Статья "Экспериментальная работа учителя начальных классов по проведению динамических пауз"
статья (1 класс) на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Совместная работа учителя начальных классов и воспитателя в период экспериментальной работы по примерной адаптированной основной общеобразовательной программе
начального общего образования обучающихся
с нарушениями опорно-двигательного аппарата
(Динамические паузы)
Введение
Адаптационный период пребывания в школе для первоклассников сопряжён со многими трудностями. Детям, особенно тем, кто не посещал детский сад , необходимо войти в новый режим дня, привыкнуть к школьной обстановке, к незнакомым людям, научиться взаимодействовать со сверстниками . Для детей с ОВЗ все эти трудности возрастают в несколько раз. Адаптация ребёнка инвалида к школьной жизни осложняется ещё и тем , что "категория детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - неоднородная по составу группа школьников. Группа обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата объединяет детей со значительным разбросом первичных и вторичных нарушений развития. Отклонения в развитии у детей с такой патологией отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности ". Проблемы носят индивидуальный характер и в одном классе собираются ученики с различной патологией : с двигательными, речевыми , умственными , комплексными нарушениями. От согласованного взаимодействия всех участников образовательного процесса с первых дней пребывания ребёнка в школе зависит успешность его дальнейшего развития.
"Обязательной является систематическая специальная помощь – создание условий для реализации особых образовательных потребностей. Основная образовательная Программа (требования к которой установлены действующим ФГОС), обязательно поддерживается Программой коррекционной работы, направленной на развитие жизненной компетенции ребенка и поддержку в освоении основной общеобразовательной Программы. Таким образом, программа коррекционной работы является неотъемлемой частью основной образовательной программы, осваиваемой обучающимся с НОДА. Требования к структуре, условиям и результатам коррекционной работы для каждого уровня образования задаются Стандартом образования обучающихся с НОДА применительно к каждой категории детей в данном варианте. В соответствии с требованиями ФГОС НОО для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата образовательная организация может создавать дифференцированные адаптированные общеобразовательные программы с учетом особых образовательных потребностей разных групп обучающихся (в соответствии с ФГОС варианты 6.2, 6.3, 6.4)."
Учёт особых потребностей необходим и в процессе воспитательной работы. Особенно важна совместная работа учителя и воспитателя. Реализация целей и задач адаптационного и последующих периодов осуществляется на всех этапах школьного режима: процессе обучения, переменах, школьных праздниках, на классных мероприятиях. Учитель и воспитатель совместно планируют свою работу по всем направлениям. Наиболее плодотворными, в плане привыкания ребёнка к «новой» жизни, являются динамические паузы.
Динамические паузы.
При планировании динамических пауз для детей с ОВЗ работа строится на тех же принципах, что и для учащихся массовых школ:
- Реализация потребности детей в двигательной активности
- Учета специфики двигательных занятий
- Комплексном подходе к укреплению и сохранению здоровья учащихся
- Разнообразной физической деятельности учащихся
- Преемственности урочных и неурочных работ
Главная задача педагогов - включить в совместную деятельность детей с различными проблемами. Игры должны организовываться так, чтобы каждый ребёнок чувствовал свою значимость в коллективе, заложить «зёрна» успеха. Планируя игру, учитель и воспитатель заранее определяют степень участия каждого школьника и свои роли в плане оказания организующей помощи детям с двигательными нарушениями.
Динамические паузы на свежем воздухе. Учитель разрабатывает игру с использованием специальных тренажеров.
Игра: «Гонщики»
Цели и задачи:
Укрепление здоровья, развитие физических качеств( посильные упражнения для групп 6.2 ,6.3), совершенствование жизненно важных навыков, воспитание и формирование лидерских качеств, способности взаимодействие в команде, развивать интерес к самостоятельным занятием физических упражнений, расширять кругозор и словарь учащихся в области автомобильного спорта.
Описание роли участников:
Учитель организует игру ( проводит беседу об автомобильных гонках), воспитатель корректирует и направляет действия учеников.
Ученики - колясочники изображают гонщиков или болельщиков , один из участников выступает в роли комментатора ( в первый раз роль комментатора исполняет учитель или воспитатель).
Ход игры:
Гонщики на старте, ведущий командует начало заезда, дети активно вращают колеса тренажера ( возможно корректировать направления вращательных движений влево и вправо, а также смену рук).
Комментатор, называя имена гонщиков, комментирует их действия и «ход заезда», болельщики активно машут флажками, хлопают в ладоши.
После смены ролей игра продолжается несколько раз.
Известные игры с мячом « Съедобное, несъедобное», «Передача мяча по кругу», « Я знаю пять названий …» требуют особой организации в проведении: роли участников , помощь учителя и воспитателя отдельным школьникам. Дети не всегда адекватно оценивают свои возможности. Часто ведущую роль хочет взять на себя ребёнок не способный её выполнить. В таких случаях необходимо одним детям предоставить возможность попробовать свои силы, а другим - терпимо относится к действиям товарища, не торопить его, не возмущаться, а помогать и поддерживать.
Бережное отношение к здоровью детей не предполагает проведение динамических пауз на улице в любую погоду. В этом случае программа реализуется в условиях кабинета.
В игровой зоне могут проводиться те же игры с мячом, игра «Гонщики» с заменой тренажера игрушечными машинками. Подвижные игры могут чередоваться с настольными играми. Выбор игры в помещении зависит от физического состояния группы учеников, их возможностей. Какая бы не была игра, учитель и воспитатель планируют степень поддержки в реализации потребности развития каждого ребенка. Одной из главных задач, является развитие самостоятельной деятельности, поэтому роль педагога иногда необходимо сводить к роле наблюдателя и «ненавязчивого» координатора.
Например, в игре « Собери и расскажи» дети получают возможность проявить лидерские качества, научиться взаимодействию в группе, проявить свои посильные возможности: подать фишку нужного цвета, заранее посчитать и приготовить фишки нужного цвета и т.д. Цели такой игры: развитие познавательной активности, пространственных отношений, мелкой моторики и мн. др., воспитание доброжелательных отношений в детском коллективе. В заключительной части идёт работа по развитию речи: по собранной картинке дети придумывают истории и рассказывают их. Учитель и воспитатель могут помочь детям в распределении работы ( каждый ученик составляет свой участок мозаики с учетом очередности выставления фишек, дети с тяжелыми двигательными нарушениями могут выполнять роль наблюдателя за правильным выполнением работы , а затем рассказчика ).
Та же форма участия педагогов может использоваться в таких играх как «Математическое лото», «Домино», «Веселая логика». «Пазлы» и др.
Таким образом, Динамические паузы, как часть общей коррекционной работы с детьми разных групп, играют важную роль в развитии школьников, являются прекрасным "инструментом" для совместной работы учителя и воспитателя в реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Динамические паузы хорошее средство для снятия утомляемости , умственного напряжения у младших школьников.
Учитель и воспитатель могут изменять запланированный материал ориентируясь на интересы , способности и возможности учеников.
Приоритетном направлением совместной работы учителя и воспитателя остается создание благоприятной , комфортной, дружеской обстановки для маленьких учеников.
Источники:
1.ФГОС НОО для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
2.Проект основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с НОДА.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ СОШ №1 с. Александровское,Александровского района Томской области» Гагиной Ольги Борисовны — Транслит презентации:
Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ СОШ №1 с. Александровское,Александровского района Томской обла...
"Формы и методы работы классного руководителя с родителями и учащимися с ОВЗ в начальной общеобразовательной школе". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ ООШ №21 Деминой Наталии Викторовны.
Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от ...
Сообщение на МО учителей начальных классов "Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в работе учителя начальных классов"
Использование компьютерных технологий – это необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.«Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеск...
Мастер - класс для учителей начальных классов «Обучение элементам динамического чтения в начальной школе».
Интерес к чтению возникает в том случае, когда ученик свободно владеет осознанным чтением, и у него развиты учебно - познавательные мотивы чтения. ...
Мозговой штурм: методика организации и проведения (из опыта работы учителя начальных классов)
Мозговой штурм является одним из методов критического мышления, направленного на активацию умственной деятельности и творческой активности учащихся....
Работа учителя начальных классов Бражниковой Людмилы Александровны МБОУ СОШ № 16 им. И. П. Федорова Выступление для учителей начальных классов.
Выступление содержит материал из опыта работы по подготовке учащихся к ВПР в 4 классе....