статья "Мальчики и девочки пришли в первый класс"
статья (1 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priblizhaetsya_novyy_uchebnyy_god.docx | 24.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Вестник научных конференций (ISSN 2412-8988, РИНЦ)
(Педагогические науки)
Н.А. Колганова
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа № 375 с углубленным изучением английского языка
Красносельского района Санкт-Петербурга
В первый класс приходят мальчики и девочки
Приближается новый учебный год. Учителя перебирают старые, приобретают новые методические и учебные пособия. «Ученик научится..», «ребенок усвоит…», «учащиеся приобретут..»…Встречали ли вы когда – нибудь примерные рабочие программы, методички с фразами « Мальчики выполнят так..», « девочки запомнят так…»? А, ведь особенности детей разного пола, проявляющиеся в отличиях нервной системы, эмоциональных реакций, оказывают существенное влияние на способность получать и обрабатывать уебную инфоррмацию. Однако, наши методики и программы обучения остаются «бесполыми», «нейтральными». Школа воспитывает и обучает детей разного пола одинаковыми методами, подходами, так как нет необходимых методических пособий, а в учебных программах недостаточно отражена гендерная проблематика.
Ученые указывают нам на следующие различия в обучении мальчиков и девочек, существенно влияющие на процесс обучения.
1. От частного к общему и наобоот.
Мальчики более склонны к дедукции – они начинают с понимания какого-то общего принципа, который затем применяют к частным случаям. Поэтому легче принимают решения, исходя из ограниченного объема информации, и решают тесты с заданными множественными вариантами ответов. Девочки же, напротив, более склонны к мышлению по индуктивному типу, распространяя закономерности с ряда случаев до основного принципа, отталкиваясь от конкретных примеров. Для принятия решения им необходимы значительные объемы информации, им легче приводить конкретные примеры.
2. Конкретное и абстрактное.
Мальчики более склонны к абстрактному мышлению, поэтому они, как правило, способнее в математике, легко воспринимают символы, графики, успешнее девочек усваивают материал, изложенный на доске. Девочки легче воспринимают конкретный материал, им доступнее информация с использованием наглядных пособий, ссылка на реальные явления и предметы.
3. Речь.
Девочки более словоохотливы. Если в группе мальчиков больше всего говорят, как правило, один или двое, то в группе девочек все участники высказываются примерно равнозначно и в одинаковом объеме. Девочки чаще пользуются простым, обиходным языком, тогда как мальчики любят замысловатые обороты, специальную лексику или подобие жаргона
( большинство серьезных теоретических трудов написано именно мужчинами). Девочки уже в младшем дошкольном возрасте обладают большим словарным запасом, чем мальчики, и лучше владеют грамматикой. Девочки в целом гораздо лучше ориентируются в потоке разговора, легче воспринимают слова на слух, без труда запоминают многочисленные детали разговора, внимательнее слушают. Мальчики же в целом менее внимательны к речи. Чтобы они запомнили сказанное, необходимо привлечь и удерживать их внимание, неоднократно повторять и проверять понимание, структурировать материал и аргументировать сказанное.
4. Внимание.
Мальчикам чаще девочек становится скучно, для удержания внимания им необходимы определенные усилия и серьезные стимулы. Поэтому мальчики чаще отвлекаются, потеряв интерес, хуже воспринимают и понимают материал и, как следствие, чаще нарушают порядок в классах.
5. Окружающее пространство.
Мальчики, особенно в младшем возрасте, стремятся использовать для своих нужд больше пространства, им объективно требуется больше места, чем девочкам. Если за одним столом занимаются мальчик и девочка, то чаще мальчик занимает большую часть пространства.
Часто подобное поведение объясняется взрослыми как проявление невоспитанности, неуправляемости. На самом деле это отражение природной особенности мужского восприятия пространства.
6. Двигательная активность.
Мальчикам в процессе обучения просто необходимо двигаться. Движение стимулирует их мозг, позволяя снизить общую импульсивность поведения. Эта потребность в движении характерна для мальчиков вследствие низкого содержания серотонина (он контролирует теплообмен и температуру тела) и повышенного темпа обменных процессов. Девочки же не демонстрируют подобной сильной зависимости от двигательной активности.
7. Групповые формы работы.
Девочки легко подчиняются общим групповым правилам, а мальчики стремятся в первую очередь к правильному выполнению задания, игнорируя не столь важные при этом, по их мнению, нормы общения в группе. Для мальчиков очень важна неформальная иерархия, и находясь на нижних ее ступенях, они часто показывают низкие результаты по успеваемости. А мальчики, стремящиеся занять лидерские позиции, становятся успешнее в учебе. Девочки же не проявляют подобной зависимости успеваемости от места во внутригрупповой иерархии. Предполагается, что причина в том, что у девочек в ситуации, когда они чувствуют себя ненужными, не выделяется такое количество гормонов стресса, как у мальчиков. При работе в группе мальчики стремятся создать четко структурированные команды и быстро организуют процесс управления внутри них, ориентируясь на совместное достижение общей цели, а девочки чаще организуют более свободные объединения и долго договариваются, распределяя работу между собой.
8. Реакция на обиды и потрясения.
Мальчики сложнее девочек возвращаются в нормальное эмоциональное состояние и демонстрируют готовность воспринимать учебный материал после стрессовых ситуаций или эмоциональных потрясений. Поэтому именно мальчики чаще всего имеют проблемы и трудности и в обучении , и в плане дисциплины.
Исследования учеными особенностей строения и функционирования «мужского» и «женского» мозга позволяют говорить о некоторых сильных сторонах каждого пола, которые необходимо использовать в работе учителей.
Так, преимущества мальчиков:спорт и физическая активность,математика и естественные науки;тестирование как форма проверки знаний; устойчивость к физическому и психическому насилию и подавлению; меньшая подверженность гормональным влияниям; большая устойчивость к психическим расстройствам. Преимущества девочек: дисциплина; участие во внеурочной деятельности; общественная деятельность; академическая успеваемость; литература и иностранные языки; высокая мотивация к обучению.
Для того же, чтобы способствовать развитию слабых сторон и развитию
невыраженных способностей обоих полов необходимо уделить внимание следующему.
По отношению к мальчикам: работать над развитием мелкой моторики; создавать условия для экспериментирования; разъяснять и проводить подготовительную работу по крайней мере в течение минуты до того, как разрешите приступить к действиям; закрепить место за партой, чтобы увеличить его привязанность к определенному личному пространству;
использовать энергию, свойственную мальчикам, в общественных целях (подготовка к уроку, организация перемены, охрана порядка);обращать внимание на эмоции, учить отслеживать их и обозначать словами;
стимулировать к использованию речи для общения, организации совместной
работы, обратной связи; использовать различные виды мотивации (успеть за определенный промежуток времени и т.п.); разрешать физическую активность, не ограничивать перемещение в пространстве или хотя бы на рабочем месте; способствовать развитию воображения,вербальных навыков; обучить способам снятия стресса.
По отношению к девочкам: привлекать к подвижным играм для развития крупной моторики; заинтересовывать в занятиях спортом; использовать как можно большее количество наглядных материалов, опытов,экспериментов и демонстраций в работе; все абстрактные понятия по возможности вводить на
конкретных объектах; помочь стать лидерами девочкам с высокой внутренней энергией, дать им проявиться в коллективной работе,стимулировать здоровую соревновательность; обеспечивать постоянную обратную связь, одобрение со стороны учителей и одноклассников.
Использованная литература
1. Еремеева В. Д. Мальчики и девочки. Учить по–разному, любить по–разному. Нейропедагогика – учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. – Самара: Учебная литература; Корпорация «Федоров», 2007. – 157с. с.
2.Гариен М. Мальчики и девочки учатся по–разному!: Руководство для педагогов и родителей. – М., 2004.
3. Сабунаева М. Л. Гендерная экспертиза урока // Практикум по гендерной психологии / под ред. И. С. Клециной. СПб.: Питер, 2003.
4. Сабунаева М. Л., Гусева Ю. Е. Гендерный подход в практике школьного психолога // Практикум по гендерной психологии / под ред. И. С. Клециной. СПб.: Питер, 2003.
5. Безруких Е. Б. Понимание гендерных стереотипов в педагогике // Молодой ученый. — 2012. — №4. — С. 397-399.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Первый урок в первом классе "Первый раз-в первый класс"
Первый урок для первоклассника - это праздник. который он должен запомнить на всю жизнь....
Первый раз в первый класс. Дети в первом классе, или как ребенок привыкает к школе.
Первый раз в первый класс. Дети в первом классе, или как ребенок привыкает к школе. ...
Первый раз в первый класс План первого урока в первом классе
Первый урок познакомит детей со школой, правилами поведения в ней.Создаст праздничное настроение, чувство радости от встречи с учителем, ребятами-одноклассниками....
Сценарий праздника "Прощание с первым классом, вот и лето пришло".
Праздник проводиться в конце первого класса, приглашаются родители,учителя.В сценарии используются все музыкальные песни, танцы, сценки которые учащиеся разучивали в течении учебного года. Мероприятие...
"Прощание с первым классом, или Вот и лето пришло"
За год мы выросли, окрепли,Привыкли в коллективе жить.Друг другу на уроках помогая,Мы научились дружбой дорожить. ...
Урок знаний в первом классе «Первый раз – в первый класс!»
Урок знаний в первом классе «Первый раз – в первый класс!» ЦЕЛИ: 1. Познакомиться с учащимися класса, с правилами поведения в школе. 2. Развивать логическое мышление, творческие способности уча...
Сценарий первого урока в первом классе "Первый раз - в первый класс"
Конспект первого урока в первом классе с презентацией "Правила поведения в школе"....