Технология развития критического мышления
статья на тему

Ковалёва Ирина Геннадьевна

Подборка материалов по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_razvitiya_kriticheskogo_myshleniya.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность темы.

Современная  школа нацелена на достижение нового, современного качества образования, на решение жизненно важных задач и проблем. В процессе учебной деятельности у детей формируются основные психические процессы и свойства личности, появляются главные новообразования возраста – способность к осознанным и целенаправленным действиям и к самоконтролю. Исследования психологов показывают, что в младших школьных классах главное значение приобретает дальнейшее развитие мышления. Причем мышление младшего школьника находится на переломном этапе развития: в это время у ребенка совершается

переход от мышления наглядно-образного, являющегося основным для данного возраста, к словесно-логическому, понятийному мышлению. Поэтому особое значение при обучении учащихся начальной школы приобретают развитие у них способности мыслить логически, оперируя понятиями, и способности мыслить критически. Современная жизнь требует от школы, от учителя новых взглядов на методы и приемы преподавания предметов в начальной школе.

Актуальность выбранной мною темы «Применение технологии «Развитие критического мышления у учащихся начальной школы через чтение и письмо» я вижу в том, что работа в данном направлении позволяет мне создать на уроке атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем, то есть оптимальные условия для познавательной

деятельности учащихся.

Формирование у учащихся критического мышления требует от учителя особой организации учебной деятельности – организации индивидуальной работы учеников, работы в парах и в группах, организации дебатов и дискуссий, а также публикации письменных работ учащихся.

В процессе применения технологии развития критического мышления у учащихся формируются общеучебные умения, а именно:

  • умение работать в группе,
  • умение графически оформлять текстовой материал,
  • умение перерабатывать имеющуюся информацию по степени новизны и значимости,
  • умение обобщать полученные знания.

Кроме того, создаются условия для вариативности и дифференциации обучения, происходит формирование мыслительных навыков учащихся – навыков, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.

Развитие данных умений является неотъемлемым требованием ФГОС  второго поколения, следовательно данная тема актуальна в современной начальной школе.

Понятие «Критическое мышление»

Критическое мышление — это поиск здравого смысла: как рассудить и поступить логично, с учетом как своей точки зрения, так и других мнений, это умение отказаться от собственных предубеждений. Критическое мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, весьма существенно при решении проблем.

Д. Халперн: «Критическое мышление - это использование когнитивных техник или стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата. Это определение характеризует мышление как нечто отличающееся контролируемостью, обоснованностью и целенаправленностью, - такой тип мышления, к которому прибегают при решении задач, формулировании выводов, вероятностной оценке и принятии решений. При этом думающий использует навыки, которые обоснованы и эффективны для конкретной ситуации и типа решаемой задачи» [Халперн Д. Психология критического мышления, 2000].

По мнению М.В. Кларина,  критическое мышление представляет собой рациональное, рефлексивное мышление, которое направлено на решение того, чему следует верить или какие действия следует предпринять. При таком понимании критическое мышление включает как способности (умения), так и предрасположенность (установки). (См.: Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994).

Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д.Клестер):

  • Во-первых – это мышление самостоятельное;
  • Во-вторых – это мышление обобщенное;
  • В-третьих – это мышление проблемное и оценочное;
  • В четвёртых – это мышление аргументированное;
  • В пятых – это мышление социальное.

История возникновения технологии критического мышления.

Технология «Развитие критического мышления» разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Авторы программы - Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит. Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. Она позволяет добиваться таких образовательных результатов как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (ТРКМЧП)

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» – возникла в Америке в 80-е годы ХХ столетия. В России технология известна с конца 90-х годов и по-другому называется «Чтение и письмо для развития критического мышления». В основу ее положены идеи и положения теории Ж. Пиаже об этапах умственного развития ребенка, Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и общего развития ребенка, К. Поппера и Р. Пола об основах формирования и развития критического мышления, Э. Браун и И. Бек о метакогнитивном учении, гражданского и правового образования и др. Неоспоримой заслугой активных разработчиков технологии, в частности, Куртис Мередит, Чарльза Темпла и Джинни Стилл является то, что они смогли «переложить» положения данных теорий на язык практики, причем довели свою работу до уровня педагогической технологии, выделив этапы, методические приемы и критерии оценки результата. Именно поэтому их разработками может пользоваться огромное количество педагогов, достигая эффективных результатов в работе.

Технология РКМЧП была разработана учеными и преподавателями Хобарт&Вильям Смит Колледж и Университета штата Северная Айова (США) Дженни Л. Стил, Кертис С. Мередит, Чарльзом Темплом и Скоттом Уолтером, которые являются членами консорциума «За демократическое образование».  

С 1996 года технология РКМЧП распространяется совместно Институтом «Открытое общество», Международной Читательской Ассоциацией и Консорциумом «За демократическое образование» и прошла апробацию в школах многих стран.
 

России она появилась в 1997 году; ее используют педагоги в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Новосибирске и других городах. Несмотря на то, что в России технология распространяется уже боле е10 лет, основным источником о ней по-прежнему остается Интернет, у технологии есть официальный сайт – сайт международного журнала «Перемена».

Можно сказать, что в ТРКМЧП синтезированы идеи и методы технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения. Американцы модифицировали идеи свободного воспитания и творческого саморазвития личности (Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, Дж. Дьюи, Ж. Пиаже, М. Монтессори), деятельностного подхода к обучению (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), принципы личностно-ориентированного образования (Э.Фромм, К. Роджерс, а также идеи эвристического обучения и довели их до уровня технологии.

Сущность технологии РКМЧП

Технология является личностно-ориентированной и позволяет решать широкий спектр образовательных задач: обучающих, воспитательных и развивающих.

В условиях динамично меняющегося мира очень важно помочь каждому человеку получить возможность включиться в межкультурное взаимодействие, сформировать базовые навыки человека открытого информационного пространства и научиться эти навыки применять.
Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни: умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.

Название технологии может показаться громоздким, однако ни одного слова убрать нельзя. Чтение и письмо — те базовые процессы, с помощью которых мы получаем и передаем информацию, следовательно, необходимо научить школьников и студентов эффективно читать и писать. Речь идет не о первичном обучении письму и чтению, как это происходит в начальном звене школы, а о вдумчивом, продуктивном чтении, в процессе которого информация подвергается анализу и ранжируется по значимости.
 

С помощью письма человек рефлексирует, размышляет о тех сведениях, которые он получил при чтении, поэтому эффективность этих двух процессов взаимозависима. Практикующие учителя знают, как тяжело школьники соглашаются писать, даже если речь идет не о творческой работе, а о банальном записывании информации из источников. И даже если ученики соглашаются писать, по их конспектам вряд ли можно составить полное представление о том, что они читали или слушали.

 

Базовыми философскими аспектами технологии РКМЧП являются идея открытого общества и современное понимание культуры, предполагающее активность ее субъектов, актуальность взаимоотношений между ними и существование различных мировоззрений при отсутствии единой, жестко заданной нормы восприятия и поведения.
 

Из этого положения вытекают понимание множественности смыслов текста и того, что его интерпретация зависит от читательских контекстов и формы организации групповой работы в классе. Такой подход дает возможность соединить в образовательном процессе навыки различных видов интеллектуальной деятельности с навыками общения.

 Понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.

Задачи технологии РКМЧП

Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.

Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

Развитие аналитического, критического мышления:

— научить школьников выделять причинно-следственные связи;

— рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;

— отвергать ненужную или неверную информацию;

— понимать, как различные части информации связаны между собой;

— выделять ошибки в рассуждениях;

— уметь делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;

— избегать категоричности в утверждениях;

— быть честным в своих рассуждениях;

— определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;

— выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение;

— уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения 
и личного мнения;

— подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи;

— отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентироваться на первом.

Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения  важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.

Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности пуск механизмов самообразования и самоорганизации.

 

Технология РКМЧП позволяет решать задачи:

образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;

культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;

информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;

социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.

В ее основе лежит дидактическая закономерность, получившая в отечественной педагогике название дидактического цикла, а в указанной технологии – «вызов – осмысление – рефлексия».

Данная закономерность является общей, в ее основе лежат закономерности мыслительной деятельности человека. Эта особенность названной технологии существенно расширяет границы ее применимости.

Особенности концепции

Не объём знаний или количество информации, уложенное в голову ученика, является целью образования, а то, как он умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в  жизни.

Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.

Коммуникативно-деятельностный принцип обучения,  предусматривающий  диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнёрские» отношения между педагогом и обучаемыми.

Умение мыслить критически — это не выискивание недостатков,  а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.

Простые и чрезмерные обобщения, стереотипные слова, клише, штампы, неподтверждённые предположения не всегда точны и могут вести к формированию стереотипов.

Принципиально важны и идея ценности личности, и создание среды, благоприятной для ее развития, самопознания и самовыражения. Поэтому, с одной стороны, в ходе учебной деятельности моделируется и анализируется процесс познания на всех его этапах. Это позволяет использовать данную технологию как средство и инструмент саморазвития и самообразования человека (и ученика, и учителя). С другой стороны, вся учебная деятельность строится на основе субъект-субъектных, партнерских взаимоотношений между учителем и учениками, между учениками.

Технология ориентирована на воспитание у ученика социальной ответственности. Для этого весь учебный процесс тесно увязывается с конкретными жизненными задачами, выяснением и решением проблем, с которыми дети сталкиваются в реальной жизни. Социально-ориентированное отношение к действительности, навыки коллективной работы, взаимообусловленность принципов и поступков личности - необходимые условия для формирования гражданских взглядов.

 Принципиальными моментами для технологии «РКМЧП» являются:

- активность субъектов в образовательном процессе; - организация групповой работы в классе;

- развитие навыков общения;

- идея ценности личности;

- подход к образовательной технологии как средству и инструменту самообразования человека;

- соотнесение содержания учебного процесса с конкретными жизненными задачами, выявлением и решением проблем, с которыми дети сталкиваются в реально жизни.

 

При построении каждого занятия важно удерживать следующие этапы совместной работы:

1.      Актуализация знаний по поводу предложенной темы (инвентаризация имеющейся информации по данной теме, так называемый анамнез, чтоб выявить ресурсы ребенка и группы, и в работе группы учитывать опыт каждого ребенка).

2.      Мотивация (осуществить вызов, соблазнить идеей занятия, пробудить интерес к предлагаемой теме, сформулировать вопросы, поставить цель предстоящей деятельности).

3.      Активизация учащихся (договор о будущем характере и правилах работы, предъявление четкого алгоритма будущих действий).

4.      Осмысление материала (собственно деятельность: чередование индивидуальной, парной, групповой работы с целью знакомства с новой информацией, её соотнесение с имеющимися знаниями, поиск ответов на поставленные ранее вопросы, выявление затруднений и противоречий, корректировка целей)

5.      Рефлексия (суммирование и систематизация новой информации, её оценка, ответы на поставленные ранее вопросы, формулировка новых вопросов и постановка новых целей учебной деятельности).

 

Образовательные результаты

  • умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
  • пользоваться различными способами интегрирования информации;
  • задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
  • решать проблемы;
  • вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
  • выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
  • аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
  • способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);
  • брать на себя ответственность;
  • участвовать в совместном принятии решения;
  • выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
  • умение сотрудничать и работать в группе и др.

Педагоги, работающие с детьми в рамках критического мышления, отмечают следующие преимущества данной технологии:

  • работа в паре и в малой группе удваивает, утраивает интеллектуальный потенциал участников, значительно расширяется их словарный запас;
  • совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста;
  • есть возможность повторения, усвоения материала;
  • усиливается диалог по поводу смысла текста (как перекодировать текст для презентации полученной информации другим участникам процесса);
  • вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;
  • появляется большая глубина понимания, возникает новая, еще более интересная мысль;
  • обостряется любознательность, наблюдательность;
  • дети становятся более восприимчивы к опыту других детей: совместная работа выковывает единство, ученики учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;
  • письменная речь развивает в детях навыки чтения и наоборот;
  • в ходе обсуждения обнаруживается несколько трактовок одного и того же содержания, а это еще раз работает на понимание;
  • развивает активное слушание;
  • исчезает страх перед белым листом и перед аудиторией;
  • предоставляется случай заблистать в глазах одноклассников и учителей, развеять стереотипы восприятия того или иного ребенка, повысить самооценку.

 

Развитие критического мышления через чтение и письмо:

стадии и методические приемы

 

1 стадия – Вызов. На этой фазе происходит актуализация знаний, имеющихся у учащихся, возникает интерес к обсуждаемому вопросу. Для пробуждения вызова можно использовать рисунок, вопрос, задачу, проблему, ситуацию, мозговой штурм, работу с ключевыми терминами, перевернутые логические цепи, свободное письмо, разбивку на кластеры (построение логографа-выделение блоков идей) и т.д.

Задачами 1стадии являются:  

- самостоятельная актуализация имеющихся знаний по теме и пробуждение познавательной активности;

- самостоятельное определение учащимися направлений в изучении темы, тех ее аспектов, которые хотелось бы обсудить и осмыслить;

- на этой фазе работы с информацией школьник определяет для себя смысл: «Что это значит для меня?», «Зачем это мне нужно?».

2 стадия – Осмысление новой информации. Учитель предлагает учащимся новую информацию, которую они должны отработать.

Главная задача стадии осмысления состоит в том, чтобы поддерживать активность, интерес и инерцию движения, созданную во время стадии вызова – это первое. Второе это поддержание усилий учащихся по отслеживанию собственного понимания, когда учащиеся отслеживают собственное понимание, они соотносят новую информацию со своими устоявшимися представлениями.  

3 стадия – Рефлексия, размышление. Происходит осмысление всей информации, полученной на 2 стадии.

Задачи фазы рефлексии:

помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал;

помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала

Каждому этапу работы на уроке присущи собственные методические приемы и техники, направленные на выполнение задач этапа.  Комбинируя их, можно планировать уроки в соответствии с уровнем зрелости  обучающихся, целями урока и объемом учебного материала. Возможность комбинирования техник имеет немаловажное значение для педагога –  можно свободно чувствовать себя, работая по данной технологии, адаптируя ее в соответствии со своими предпочтениями, целями и задачами. Комбинирование приемов помогает достичь и конечной цели применения технологии РКМЧП – научить детей применять эту технологию самостоятельно, чтобы они могли в полном объеме извлекать необходимую информацию из любого текста, могли стать независимыми и грамотными мыслителями и с удовольствием учились в течение всей жизни.  

Описание техник технологии РКМЧП

Стадия (фаза)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Возможные приемы и методы

Стадия вызова

Вызов уже имеющихся знаний; задаю вопросы, на которые хочу получить ответ.

Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведется индивидуально – парами – группами.

– Вспоминают и анализируют имеющиеся знания по данной теме;

– систематизируют информацию до ее изучения;

– задают вопросы, на которые хотят получить ответы;

– строят предположения о содержании текста, исходя из заголовка, выделенных слов и т.д.;

– публично демонстрируют свои знания с помощью устной и письменной речи.

1. Составление списка известной информации по вопросу.

2. Рассказ-активизация по ключевым словам.

3. Систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы.

4. Верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки и т.д.

Стадия осмысления

Сохраняю интерес к теме при непосредственной работе с новой информацией.

Непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведется индивидуально – парами – группами.

– Читают или слушают текст, используя предложенные мной активные методы чтения;

– делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации.

Методы активного чтения:

1. Маркировка с использованием значков «v», «+», «-», «?» (по мере чтения ставятся на полях справа).

2. Ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов.

3. Поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы.

Стадия рефлексии

Возвращаю учащихся к первоначальным предположениям, установление причинно– следственных связей между блоками информации;

Творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации, работа ведется индивидуально – в парах – группах

– Соотносят новую информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления;

– классифицируют и систематизируют, рождение новых целевых установок для дальнейшей самостоятельной работы;

– своими словами выражают новые идеи и мысли;

– обмениваются мнениями друг с другом, аргументируя свою точку зрения;

– анализируют собственные мыслительные операции и чувства;

– самооценка и самоопределение.

1. Заполнение таблиц, кластеров, внесение изменений, дополнений в сделанные на первой стадии.

2. Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.

3. Ответы на поставленные вопросы.

4. Организация устных и письменных круглых столов.

5. Организация различных видов дискуссий.

6. Написание творческих работ: пятистишия-синквейны, эссе.

7. Исследования по отдельным вопросам темы.

8. Творческие, исследовательские или практические задания на основе осмысления изученной информации.

Список литературы

  1. Генике Е.А., Трифонова Е.А. Развитие критического мышления (базовая модель) / в сб. Учитель и ученик: возможности диалога и понимания. – Том 1 // под общ. ред. Л.И. Семиной. – М.: «Бонфи», 2002.
  2. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках. – М.: Просвещение, 2004.  
  3. И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская «Учим детей мыслить критически» - СПб издательство «Речь» 2003г.
  4. И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек «Критическое мышление – технология развития» - СПб издательство «Скифия» 2003г.
  5. Ю. Г. Тамберг «Как научить ребенка думать» - Москва издательство «Просвещение» 1995г.
  6. Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии: технология развития критического мышления

Компетентностный подход в обучении основывается на компетентностно-ориентированных заданиях и современных образовательных технологиях. Современные образовательные технологии (СОТ) обеспечивают включен...

Инновационные технологии. Технология развития критического мышления на уроках литературного чтения.

Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления.Особе...

Публичное представление собственного педагогического опыта «Формирование мыслительной деятельности младших школьников средствами технологии развития критического мышления» (на примере метода ролевой игры «Шесть шляп мышления»).

Новые образовательные стандарты нам говорят о том, что ученик, выходя из стен начальной школы должен овладеть умением учиться. Только используя в педагогической деятельности новые приёмы и современные...

« Технология развития критического мышления как средство развития мыслительной деятельности обучающихся»

Государственное бюджетное общеобразовательное  школа №54     Доклад по теме:« Технология развития критического мышления как средство развития мыслительной деятельно...

Развитие логического мышления у учащихся начальных классов с использованием технологии развития критического мышления

Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ  «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»...