Формирование универсальных умений на уроках окружающего мира
статья на тему
В статье рассматривается проблема формирования универсальных умений в контексте усвоения учебной программы "Окружающий мир" (автор - Елена Васильевна Чудинова. Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В. Давыдова). Приведён пример проекта урока окружающего мира в 1-м классе по теме: Кто такие насекомые?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование универсальных умений на уроках окружающего мира | 33.16 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УМЕНИЙ НА УРОКАХ
ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
В связи с переходом на новые образовательные стандарты в начальной школе стал остро вопрос о том, как формировать у младших школьников универсальные учебные действия. Другими словами, как научить младших школьников учиться?
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, ФГОС НОО выделил два блока:
- личностный;
- метапредметный: регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный, коммуникативный.
В сфере личностных универсальных учебных действий формируется внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.
Метапредметные универсальные учебные действия.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладевают всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники учатся использовать знаковосимволические средства, в том числе овладевают действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретают умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
В сфере предметных универсальных учебных действий обучающимися приобретается опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразования и применения и система основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
В нашей школе, которая работает в условиях системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, мы все годы существования учреждения работаем над данной проблемой.
Развитие системы универсальных учебных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий (их уровень развития, соответствующий «высокой норме») и их свойства.
Понятие «универсальные учебные действия» в широком значении означает умение учиться. Универсальные учебные действия (надпредметные, метапредметные умения) открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик, обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (моделирование, преобразование модели, контроль, оценка).
Функции универсальных учебных действий:
- обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетенций в любой предметной области.
Формирование универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных предметов. Требования к формированию универсальных учебных действий находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов: «Русский язык», «Литературное чтение», «Английский язык», «Математика», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство и художественный труд», «Музыка», «Физическая культура» в отношении ценностно-смыслового, личностного, познавательного и коммуникативного развития учащихся. Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.
Мы остановимся на предмете «Окружающий мир». Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он имеет интегративный характер: объединяет природоведческие и обществоведческие (в том числе, исторические) знания и формирует универсальные способы действий с объектами природы и основные способы взаимодействия с окружающим социальным миром. Вторая особенность, отличающая «Окружающий мир» от других предметных курсов начальной школы, состоит в том, что «Окружающий мир» решает задачи формирования мышления и сознания в условиях взаимодействия ребенка с «сопротивляющимся» объектом — природными и социальными явлениями. Это дает возможность ребенку проверять на практике свои предположения об устройстве и характере природных и социальных явлений, что и определяет успешность становления у него основ научного мышления.
Курс построен на основании теории учебной деятельности Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. Организовать такую деятельность можно только на специальном организованном предметном содержании. Таким содержанием развивающего начального образования в системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова являются теоретические знания (в определенном философско-логическом их понимании). Поэтому, базой для интеграции содержания в данной программе является логика открытия и освоения научного метода получения ответов на вопросы об окружающем мире. Основной учебной задачей курса является открытие эксперимента как способа практической проверки выдвинутых предположений. Решение детьми серии частных учебных задач, открывающих способы косвенного измерения, способы представления результатов исследования, построения объяснительной гипотезы как модели и пр., позволяет развивать и конкретизировать простейшее экспериментирование. Открытие и освоение этих способов действия возможно на разнообразном материале из области биологии, геологии, социологии, психологии, физики, астрономии и других естественных и социальных наук.
Исходя из этого, содержание строится так, чтобы:
- на первых этапах работы дети имели дело с наиболее чувственно богатым материалом, позволяющим расширить опыт их ощущений и практических действий;
- у детей сложилась картина мира, максимально близкая к современной научной картине (мир, в котором все взаимосвязано и непрерывно развивается);
- знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук происходило гармонично, в единой логике познавательного движения.
Материал и форма конкретных заданий подобраны с учетом возрастных особенностей детей. Задания содержат элементы конструирования, рисования, практических действий и игр. В соответствии с целями, определенными ФГОС, в курсе обращается особое внимание на проведение практических работ, экскурсий, проектов, с одной стороны, и формирование умения работать с текстами и информацией - с другой.
Предмет «Окружающий мир» представляет собой полноценный образовательный концентр, в рамках которого учащиеся делают первый осмысленный шаг в освоении форм научного сознания. Основными целями изучения курса «Окружающий мир» являются формирование основ научного мышления ребенка в области природы и социума, формирование целостной картины мира и осознание места человека в мире, получение опыта продуктивного содержательного общения с людьми как представителями общества, и опыта взаимодействия с Природой.
Назначение курса «Окружающий мир» состоит также в том, что в ходе его изучения происходит формирование элементарной эрудиции ребенка, его общей культуры; закладываются основы экологической и культурологической грамотности.
В процессе изучения курса «Окружающий мир» развиваются общеучебные умения ребенка, такие, как способность наблюдать, анализировать, выделять существенное, схематически фиксировать новый опыт, работать с научно-популярным текстом, выдвигать и проверять гипотезы, творчески подходить к проблемной ситуации, представлять свои наблюдения и выводы в принятых в культуре формах, а также специальные умения, такие, как: устанавливать временные и причинно-следственные связи между процессами, фиксировать результаты наблюдений и экспериментов, ориентироваться на местности, ориентироваться в ходе событий своей жизни и жизни окружающих, осознавать ход природных и социальных процессов и т.д.
Важнейшей линией курса является линия развития оценочной самостоятельности учащихся, благодаря которой закладываются умения различать известное и неизвестное, критериально и содержательно оценивать процесс и результат собственной учебной работы, целенаправленно совершенствовать предметные умения.
В сфере личностных универсальных действий изучение предмета «Окружающий мир» обеспечивает формирование когнитивного, эмоционально-ценностного и деятельностного компонентов гражданской российской идентичности.
Приведем пример проекта урока «Окружающий мир».
Класс: 1
УМК системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова, автор Е.В.Чудинова
Предметная линия: материальный объект как система признаков и свойств
Тема: Кто такие насекомые?
Цель - найти (установить) способ определения насекомых среди других живых существ.
Задачи:
- формирование умения проводить простые наблюдения за объектом по плану, описывать (называть признаки) объект в знаковой модели;
- формирование универсальных умений.
ПРОЕКТ УРОКА
Этапы урока | Содержание урока | Формируемые универсальные умения | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Форма работы |
Ситуация успеха | Демонстрация детьми владения «старым» способом (см. Приложение 1) | Организует работу учащихся | Выполняют задания, требующие демонстрации овладения «старым» способом | индивидуальная или коллективная | |
Самооценка | Оценка детьми степени своего овладения «старым» способом | РЕГУЛЯТИВНЫЕ Умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей | Организует работу учащихся | Оценивают свои действия, требующие владения «старым» способом | индивидуальная или коллективная |
Создание ситуации интеллектуального разрыва | 1. Учащимся предлагается выполнить задание: (см. Приложение 2) - определить, сколько насекомых среди данных на рисунке существ (паук, бабочка, сороконожка, жук, стрекоза); - оценить свою работу с помощью волшебной линеечки по заранее оговоренному критерию: могу ли я отличать насекомых от других существ. | РЕГУЛЯТИВНЫЕ Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности. (оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, и того, что еще подлежит усвоению) | - инициирует учащихся на выполнение задания; - инструктирует детей | - воспринимают инструкцию по выполнению задания; - выполняют задание (указывают количество насекомых); - оценивают свою работу | индивидуальная |
2. Обсуждение результатов работы происходит через соотнесение собственного ответа с ответом другого ученика. Ситуация: ученики 1-го «Мы» класса выполняли такое же задание. Петя определил, что все изображенные существа являются насекомыми. Маша определила, что на рисунке 3 насекомых, остальные существа к насекомым не относятся. С кем из ребят ты согласен? Предложи свое решение. | КОММУНИКАТИВНЫЕ - осуществление продуктивного взаимодействия с другими участниками учебного диалога; - учет позиции других людей; - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем | организует учебный диалог, делая акцент на разные мнения учащихся | - соотносят свое решение с предложенными ответами детей; - обосновывают свое согласие или несогласие; - обсуждают результаты выполнения задания | общеклассное обсуждение | |
Постановка учебной задачи | В результате столкновений мнений учащиеся формулируют устно и фиксируют письменно или в знаковой форме возникшую проблему. Ставится учебная задача: найти способ определения насекомых среди других существ. | РЕГУЛЯТИВНЫЕ Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. Использование знаково-символических средств представления информации. (целеполагание - умение указать, каких знаний и умений не хватает для успешного решения задачи) | - организует учебный диалог; - помогает учащимся сформулировать и зафиксировать проблему | участвуют в: - формулировке недостающего умения; - фиксации вопроса «Как научиться отличать насекомое от других существ?» | общеклассное обсуждение |
Решение учебной задачи | 1. Выбор способа получения необходимой информации: наблюдение. | РЕГУЛЯТИВНЫЕ Использование различных способов поиска (определение способов получения информации: чтение, спрашивание и наблюдение) | организует учебный диалог | Участвуют в обсуждении выбора способа получения необходимой информации | общеклассное обсуждение |
2. Определение плана наблюдения: составление схемы наблюдения по алгоритму.
| РЕГУЛЯТИВНЫЕ планирование – составление плана действия ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ - анализ объектов с целью выделения признаков; - выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации; - использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов | - организует учебный диалог; - осуществляет руководство в составлении схемы наблюдения | Участвуют в составлении схемы наблюдения, фиксируют в знаковой форме | общеклассное обсуждение | |
3. Организация работы в группах с целью - классификации объектов наблюдения по одному из признаков: количество лапок. | КОММУНИКАТИВНЫЕ - осуществление продуктивного взаимодействия с другими участниками учебного диалога; - учет позиции других людей; - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; - умение презентовать свои достижения РЕГУЛЯТИВНЫЕ Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации | организует групповое взаимодействие учащихся | Классифицируют объекты по выбранному признаку | групповая | |
4. Обсуждение результатов работы: выделение групп существ: - с 6-тью лапками; - более чем 6 лапок; - нет лапок | - организует учебный диалог | Презентируют результат работы своей группы | |||
5. Обращение к способу получения информации: чтение текстов учебника, справочника. | РЕГУЛЯТИВНЫЕ Использование различных способов поиска | Организует работу учащихся с источниками информации | Читают информацию в учебнике | ||
6. Фиксация полученного ответа (способа) в знаковой или другой удобной форме. Рефлексия. | РЕГУЛЯТИВНЫЕ Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации. Использование знаково-символических средств представления информации. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. | Осуществляет руководство в фиксации найденного способа | Фиксируют способ определения насекомых и их место в мире животных | ||
Контроль и оценка собственных действий | Предлагается вернуться к выполнению 1-го задания и применить полученный способ для определения насекомых среди существ и оценить свои действия: - с помощью эталона; - с помощью сравнения результатов работы с соседом. | РЕГУЛЯТИВНЫЕ Умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей КОММУНИКАТИВНЫЕ Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности
| Организует работу учащихся с эталоном | Возвращаются к выполнению 1-го задания и оценивают свои действия | индивидуальная или парная |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие исследовательских умений на уроках окружающего мира в начальной школе.
Развитие общих исследовательских умений и навыков на примере программы "Перспективная начальная школа"...
Выступление по теме: " Формирование познавательного интереса к уроку окружающего мира". Презентация.
Выступление на МО....
Значения экскурсий в природу как метода формирования исследовательских умений при познании окружающего мира младших школьников.
Доклад на тему: Значения экскурсий в природу как метода формирования исследовательских умений при познании окружающего мира младших школьников....
Развитие у учащихся начальных классов исследовательских умений на уроках окружающего мира
Научно-методическая разработка по развитию исследовательских умений у учащихся начальной школы....
Развитие исследовательских умений на уроках окружающего мира
Данный материал раскрывает суть исследовательской работы на уроках окружающего мира в начальной школе....
Формирование информационных умений на уроках окружающего мира средствами УМК "Школа России"
В условиях быстрого нарастания темпов научно-технического прогресса современный школьник должен непрерывно пополнять и углублять свои знания. Он должен уметь ориентироваться в потоке учебной информаци...
Мастер - класс «Формирование исследовательских умений на уроках окружающего мира»
В даннойй методической разработке представлены методические приёмы по формированию исследовательских умений на уроках окружающего мира....