Упражнения на формирование исследовательских умений и навыков.
методическая разработка на тему
Комплекс упражнений поможет активизировать исследовательскую деятельность ребёнка и осваивать первичные навыки проведения самостоятельных исследований. Каждый ребенок от природы любознателен и полон желания учиться и именно на начальной ступени обучения он стремиться к творчеству, познанию и активной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uprazhneniya_na_formirovanie_issledovatelskih_umeniy_i_navykov._shirgazina_r.k.docx | 397.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Ширгазина Рузиля Кашифовна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 46 с УИОП
г. Сургут
Упражнения на формирование исследовательских умений и навыков.
Давно выяснено, что каждый ребенок от природы любознателен и полон желания учиться и именно на начальной ступени обучения он стремиться к творчеству, познанию и активной деятельности. В данном аспекте, исследовательская деятельность является одним из важнейших способов получения ребенком представления об окружающем мире.
Начинать организацию исследовательской деятельности целесообразно с первого класса. В первом классе в своей работе я использовала специальные игры и занятия, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность ребёнка, помогающие осваивать первичные навыки проведения самостоятельных исследований. Применять метод исследовательской деятельности я стала с первоклассниками, используя упражнения Е.Ю. Коростылевой – умение классифицировать, умение давать определения понятиям - на уроках обучения грамоте и окружающего мира.
Упражнение «Кто лишний?»
Цель: развитие умений классифицировать
Задание: учителем предлагается логический ряд, где необходимо выбрать лишнее слово или картинку. Возможен вариант, когда лишние слова можно объединить по какому- либо принципу.
Упражнение «Найди пару»
Цель: развитие умений классифицировать
Задание: прочитайте предложенные ниже слова и найдите пару
Игла цыплята
Дерево пуговица
Чашка аквариум
Курица лист
Рыбка блюдце
Упражнение «Узнай по описанию»
Цель: развитие умений давать определения понятиям - описание предметов.
Задание: учитель показывает предмет учащимся класса, один ученик выходит из кабинета, дети не называя предмет, описывают, а ученик должен отгадать предмет по описанию.
2 - 4 класс.
В последующих классах упражнения остаются те же, но задания усложняются.
Упражнение «Что это?»
Цель: развитие умений давать определения понятиям.
1.Зацвела весной бела – весь овражек замела! И не снегом – лепестками. Кто она, узнайте сами! (черёмуха)
2.Маленький Тимошка, голова да ножка,
Подрастёт немножко, попадёт в лукошко. ( гриб)
3. Затерянный и одинокий, вблизи тропинки полевой скрывает он во ржи высокой осколок неба над землёй. (василёк)
4. Длинноногие сестрички вышли стайкой на лужок, словно снег у них
реснички и, как солнышко глазок. (ромашки)
5. По заснеженной лужайке ходит мальчик в белой майке. ( подснежник)
Упражнение «Найди пару»
Цель: развитие умений классифицировать
Задание: подберите парные имена существительные женского рода к существительным мужского рода на тему Домашние животные и птицы.
Бык – корова петух - …(курица)
Баран - … (овца) гусь - …(гусыня)
Козёл - … (коза) конь - …(лошадь)
Упражнение «А может быть…»
Цель: развитие умений выдвигать гипотезы
Задание: учитель задает наводящий вопрос по теме урок (Например: Почему бывают день и ночь?), учащиеся должны сделать предположение, начав свой ответ со слов: «А может быть…».
Упражнение «Полезный – бесполезный»
Цель: развитие умений анализировать и выдвигать гипотезы
Задание: учитель сначала предлагает ряд слов (предметы мебели, растения, животные и т.д.) и предлагает определенную ситуацию. Учащиеся должны выделить полезные и бесполезные предметы. К тем предметам, которые оказались бесполезными учащиеся должны придумать условия, пи которых и они бы стали полезными. Возможно и действие от обратного если учитель задает вопрос: «При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?»
Упражнение «Что скрывает черный ящик»
Цель: развитие умения задавать вопросы
Задание: учитель прячет в коробку предмет, непосредственно связанный с темой урока. Учащиеся должны задавать вопросы, которые помогут догадаться, что лежит в ящике. Но вопросы должны быть такими, чтобы ответ на них был «Да» или «Нет».
Упражнение «Кто о чем»
Цель: развитие умения задавать вопросы
Задание: ученику, вышедшему к доске, учитель дает несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него. Например, на карточке написано: «Вы любите фрукты?» Учащийся отвечает «Я люблю яблоки». Всем остальным надо угадать, какой вопрос был задан.
Упражнение по математике – умение видеть проблему.
Введение математических понятий представляет также много возможностей
для организации проблемных ситуаций в классе. Например, ученик получил
задания: «К 2 прибавь 5 и помножь на 3». И другое: «К 2 прибавь 5,
помноженное на 3». Можно записать обе задачи и вычислить следующим образом:
2+5*3=21
2+5*3=17
Такая запись вызывает удивления у детей. После анализа действий
учащиеся приходят к выводу, что два разных результата могут быть правильным
и зависит от того, в какой очередности выполнять сложение и умножение.
Возникает проблемный вопрос, как записать этот пример, чтобы получить
правильный ответ. Вопрос побуждает детей к поискам, в результате чего они
приходят к понятию скобок. После вписывания скобок, задача принимает вид:
(2+5)*3=21
2+5*3=17
Упражнение «Сочини сказку».
Цель: умение видеть проблему.
Задание: сочините сказку самостоятельно, используя приведённое начало
( по выбору).
1. На море – на океане, на острове – не Буяне стояла небольшая ветхая избушка; в той избушке жили старик да старуха…
2. Жил – был царь, у него было три дочери, да такие красавицы. Что ни в сказке сказать, ни пером описать…
3. Жил – был мужик; у него было три сына…
4. В некотором царстве, в некотором государстве жил – был…
Упражнение «Кто я? Что я?»
Цель: развитие умение создавать кластеры
Задание: на доске предлагается спайдограмма, которую необходимо заполнить. (Можно заполнить середину, написав тему, например «Имя существительное», а также можно сделать подписи под стрелками, дав возможность учащимся определить тему по ассоциации)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнений по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета «Окружающий мир» к УМК «Мы и окружающий мир» (2 класс) Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова (Дидактическое пособие)
Данное дидактическое пособие было создано с учетом календарно-тематического планирования к УМК «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова.Также, прописаны методические реком...
«Формирование у младших школьников интеллектуальных способностей и исследовательских умений и навыков в рамках реализации ФГОС второго поколения во внеурочной и урочной деятельности. Формы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.»
В концепции Федеральных государственных стандартов 2 поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достиг...
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ
Главная цель исследовательского обучения – формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры...
Развитие исследовательских умений и навыков младших школьников как средство формирования исследовательской компетенции
В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность. Исследовательская работа вырабатывает у учащихся исследовательские навыки, фо...
«Учебно-исследовательская и проектная деятельность младших школьников как средство успешного формирования общеучебных умений и навыков, реализующая интеграцию начальной и средней ступени образования в условиях внедрения новых ГОС»
В современной литературе по педагогике и педагогической психо¬логии нередко приходится сталкиваться с тем, что понятия «проект¬ное обучение» и «исследовательское обучение», «метод проектов» и «исследо...
«Учебно-исследовательская и проектная деятельность младших школьников как средство успешного формирования общеучебных умений и навыков, реализующая интеграцию начальной и средней ступени образования в условиях внедрения новых ГОС»
В современной литературе по педагогике и педагогической психо¬логии нередко приходится сталкиваться с тем, что понятия «проект¬ное обучение» и «исследовательское обучение», «метод проектов» и «исследо...
Игры и упражнения направленные на формирование общеучебных умений и навыков у детей с расстройствами аутистического спектра
Формирование учебного поведения длительный, сложный процесс не только для особенных детей, но также и для нормотипичных детей. Для детей с РАС необходимо начинать с формирования общеучебных умен...