Упражнения на формирование исследовательских умений и навыков.
методическая разработка на тему

Комплекс упражнений поможет  активизировать исследовательскую деятельность ребёнка и  осваивать первичные навыки проведения самостоятельных исследований. Каждый ребенок от природы любознателен и полон желания учиться и именно на начальной ступени обучения он стремиться к творчеству, познанию и активной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ширгазина Рузиля Кашифовна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 46 с УИОП

г. Сургут

Упражнения на формирование исследовательских умений и навыков.

Давно выяснено, что каждый ребенок от природы любознателен и полон желания учиться и именно на начальной ступени обучения он стремиться к творчеству, познанию и активной деятельности. В данном аспекте, исследовательская деятельность является одним из важнейших способов получения ребенком представления об окружающем мире.

Начинать организацию исследовательской деятельности целесообразно с первого класса.  В первом классе в своей работе я использовала специальные игры и занятия, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность ребёнка, помогающие осваивать первичные навыки проведения самостоятельных исследований. Применять метод исследовательской деятельности я стала с первоклассниками, используя упражнения  Е.Ю. Коростылевой – умение классифицировать, умение давать определения понятиям -  на уроках обучения грамоте и окружающего мира.

Упражнение  «Кто лишний?»

 Цель: развитие умений классифицировать

Задание: учителем предлагается логический ряд, где необходимо выбрать лишнее слово или картинку. Возможен вариант, когда лишние слова можно объединить по какому- либо принципу.

A4poplar

927908lnh9r64j

FOX3

01labgi0l1238705044

1308752446_dub

Упражнение «Найди пару»

Цель: развитие умений классифицировать

Задание: прочитайте предложенные ниже слова и найдите  пару

Игла                                                               цыплята

Дерево                                                          пуговица

Чашка                                                           аквариум

Курица                                                            лист

Рыбка                                                           блюдце  

Упражнение «Узнай по описанию»

Цель: развитие умений  давать определения понятиям - описание предметов.

Задание: учитель показывает предмет учащимся класса, один ученик выходит из кабинета, дети не называя предмет, описывают, а ученик должен отгадать предмет по описанию.

2 - 4  класс.

В  последующих классах упражнения остаются те же, но задания усложняются.

Упражнение «Что это?»

Цель: развитие умений  давать определения понятиям.

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/5/87/622/87622980_87320476_large_3.jpg1.Зацвела весной бела – весь овражек замела! И не снегом – лепестками.       Кто она, узнайте сами!  (черёмуха) 

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/44/287/44287137_Grib.jpg

 

2.Маленький Тимошка, голова да ножка,

  Подрастёт немножко, попадёт в лукошко.  ( гриб) 

3.  Затерянный и одинокий, вблизи тропинки полевой скрывает он во ржи  высокой осколок неба  над землёй.    (василёк)

http://4gazon.ru/wp-content/uploads/2013/09/cveti-vaselki.jpg

4. Длинноногие сестрички вышли стайкой на лужок, словно снег у них

   реснички и, как солнышко глазок. (ромашки) 

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/5/86/328/86328178_1610668_IMG_0548.jpg

 5. По заснеженной лужайке ходит мальчик в белой майке. ( подснежник)

http://cs1.livemaster.ru/articlefoto/300x225/e/1/6/e160ab6143.jpg

Упражнение «Найди пару»

Цель: развитие умений классифицировать

Задание: подберите парные имена существительные женского рода к существительным мужского рода на тему Домашние животные и птицы.

Бык – корова                                                   петух - …(курица)

Баран - … (овца)                                             гусь - …(гусыня)                          

Козёл - … (коза)                                              конь  - …(лошадь)

Упражнение «А может быть…»

Цель: развитие умений выдвигать гипотезы

Задание:  учитель задает наводящий вопрос по теме урок (Например: Почему бывают день и ночь?),  учащиеся должны сделать предположение, начав свой ответ со слов: «А может быть…».

Упражнение «Полезный – бесполезный»

Цель: развитие умений анализировать и  выдвигать гипотезы

Задание:  учитель сначала предлагает ряд слов (предметы мебели, растения, животные и т.д.) и предлагает определенную ситуацию. Учащиеся должны выделить полезные и бесполезные предметы. К тем предметам, которые оказались бесполезными учащиеся должны придумать условия, пи которых и они бы стали полезными. Возможно и действие от обратного если учитель задает вопрос: «При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?»

Упражнение «Что скрывает черный ящик»

Цель: развитие умения задавать вопросы

Задание: учитель прячет в коробку предмет, непосредственно связанный с темой урока. Учащиеся должны задавать вопросы, которые помогут догадаться, что лежит в ящике. Но вопросы должны быть такими, чтобы ответ на них был «Да» или «Нет».  

Упражнение  «Кто о чем»

Цель: развитие умения задавать вопросы

Задание: ученику, вышедшему к доске, учитель дает несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него. Например, на карточке написано: «Вы любите фрукты?» Учащийся отвечает «Я люблю яблоки». Всем остальным надо угадать, какой вопрос был задан.3D Humans (25)

Упражнение по математике – умение видеть проблему.

      Введение математических понятий представляет также много  возможностей

для организации проблемных  ситуаций  в  классе.  Например,  ученик  получил

задания: «К 2 прибавь 5  и  помножь  на  3».  И  другое:  «К  2  прибавь  5,

помноженное на 3». Можно записать обе задачи и вычислить следующим образом:

                                  2+5*3=21

                                  2+5*3=17

      Такая запись  вызывает  удивления  у  детей.  После  анализа  действий

учащиеся приходят к выводу, что два разных результата могут быть  правильным

и зависит от того, в  какой  очередности  выполнять  сложение  и  умножение.

Возникает проблемный  вопрос,  как  записать  этот  пример,  чтобы  получить

правильный ответ. Вопрос побуждает детей к поискам, в  результате  чего  они

приходят к понятию скобок. После вписывания скобок, задача принимает вид:

                                 (2+5)*3=21

                                  2+5*3=17

Упражнение «Сочини сказку».

Цель: умение видеть проблему.

Задание: сочините сказку самостоятельно, используя приведённое начало

( по выбору).

        1. На море – на океане, на острове – не Буяне стояла небольшая ветхая избушка; в той избушке жили старик да старуха…

     2. Жил – был царь, у него было три дочери, да такие красавицы. Что ни в сказке сказать, ни пером описать…

        3.  Жил – был мужик; у него было три сына…

        4. В некотором царстве, в некотором государстве жил – был…

Упражнение «Кто я? Что я?»

Цель: развитие умение создавать кластеры

Задание: на доске предлагается спайдограмма, которую необходимо заполнить. (Можно заполнить середину, написав тему, например «Имя существительное»,  а также можно сделать подписи под стрелками, дав возможность учащимся определить тему по ассоциации)

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнений по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета «Окружающий мир» к УМК «Мы и окружающий мир» (2 класс) Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова (Дидактическое пособие)

Данное дидактическое пособие было создано  с учетом календарно-тематического планирования к УМК «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова.Также,  прописаны методические реком...

«Формирование у младших школьников интеллектуальных способностей и исследовательских умений и навыков в рамках реализации ФГОС второго поколения во внеурочной и урочной деятельности. Формы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.»

В концепции Федеральных государственных стандартов 2 поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достиг...

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ

Главная цель исследовательского обучения – формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры...

Развитие исследовательских умений и навыков младших школьников как средство формирования исследовательской компетенции

В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность. Исследовательская работа вырабатывает у учащихся исследовательские навыки, фо...

«Учебно-исследовательская и проектная деятельность младших школьников как средство успешного формирования общеучебных умений и навыков, реализующая интеграцию начальной и средней ступени образования в условиях внедрения новых ГОС»

В современной литературе по педагогике и педагогической психо¬логии нередко приходится сталкиваться с тем, что понятия «проект¬ное обучение» и «исследовательское обучение», «метод проектов» и «исследо...

«Учебно-исследовательская и проектная деятельность младших школьников как средство успешного формирования общеучебных умений и навыков, реализующая интеграцию начальной и средней ступени образования в условиях внедрения новых ГОС»

В современной литературе по педагогике и педагогической психо¬логии нередко приходится сталкиваться с тем, что понятия «проект¬ное обучение» и «исследовательское обучение», «метод проектов» и «исследо...

Игры и упражнения направленные на формирование общеучебных умений и навыков у детей с расстройствами аутистического спектра

Формирование учебного поведения длительный, сложный процесс не только для особенных детей, но также и для нормотипичных детей. Для детей с РАС необходимо начинать с  формирования общеучебных умен...