы деятельности. | Октябрь 2015 г. Ноябрь 2015г. Ноябрь-декабрь 2015 г. |
2. | Практический | Создание кабинета «Изба-читальня» | Подбор кабинета для оформления «Избы-читальни». Заседание рабочей группы, определение фронта работ для подгрупп. Выбор ответственного в подгруппе. Создание эскиза. Защита группами эскизов своей части «Избы-читальни».Представление приблизительной сметы расходов. Сбор материалов для кабинета «Изба-читальня»:
Оформление кабинета согласно эскизу. Фестиваль проектов (презентация) Использование кабинета «Изба-читальня» для занятий внеурочной деятельности: Создание фотоотчётов о проделанной работе. | Январь 2016 г. Январь 2016 г. Февраль 2016 г. Февраль 2016 г. Март 2016 г. Март 2016 г. Апрель – май 2016 г. Апрель-май 2016 г. Сентябрь – май 2016 – 2017 уч. г. |
3. | Заключительный | Сопоставление действительных и желаемых результатов работы. | Презентация. Творческие отчёты. | Апрель - Май 2017 г. |
Ожидаемые результаты
Создание кабинета «Изба-читальня»
Функционирование кабинета в рамках единого школьного образовательного проекта «Школьный музей образования».
Использование кабинета в урочной и внеурочной деятельности.
Результат проекта должен быть положительным для всех. Сохранение наследия и использование его в воспитании и формировании личности подрастающего поколения приведет к улучшению качества социальной среды. Проект служит объединению, сплочению людей вокруг высокой благородной цели – сохранить прошлое, настоящее для будущих потомков, играет огромную роль в формировании мира и согласия среди людей.
Ожидаемые риски.
- Участники проекта могут формально отнестись к участию в проекте.
- Не удастся уложиться в предполагаемые сроки.
- Сопротивление со стороны участников проекта (представителей родительских комитетов).
План работы кабинета «Изба – читальня»
на 2016-2017 учебный год.
Сроки | Мероприятие | Выход | Ответственные | |
Параллель 1-х классов | ||||
1 | Сентябрь | Знакомство с жанрами устного народного творчества | Учителя первых классов Библиотекарь | |
2 | Октябрь Ноябрь | Знакомство с загадками: природа, животные, растения, предметы. Творческая мастерская: придумать по аналогии свои загадки. | Книга загадок, иллюстрирование загадок, инсценирование. Конкурс загадок между классами: 1а-1б,1в-1г,1д-1е 1ж. | Учителя первых классов Библиотекарь |
3 | Декабрь | Потешки, песенки, частушки. | Творческий отчёт «Музыкальный хоровод» | Учителя первых классов Учитель музыки |
Январь Февраль Март Апрель Май | Знакомство с русскими народными сказками: о животных, волшебные, бытовые. | Инсценирование, конкурс рисунков, поделок, сочинение сказок по образцу. Фотоотчёт, показ сказок другим классам по графику. | Учителя первых классов Библиотекарь | |
Март | «Масленичные гулянья» | Ярмарка с песнями, загадками, театральным представлением. | Учителя первых классов. Родители. | |
Параллель 2-х классов | ||||
Сентябрь Октябрь | Русские народные игры: происхождение, правила. | Сбор материала. Разучивание игр. | Мальцева О.А. Суворова В.А. Библиотекарь | |
Ноябрь Декабрь | Русские народные игры. | Иллюстрирование, показ другим классам. | Мальцева О.А. Суворова В.А. | |
Январь Февраль | Русские народные игры. | Выпуск сборника игр русского народа. | Мальцева О.А. Суворова В.А. | |
Март | «Масленичные гулянья» | Ярмарка с играми (показ разных игр обучающимся гимназии на празднике) | Мальцева О.А. Суворова В.А. Библиотекарь | |
Сентябрь Октябрь | Народные промыслы: роспись, лепка. | Сбор информации. Изучение различных видов росписи и лепки. | Капралова О.М., Берзина Н.Н. Библиотекарь. | |
Ноябрь Декабрь Январь | Народные промыслы: хохломская роспись, майдановская, палех, гжель, жостово. | Иллюстрации, поделки, выставки, сборник детских работ, фотоотчёт. | Капралова О.М., Берзина Н.Н. | |
Январь Февраль | Народные промыслы: лепка. | Поделки из различных материалов: солёное тесто, глина, пластилин. | Капралова О.М., Берзина Н.Н. | |
Март | «Масленичные гулянья» | Ярмарка. Мастер-класс для обучающихся гимназии. Украшение «Избы-читальни» | Капралова О.М., Берзина Н.Н. Родительские комитеты. | |
Сентябрь Октябрь | Костюм русского народа | Сбор информации. Изучение деталей костюма, его предназначения. | Савина Г.Н. Библиотекарь. | |
Ноябрь Декабрь Январь | Костюм русского народа | Иллюстрации, изготовление элементов костюма из различных материалов. | Савина Г.Н. | |
Февраль Март | Костюм русского народа «Масленичные гулянья» | Показ костюма, его отдельных элементов для обучающихся гимназии. Пополнение экспонатов музея. | Савина Г.Н. Родители класса. | |
Сентябрь Октябрь | Народные промыслы: вышивка | Сбор информации. Виды вышивки. | Седунова В.А. Библиотекарь | |
Ноябрь Декабрь Январь Февраль | Народные промыслы: вышивка | Иллюстрации, эскизы вышивок. Поделки (вышивка), Обучение приёмом вышивания обучающихся других классов. Фотоотчёт. | Седунова В.А. Родители класса | |
Март | «Масленичные гулянья» | Ярмарка. Мастер-класс для обучающихся гимназии. Украшение «Избы-читальни» | Седунова В.А. Родители класса |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по обучению грамоте: "Читальный зал".
Данная презентация включает в урок по обучению грамоте в 1 классе - чтение слов, предложений и занимательные задания разноуровнего характера....
Читальный зал. "Перед весной бывают дни такие…" А.А. Ахматова. "Летний вечер" А.А. Блок. "Черемуха" С.А. Есенин. "Тишина" Б. Л. Пастернак.
Читальный зал. "Перед весной бывают дни такие…" А.А. Ахматова. "Летний вечер" А.А. Блок. "Черемуха" С.А. Есенин. "Тишина" Б. Л. Пастернак....
Изба-читальня
Русская изба для быстрого запоминания...