Дифференцированный подход в обучении
статья (4 класс) по теме

Черных Ольга Николаевна

Для реализации дифференцированного подхода в обучении необходимо создать такие условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ребенка в условиях классно-урочной системы обучения. Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности - раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дифференцированный подход в обучении младших школьников (1 слайд)

                                                                                                                       

           

К каждому ребёнку следует применять

его собственное мерило, побуждать каждого

к его собственной обязанности и награждать его

собственной заслуженной похвалой

                                                                                           Рескин  (2 слайд)

         В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, которая ориентирована на вхождение в мировое образовательное пространство, на социальный запрос, который сформировался в нашем обществе за период реформ.

        В  результате этого в настоящее время вместо прежнего понятия "образование" возникает новое понятие "образование личности", как процесс и результат личной заботы, личной ответственности и личных заслуг и неудач - деятельности самого школьника по становлению, сотворению и развитию собственной личности и индивидуальности.

        Чтобы иметь возможность жить в мире будущего, наши ученики должны быть готовы к любым переменам, следовательно, в них надо развивать такие качества, как мобильность, конструктивность, умение самостоятельно ставить цели и добиваться их достижения и, конечно же, умение учиться. Успешное развитие познавательной активности и самостоятельности, обучающихся возможно тогда, когда учебный процесс организован как интенсивная интеллектуальная деятельность каждого ребенка с учетом его особенностей и возможностей, так как каждый ученик в силу специфических для него условий развития, как внешних, так и внутренних, обладает индивидуальными особенностями. Только зная эти познавательные особенности, интересы, уровень подготовки, можно создать оптимальные условия для овладения знаниями, умениями и навыками.

        Как правило, выбираемый учителем средний темп работы на уроке, оказывается нормальным лишь для определённой части учеников, для других он слишком быстрый, для третьих излишне замедленный. Поэтому учителей волнует вопрос, как сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого ученика, как дать любому ребенку возможность почувствовать себя в ситуации успеха? Перед нами постоянно стоит задача - создание таких условий, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ребенка в условиях классно-урочной системы обучения. Решение этой проблемы мы видим в реализации дифференцированного  подхода  в обучении.

     (3 слайд)    Дифференцированный процесс обучения - это широкое использование различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей обучающихся.

       Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности - раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Применение дифференцированного подхода к обучающимся на различных этапах учебного процесса в конечном итоге направлено на овладение всеми обучающимися определённым программным минимумом знаний, умений и навыков.                  Дифференциация обучения и воспитания основана на различии особенностей личности ученика, его способностей, интересов, склонностей, готовности к образованию. Дифференцированная организация учебной деятельности с одной стороны учитывает уровень умственного развития, психологические особенности учащихся, абстрактно-логический тип мышления. С другой стороны, во внимание принимается индивидуальные запросы личности, её возможности и интересы в конкретной образовательной области. При дифференцированной организации учебной деятельности эти две стороны пересекаются.

     Каждый обучающийся как носитель собственного (субъективного) опыта уникален. Поэтому с самого начала обучения необходимо создать для каждого не изолированную, а более разностороннюю школьную среду, дающую возможность проявить себя. И только тогда, когда эта возможность будет профессионально выявлена педагогом, можно рекомендовать наиболее благоприятные для развития учащихся дифференцированные формы обучения.

(4 слайд)    Положительные стороны дифференцированного обучения

* сильным обучающимся можно уделить время;

* слабым обучающимся можно уделить внимание и контроль;

* повышается уровень Я-концепции (ситуация успеха, повышается самооценка у слабого);

* повышается уровень мотивации у сильных учеников.

             Отрицательные стороны дифференцированного обучения

* слабые не имеют возможности тянуться за сильными;

* понижается уровень мотивации в слабых группах.

 (5 слайд)  Выделяют два основных вида дифференциации

                                  обучения школьников:

1) Внешняя дифференциация (дифференцированное обучение). Предполагает создание особых типов школ и классов

2)   Внутренняя дифференциация (дифференциация учебной работы). Предполагает организацию работы внутри класса.

Организация внутриклассной дифференциации включает несколько этапов:

1)   Определение критериев, в соответствии с которыми создаются группы.

2)   Проведение диагностики на основе выбранных критериев (наиболее полную дают разноуровневые  контр. работы).

3)    Распределение обучающихся на группы в соответствии с диагностикой.

4) Определение способов дифференциации, разработка дифференцированных заданий.

5)    Реализация дифференцированного подхода на различных этапах урока.

6)   Диагностический контроль над результатами, в соответствии с которыми могут изменяться состав группы и характер дифференцированных заданий.

Определение способов дифференциации.

Нужна ли на уроке дифференцированная работа, учитель определяет, учитывая тип урока, его цели и содержание.    

          В работе с младшими школьниками целесообразно использовать два основных критерия дифференциации: "обученность" и "обучаемость". По мнению психологов, обученность - это определённый итог предыдущего обучения, т.е. характеристики психологического развития ребёнка, которые сложились у него к сегодняшнему дню. Показателями обученности могут служить достигнутый уровень усвоения знаний, качества знаний и навыков, способы и приёмы их приобретения.  Обучаемость - это восприимчивость школьника к усвоению новых знаний и способов их добывания, готовность к переходу на новые уровни умственного развития.

     Для организации дифференцированного обучения использую групповую форму.  (6 слайд) Группы формируются по способу обученности, а также на основании индивидуальных особенностей, способностей, интересов.

       Так, к группе с высоким уровнем обучаемости (18%) относятся обучающиеся, которые свободно усваивают изучаемый материал, выделяют существенное, закономерное, в частном видят общее, способны самостоятельно развивать раскрытые на уроке положения, легко переносят знания в новые ситуации, достигают высокого уровня знаний за самое короткое время.

      Ученики среднего уровня обучаемости (56%)  усваивают учебный материал после тренировочной работы, выделяют существенное, закономерное не сразу, а после выполнения определённых тренировочных упражнений умеют увидеть в частном общее; овладев знаниями, осуществляют параллельный перенос в новые условия; для усвоения знаний требуется более длительное время по сравнению с учащимися высокого уровня обучаемости.

       Обучающиеся низкого уровня обучаемости (26%)  усваивают материал после многократных упражнений и не всегда в полном объёме, затрудняются в выделении существенного, закономерного после общей тренировочной работы со всем классом, выполняют задания репродуктивного характера; овладевают знаниями за более длительное время, чем предыдущая группа обучающихся.

 Наибольших усилий требует работа со школьниками третьей группы..

         Любой ученик  имеет возможность перейти из одной группы в другую, если он достиг определённых успехов на своём уровне. А ученик, который имеет пробелы в знаниях и не справляется с темпом продвижения при изучении программного материала, требует к себе повышенного внимания и других форм работы. (7 слайд)  Дифференциацию можно проводить по-разному:

* по содержанию задания;

* по форме организации работы на уроке;

* по способу педагогической поддержки;

* по способу восприятия информации;

* по индивидуально-психологическим признакам.

    (8 слайд) Условия для осуществления дифференцированного подхода:

1. Знание индивидуальных и типологических особенностей отдельных обучающихся и групп обучающихся.

2. Умение анализировать учебный материал, выявлять возможные трудности, с которыми встретятся разные группы обучающихся.

3. Составление развёрнутого плана урока, включая вопросы разным группам отдельным обучающимся.

4. Умение "спрограммировать" обучение разных групп обучающихся (а в идеале - каждого ученика).

5. Осуществление оперативной обратной связи.

6. Соблюдение педагогического такта.

        Дифференцированный подход возможно осуществлять на различных этапах урока. На этапе введения нового понятия учителю лучше работать со всем классом, а после того, как выполнено несколько упражнений, переходить к дифференцированной самостоятельной работе. Содержание контрольных работ должно предоставлять обучающимся возможность показать то, что они знают, а не то, чего они не знают. Дифференцированный подход в данном случае является средством поддержания у ребенка веры в свои возможности, а оценка должна отражать истинный уровень знаний обучающихся.

        Систематическое соблюдение индивидуального и дифференцированного подхода к обучающимся позволяет добиться повышения качества знаний детей, уровня их умений и навыков.

      Применение разноуровневых заданий помогает поддержать интерес к изучению учебных предметов. Но их использование, ни в какой мере не должно вести к расслоению детского общества по уровню способностей.

        При дифференцированном подходе к детям значительно повышается уровень усвоения знаний, достигаются определенные положительные успехи в работе. У всех обучающихся появляется уверенность в своих силах, они не испытывают затруднений при решении новых задач, в которых встречаются новые незнакомые ситуации. Все это способствует активизации мыслительной деятельности обучающихся, при этом возникает положительная мотивация в процессе учения.

        Доступность задания укрепляет веру ребенка в свои силы, ставит его в ситуацию успеха, поддерживает познавательный интерес.

        В условиях осуществления дифференцированного обучения домашняя работа является органическим продолжением классной работы и осуществляет адресную функцию. Разноуровневое домашнее задание способствует выработке самоконтроля, ответственности, трудолюбия и других личностных качеств, которые в свою очередь влияют и на формирование познавательных качеств ученика.

          Итак, разработка дифференцированных заданий как на уроке, так и дома основана на систематическом изучении трудностей, которые испытывают обучающиеся в усвоении материала, изучении пробелов в их знаниях, глубоком анализе их текущих самостоятельных работ, четкой классификации ошибок. Непременно должны учитываться и недостатки в развитии отдельных учеников: неустойчивое внимание, замедленный темп работы, уровень развития речи и другие. Главное в этой работе - систематическое наблюдение за учебной деятельностью обучающихся, за их здоровьем.

         (9 слайд) Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированный подход в обучении

В документе представлена система работы по организации дифференцированнного подхода в обучении младших школьников....

Методическая разработка "Дифференцированный подход в обучении окружающему миру"

В данной методической разработке предлагаются дифференцированные задания по при­родоведению для I—IVгрупп...

Выступление по теме «Дифференцированный подход в обучении – одно из средств реализации индивидуального подхода к детям»

Выступление на заседании МО учителей начальных классов. Каждый школьник, обучаясь в общеобразовательной школе, имеет право на самореализацию и, соответственно, на максимальное раскрытие своей инд...

Статья "Нетрадиционные методы обучения. Дифференцированный подход в обучении"

Использование нетрадиционных методов обучения и дифференцированного подхода....

« Деятельностный и дифференцированный подход при обучении детей с ОВЗ в условиях разноуровневого обучения»

Совершенствование качества  обучения и воспитания в школе напрямую зависит  от уровня подготовки педагогов. Этот уровень должен постоянно расти и немалую роль здесь играет самообразован...